Финансовая стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:43, реферат

Описание работы

Финансовая стратегия – представляет собой долговременный курс целенаправленного управления финансами для достижения общеорганизационных стратегических целей. Процесс разработки финансовой стратегии определяет необходимость формирования специфических финансовых целей долгосрочного развития предприятия. Цели финансового развития предприятия должны обеспечивать реализацию миссии и целей корпоративной его стратегии, с одной стороны, и поддерживать цели других функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц, с другой.

Работа содержит 1 файл

Финансовая стратегия предприятия.docx

— 48.36 Кб (Скачать)
  • акционерного (уставного) капитала (ресурсов, получаемых на относительно неопределенный срок с условием выплаты вознаграждения инвестору в виде дивидендов);
  • ссудного капитала (ресурсов, получаемых у специализированных кредитно-финансовых институтов на основе срочности, возвратности и платности);
  • кредиторской задолженности (ресурсов, получаемых у партнеров по бизнесу и государства в виде отсрочек по платежам и авансов);
  • реинвестируемой прибыли и фондов (ресурсов, получаемых в результате успешной коммерческой деятельности самого хозяйствующего общества, амортизационных отчислений).

     Хозяйствующий субъект для привлечения ресурсов выходит на рынок ссудных капиталов, на котором происходит кругооборот  предлагаемых к размещению ресурсов. Поскольку объем предлагаемых ресурсов существенно меньше чем объем спроса на них, неизбежно возникает конкурентная борьба за наиболее дешевые ресурсы. Потенциальные вкладчики сравнивают потенциальные объекты вложения средств, изучают их инвестиционную привлекательность и т. д.

     Таким образом, инвестиционная привлекательность  хозяйствующего субъекта – совокупность характеристик, позволяющая инвестору  оценить насколько тот или  иной объект инвестиций привлекательнее  других.

     В результате перед предприятием возникает  задача улучшения своей инвестиционной привлекательности как в краткосрочном так и в долгосрочном периоде. В этой связи, руководству хозяйствующего субъекта необходимо сформировать кредитную стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности. 

     
     
     
     
     
     
     
     
     

Рис. 12. Система анализа финансового  потенциала

субъектов финансовой системы 

     С другой стороны в непосредственной связи с первой задачей перед  обществом неизменно возникает  вторая – задача распределения полученных ресурсов (инвестирования). Заметим, что  инвестиции делятся на [10]:

  • реальные (ресурсы направляются в производственные процессы);
  • финансовые (ресурсы направляются на приобретение финансовых инструментов: эмиссионных и производных ценных бумаг, объектов тезаврации, банковских депозитов);
  • интеллектуальные инвестиции (подготовка специалистов на курсах, передача опыта, вложения в разработку технологий).

     Для оценки инвестиционных возможностей необходимо исследовать кредитоспособность, которая  представляет собой совокупность характеристик, позволяющих оценить его инвестиционный потенциал.

     Инвестиционную  привлекательность и кредитоспособность предприятия можно представить  как основные составляющие его финансового  потенциала (рис. 12) [9, 20].

     Поскольку объем инвестиционных ресурсов предприятия  ограничен, а потенциальные объекты  инвестиций обладают различной инвестиционной привлекательностью, обществу необходимо оптимально распределять свои инвестиционные ресурсы. В этой связи возникает  необходимость формирования инвестиционной стратегии предприятия.

     В совокупности инвестиционная стратегия  и кредитная стратегия составляют финансовую стратегию предприятия (рис. 13) [15].

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 13. Финансовая стратегия предприятия

     Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии предприятия и достижение его целей [24].

     Поскольку предприятие представляет собой  совокупность различных бизнес-процессов, выполняющих различные функции  в рамках предприятия, представляется целесообразным структурировать подразделения  по целям и задачам, выполняемым  ими в рамках группы [33].

     На  основании такого распределения  функций разработка финансовой стратегии  основывается на совокупности финансовых функций подразделений корпорации (рис. 14). 

       
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 14. Финансовые функции подразделений  предприятия 

     Разработки  стратегии включает осуществление  нескольких этапов [3, 19]:

     1. Оценка долгосрочных перспектив.

     2. Прогноз развития.

     3. Осознание цели.

     4. Анализ сильных и слабых сторон.

     5. Обобщение стратегических альтернатив.

     6. Разработка критериев оптимизации.

     7. Выбор оптимальной стратегии.

     8. Планирование мероприятий.

     После выработки общей финансовой стратегии  предприятия специальные подразделения  в соответствии с выработанной стратегией предприятия, а также в соответствии с состоянием финансового рынка  разрабатывают инвестиционную и  кредитную стратегии. Такой подход позволяет, с одной стороны, "директировать" деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности предприятия в единое русло (директриссу или вектор) в соответствии с миссией предприятия, а с другой стороны – гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту предприятия планировать развитие прочих направлений деятельности.

     Таким образом, финансовая стратегия предприятия  необходима не только руководству, но и всем сотрудникам предприятия  для наилучшего выполнения ими своих  обязанностей. Финансовая стратегия  разрабатывается с использованием основных инструментов. Рассмотрим основные направления разработки финансовой стратегии предприятия и наиболее эффективные инструменты, используемые в этом процессе.

Инструменты разработки финансовой стратегии предприятия

     Финансовая  активность предприятия определяется, прежде всего, объемами средств, которые  оно может привлечь. Однако привлечение  средств – не самоцель. Объемы привлекаемых средств зависят не только от состояния  рынка, но и от инвестиционных потребностей предприятия. В этой связи, выделяются такие понятия как:

  • инвестиционные ресурсы предприятия – это средства, которые имеются в распоряжении предприятия, то есть располагаемые ресурсы, полученные из всех источников предприятия;
  • инвестиционный потенциал предприятия – ресурсы, которые оно может мобилизовать на финансовом рынке;
  • инвестиционные потребности – объем средств, необходимый всем подразделениям предприятия для осуществления комплексной инвестиционной программы;
  • инвестиционная программа – разработанная в рамках финансовой стратегии предприятия программа, включающая направления, сроки и объемы инвестиций по всем проектам;
  • потребность предприятия в инвестиционных ресурсах – разность между инвестиционными потребностями и инвестиционными ресурсами предприятия.

     То  есть:

,

     где

     ПРК – потребность в инвестиционных ресурсах;

     SИП – инвестиционный потенциал всех подразделений предприятия;

     SИР – инвестиционные ресурсы всех подразделений предприятия;

     I = 1, …, N; N – число подразделений,  имеющих инвестиционные потребности;

     J = 1, …, M; M – число подразделений  предприятия, имеющих свободные  инвестиционные ресурсы.

     Если:

,

     то  ситуация для осуществления инвестиционной программы благоприятна, и сумма  равная:

,

     может рассматриваться в виде мобильного резерва или страхового запаса (СЗ) предприятия.

     Таким образом, одним из основных факторов при разработке финансовой стратегии  предприятия является определение  основных инвестиционных потребностей, на основе которых определяется потребность  в ресурсах и, соответственно, разрабатывается  кредитная стратегия предприятия.

Информация о работе Финансовая стратегия предприятия