Финансовая стратегия предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 09:43, реферат

Описание работы

Финансовая стратегия – представляет собой долговременный курс целенаправленного управления финансами для достижения общеорганизационных стратегических целей. Процесс разработки финансовой стратегии определяет необходимость формирования специфических финансовых целей долгосрочного развития предприятия. Цели финансового развития предприятия должны обеспечивать реализацию миссии и целей корпоративной его стратегии, с одной стороны, и поддерживать цели других функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц, с другой.

Работа содержит 1 файл

Финансовая стратегия предприятия.docx

— 48.36 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛИАЛ  ТюмГУ В Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ 

ОТДЕЛЕНИЕ ДНЕВНОГО ОБУЧЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад

по финансовым вычислениям

На тему: «Финансовая стратегия предприятия». 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил (а):

                    Студентка 3 курса

                    Направление «Экономика» 
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Г. Новый  Уренгой

2010 г. 
 

Финансовая  стратегия – представляет собой  долговременный курс целенаправленного управления финансами для достижения общеорганизационных стратегических целей. Процесс разработки финансовой стратегии определяет необходимость формирования специфических финансовых целей долгосрочного развития предприятия. Цели финансового развития предприятия должны обеспечивать реализацию миссии и целей корпоративной его стратегии, с одной стороны, и поддерживать цели других функциональных стратегий и стратегий хозяйственных единиц, с другой.

Стратегические  цели финансовой деятельности предприятия представляют собой описанные в формализованном виде желаемые параметры его конечной стратегической финансовой позиции, позволяющие направлять эту деятельность в долгосрочной перспективе и оценивать её результаты.

Выделяют  три уровня стратегии предприятия: - корпоративная, деловая и функциональная, а также виды самой финансовой стратегии. Выбор того или иного вида финансовой стратегии, зависит от прогнозных расчетов, интуиции, опыта и здравого смысла руководителя, а также от факторов внешней и внутренней среды. Правильная оценка последних важна не только на первом этапе разработки стратегии, но и на последующих стадиях, так как применение отдельных элементов финансовой стратегии носит ситуационный характер: конкретные факторы, включая социально-экономические и политические, определяют выбор той или иной их комбинации в различных вариантах.

 
 
 
 
 
 
 

Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия. Например, взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования на год.

Оперативная финансовая стратегия - это стратегия  текущего маневрирования финансовыми ресурсами, т.е. стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности; разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает:

- валовые  доходы и поступления средств:  расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам;

- валовые  расходы: платежи поставщикам,  заработная плата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками.

Такой подход создает возможность предусмотреть  все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов или небольшое превышение доходов над расходами.

Оперативная финансовая стратегия разрабатывается  в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке времени.

Стратегия достижения частных целей заключается  в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Финансовая  стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и

ценовую политику, политику в области ценных бумаг и др.

Финансовая  стратегия необходима еще и потому, что обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия.

Финансовая  стратегия является мощным инструментом достижения приоритетных финансовых целей

предприятия. Степень эффективности реализации финансовой стратегии зависит от правильности ее разработки, полноты  учета и оценки факторов, влияющих на предприятие.

Место финансовой стратегии  в общей стратегии  предприятия

     Выработка стратегии развития предприятия  обеспечивает эффективное распределение  и использование всех ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий и на этой основе – устойчивое положение  предприятия на рынке в конкурентной среде.

     В этой связи, в первую очередь необходим  переход от реактивной формы управления (принятие управленческих решений как  реакции на текущие проблемы) к  управлению на основе анализа и прогнозов.

     Выработка стратегии предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов  развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа его сильных и слабых сторон (рис. 8) [4, 26].

    Поведение на рынке

     Формирование  стратегии поведения на рынке  включает определение следующих  параметров [18]:

  • регион или территория, на которую направлен сбыт, степень географической дифференциации сбыта;
  • доля рынка, которую предполагается занять;
  • группа потребителей, на которую направлен сбыт;
  • определение связи "продукт - рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом);
  • базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);
  • выбор вида стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.);
  • квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;
  • необходимость кооперации.
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 8. Процесс  выработки стратегии предприятия

    Внутренняя  структура предприятия

     В соответствии с выбранной стратегией рыночного поведения определяется взаимоувязанная система принципов  внутренней структуры предприятия, которая состоит из [14]:

  • снабженческо-сбытовой политики (выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания, мониторинге оперативной информации о рынке, переход на прямые поставки продукции, создание сбытовой сети);
  • производственно-технологической и инновационной политики (минимизация издержек производства, приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей, создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб, повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства, создание принципиально новых продуктов и производств);
  • ценовой политики (установление цен в рамках политики управления сбытом с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и наивысшего возможного уровня прибыльности операций);
  • кадровой политики и управления персоналом (формирование идеологии и принципов кадровой работы, планирование, привлечение, отбор и высвобождение персонала, организация работ и руководство персоналом, повышение квалификации и подготовка персонала, внедрение системы стимулирования его деятельности, развитие социального партнерства).
  • финансовой политики (стратегии), которая состоит из [31]:
  • кредитной стратегии (анализ и планирование денежных потоков, выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала), управление дебиторской и кредиторской задолженностью, разработка учетной и налоговой политики, контроль и управление издержками);
  • инвестиционной стратегии (определение общего объема инвестиций предприятия, способов рационального использования накоплений, сочетания различных направлений финансирования, размещение мобилизованных средств);

     Разрабатывается программа мер по снижению издержек, снижению энергоемкости, материалоемкости продукции, ее сертификации, решению  проблем экологии.

     Разрабатываются меры по обеспечению прозрачности финансового  состояния предприятия (на основе совершенствования  управленческого учета, перехода на международные стандарты бухгалтерского учета), а также меры по обеспечению  контроля за финансовыми потоками.

     Определение механизмов и направлений инвестирования, возможных источников привлеченных средств, кредитных ресурсов, гарантий (в том числе за счет средств  и механизмов Бюджета развития).

     Разработка  стратегии вывода ценных бумаг предприятия  на фондовый рынок с определением издержек использования различных  фондовых инструментов (определение  вида ценных бумаг (акции, векселя, облигации), выбор первичного дилера ценных бумаг  или портфельного инвестора и  согласование с ним условий продажи  и торговой площадки для первичных  торгов, сопутствующей рекламной  кампании и т.д.).

     Подготовка  предложений по продаже, сдаче в  аренду и залогу части активов, ликвидации или консервации отдельных мощностей  и объектов (в том числе нерентабельных, мобилизационных) [5].

    Организационно-управленческая структура

     В соответствии с основными направлениями  деятельности и избранной стратегией рекомендуется изменить организационно-управленческую структуру предприятия с учетом следующих принципов:

  • обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка;
  • обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений;
  • организацию и выполнение каждой функции, реализуемой предприятиями, предлагается закрепить за каким-либо его структурным подразделением, причем дублирование выполнения одних и тех же функций указанными подразделениями недопустимо;
  • ответственность за организацию и выполнение функции, реализуемой предприятием, целесообразно персонифицировать.

     Вышеуказанные изменения предлагается закрепить  в положении об организационной  структуре, определяющем:

  • основные направления деятельности предприятия;
  • основные функции управления предприятия (маркетинг, организация производства, финансы, экономика, бухгалтерский учет, персонал, информационная служба);
  • обслуживающие функции деятельности предприятия;
  • определение типа структуры (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, комбинированная);
  • организационные звенья предприятия и закрепляемые за ними функции по осуществлению направлений деятельности с определением порядка работы по их выполнению (права, обязанности, сроки, меры поощрения и наказания);
  • выделение самостоятельных подразделений (вспомогательных, обслуживающих), формирование центров прибыли;
  • определение порядка контроля соответствия организационной структуры направлениям деятельности предприятия и персонификация ответственности за выполнение указанной функции контроля.

    Организация единой финансовой, инвестиционной и  кредитной деятельности

     Развитие  любого предприятия сегодня напрямую зависит от правильно организованной финансовой деятельности и в ее рамках кредитной и инвестиционной деятельности. Поскольку реструктуризация предприятий  и создание самоуправляемых структур приводит к взаимодействию большого количества юридических лиц, руководство  предприятия должно "спроектировать" принципы финансовой и инвестиционной и кредитной стратегии на основе следующих крупных целей [42]:

  • консолидация структурных подразделений предприятия в отношении налогов;
  • создание дополнительных производственных мощностей в результате слияния подразделений;
  • проникновение через посредничество предприятия в производство и сбыт различных товаров;
  • проведение единой политики и осуществление единого контроля за соблюдением общих интересов предприятия;
  • ускорение процесса диверсификации;
  • организация внутренних инвестиционных потоков;
  • централизация участия в капитале других предприятий и др.

     Кредитная стратегия предприятия должна быть ориентирована, прежде всего, на оптимизацию  мобилизуемых ресурсов за счет привлечения  капиталов путем выпуска и  работы с ценными бумагами, активного  взаимодействия с зарубежными фондами  и организациями, использования  оффшорных и свободных экономических  зон, аккумулирования средств работников предприятия в негосударственных  пенсионных фондах, страховых компаниях, в депозитах банков и финансовых компаний, а также в капитале самого предприятия. Таким образом, успешная финансовая деятельность предприятия обусловлена как своевременными и правильными решениями высшего менеджмента в текущей работе, так и в вопросах стратегии, которая должна разрабатываться не только на основе внутренних условий предприятия, но и с учетом влияния существующей финансовой системы, сложившейся в России на данном этапе.

    Финансовая  стратегия предприятия

     В рамках финансовой деятельности любого хозяйствующего субъекта1 непременно возникают две равноважные задачи:

     1. Задача привлечения ресурсов  для осуществления хозяйственной  деятельности. При этом необходимо  учитывать, что привлекаемые ресурсы  состоят из [37, 39]:

Информация о работе Финансовая стратегия предприятия