Финансовая система: ее элементы и принципы построения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:47, реферат

Описание работы

Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. При этом, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
- недостаточные темпы развития экономики
- диспропорции развития экономической системы
- отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках

Работа содержит 1 файл

Финансовая система.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

третий уровень –  местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень  бюджетной системы РФ. Федеральный  бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политик доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и  расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов Федерации – во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

  1. пенсионный фонд Российской Федерации;
  2. фонд социального страхования Российской Федерации;
  3. федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  4. государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Следовательно, целевые  федеральные бюджетные фонды, средства которых консолидируются в федеральном бюджете это:

  1. федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
  2. федеральный экологический фонд Российской Федерации;
  3. государственный фонд борьбы с преступностью;
  4. фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  5. фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
  6. фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
  7. фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
  8. федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации;

Новым законодательством они не включаются в состав государственных внебюджетных фондов. Причина состоит в том, что в настоящее время средства большинства целевых фондов консолидируются в бюджет и сами фонды утрачивают самостоятельность.

Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

Принципы построения финансовой системы могут быть различными. Для финансовых систем современных развитых стран характерен принцип фискального федерализма, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями системы.  
 
Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет, а в федеративных государствах бюджеты членов федерации (земель, штатов) не включаются в федеральный бюджет.  
 
В настоящее время и Россия, и большинство стран СНГ перешли к построению своих финансовых систем на принципе фискального федерализма, то есть принципе разделения полномочий

между федеральными и  региональными властями в 

финансовой сфере, основанный на главенстве федерации.

 
 
Изменение принципа построения их финансовых систем предполагает:

  • экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней в государстве
  • взаимодействие между бюджетами различных уровней внутри государства осуществляется по совместному соглашению;
  • укрепление доходной части местных бюджетов;
  • для общих республиканских, межрегиональных программ и мероприятий создаются целевые бюджетные фонды;
  • определяется передача финансовых ресурсов в специальные фонды СНГ на договорной основе.

 
Итак, финансовая система воспроизводит все процессы по перераспределению общественного продукта и национального дохода. Поэтому она служит и одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики. Такая форма регулирования со стороны государства носит название финансовой политики. Государство осуществляет мероприятия по привлечению финансовых ресурсов, их распределению и перераспределению, использованию для своих функций на основе финансового законодательства страны.

Задачи финансовой политики:

1)  Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов.

2)  Установление рационального распределение и использования финансовых ресурсов.

3)  Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов.

4)  Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися стратегическими целями и задачами государства.

5)  Создание эффективной системы управления финансами. [4]

Можно выделить следующие приоритеты финансовой политики:

1)  Снижение социальной напряженности.

2)  Оздоровление государственных финансов.

3)  Восстановление нормального функционирования банковской сферы.

4)  Достижение сбалансированности товарных и денежных потоков.

5)  Повышение финансово-экономической самостоятельности и ответственности регионов в рамках единого федеративного государства, создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере.

6)  Искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

 

 

Надежная финансовая  система  является стержнем в  развитии  и  успешном  функционирования  рыночной  экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности  экономики  в  целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения  общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя  структурный переход  от  в   основном  централизованно   планируемой  и   контролируемой экономики  к  экономике,  функционирующей   в   соответствии   с   рыночными принципами, включает  в  себя  многие  элементы, самое  важное  -  создать

надежную финансовую систему. После того,  как создана  надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно  первичный  и вторичный  рынки национальных государственных ценных бумаг.


Информация о работе Финансовая система: ее элементы и принципы построения