Финансовая политика С.Ю. Витте

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в комплексном анализе реформаторской деятельности С.Ю. Витте, проводимой им финансовой политике и денежной реформе. Поставленная цель уточняется более конкретными задачами:
- проанализировать факторы, повлиявшие на формирование личности С.Ю. Витте;
- выявить условия и причины инфляции и нестабильности государственного бюджета в 60-80-х годах;
- охарактеризовать реформаторскую деятельность С.Ю. Витте в области финансов и денежного хозяйства;
- проанализировать денежную реформу 1895—1897 годов и ее результаты;
- показать значение деятельности Витте для экономики страны.

Содержание

Введение 3
1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА С.Ю. ВИТТЕ 5
1.1. Основные направления финансовой политики 5
1.2. Винная монополия 8
2. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА С.Ю. ВИТТЕ 10
2.1. Основные вехи истории денежного обращения в России 10
2.2. Механизм проведения денежной реформы С.Ю. Витте 11
2.3. Значение денежной реформы С.Ю. Витте 13
Заключение 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ Список 18

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика С.Ю. Витте.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

       В 80-х годах XIX в. была предпринята попытка  стабилизировать рубль. С этой целью  указ 1881 г. предусматривал постепенное  погашение долга казны Государственному банку и сокращение количества кредитных  билетов в обращении. Министр финансов Бунге, выдвинувший проект постепенного повышения курса рубля и восстановления размена кредитных билетов на золото и серебро, стал проводить дефляционную политику: часть кредитных билетов была изъята из обращения и уничтожена. Однако попытки стабилизировать рубль потерпели крах. В это время не было еще объективных экономических предпосылок для стабилизации валюты: государственный бюджет сводился с большим дефицитом, платежный баланс был пассивным, а золотой запас - незначительным. Необходимо отметить, что длительное существование в России неразменных бумажных денег определялось не только расстройством государственных финансов, но также и прямой заинтересованностью помещиков в инфляции. 

       2.2. Механизм проведения  денежной реформы  С.Ю. Витте 

       В последние десятилетия XIX в. рост капитализма в России сделал необходимым переход от обесцененных бумажных денег к устойчивой золотой валюте. Развивавшиеся в это время быстрыми темпами промышленность и торговля требовали прочной валюты. В это время «на сцене» появляется С.Ю. Витте и со свойственной ему решительностью и последовательностью доводит до конца реформы, которые осознавалась предшественниками С.Ю. Витте по Министерству - Н.X. Бунге и И.А. Вышнеградским, которые предпринимали некоторые подготовительные меры для ее осуществления, стабилизируя финансы и накапливая золотой запас.

     Началу  денежной реформы предшествовал  ряд актов, призванных сократить  объем спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию. «13 июня 1893 г. банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе. Частные кредитные банки, во избежание спекуляции с их стороны на курсе рубля, были строго предупреждены о том, что подобная спекуляция и содействие ей поведут к лишению их правительственной поддержки и даже права производить коммерческие операции»5. Лица, виновные в заключении подобных сделок, подлежали штрафу в размере 5-10% от суммы сделки.

     Установлены были надзор за банками, а также контроль и пошлины на вывоз из страны и ввоз в нее российских денег. С русской биржи были удалены агенты иностранных банков. Была введена "статистическая" (1 коп. на 100 руб.) пошлина на ввоз и вывоз кредитных билетов. За тайный ввоз или вывоз, то есть без уплаты пошлины, предусматривался штраф в размере 25% с контрабандной суммы. На Берлинской бирже, игравшей важную роль в спекуляции с российскими рублями, в 1894 г. была произведена массовая (на 30 млн. руб.) скупка кредитных билетов по низкому курсу. При расчетах же их пришлось погашать по более высокому курсу, что было весьма выгодно России.

       Чтобы реформа для общества не была шокирующей, было позволено до официального решения  о реформе производить финансовые операции с использованием золотого обращения при курсе 5 золотых рублей за 7,5 кредитных рублей.

       Лишь  после таких подготовительных мер  Витте в 1896 г. официально поставил вопрос о денежной реформе в высших инстанциях.

       Реформа, предполагавшая девальвацию на 1/3 кредитного рубля, затрагивала интересы широких  слоев населения, но прежде всего интересы аграриев, экспортировавших зерно. Она подверглась резкой критике со стороны правой печати и Государственного совета. Автор реформы обвинялся в злостном намерении поставить государство на грань финансового банкротства. «Возможность реформы допускалась критиками С.Ю. Витте лишь при условии обмена кредитного рубля на золотой в соотношении один к одному. Высказывалось также опасение, что золото в результате реформы осядет у населения в или хуже того - окажется за границей»6.

       Денежная  реформа была принята к исполнению указом царя, который был издан в 1897 г. в определенной мере чрезвычайным путем, без соблюдения тогдашнего законодательного порядка, минуя Государственный совет.

       Реформа понижала золотое содержание рубля  на одну треть. Кредитный рубль приравнивался к 66 ⅔ копеек золотом. На ⅓ уменьшался вес золотого рубля. Существовавшие до реформы 10-рублевые золотые монеты превращались в 15-рублевые империалы, а 5-рублевые - в 7,5-рублевые полуимпериалы. Впоследствии в обращение вновь были выпущены 10-рублевые и 5-рублевые золотые монеты, но с соответственно пониженным весом. Поскольку осуществленная реформой девальвация носила скрытый характер, то сама реформа была реализована сравнительно безболезненно, не вызвав обычного после девальвации существенного изменения товарных цен.

       Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. рублей кредитные билеты обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. рублей - полностью.

       Все обязательства по правительственным  и частным займам, заключенные  в металлических рублях до этого  закона, остались неизменными, то есть подлежали оплате новыми рублями  в полуторном размере.

     В результате подготовительных мер денежная реформа проводилась по фактически сложившемуся на рынке до ее начала соотношению между казначейскими билетами и их золотым содержанием. Поэтому она была осуществлена без замены денежных знаков, без пересчета цен и обязательств. Происходивший при этом процесс перераспределения доходов между классами был не одномоментным, а длительным процессом, что позволило Витте написать: "Я совершил реформу так, что население России совсем и не заметило ее, как будто бы ничего, собственно, не изменилось". Подобный механизм осуществления денежной реформы получил высокую оценку в России и за рубежом. 

       2.3. Значение денежной реформы С.Ю. Витте 

       Денежная  реформа сыграла огромную роль в  экономическом росте России, ускорила развитие национальных производительных сил. В своих воспоминаниях сам С.Ю. Витте высоко оценил ее результаты и технику осуществления. «Одной из самых крупнейших реформ, - писал он, - которую мне пришлось сделать..., была денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими державами»7.

       Важным  условием успеха реформы явилось  привлечение к работе над ней  ведущих ученых и государственных  деятелей страны. Комиссия, созданная 6 октября 1895 г. "для разработки с юридической стороны вопроса о том, какою монетою согласно действующим законоположениям, русское правительство обязано оплачивать государственные кредитные билеты", включала преимущественно людей науки. В ее состав входили бывший профессор Киевского университета П. Цитович, профессор Петербургского университета И. Кауфман, доктор уголовного права Н. Неклюдов, автор трудов по гражданскому праву А. Боровиковский. Проект денежной реформы было поручено защищать получившим специальное образование работникам Министерства финансов А. Гурьеву и В. Касперову. Принцип золотого монометаллизма в "Вестнике финансов" официально защищал профессор Юрьевского университета А. Миклашевский. Запросы по поводу реформы делались как ученым, так и банкирам, представителям торговли и промышленности.

       Спорным является вопрос о привлечении в страну иностранного капитала и росте долговых обязательств России перед ее кредиторами. Здесь, думается, надо различать два момента. С одной стороны, прямое воздействие денежной реформы на подъем российской экономики и с другой - колоссальный прирост внешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японской войны (противником которой всегда был Витте). Кстати, как показали исследования, все неудачи денежных реформ в XIX в. были обусловлены войнами: Отечественная война 1812 г., крымская кампания, война с Турцией.

       Однако  при Витте Россия хотя и увеличила  свой долг, но уменьшила стоимость заимствования. Задолженность государства возросла с 4905 до 6679 миллионов рублей (на 1 января 1904 г.), то есть на 36%. Причем этому соответствовало увеличение государственного имущества (приобретение золотого фонда, железные дороги). Оплата же государственного долга потребовала в 1903 г. 292 миллиона рублей против 261 миллиона рублей, то есть возросла всего на 12%. Средний процент по государственным долгам снизился с 4,35 в 1892 г. до 3,96 в 1902 г. Процент по билетам государственного казначейства был понижен до 3. Путем конверсии, выкупа, обмена за десятилетие (1892-1901 гг.) было достигнуто при увеличении годовой задолженности на 125 миллионов рублей ежегодное сбережение на платеже процентов около 13,5 миллионов рублей и на платеже капитала - более 18 миллионов рублей.

       Успех денежной реформы Витте во многом связан с его политикой стабилизации бюджетной системы России. С.Ю. Витте, исходя из основ своих экономических воззрений, бюрократической бережливости он противопоставлял финансовую политику, направленную на всемерное содействие экономическим успехам и развитию производительных сил страны. Такая политика может дать наилучшие результаты и в отношении финансового хозяйства, возвышаясь вместе с народным благосостоянием, платежной силой населения и умножая источники государственных доходов.

 

Заключение 

       Большинство историков и финансистов связывают  значительные успехи экономических преобразований начала ХХ века с личностью С.Ю. Витте. Возглавляемое им в течение 11 лет Министерство финансов, не только успешно решало финансовые и кредитно-денежные проблемы, но и стало центром преобразований и экономических реформ.

       Размах  и природа деятельности Министерства финансов в те годы позволяют говорить о том, что по существу это было своего рода министерство экономики и, возможно, даже нечто большее. В руках министра финансов было управление торговлей и промышленностью, торговым мореплаванием и железнодорожным строительством, отчасти народным просвещением, коммерческим и аграрным кредитом.

       С.Ю. Витте был инициатором, участником и исполнителем многих экономических  мероприятий, направленных на укрепление экономики страны, основными из которых являлись:

     - денежная реформа, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля;

       - увеличения доходов государственного  бюджета;

       - последовательная промышленная политика государства, направленная на развитие национального производства;

       - привлечение крупных иностранных инвестиционных средств;

       - совершенствование работы Государственного банка и многое другое.

     В результате экономических реформ, проведенных  С.Ю. Витте, произошло не только укрепление рубля и значительное повышение доходности государственного бюджета, но и были созданы условия для бурного промышленного подъема. Политика ускоренного развития промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности и поощрения экспорта привела к увеличению промышленного производства за 90-е годы XIX в. в 2—3 раза. Россия по многим показателям приблизилась к индустриально развитым странам.

       В связи с вышесказанным, принципы, методы и подходы, которые использовал С.Ю. Витте для реализации преобразований в финансовой сфере государства, требуют анализа и тщательного изучения при принятии важных решений сегодняшним правительством Российской Федерации.  
 
 
 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Абалкин Л. Экономические воззрения и  государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. – 1999. – № 4. – С. 4 – 26.
  2. Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849 – 1911 гг. – М.: Мысль, 1991. – 708 с.
  3. История России XIX – начала XX века. Учебник для исторических факультетов университетов. Под ред. В.А. Федорова. – М.Издательство Зерцало, 1998. – 752с.
  1. История экономики.  Под ред. Кузнецовой О.Д. и Шапкина И.Н. -

    М.: ИНФРА-М, 2002. — 384 с. 

  1. Корелин А.П., Степанов С.А. С.Ю. Витте – финансист, политик, дипломат. - М.: Терра – Книжный клуб,1998. – 464с.
  1. Страгис Ю.П. История экономики. - М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 528 с. 
  1. Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. 1802 – 1917: Биобиблиографический справочник. 2-е изд., испр. и доп.  
    СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. –
    С. 85-91
  1. Щербина Л.В. История экономики. Конспект лекций.- М.: Эксмо, 2008. — 160 с. 
  1. Юдина Т. О взглядах и деятельности С.Ю. Витте // Российский экономический журнал. – 1998. - № 2. – С. 109 - 112.

Информация о работе Финансовая политика С.Ю. Витте