Финансовая политика С.Ю. Витте

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 13:51, контрольная работа

Описание работы

Цель работы заключается в комплексном анализе реформаторской деятельности С.Ю. Витте, проводимой им финансовой политике и денежной реформе. Поставленная цель уточняется более конкретными задачами:
- проанализировать факторы, повлиявшие на формирование личности С.Ю. Витте;
- выявить условия и причины инфляции и нестабильности государственного бюджета в 60-80-х годах;
- охарактеризовать реформаторскую деятельность С.Ю. Витте в области финансов и денежного хозяйства;
- проанализировать денежную реформу 1895—1897 годов и ее результаты;
- показать значение деятельности Витте для экономики страны.

Содержание

Введение 3
1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА С.Ю. ВИТТЕ 5
1.1. Основные направления финансовой политики 5
1.2. Винная монополия 8
2. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА С.Ю. ВИТТЕ 10
2.1. Основные вехи истории денежного обращения в России 10
2.2. Механизм проведения денежной реформы С.Ю. Витте 11
2.3. Значение денежной реформы С.Ю. Витте 13
Заключение 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ Список 18

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика С.Ю. Витте.doc

— 111.00 Кб (Скачать)
 

ФИНАНСОВАЯ  ПОЛИТИКА С.Ю. ВИТТЕ 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА С.Ю. ВИТТЕ 5
      1.1. Основные направления финансовой политики 5
      1.2. Винная монополия 8
2. ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА С.Ю. ВИТТЕ 10
      2.1. Основные вехи истории денежного обращения в России 10
      2.2. Механизм проведения денежной реформы С.Ю. Витте 11
     2.3. Значение денежной реформы С.Ю. Витте 13
Заключение 16
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ Список 18
 

 

     ВВЕДЕНИЕ 

       Исторически принято рассматривать развитие государства и общества сквозь призму деятельности личностей, внесших наибольший вклад в преобразования в различных областях. Одной из выдающихся фигур в экономической, социальной и политической жизни страны конца ХIХ – начала ХХ вв. является Сергей Юльевич Витте. Известный политический деятель и финансист, он начал свой карьерный рост в системе государственной власти с должности Главы Министерства путей сообщения, затем став министром финансов, председателем комитета министров, главой Совета министров, членом Государственного совета, он занимался разработкой и проведением нового курса экономической политики страны и провел первые глубокие реформы политического строя самодержавной России.

       Наиболее  известными и значимыми для России явилась финансовая политика С.Ю. Витте  и денежная реформа, проведенная  им с 1895 по 1897 год.

      Выбранная тема представляется актуальной, так как отечественная экономическая политика в конце ХIХ – начале ХХ вв. была довольно успешной и привела к положительным сдвигам в экономике, стабилизации государственного бюджета и укреплению рубля. Известно, что большевики в период новой экономической политики использовали некоторые принципы реформ, предложенные С.Ю. Витте, в частности, достижение конвертируемости рубля, привлечение иностранных займов и прямых инвестиций. Проводимые в нашей стране экономические реформы должны опираться на изучение такого опыта, стратегий и результатов экономической политики.

       Цель работы заключается в комплексном анализе реформаторской деятельности С.Ю. Витте, проводимой им финансовой политике и денежной реформе. Поставленная цель уточняется более конкретными задачами:

      - проанализировать факторы, повлиявшие  на формирование личности С.Ю.  Витте;

      - выявить условия и причины  инфляции и нестабильности государственного бюджета в 60-80-х годах;

      - охарактеризовать реформаторскую деятельность С.Ю. Витте в области финансов и денежного хозяйства;

      - проанализировать денежную реформу  1895—1897 годов и ее результаты;

       - показать значение деятельности  Витте для экономики страны.

 

      1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА С.Ю. ВИТТЕ

     1.1. Основные направления финансовой политики 

       С.Ю.Витте  возглавил финансовое ведомство  в кризисное для государства  время, когда финансы и экономика  были серьезно подорваны невиданным по своим масштабам голодом 1891-1892 гг., инфляцией.

       Министр финансов С.Ю. Витте продолжил традиции своих предшественников: М.X. Рейтерна, Н.X. Бунге, И.А. Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. С. Ю. Витте удалось убедить Николая II в необходимости последовательной экономической программы развития промышленности, индустриализации экономики. Поэтому «все действия С. Ю. Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логичный характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими шагами»1. В этом смысле реформа, проведенная С.Ю. Витте, может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и пропагандировать как один из ярких опытов в истории мировой экономики.

       Реформа С.Ю. Витте включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в России в 90-х годах XIX в.

       Первый  шаг состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа С. Ю. Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.

       Вторым  шагом преобразований была последовательная промышленная политика государства. С.Ю. Витте отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства для того, чтобы страна превратилась в индустриальную, развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы С.Ю. Витте.

       Третий  шаг заключался в том, что С.Ю. Витте сумел привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы - кредиты, заемные средства — не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х годов вырос почти в три раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25 %.

       «Политика С.Ю. Витте сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33 %, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины на экспорт, разрешение иностранным компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы»2.

       Четвертый шаг позволил С. Ю. Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. С.Ю. Витте удачно определил точку экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой — требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народнохозяйственный комплекс отдаленные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.

       В начале ноября 1892 г. С. Ю. Витте представил Александру III доклад "О способах сооружения Сибирского железнодорожного пути". Обоснование этого строительства он связывал с освоением огромной территории, развитием экономических связей европейской части России с Сибирью, а также с развитием всемирной торговли. Речь шла о рынке с почти полумиллиардным населением (Китай, Япония, Корея) и полумиллиардным (в рублях) оборотом международной торговли. Подписание соглашения с Китаем о строительстве железнодорожной линии было крупным успехом С.Ю. Витте.

       Развитие  отечественной промышленности и  необходимое для этого развернутое  строительство железных дорог С.Ю. Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов.

       Строительство железной дороги не только расширяло экономические возможности России на Дальнем Востоке, но и обеспечивало такие экономические выгоды и преимущества, как «снижение на треть китайских таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары, свободу установления железнодорожных тарифов и др»3.

       Министр финансов С. Ю. Витте был поставлен  перед фактом наличия больших запасов золота, которые не могли быть пущены в обращение. В то же время Государственный банк должен был поддерживать коммерческие обороты в стране (для чего пришлось разрешить новый выпуск кредитных билетов), а казначейству было необходимо осуществить ряд платежей из бюджета, поэтому был проведен новый внутренний заем в кредитной валюте. Тем самым С.Ю. Витте снискал себе несправедливую славу сторонника безграничных выпусков бумажных денег. Но ничего другого в этот момент он предпринять не мог. К тому времени еще не был упрочен курс рубля, что служило основой для спекуляции. Не был решен вопрос о том, золото, серебро или оба металла сделать разменными на кредитный рубль.

       В конце 1894 г. вопрос о ликвидации долга государства (казны) банку по кредитным билетам временных выпусков 1877—1878 гг. был решен полностью, хотя и в последующие годы для внутренних целей приходилось использовать эмиссию. С января 1881 г. по 1 января 1897 г. долг казны банку уменьшился с 962 до 621,3 миллионов рублей.

       При С.Ю. Витте происходило дальнейшее совершенствование работы Государственного банка, который, с одной стороны, играл роль местного операционного учреждения для Петербурга и его района, а с другой — должен был осуществлять банковское дело всей страны.

       В 1893 г. министр финансов С.Ю. Витте поставил вопрос об освобождении Государственного банка от выполнения текущих дел и операций города Петербурга. 

       1.2. Винная монополия 

       Важным  вкладом в стабилизацию бюджета и русской валюты является введенная по инициативе С.Ю. Витте монополия государства на производство спиртных напитков и торговлю ими. Она существовала и ранее, наряду с винными откупами (системой взимания казной дохода от реализации алкогольных напитков), однако окончательно была утверждена в конце 19 в.

       С. Ю. Витте ввел монополию вначале в 4 губерниях (Пермской, Оренбургской, Уфимской, Самарской), в последующие годы она была распространена на всю страну. Установление винной монополии было продиктовано интересами государственной казны и винокуров-помещиков. С введением винной монополии доходы кабатчиков и откупщиков перешли в руки правительства. С помощью винной монополии государство получало возможность повышать питейные доходы не только распространением ее на новые районы и за счет увеличения продажи крепких напитков, но и повышением цен на эти напитки.

       Фискальное  значение винной монополии в дореволюционной  России было исключительно велико: за период «с 1897 по 1914 гг. доходы от винной монополии увеличились с 52 до 824 миллионов рублей, эти доходы составили главную статью доходов бюджета и в 1913 г. были почти в три раза больше, чем все прямые налоги»4. В связи с этим государственный бюджет не без оснований называли «пьяным бюджетом». Вопреки заверениям властей, введение монополии не способствовало уменьшению пьянства и повышению нравственности народа. Наоборот, увеличивалась тайная продажа вина, а главное - появилась целая армия новых чиновников, ведавших монополией, что часто приводило к произволу и коррупции.

       Винная  монополия являлась самой эффективной, но не единственной мерой для пополнения казны и косвенного обложения народа. Существенное значение имело также повышение акцизов, а, следовательно, и розничных цен на товары повседневного массового потребления: спички, табак, керосин, сахар, чай и др. На целый ряд таких товаров акцизы повышались неоднократно.

       В отличие от налоговой политики Н.X. Бунге, С.Ю. Витте в основном использовал налоги для мобилизации и концентрации капиталов при проведении индустриализации. Государство не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Доходы от железных дорог постепенно вытеснили таможенные пошлины и питейный акциз.

     Экономические аспекты превалировали в финансовой политике государства. 

 

2. Денежная реформа

2.1. Краткая история денежного обращения в России 

       Древнейшими денежными товарами в России, как  и во многих других странах, являлись скот и меха. Однако еще в Киевской Руси совершился переход от этих первобытных  видов денег к металлическим  деньгам, с тех пор история  денежного обращения России претерпела множество изменений: смену гривны рублем, медный бунт, появление первых бумажных денег – ассигнаций, денежную реформу 1839 года, провозгласившую основой денежной системы серебро и предусматривающую обмен ассигнаций, находившихся к тому времени в обращении, государственными кредитными билетами. Со времени денежной реформы 1839-1843 гг. и до Крымской войны 1853-1856 гг. в России существовала устойчивая валюта в форме серебряного монометаллизма. Однако во время Крымской войны размен кредитных билетов был прекращен, и началась новая инфляция, связанная, прежде всего, с тем,  что эмиссия кредитных билетов Государственного банка долгое время использовалась для финансирования военных расходов царского правительства. Кредитные билеты только по своему наименованию являлись кредитными деньгами, фактически же они представляли собой неразменные бумажные деньги, выпускавшиеся не в порядке учета коммерческих векселей, а в порядке предоставления Государственным банком ссуд правительству. Избыточная эмиссия этих бумажных денег привела к их обесценению.

Информация о работе Финансовая политика С.Ю. Витте