Финансирование социально-культурной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в определении привлеченных источников финансирования социально-культурной сферы
Исходя, из этого определены основные задачи работы:
- изучение форм частного финансирования социально-культурной сферы
- определить роль общественно-добровольного финансирования учреждений культуры и искусства

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Формы частного финансирования социально-культурной сферы……...4
Роль общественно-добровольного финансирования учреждений культуры и искусства…………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………..17
Список использованной литературы…………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 43.36 Кб (Скачать)

Негосударственная поддержка некоммерческих организаций сферы культуры и искусства может осуществляться не только со стороны частного бизнеса, но и со стороны разнообразных благотворительных организаций. Благотворительные организации, к которым в соответствие с российским законодательством относятся неправительственные (негосударственные и немуниципальные) некоммерческие организации, созданные для осуществления благотворительной деятельности, могут функционировать в виде общественных организаций, фондов, учреждений и т.п. При этом государство не имеет права выступать учредителем благотворительной организации.

«Благотворительность, - по определению В.И. Даля, - это свойство или качество благотворителя, которого, в свою очередь, можно определить как благодетеля, творящего добро другим».5 В связи с этим немаловажным представляется тот факт, что одним из основных направлений современной благотворительности действующее российское законодательство провозглашает содействие развитию образования, науки, культуры и искусства, а также просвещению и духовному развитию личности. Важно также отметить, что адресатом благотворительной деятельности может быть исключительно некоммерческая организация. Направление денежных и иных средств, а также оказание помощи в других формах коммерческим организациям благотворительностью не признается. Благотворительность в адрес культуры и искусства принято именовать меценатством. Пожертвования меценатов - в соответствие с мировой практикой, одна из значимых форм поддержки некоммерческого сектора культуры и искусства. Привлекательность некоммерческого сектора культуры и искусства для потенциальных жертвователей не ограничивается лишь возможностью проявить свое бескорыстие. Их взаимоотношения с некоммерческой организацией, функционирующей в сфере культуры и искусства, могут быть построены и как типичная экономическая сделка. Добровольные пожертвования в адрес такой организации могут быть осуществлены в виде спонсорских вкладов, а именно: в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ, с условием последующего распространения рекламной информации о спонсоре. Так как основная деятельность большинства подобных организаций предполагает организацию и проведение на постоянной основе мероприятий, характеризующихся массовой посещаемостью, эффективность такой рекламы может быть достаточно высокой. Социальная значимость сферы культуры и искусства определяет приоритетный выбор театров, музеев, кино, изобразительного и музыкального искусства и т.п. в качестве объектов спонсирования. При этом действенным моральным стимулом для спонсора является признание общественностью его миссии в развитии отечественной культуры.

Большое влияние на развитие сферы  культуры оказывают благотворительные фонды. Благотворительные фонды в большинстве случаев предпочитают заниматься долгосрочными программами развития культуры и искусства, например, образовательными проектами, развитием новых направлений искусства, созданием информационной сети и т. д. Однако это не означает, что фонды полностью финансируют выбранные программы. Их субсидии в ряде случаев носят частичный, разовый или непродолжительный характер и ставят целью помочь развитию проекта на начальной стадии.

Вместе с тем, поддержка сферы  культуры благотворительными фондами не ограничивается только предоставлением грантов. В последние годы большую популярность получил такой вид поддержки благотворительных фондов как консалтинг. Таким образом, благотворительные фонды оказывают поддержку некоммерческим организациям культуры не только в форме финансовой, но и научно-консультационной помощи.

При любом состоянии общества - от стабильного до кризисного - профессиональная деятельность в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения, спорта не является прибыльной. В то же время такая деятельность, ее результаты, люди, осуществляющие ее, составляют национальное культурное достояние, тот пласт культуры, где создаются и сохраняются культурные ценности, значимые для воспроизведения общества в его своеобразии, с одной стороны, и равноправного участия в мировом культурном процессе, с другой. Таким образом, всегда существует расхождение между экономической и социальной эффективностью функционирования национального культурного достояния.

Именно поэтому во всем мире составляющие национальное культурное достояние  объекты, направления профессиональной деятельности и осуществляющие ее люди находятся под специальной защитой государства. Однако из мировой практики прошлого и настоящего известно, что для сохранения и развития национального культурного достояния государственной поддержки оказывается недостаточно. Соответственно в развитых и развивающихся странах в тех или иных формах существует узаконенный институт негосударственной поддержки национального культурного достояния. В России это институт принято называть меценатством, а людей, осуществляющих меценатскую деятельность - меценатами. Благодаря функционированию института меценатства культурные объекты, направления профессиональной деятельности, люди, осуществляющие такую деятельность, получают поддержку от тех частных лиц и организаций, которые могут и хотят направлять средства на развитие национального культурного достояния, не рассчитывая на получение прибыли. Таким образом, меценатство составляет важный источник негосударственной поддержки культурного развития страны.

Однако деятельность меценатов  может свободно развиваться в  стране, только если на уровнях государства  и общества для нее существуют благоприятные условия, а именно: государственное законодательство способствует законной меценатской деятельности; со стороны государства и общества меценаты получают узаконенные поощрения материального и морального порядка; на уровне общественного мнения сформирован позитивный стереотип мецената и меценатства; меценатская деятельность помогает меценату повышать свой социальный статус законным образом.

Следует провести различие между понятиями "меценатство" и "спонсорство". Спонсорство означает любое вложение финансовых и материально-технических в любое дело. Меценатство означает безвозмездную передачу финансовых и материально-технических средств гражданам или юридическим лицам, занимающимся сохранением и развитием национального культурного достояния.

Меценатство отличается от благотворительной  деятельности по своим социальным и  культурным целям. Мотивы благотворительности  связаны с состраданием и милосердием. Мотивы меценатства - социальной взаимопомощью и протекционизмом. Цели благотворительности в обеспечении социального благополучия в обществе. Цели меценатства - в обеспечении сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности. Таким образом, понятие благотворительности по смыслу шире понятия меценатства, и меценатство можно считать одной из форм благотворительности, настолько специфичной, что она специально выделена как культурная категория.

«Меценатство - одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной поддержки играла существенную, а подчас и решающую роль в развитии и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство, особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло своего расцвета»6.

Проблема меценатства как своеобразной формы социально-культурной деятельности привлекает все большее внимание исследователей. Актуальность проблемы определяется тем, что вне ее раскрытия невозможно воссоздать объективную картину истории мировой, и, в том числе, отечественной культуры.

До сих пор практически не исследовано меценатство как  самобытное социальное и культурное явление. А между тем это явление  стало одной из ярчайших страниц  в развитии национальных традиций. В настоящее время -время серьезных социально-экономических, политических и духовных перемен - меценатство представляет особый интерес для исследователей еще и потому, что деятельность российского дворянства и, особенно, торгово-промышленной буржуазии второй половины XIX - начала XX века, направленная на поддержание русской культуры, образования и искусства, является, в известном смысле, исторической предтечей благотворительной деятельности в сфере культуры теперь уже современного предпринимательства.

К сожалению, в советский период истории нашей страны это явление  по объективным причинам утратило свою былую значимость. Однако сегодня меценатство вновь весьма актуально и является важной областью, на развитие которой, как показывает опыт, направлена культурная политика во многих странах.

Как отмечалось выше, меценатство  стало, в каком-то смысле, основой  возникновения такой современной  формы благотворительности как  спонсорство, которое в отличие от первого не носит все же бескорыстного характера, предполагая ответную реакцию на свое благотворительное действие - в виде рекламы, средства повышения имиджа компании и т.д. Спонсорство требует специального изучения и лишь частично рассматривается нами в работе при анализе опыта тех зарубежных стран в сфере благотворительности, где очень распространен этот вид благотворительной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что благотворительная деятельность считалась святой обязанностью, деятельностью, направленной на развитие науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения. Благотворительные пожертвования не преследовали корыстных целей и получения прибыли в будущем. Именно благодаря постоянной заботе этих людей об общественном презрении и культурной жизни родного города были проведены огромные преобразования: построены больницы, училища, библиотеки, открыты музеи. На современном этапе благотворительность стала менее заметна, денег на развитие выделяется меньше, что ведет к упадку культуры и искусства.

Заключение

В результате проделанного исследования мы пришли к следующим выводам:

В мире накоплен огромный арсенал  инструментов финансовой поддержки отраслей культуры и искусства. Выбор видов, форм и методов государственного субсидирования, а также их сочетание зависит в целом от характера избранной модели государственного финансирования, а также от задачи текущей политики.

Развитие многоканального государственного финансирования, партнерских межбюджетных и государственно-частных форм финансирования - лучший способ удовлетворения огромных и постоянно растущих потребностей сферы культуры и искусства в финансовых ресурсах, особенно в условиях хронического дефицита государственного бюджета. Успешность государственных мер ее поддержки во многом зависит от эффективности использования потенциала частного спонсорства и меценатства.

Благотворительная деятельность считалась святой обязанностью, деятельностью, направленной на развитие науки, культуры, искусства, образования, здравоохранения. Благотворительные пожертвования не преследовали корыстных целей и получения прибыли в будущем. Именно благодаря постоянной заботе этих людей об общественном презрении и культурной жизни родного города были проведены огромные преобразования: построены больницы, училища, библиотеки, открыты музеи. На современном этапе благотворительность стала менее заметна, денег на развитие выделяется меньше, что ведет к упадку культуры и искусства.

 

 

Список использованной литературы

  1. Бабич А.М. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань. 1996.
  2. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учебное пособие. - М..: МГУК ЦПО «Профиздат», 2002. С. 121
  3. Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства / М.П. Переверзев. - М.: Инфра - М, 2010. - 192 с.
  4. Рутковская, М. PR-технологии в привлечении инвестиций. Спонсоринг и фандрайзинг / М. Рутковская // Технологии современного фандрайзинга в социальной сфере - 2007, № 3. - С. 46
  5. Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова - М.: Лань, 2009. - 496 с.
  6. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, С.В. Герасимов, Т.Е. Лохина. - М.: Планета музыки, 2010. - 384 с.
  7. Шекова, Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций / Е.Л. Шекова. - М.: Лань, 2004. - 192 с.

 

Интернет ресурсы

  1. Благотворительность как важнейшая форма поддержки некоммерческого сектора культуры и искусства. Интернет ресурс. http://www.goldenheart.ru/art_11.shtml

  1. Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры. Интернет ресурс. http://www.manageweb.ru/study-416-5.html

  1.  Толковый словарь Даля. Интернет ресурс. http://slovardalja.net/

 

 

 

 

1 Шекова, Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций / Е.Л. Шекова. – М.: Лань, 2004. – 192 с.

2 Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры. Интернет ресурс. http://www.manageweb.ru/study-416-5.html

3 Бабич А.М. / Экономика и финансирование социально-культурной сферы. / Бабич А.М., Егоров Е.В.-Казань. 1996.

4 Тульчинский, Г.Л. Маркетинг в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова – М.: Лань, 2009. – 496 с.

5 Толковый словарь Даля. Электронный ресурс. http://slovardalja.net/

6 Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства / М.П. Переверзев. – М.: Инфра – М, 2010. – 192 с.

                                                                               


Информация о работе Финансирование социально-культурной сферы