Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:28, лекция
6.1. Классификация портфелей недвижимой и движимой муниципальной собственности
6.2. Финансовые аспекты управления коммунальной собственностью
Разберем с помощью примеров, что такая политика будет означать на практике.
Пример 1. Группа А (Основные объекты): СРЕДНЯЯ ШКОЛА.
Финансовая
политика города состоит в том, чтобы
платить по возможности целиком
за содержание и ремонт здания. Эти
расходы должны включаться в бюджет
соответствующих бюджетных
Договорная политика состоит в заключение договора пользования с директором школы.
Крайне
важно также количественно
Пример 2. Группа Б: (Дополнительные объекты): ЗДАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, общей площадью 250 кв.м.
В целом, финансовая и договорная политика города по отношению к объектам этой группы, должна быть более изощренной и включать больше финансовых оценок и гибких договорных подходов, чем в случае Группы А. В том числе, надо четко разделять средства, предоставляемые из городского бюджета и средства, которые могут собираться с получателей услуг в качестве платы и зачисляться в фонд специальных средств.
В данном примере подход может состоять из нескольких шагов:
Договор такого типа позволяет городу:
С другой стороны, для школы такой договор создает долгосрочную определенность, а также, если новые финансовые условия аренды ее не устроят, договор дает ей не менее полугода, чтобы или договориться с городом о приемлемом решении, или подыскать другое помещение.
В данном случае, основными получателями субсидии являются ученики музыкальной школы (200 человек). Но субсидия является не прямой, а косвенной, так как она не идет ученикам напрямую, а создает условия для их учебы за счет бесплатного предоставления им здания. Размер субсидии в данном случае измеряется той выгодой, которую город упускает, предоставляя здание под музыкальную школу вместо того, чтобы использовать его с большей финансовой выгодой.
НЕПРЯМАЯ СУБСИДИЯ = УПУЩЕННАЯ ВЫГОДА от альтернативного использования здания = (РАСХОДЫ, КОТОРЫХ МОЖНО БЫЛО ИЗБЕЖАТЬ) + (НЕ ПОЛУЧЕННЫЕ ДОХОДЫ).
Например, исследовав спрос на нежилые здания на местном рынке недвижимости, город может обнаружить, что здание в таком текущем состоянии можно было бы сдать в аренду частному предприятию за 20 сом за 1 кв.м. в месяц, обязав его также оплачивать содержание и текущий ремонт здания, которые обходится городу 20000 сомов в год. Таким образом,
УПУЩЕННАЯ ВЫГОДА = 20000 сомов + 20 сомов/кв.м./мес. х 250 кв.м. х 12 мес. = 80000 сомов в год, то есть годовая субсидия составляет 80000 сомов или 400 сомов в год на ученика музыкальной школы.
Например, город может предложить, чтобы с 2003 года музыкальная школа платила арендную плату 15 сомов/кв.м./месяц (то есть по ставке ниже рыночной), и при этом город будет продолжать предоставлять средства на содержание здания. В таком случае, размер годовой субсидии оценивается как
УПУЩЕННАЯ ВЫГОДА = 20000 сомов + (20-15) сомов/кв.м./мес. х 250 кв.м. х 12 мес. = 35000 сомов в год, что существенно ниже, чем субсидии 2001-2002 годов. Если такие условия музыкальную школу не устроят, она может попытаться договориться о более льготных условиях или искать другие решения.
Если же музыкальная школа согласится изыскивать за счет спонсоров и платных услуг средства, необходимые для оплаты городу аренды (45000 сомов в год), то имеет смысл планировать начало этих поступлений на счет специальных средств с начала бюджетного года, с тем, чтобы включить эти поступления в планируемые бюджеты города и самой школы. При этом исключительно важно, чтобы город объяснил районным властям (или распорядителям другого вышестоящего бюджета), что планируемое увеличение поступлений на счет специальных средств является платой за услуги и не должно привести к урезанию средств, распределяемых городу из районного (или другого) бюджета. Другими словами, планируемое увеличение поступлений на счет специальных средств должно оставаться городу без урезания его бюджета по другим статьям. Если добиться этого не удастся, введение арендной платы для музыкальной школы не будет иметь смысла.
В целом, рассмотренная в этом примере финансовая и договорная политика позволяет:
Данный пример также помогает
понять, что по группе Б (
Пример 3. Группа В (Избыточные объекты) - БЕЗДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗДАНИЕ БЫВШЕГО КИНОТЕАТРА с земельным участком в 2700 кв.м.; город продолжает оплачивать сторожа и отопление, то есть несет убытки.
Финансовая и договорная политика города для объектов данной группы должна быть жестко основана на принципе, что ИЗБЫТОЧНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДОЛЖНЫ ПРИНОСИТЬ МАКСИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЙ ЧИСТЫЙ ДОХОД ОТ АРЕНДЫ ИЛИ ОДНОКРАТНЫЙ ДОХОД ОТ ПРОДАЖИ, и НЕ ПРИНОСИТЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ УБЫТКОВ. Правда, при этом максимизация чистого дохода не должна наносить урона стоимости объекта; например, в погоне за прибылью в данном году нельзя недовкладывать в эксплуатацию здания, так как оно будет приходить в упадок и в будущем не сможет приносить высокого дохода. Конкретные ситуации могут различаться, но все они укладываются в схему анализа и принятия решений, представленную на Рисунке 1. В целом эта схема предлагает несколько шагов:
Шаг 1. Оценить, под какое наиболее выгодное использование и за какую наивысшую цену можно продать данный объект или сдать его в долгосрочную аренду. При этом важно понимать, что чем меньше ограничений наложено на перепрофилирование использования участка, тем больше можно за него выручить.
Так,
в примере с кинотеатром
Шаг 2. Выставить объект на аукционную или конкурсную сдачу в аренду (как правило, в долгосрочную, как наиболее выгодную городу) или продажу под наиболее выгодное использование. Если удается это сделать – проблема решена.
Шаг 3. Если на Шаге 2 спроса на платное приобретение объекта нет даже при снятии всех ограничений на перепрофилирование использования участка, надо пытаться передать его в бесплатное временное пользование (оформленное как бесплатная аренда), лишь бы пользователь его содержал.
Шаг 4. Если нет желающих, использовать объект даже бесплатно, городу не остается ничего, кроме как «бросить» объект, то есть перестать нести расходы по его содержанию и дать ему разрушаться. Однако предварительно надо снять или продать с него все, что может представлять ценность; если удастся, продать здание целиком на разборку на стройматериалы. Принципиально важно при этом предварительно закрепить за городом права на земельный участок, так как рана или поздно экономическая ситуация улучшится, и появится платежеспособный спрос на земельные участки, и город сможет продать этот участок с выгодой.
Информация о работе Финансирование объектов муниципальной собственности