Феодализм в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 23:04, реферат

Описание работы

Феодальная система основывалась на преобладании аграрного сектора экономики и формировалась на следующих принципах:
1) господство крупной земельной собственности феодалов;
2) непосредственный производитель – крестьянин ведет самостоятельное индивидуальное хозяйство на земле, полученной от феодала во временное или наследственное пользование;

Работа содержит 1 файл

феодализм и первонач накопление капитала.docx

— 160.81 Кб (Скачать)

Хозяйство феода  было натуральным: здесь не производилась  продукция для продажи за пределы феода, а все, что потреблялось, производилось внутри феода. Феод экономически не нуждался в остальном мире. Поэтому внутри феода дополнительно к сельскому хозяйству работали и ремесленники: кузнецы, плотники, ткачи. Но ремесло не было отделено от земледелия: ремесленники из крестьян выполняли заказы своих соседей и самого феодала, но не готовили изделий для продажи за пределы феода. И потому быт крестьян и феодалов пока различался немногим: феодалы ели ту же пищу, что и крестьяне, носили такую же одежду домашнего изготовления.

Торговля, как было уже было сказано, существовала в зачаточной форме. Первоначально наиболее безопасным местом для торговли была церковь. Дело в том, что в помещении церкви был «божий мир»: здесь нельзя было грабить и убивать, это считалось тягчайшим грехом. Чтобы понять это обстоятельство, надо представить условия того времени, когда человек, который оказывался сам по себе, без чьей-либо защиты, тем самым был вне закона. Его можно было безнаказанно ограбить и даже убить. Особенно соблазнительной и беззащитной добычей был купец, который приезжал с товарами из далеких мест. Но в церкви он был под защитой.

Потом торговля была перенесена на площадь перед  церковью, потому что сфера «божьего мира» теперь охватила и эту площадь. Но торговали только в определенное время. На это время над площадью поднимался флаг и площадь становилась частью церкви. Так рождались первые ярмарки.

Подводя итоги  пяти столетиям, которые прошли после  гибели Рима, мы прежде всего замечаем регресс в экономике и культуре:

30

 

Феодальная  система хозяйства

 


В основе феодальных отношений лежала феодальная собственность на землю. Право на получение фиксированной феодальной ренты с этой земли, т.е. с людей, которые живут на ней. Феодальные отношения предполагали двух собственников земли: феодала, имеющего право на получение ренты, и крестьянина, имеющего право распоряжаться землей. Феодал не мог отобрать у крестьянина землю.



исчезли города, а с ними развитое ремесло, наука, искусство; товарное производство сменилось натуральным. Но новые феодальные отношения давали больше возможностей для экономического развития.

Зависимый от феодала  крестьянин был значительно больше раба заинтересован в результатах своего труда: он вел свое, независимое от феодала хозяйство, и если получал

больше продуктов, то больше     

оставалось у него: ведь рента была фиксированной.

Если в рабовладельческом  обществе контингент рабочей силы зависел  от войн и захвата пленных, то теперь его обеспечивал естественный прирост населения, и поэтому не в период войны, а в мирное время создавались оптимальные условия для развития хозяйства.

Раздавая земли  и устанавливая иммунитеты, короли франков подготовили гибель своего королевства. В IX в. оно распалось на мелкие государства. Закономерность феодальной раздробленности определялась натуральным характером хозяйства, когда страна состояла из экономически изолированных небольших районов.

 

§3. Средневековый  город

Ранний европейский  феодализм обходился без городов  и городского хозяйства. Города возникают в XI в. и начинают быстро расти. В первую очередь, оживают города, построенные римлянами: Лондон, Париж, Марсель, Кельн, Генуя, Венеция, Неаполь. Будущий Кельн к началу XI в. представлял собой значительное пространство, обнесенное римскими крепостными стенами. Рядом с этими стенами на берегу Рейна появилось крошечное ремесленное поселение. Потом за короткий срок город выросло размеров, втрое превосходивших прежний римский город, и был обнесен новыми стенами.

Причиной возникновения  и быстрого роста городов было отделение ремесла от земледелия. С одной стороны, развитие ремесла шло по пути его специализации. Раньше деревенский кузнец был мастером на все руки: подковывал лошадей, делал серпы, ножиидаже оружие для дружины феодала. Ему хватало работы в феоде. Но теперь появляются мастера-оружейники, которые не будут подковывать лошадей, мастера по изготовлению доспехов, которые не умеют делать мечи. И этим «узким специалистам» уже не хватает работы в феоде. Им нужен рынок.

С другой стороны, растет спрос феодалов на предметы роскоши. Потому и появляются «узкие специалисты» в ремесле, что феодала уже не удовлетворяют грубые изделия домашних ремесленников. Он не желает больше ходить в домотканом полотне и овчинной шубе, ему требовались тонкие шерстяные ткани, а их производство нельзя было наладить в каждом феоде.

И теперь ставший  ненужным феодалу ремесленник, чтобы  совершенствоваться в своем деле и изготовлять те изделия, на которые повысился спрос, покидает деревню и селится в таком месте, куда стекается много народа, где он может найти много покупателей и заказчиков на свои изделия, — на пересечении дорог, под стенами крупного монастыря, куда стекается много паломников. На этом месте и начинает расти город.

В города бегут  крепостные крестьяне. Топы существовала пословица: «Городской воздух делает свободным» по чаконам, при-

36

 

Феодальная система хозяйства

нятым повсеместно (любо-     Главным направлением развития


пытно, что несмотря на фео-    феодализма в сельском хозяйстве

дальную раздробленность, за-     Западной Европы был рост

коны и обычаи были почти вез-    товарного производства.

де одинаковы), крестьянину

достаточно было прожить  в городе один год и один день — и он

становился свободным.

В условиях феодализма, когда рынок еще оставался  узким, ремесленник и в городе не сразу находил достаточное количество покупателей. Поэтому первое время горожане продолжали заниматься и сельским хозяйством, имели огороды и поля. Внутри Парижа еще в XIII-XV вв. были не только огороды, но и пахотные поля, а о городе Майнце говорили, что он частью заселен, частью засеян.

В городах часто  свирепствовали эпидемии холеры и чумы. Но города давали свободу, и люди сюда стремились.

Правда, первое время  город находился под властью  того феодала, на земле которого он вырос. Иногда феодалы даже сами старались «организовать» города на своей земле, чтобы потом можно было облагать их высокими налогами: ведь горожане были богаче крестьян, а город приносил гораздо больший доход, чем деревня с полями, занимавшими такую же площадь. Иногда феодал пытался хозяйничать в городе, как в своей вотчине.

Но в том  же XI в. повсеместно начинается борьба городов за свою независимость от феодалов. В этой борьбе, как правило, побеждали города. Крепостные стены города не уступали стенам феодального замка, а сплоченные вольнолюбивые горожане сами готовили оружие, в том числе и для феодалов. К тому же, города часто выступали в союзе с королевской властью: короли стремились ослабить могущество крупных феодалов.

Города добивались независимости, становились городами-коммунами, городами-государствами. Управлялся такой город выборным магистратом, заключал договора с другими государствами, вел войны, чеканил свою монету, т.е. действительно выступал как самостоятельное государство. Такими городами-государствами стали Генуя, Венеция и Флоренция в Италии, многие города Франции и Германии.

Но вернемся к ремеслу. Западноевропейское ремесло — цеховое. Цех был корпорацией ремесленников определенной специальности (пекарей, башмачников, ткачей). Такие объединения были необходимы для защиты ремесленников от конкуренции со стороны, для достижения равенства между ремесленниками, для защиты его членов от остального мира.

Как уже говорилось, в средние века человек сам  по себе, без чьей-либо защиты, оказывался вне закона. В городе он мог суше-

37

 

Раздел II

ствовать только как член какой-то корпорации   кошрам un u шишала  Своя корпорация была даже у нищих   Полому сопи альный строй средневекового города иногда называют корморл тивным А цеха могли защищать своих членов Каждый цех был и то же время боевым отрядом Он имел свое знамя, снос ulxohol здание, где проводились собрания и торжественные акты Но 1ла ве стоял выборный магистр


Цех не был производственным объединением Каждый мастер член цеха, имел свою мастерскую (обычно в споем доме) где работал с несколькими подмастерьями и учениками

Как уже сказано, одной из задач цехового устройства было достижение равенства между мастерами Чтобы не было конкуренции, чтобы все мастера были обеспечены работой и каждый имел «приличное его положению существование», цеховые уставы строго регламентировали производство, ограничивая его размеры Ограничивалось количество учеников и подмастерьев, которых мог держать один мастер Каждый мастер мог приобретать лишь ограниченное количество сырья Если он превышал норму, лишнее должен был передать товарищам по цеху Цена продукции также определялась уставом

Дело в том, что рынок сбыта был еще  узким, и поэтому, если бы один мастер смог произвести и сбыть больше продукции, то другой мог оказаться без покупателей, т е без работы Поэтому цеховые уставы регламентировали и технику производства Ведь если кто-то изобретет техническое усовершенствование, он получит преимущество перед другими членами цеха Поэтому все технические нововведения запрещались, и цеха стали тормозить технический прогресс Это был первый недостаток цехового устройства

Был и другой Мы отметили, что одной из задач  цеха была защита своих членов от конкуренции со стороны Поэтому всякий человек, который хотел заниматься ремеслом, был обязан вступить в цех А для этого он должен был сначала несколько лет работать учеником у одного из мастеров, затем еще несколько лет работал за плату подмастерьем Только после этого его могли принять в мастера Но для этого он до 1жен был изготовить шедевр — отличное изделие, т е сдать экзамен на звание мастера, устроить пир членам цеха, предъявить определенную сумму денег, которая считалась достаточной для организации своего дела Со временем препятствия на nvrn в мастера увеличивались удлинялся срок ученичества, а сумма денег, необходимая для вступления в цех, становилась нее больше Появляются «закрытые» цеха, которые уже не принимаюг новых членов Только сын мастера после смерти отца мог занять его

38

 

Феодальная система хозяйства

место   Появляются «печные подмастерья»   которые уже не имеют надежды стать мастерами   В сущности   это были про сто рабочие, работавшие за плату   И даже в своей борьбе та повышение заработной платы они испочьзовали рабочую фор му забастовок  Как мы видим   принцип равенства в цехах от нюдь не распространялся на подмастерьев


В отдельных спучаях цеховое ремесло перерастало в капиталистическое производство Например, во Флоренции в XIV в членами цеха суконщиков были не ремесленники а купцы которые закупали шерсть и продавали сукно   В мастерской которая принадлежала такому купцу-мастеру, работачо не сколько десятков наемных рабочих — «чомпи», которые про мывали и чесали шерсть Очищенная шерсть затем поступала в руки прядильщиц из деревенских женщин  потом пряжа гк реходила к ткачам а готовая ткань—к красильщикам Все они работали у себя по домам, получая плату от суконщиков  и в состав цеха как и «чомпи», не входили Так, в XIV в во Фло ренции возникли первые в Европе капиталистические ману фактуры  Но это было исключение, потому что были наруик ны все цеховые принципы

С ростом городов  развивалась и торговля. Обычно ремесленники сами продавали свои изделия или работали на заказ Но со времс нем начинается географическое разделение труда по всей Европе расходились шерстяные ткани Флоренции металлические изде шя ремесленников Золингена и Нюрнберга Но ведь не мог чечовек когда ему требовалось сшить новое платье, ехать за сукном воФ ю ренцию, а когда спомался нож ехать за новым в Золинген Достав кой товаров к местам потребления занимались купцы

Но и для  купца объезжать города Европы для  закупки това ров было задачей непосильной  Поэтому главной формой сред невековой торговли были ярмарки, куда в определенное время со бирались со своими товарами торговые люди из разных городов и стран На ярмарке, таким образом, собирался полный ассортимент товаров с огромной территории В этом случае купцу уже не надо было ехать за сукном во Флоренцию или за железными изделиями в Золинген

Самыми крупными в Европе были Шампанские ярмарки  Яр марка, как прежде церковь, служила местом убежища здесь не чьзя было даже преследовать человека за действия, совершенные BHt ярмарки  В средние века на чужаков было принято смотреть к ik на вероятных врагов и относиться к ним с подозрением Ярмарка куда собирались люди из разных стран и все здесь были др\ г др\г\ чужими приучала к мирному общению Не случайно слово < тор говать» служило антонимом слову «воевать»

39

Информация о работе Феодализм в Западной Европе