Феодализм в Западной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 23:04, реферат

Описание работы

Феодальная система основывалась на преобладании аграрного сектора экономики и формировалась на следующих принципах:
1) господство крупной земельной собственности феодалов;
2) непосредственный производитель – крестьянин ведет самостоятельное индивидуальное хозяйство на земле, полученной от феодала во временное или наследственное пользование;

Работа содержит 1 файл

феодализм и первонач накопление капитала.docx

— 160.81 Кб (Скачать)

По типу феодального владения различались  земли вотчинные и поместные. Вотчиной называлось земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащий  владельцу на правах полной наследственной собственности. Московские правители  проводили политику сокращения размеров вотчин. Поместье – неотчуждаемая  земельная собственность, обусловленная  службой правителю. Указ Петра I от 23 марта 1714 г. обозначил слияние поместной и вотчинной форм землевладения, превратив земли феодалов в наследственную собственность. Перемещение помещичьего землевладения в плодородный Черноземный центр в XVII в. способствовало развитию товарно-денежных отношений. Помещичий хлеб в эту эпоху стал важнейшим товаром на рынке.

Экономической формой реализации земельной  собственности феодалов является рента. Известны три вида ренты: отработочная (барщина), натуральная (натуральный  оброк), денежная (денежный оброк).

 

19. ВОЗРОЖДЕНИЕ И РЕФОРМАЦИЯ

Перемены в умонастроениях общества были связаны с процессом секуляризации  – освобождения от влияния религии  и церковных институтов культурной и общественной жизни, науки. Идеологией Возрождения стал гуманизм. Гуманизм зародился в Италии, затем он распространился по всей Западной Европе. Гуманистическое мировоззрение признало достоинства человеческой личности и ее творческих способностей, мораль, оправдывающую «честное обогащение», радости мирской жизни. Венцом успеха стали считаться престиж семьи, уважение сограждан, слава в памяти потомков. Гуманисты признавали высокую нравственную роль труда, ценили творческую, созидательную роль человека. Новым было и решение гуманистами проблемы богатства и накопительства. Они оправдывали накопительство. В отличие от средневековой традиции они не считали бедность атрибутом нравственной жизни. Осуждались страсть к стяжательству, неумеренное расточительство. Роскошной жизни паразитирующего дворянства противопоставлялись бережливость, честные методы накопительства, щедрые траты на образование, меценатство. Большинство гуманистов стояло на антифеодальных позициях. Их идеи подготавливали почву для формирования буржуазной этики.

В XV–XVI вв. католическая церковь стремилась встать над светской властью, что вызывало возмущение и ненависть в различных слоях общества. В ряде государств папские права были ограничены. В политически раздробленной Германии князья желали ограничить всевластие церкви, но не имели для этого реальной силы. Бурный экономический и социальный подъем в обстановке неблагоприятных условий национального развития явился причиной Реформации – события, общего для ряда европейских стран.

Идеологом Реформации в Германии был  Мартин Лютер (1483–1546), который критиковал злоупотребления и испорченность  нравов католического духовенства, отстаивал идею о том, что роль церкви должна сводиться только к  поучениям и наставлению христиан в духе благочестия, отвергал роль церкви как посредника между Богом и людьми, требовал предоставления мирянам права устройства церковных дел. Наиболее ярким выразителем народной Реформации являлся Томас Мюнцер. Кульминацией Реформации стала Крестьянская война 1524–1525 гг. В ходе нее усилилась светская власть. Когда в 1529 г. император Карл V приостановил «огосударствление» церковных земель, сторонники Лютера заявили протест, за что их назвали «протестантами». Часть немецких земель осталось в лоне католичества.

В Швейцарии зачинателем Реформации был священник Ульрих Цвингли (1484–1531). Сменивший его Жан Кальвин (1509–1564) завершил Реформацию в Швейцарии. Кальвин  считал, что главная обязанность  христианина – делать свое дело честно, добросовестно, старательно. Каждый служит Богу на своем месте, учил Кальвин. Его учение распространилось во Франции (гугеноты) и Англии (пуритане).

 

20. ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

В первый период Великих географических открытий в торговле господствовали Португалия и Испания. Но основными  производителями промышленных товаров  были Нидерланды, Англия и Франция. Постепенно они вытесняли конкурентов  с морских путей, а потом из их заморских колоний. В исследованиях  Тихого океана и южных морей инициатива перешла к Нидерландам, а затем  к Англии.

Одним из последствий Великих географических открытий стал выраженный меркантилистский характер экономической политики монархий. Правящие династии в Испании, Франции, Англии всемерно поощряли торговлю, промышленность, судоходство, колониальную экспансию.

В результате Великих географических открытий появилась система колониального  господства и колониальной эксплуатации. Первоначально основным методом  эксплуатации колоний был открытый грабеж. В дальнейшем главные доходы от эксплуатации колоний приносила  торговля.

Важнейшим следствием открытия и колонизации  новых земель явилась «революция цен», которая дала мощный импульс  первоначальному накоплению капитала в Европе и ускорила формирование капиталистического уклада в хозяйстве. Эта «революция» выразилась в  необычайно быстром повышении в  течение XVI в. цен на сельскохозяйственные и промышленные товары. Такое движение цен было следствием падения стоимости драгоценных металлов, поступавших из-за морей в Западную Европу. «Революция цен» способствовала обогащению зажиточной части крестьянства, образованию сельской буржуазии. Снижалась реальная заработная плата сельскохозяйственных рабочих, уменьшились реальные размеры денежного оброка, взимаемые землевладельцами. Итогом стали ухудшение экономического положения феодалов и наемных рабочих и укрепление позиций буржуазии.

Мореплавание позволило установить экономические связи между самыми отдаленными частями мира. Колониальные владения использовались в качестве хозяйственной периферии европейского капитала и послужили основой  для расширения внешней торговли, которая стала мировой. Великие  географические открытия создали базу для возникновения международного разделения труда, мирового хозяйства  и рынка.

 

§ 1. Формирование феодализма в Королевстве Франков (VWX вв.)

Рабовладельческий строй  погиб вместе с Римской империей. Но феодализм возник не сразу после гибели Рима, Обычное представление о том, что рабовладельческий строй непосредственно сменяется феодальным, не совсем точно. Чаще феодальный строй происходит от первобытно-обшинного. Завоевавшие Рим народы находились на стадии первобытно-общинного строя, и лишь через несколько веков у них возникло классовое общество, но уже в форме феодализма. Такова историческая закономерность: если социально-экономическая система у некоторых народов пришла к логическому концу, отстававшие ранее народы не повторяют ее в своем развитии.

Почему мы рассматриваем  формирование феодализма именно в Королевстве Франков? Потому что они стали преемниками Рима в Западной Европе.

Франки — одно из германских племен. Сначала они  жили по берегам Рейна, но в III в. начали свою экспансию и к X в. завоевали центральную часть Западной Европы.

Что из себя представляло общество франков в период завоеваний? Племя франков делилось на общины — марки. Марка — это уже не родовая община, а сельская. Если родовая община — большая семья, которая состояла из кровных родственников и вела общее хозяйство, то в марке только земля оставалась в общей, общинной собственности, но и она делилась между членами марки, и каждая семья вела свое отдельное хозяйство. А дом, скот и все остальное имущество находились в частной собственности.

Государства пока еще не было. У франков был строй  военной демократии, который переживали все народы на пороге рождения государства. Верховным органом власти в племени было народное собрание, которое для ведения военных действий выбирало военного вождя. Такой вождь у древних греков назывался баси-левсом, у римлян — рексом, у восточных славян — князем, а у франков — королем. Естественно, в ходе завоеваний власть коро-

27

 

Раздел II 

ля усиливалась, а власть народного собрания сокращалась. Король стал превращаться в независимого от народа монарха, а имеете с ним возвышалась военная верхушка — королевские дружинники Они уже не состояли в марках и часто были даже не франками, а галлами, римлянами: королю было выгодно привлекать на службу людей, не связанных с его народом. Они зависели от милостей короля и не могли ограничивать его власть от имени народа. Военные-профессионалы исоставили правящую верхушку общества, они были поставлены над общинами.

Однако появление  правящей верхушки — это еще не феодализм. Феодализм начинается с возникновения феодального землевладения.

В ходе завоеваний у франков рядом с общинной собственностью на землю появляется частная — аллод. Для вознаграждения за службу король стал раздавать землю своим дружинникам, а, поскольку они не состояли в общинах, земля им давалась не в общинную, а в частную собственность. Однако аллод оказался невыгодным для королевской власти: его владелец занимался хозяйством вместо военной службы. Поэтому в VIII в. короли франков вводят новую форму земельного владения — бенефиций. Бенефиций давался уже не в собственность, а только в пользование при условии несения военной службы. Кроме того, бенефиций давался вместе с крестьянами, которые были обязаны нести феодальные повинности в пользу бенефициария.

Но зачем королю было раздавать землю своим дружинникам? А затем, что за военную службу надо платить, а при неразвитых еще товарно-денежных отношениях платить деньгами было практически невозможно. Поэтому военная служба оплачивалась феодальными владениями, и класс феодалов рождался как класс военных, причем не только у франков, но и у других народов.

Введение бенефициев было частью военной реформы, которая выдвигала на первый план новый род войска — тяжеловооруженную конницу в рыцарских доспехах. Эта конница стала ядром, основной силой франкского войска, усилила боевую мощь франков и позволила им завершить завоевания. Для службы в такой коннице надо было иметь постоянный и достаточно большой доход, который освобождал рыцаря от хозяйственных забот. Такой доход он и получал в виде феодальной ренты с живущих в бенефиции крестьян.

Со временем бенефиции  стали превращаться из условного  и временного владения в наследственную феодальную собственность, т.е. в феод.

Не довольствуясь землями, пожалованными королем, феодалы увеличивали свои владения, захватывая новые земли с крестьянами. Но чаще крестьяне сами, добровольно, отдавались под

28

 

Феодальная система хозяйства


Общество  франков делилось на марки — уже не родовые общины, а сельские. Если родовая община — большая семья, которая состояла из кровных родственников и вела общее хозяйство, то в марке только земля оставалась в общей, общинной собственности, но и она делилась для пользования между членами марки и каждая семья вела свое отдельное хозяйство. А дом, скот и все остальное имущество находилось уже в безусловной частной собственности.

Появление правящей верхушки — это еще не феодализм. Феодализм начинается с возникновения феодального землевладения. Однако класс феодалов рождался как класс военных.



власть феодалов. Почему? Потому что феодальная рента и феодальная зависимость освобождали от военной повинности. Военные походы отрывали крестьян от хозяйства и, чтобы откупиться от участия в них, крестьяне были готовы платить ренту. К середине IX в. процесс закрепления крестьян за феодалами был почти закончен. Завершающим актом феодализации стал закон о том, что каждый свободный франк должен был найти себе сеньора.

Поскольку военная  служба 
строилась на земельной осно 
ве, крупный землевладелец 
должен был являться на служ 
бу не один, а с отрядом, соот 
ветствующим его земельным 
владениям. Этот отряд он фор 
мировал из военных-профес 
сионалов—рыцарей, которым     

выделял часть  земли и крестьян в своих владениях. Эти мелкие рыцари подчинялись уже не королю, а своему непосредственному сюзерену. Да и независимые мелкие феодалы предпочитали иметь мощного покровителя.

Чем больше были владения феодала, чем больше было у  него вассалов, тем больше было его  войско. Крупный феодал по силе не уступал королю. И короли были вынуждены подтверждать суверенитет таких феодалов, давая им иммунитеты — документы, по которым феодал в своих владениях заменял короля.

Что из себя представляло хозяйство франков, когда формирование феодализма заканчивалось, т.е. в VI1I-IX вв. ?

Городов как центров  ремесла и торговли пока еще не было. Ремесло еще не отделилось от земледелия. Торговля была в зародыше. Поэтому мы должны рассматривать практически только одну отрасль хозяйства — сельское хозяйство. Задача упрощается тем, что хозяйство страны состояло из одинаковых по характеру и структуре, экономически между собой не связанных феодальных владений. Владения монастырей, епископов и даже самого короля принципиально не отличались от остальных феодов.

29

 

Раздел II

Однако нужно уточнить, что такое феодализм и феодальная собственность на землю, потому что европейский классический феодализм существенно отличался от российского крепостничества. В основе феодальных отношений лежала феодальная собственность на землю. А феодальная собственность на землю — это право на получение феодальной ренты с этой земли, т.е. с людей, которые живут на ней, причем ренты фиксированной, т.е. определенной законом или обычаем. Феодальные отношения предполагали двух собственников земли: феодала, имеющего право на получение ренты, и крестьянина, имеющего право распоряжаться землей. Феодал не мог отобрать у крестьянина землю, а крестьянин мог эту землю не только передать по наследству, но и продать, только к покупателю переходила и обязанность платить ренту. Это, впрочем, не относилось к людям, которые находились в личной зависимости от феодала. Дело в том, что в феодальном обществе сохранялся рабовладельческий уклад. Этих зависимых людей так и называли рабами (сервами).

Информация о работе Феодализм в Западной Европе