Специальные
меры государственного воздействия на
платежный баланс в ходе формирования
его основных статей - торгового баланса,
«невидимых» операций, движения капитала.
Важным
объектом регулирования является торговый
баланс. В современных условиях государственное
регулирование охватывает не только
сферу обращения, но и производства
экспортных товаров. Стимулирование экспорта
на стадии реализации товаров осуществляется
путем воздействия на цены (предоставление
экспортерам налоговых, кредитных льгот,
изменение валютного курса и т.д.). Для
создания долгосрочной заинтересованности
экспортеров в вывозе товаров и освоении
внешних рынков государство предоставляет
целевые экспортные кредиты, страхует
их от экономических и политических рисков,
вводит льготный режим амортизации основного
капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные
льготы в обмен на обязательство выполнять
определенную экспортную программу.
В целях регулирования платежей и поступлений
по «невидимым» операциям платежного
баланса принимаются следующие меры:
- ограничение
нормы вывоза валюты туристами данной
страны;
- прямое или
косвенное участие государства в создании
туристической инфраструктуры в целях
привлечения иностранных туристов;
- содействие
строительству морских судов за счет бюджетных
средств для уменьшения расходов по статье
«Транспорт»;
- расширение
государственных расходов на научно-исследовательские
работы в целях увеличения поступлений
от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими
знаниями и т.д.
- pегулирование
миграции рабочей силы. В частности, ограничение
въезда иммигрантов для сокращения переводов
иностранных рабочих.
- pегулирование
движения капиталов направлено, с одной
стороны, на поощрение внешнеэкономической
экспансии национальных монополий, а с
другой - на уравновешивание платежного
баланса путем стимулирования притока
иностранных и репатриации национальных
капиталов11.
Этой
цели подчинена деятельность государства
как экспортера капиталов, создающая
благоприятные условия для частных
заграничных инвестиций и вывоза
товаров. Правительственные гарантии
по инвестициям обеспечивают страхование
коммерческого и политического риска.
При
активном платежном балансе государственное
регулирование направленно на устранение
нежелательного чрезмерного активного
сальдо. С этой целью рассмотренные
выше методы - финансовые, кредитные, валютные
и другие, а также ревальвация
валют используются для расширения импорта
и сдерживания экспорта товаров, увеличения
экспорта капиталов (в том числе кредитов
и помощи развивающимся странам) и ограничения
импорта капиталов. Обычно применяется
компенсационное регулирование платежного
баланса, основанное на сочетании двух
противоположных комплексов мероприятий:
ре-стрикционных (кредитные ограничения,
в том числе повышение процентных ставок,
сдерживание роста денежной массы, импорта
товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование
экспорта товаров, услуг, движения капиталов,
девальвация и т.д.). Государство осуществляет
регулирование не только отдельных статей,
но и сальдо платежного баланса.
В
поисках источников погашения дефицита
платежного баланса промышленно
развитые страны мобилизуют средства
на мировом рынке капиталов в виде кредитов
банковских консорциумов, облигационных
займов. В этой связи активно участвуют
коммерческие банки (особенно евробанки)
в покрытии дефицита платежного баланса.
Преимуществом банковских кредитов по
сравнению с кредитами международных
валютно-кредитных и финансовых организаций
являются их большая доступность и не
обусловленность стабилизационными программами.
Однако банковские кредиты относительно
дорогие и труднодоступны для стран, имеющих
крупную внешнюю задолженность.
К
временным методам покрытия дефицита
платежного баланса относятся также
льготные кредиты, полученные страной
по линии иностранной помощи.
В
связи с активным привлечением иностранных
кредитов для балансирования платежного
баланса внешняя задолженность стала
глобальной проблемой. Окончательным
методом балансирования платежного баланса
служит использование официальных валютных
резервов.
В
современных условиях золото как
всеобщее платежное средство используется:
во-первых, в ограниченных размерах
и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны
все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной
форме путем его предварительной реализации
на мировых рынках золота в обмен на национальные
кредитные деньги, в которых принято заключать
торговые и кредитные соглашения и осуществлять
международные расчеты.
Главным
средством окончательного балансирования
платежного баланса служат резервы
конвертируемой иностранной валюты.
После второй мировой войны США
и Великобритания погашали дефициты
своих платежных балансов национальной
валютой, так как Бреттонвудское соглашение
придало доллару и фунту стерлингов статус
резервной валюты. Благодаря Этой привилегии
США смогли сохранить половину своего
огромного золотого запаса, накопленного
в годы войны и после нее.
Активное
сальдо платежного баланса используется
государством для погашения (в том числе
досрочного) внешней задолженности страны,
предоставления кредитов иностранным
государствам, увеличения официальных
золотовалютных резервов, вывоза капитала
в целях создания второй экономики за
рубежом.
Новым
явлением стало межгосударственное
регулирование платежного баланса.
Оно возникло как следствие интернационализации
хозяйственных связей и недостаточной
эффективности национального регулирования.
С возрастанием роли внешних факторов
воспроизводства длительное не равновесие
платежного баланса усиливает диспропорции
в экономике отдельных стран и в мировом
хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают
методы коллективного регулирования платежного
баланса. К межгосударственным средствам
регулирования платежных балансов относятся:
согласование условий государственного
кредитования экспорта; двухсторонние
правительственные кредиты, краткосрочные
взаимные кредиты центральных банков
в национальных валютах по соглашениям
«своп»; кредиты международных валютно-кредитных
и финансовых организаций, прежде всего
МВФ. Превышение допустимой в мировом
сообществе нормы задолженности страны
ставит проблемы экономического, а затем
политического характера. Поскольку рынки
ограничивают кредиты таким странам, покрытие
дефицита ее платежного баланса возможно
лишь за счет условных кредитов, в частности
МВФ, предусматривающих стабилизационные
программы, а также вмешательство кредиторов
и международных организаций в экономику
и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях
уменьшения риска подобной зависимости
страны-должники, в том числе промышленно
развитые, переориентируют экономическую
политику в целях уменьшения внешнего
государственного долга. Эффективным
средством оздоровления платежного баланса
является сокращение военных расходов,
в том числе зарубежных.
Мировой
опыт регулирования платежного баланса
свидетельствует о трудностях одновременного
достижения внешнего и внутреннего
равновесия национальной экономики. Это
усиливает две тенденции - партнерство
и разногласия - во взаимоотношениях
стран с активным и пассивным платежным
балансом.
Заключение
Проведенное
исследование позволило сделать
следующие выводы.
- При составлении
платежного баланса следует абстрагироваться
от операций, которые не сопровождаются
денежными поступлениями и платежами
в рамках отчетного периода.
- Условное
разделение операций в платежном балансе
на основные и балансирующие лишено практического
(и теоретического) смысла, поскольку между
обеими группами операций в действительности
не существует устойчивых причинно-следственных
связей. С этой точки зрения, более целесообразным
для аналитических целей представляется
соотносить сальдо первичных операций
не с сальдо балансирующих операций, а
с состоянием внутренних рынков товаров,
услуг, валют и капитала.
- Роль платежного
баланса в достижении равновесия на национальных
рынках проявляется в том, что благодаря
регулированию основных компонентов платежного
баланса (баланса товаров и услуг, баланса
капиталов) достигается равновесие между
спросом и предложением на этих рынках.
- Основными
методами регулирования платежного баланса
являются валютное регулирование, политика
валютного курса, регулирование процентных
ставок и налоговые методы. Главной задачей
валютного регулирования является ограничение
притока валюты на рынок краткосрочных
капиталов и поощрение притока капиталов
на рынок долгосрочных инвестиций.
- В политике
валютного курса ключевая роль принадлежит
обеспечению эквивалентности международного
обмена. Политика процентных ставок должна
способствовать выравниванию процентных
ставок по операциям с краткосрочным капиталом
до уровня зарубежных рынков. Налоговые
методы должны быть использованы для того,
чтобы уменьшить нежелательное искажение
нормы прибыли и товарных цен. Комплексное
регулирование платежного баланса должно
основываться на анализе взаимосвязей
между платежным балансом и состоянием
экономики, ее основных рынков.
- Регулирование
внешнеторгового баланса, отражающего
экспорт и импорт товаров и услуг, должно
быть нацелено на нивелирование внутреннего
уровня цен, формирующегося под воздействием
внутренних спроса и предложения. Фактическое
соотношение внутренних спроса и предложения
на товарном рынке может делать необходимой
некоторую неуравновешенность торгового
баланса, то есть несоответствие экспорта
товаров их импорту.
- Таким образом,
теория регулирования торгового баланса,
разработанная классиками политэкономии
и исходящая из необходимости равенства
экспорта и импорта, несостоятельна, поскольку
конъюнктура внутреннего рынка может
требовать некоторой степени неуравновешенности
торгового баланса. Так, если в стране
накоплены излишки товаров, то они могут
оказывать понижательное давление на
уровень цен, а его корректировка достижима
лишь при активизации торгового баланса.
Наоборот, при нехватке товаров в стране
растет уровень цен, поэтому для приведения
рынка в равновесие может быть необходимо
превышение их импорта над экспортом.
- Проведенный
анализ состояния платежного баланса
России показывает, что существенных изменений
в положительную сторону в вопросе притока/оттока
капитала в стране в I квартале т.г. не произошло.
- Увеличение
положительного сальдо торгового баланса
России в 2005 году в основном обеспечено
ростом экспорта энергоресурсов в стоимостном
выражении, которые по-прежнему составляют
более половины от общего объема в структуре
экспорта, и из года в год наблюдается
только рост их доли. К сожалению, все это
лишний раз подтверждает зависимость
экономики России от экспорта сырья и
конъюнктуры цен на нефть.
- Значительное
снижение ЗВР в середине января 2005 г. связано
с досрочным погашением долга России перед
МВФ в объеме $3,3 млрд., что вызвало соответствующий
рост спроса на доллары ЦБ РФ со стороны
Правительства России. Заметим, что это
повышение спроса не отразилось на курсе
доллара, поскольку Правительство РФ получило
доллары, находящиеся в ЗВР в обмен на
средства стабилизационного фонда.
Список
литературы:
- Базулин Ю.В.,
Пашкус Ю.В., Салин В.Л. Деньги. Кредит.
Банки.-М.:Проспект, 2008
- Данные Министерства
экономического развития РФ// http://www.economy.gov.ru
- Информационный
сайт Центрального банка России//http://w.w.w.cbr.ru
- Казимагомедов
А. А. Деньги, кредит, банки.-М.:Эксмо, 2009
- Лаврушин
О. И. Деньги, кредит, банки.-М.:КноРус, 2011.-550с.
- Максимов
С. Капиталу дали свободу//Финансовый контроль-2008-№6
- Манько А.М.
Россия на мировых рынках// Внешняя торговля
2009 - № 4.
- Мировая экономика
/ под ред. А.С. Булатова. – М., 2007..
- Назаров В
.А., Хомянин Г.А.. Международные экономические
отношения.- М.:Юрайт, 2008.
- Носкова
И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические
отношения.- М., 2008.
- О статистике
внешней торговли и оценке тенденций в
динамике платежного баланса Российской
Федерации. Информационно-аналитический
бюллетень. № 5 апрель 2011 г. – Данные
бюро экономического анализа Beafnd. http://
w.w.w. geocities.com/ w.w.w. Beafnd
- Система
национальных счетов и платежный баланс
России: Учеб. пособие / Кулагина Г.Д., Башкатов
Б.И., Пономаренко А.Н., Иванов Ю.Н. - М., 2007.
- 156с.
- Щебарова
Н.Н. Международные валютно-финансовые
отноения.-М.:КноРус, 2010
- Экономическая
статистика / Под ред. Ю.Н. Иванова. – М.,
2011