Факторы, влияющие на состояние платежного баланса и методы его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрытие структуры платежного баланса, факторов, влияющих на платежный баланс, основных методов его регулирования.
Задачи работы:
Охарактеризовать сущность платежного баланса;
Раскрыть принципы формирования платежного баланса;
Проанализировать факторы, влияющие на состояние платежного баланса.

Содержание

Введение 3
1. Структура платежного баланса 5
1.1 Торговый баланс 5
1.2 Баланс услуг 6
1.3 Баланс движения капиталов и кредитов 8
1.4 Анализ платежного баланса 10
2. Факторы, влияющие на состояние платежного баланса и методы его регулирования 14
2.1 Факторы, влияющие на состояние платежного баланса 14
2.2 Методы регулирования платежного баланса 22
Заключение 29
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Платежный баланс.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

     Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей - торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.

     Важным  объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное  регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.  
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

    • ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
    • прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
    • содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
    • расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.
    • pегулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих.
    • pегулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов11.

     Этой  цели подчинена деятельность государства  как экспортера капиталов, создающая  благоприятные условия для частных  заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование  коммерческого и политического риска.

     При активном платежном балансе государственное  регулирование направленно на устранение нежелательного чрезмерного активного  сальдо. С этой целью рассмотренные  выше методы - финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация  валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: ре-стрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

     В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно  развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки (особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществом банковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

     К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также  льготные кредиты, полученные страной  по линии иностранной помощи.

     В связи с активным привлечением иностранных  кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.

     В современных условиях золото как  всеобщее платежное средство используется: во-первых, в ограниченных размерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности; во-вторых, в опосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынках золота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключать торговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.

     Главным средством окончательного балансирования платежного баланса служат резервы  конвертируемой иностранной валюты. После второй мировой войны США  и Великобритания погашали дефициты своих платежных балансов национальной валютой, так как Бреттонвудское соглашение придало доллару и фунту стерлингов статус резервной валюты. Благодаря Этой привилегии США смогли сохранить половину своего огромного золотого запаса, накопленного в годы войны и после нее.

     Активное  сальдо платежного баланса используется государством для погашения (в том числе досрочного) внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностранным государствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала в целях создания второй экономики за рубежом.

     Новым явлением стало межгосударственное регулирование платежного баланса. Оно возникло как следствие интернационализации  хозяйственных связей и недостаточной  эффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних факторов воспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливает диспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущие страны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса. К межгосударственным средствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условий государственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственные кредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальных валютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовых организаций, прежде всего МВФ. Превышение допустимой в мировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, а затем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты таким странам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условных кредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, а также вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику и политику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимости страны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируют экономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга. Эффективным средством оздоровления платежного баланса является сокращение военных расходов, в том числе зарубежных.

     Мировой опыт регулирования платежного баланса  свидетельствует о трудностях одновременного достижения внешнего и внутреннего  равновесия национальной экономики. Это  усиливает две тенденции - партнерство  и разногласия - во взаимоотношениях стран с активным и пассивным платежным балансом.

Заключение

 

     Проведенное исследование позволило сделать   следующие выводы.

    • При составлении платежного баланса следует абстрагироваться от операций, которые не сопровождаются денежными поступлениями и платежами в рамках отчетного периода.
    • Условное разделение операций в платежном балансе на основные и балансирующие лишено практического (и теоретического) смысла, поскольку между обеими группами операций в действительности не существует устойчивых причинно-следственных связей. С этой точки зрения, более целесообразным для аналитических целей представляется соотносить сальдо первичных операций не с сальдо балансирующих операций, а с состоянием внутренних рынков товаров, услуг, валют и капитала.
    • Роль платежного баланса в достижении равновесия на национальных рынках проявляется в том, что благодаря регулированию основных компонентов платежного баланса (баланса товаров и услуг, баланса капиталов) достигается равновесие между спросом и предложением на этих рынках.
    • Основными методами регулирования платежного баланса являются валютное регулирование, политика валютного курса, регулирование процентных ставок и налоговые методы. Главной задачей валютного регулирования является ограничение притока валюты на рынок краткосрочных капиталов и поощрение притока капиталов на рынок долгосрочных инвестиций.
    • В политике валютного курса ключевая роль принадлежит обеспечению эквивалентности международного обмена. Политика процентных ставок должна способствовать выравниванию процентных ставок по операциям с краткосрочным капиталом до уровня зарубежных рынков. Налоговые методы должны быть использованы для того, чтобы уменьшить нежелательное искажение нормы прибыли и товарных цен. Комплексное регулирование платежного баланса должно основываться на анализе взаимосвязей между платежным балансом и состоянием экономики, ее основных рынков.
    • Регулирование внешнеторгового баланса, отражающего экспорт и импорт товаров и услуг, должно быть нацелено на нивелирование внутреннего уровня цен, формирующегося под воздействием внутренних спроса и предложения. Фактическое соотношение внутренних спроса и предложения на товарном рынке может делать необходимой некоторую неуравновешенность торгового баланса, то есть несоответствие экспорта товаров их импорту.
    • Таким образом, теория регулирования торгового баланса, разработанная классиками политэкономии и исходящая из необходимости равенства экспорта и импорта, несостоятельна, поскольку конъюнктура внутреннего рынка может требовать некоторой степени неуравновешенности торгового баланса. Так, если в стране накоплены излишки товаров, то они могут оказывать понижательное давление на уровень цен, а его корректировка достижима лишь при активизации торгового баланса. Наоборот, при нехватке товаров в стране растет уровень цен, поэтому для приведения рынка в равновесие может быть необходимо превышение их импорта над экспортом.
    • Проведенный анализ состояния платежного баланса России показывает, что существенных изменений в положительную сторону в вопросе притока/оттока капитала в стране в I квартале т.г. не произошло.
    • Увеличение положительного сальдо торгового баланса России в 2005 году в основном обеспечено ростом экспорта энергоресурсов в стоимостном выражении, которые по-прежнему составляют более половины от общего объема в структуре экспорта, и из года в год наблюдается только рост их доли. К сожалению, все это лишний раз подтверждает зависимость экономики России от экспорта сырья и конъюнктуры цен на нефть.
    • Значительное снижение ЗВР в середине января 2005 г. связано с досрочным погашением долга России перед МВФ в объеме $3,3 млрд., что вызвало соответствующий рост спроса на доллары ЦБ РФ со стороны Правительства России. Заметим, что это повышение спроса не отразилось на курсе доллара, поскольку Правительство РФ получило доллары, находящиеся в ЗВР в обмен на средства стабилизационного фонда.

Список  литературы:

 
  1. Базулин Ю.В., Пашкус Ю.В., Салин В.Л. Деньги. Кредит. Банки.-М.:Проспект, 2008
  2. Данные Министерства экономического развития РФ// http://www.economy.gov.ru
  3. Информационный сайт Центрального банка России//http://w.w.w.cbr.ru
  4. Казимагомедов А. А. Деньги, кредит, банки.-М.:Эксмо, 2009
  5. Лаврушин О. И. Деньги, кредит, банки.-М.:КноРус, 2011.-550с.
  6. Максимов С. Капиталу дали свободу//Финансовый контроль-2008-№6
  7. Манько А.М. Россия на мировых рынках// Внешняя торговля  2009 - № 4.
  8. Мировая экономика / под ред. А.С. Булатова. – М., 2007..
  9. Назаров В .А., Хомянин Г.А.. Международные экономические отношения.- М.:Юрайт, 2008.
  10. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения.-  М., 2008.
  11. О статистике внешней торговли и оценке тенденций в динамике платежного баланса Российской Федерации. Информационно-аналитический бюллетень. № 5 апрель 2011 г.  – Данные бюро экономического анализа Beafnd. http:// w.w.w. geocities.com/ w.w.w. Beafnd
  12. Система национальных счетов и платежный баланс России: Учеб. пособие / Кулагина Г.Д., Башкатов Б.И., Пономаренко А.Н., Иванов Ю.Н. - М., 2007. - 156с.
  13. Щебарова Н.Н. Международные валютно-финансовые отноения.-М.:КноРус, 2010
  14. Экономическая статистика / Под ред. Ю.Н. Иванова. – М., 2011

Информация о работе Факторы, влияющие на состояние платежного баланса и методы его регулирования