Факторы, влияющие на состояние платежного баланса и методы его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрытие структуры платежного баланса, факторов, влияющих на платежный баланс, основных методов его регулирования.
Задачи работы:
Охарактеризовать сущность платежного баланса;
Раскрыть принципы формирования платежного баланса;
Проанализировать факторы, влияющие на состояние платежного баланса.

Содержание

Введение 3
1. Структура платежного баланса 5
1.1 Торговый баланс 5
1.2 Баланс услуг 6
1.3 Баланс движения капиталов и кредитов 8
1.4 Анализ платежного баланса 10
2. Факторы, влияющие на состояние платежного баланса и методы его регулирования 14
2.1 Факторы, влияющие на состояние платежного баланса 14
2.2 Методы регулирования платежного баланса 22
Заключение 29
Список литературы 32

Работа содержит 1 файл

Платежный баланс.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

     Сальдо  торгового баланса увеличилось  со 115,3 млрд. долларов США в январе-сентябре 2010 г. до 147,7 млрд. долларов США в январе-сентябре 2011 г. (прирост на 28 процента). В III квартале 2011 г. профицит торгового баланса вырос к уровню соответствующего периода 2010 года на 56% и оценивался в 45,5 млрд. долларов США. 

Таблица 1 - Влияние отдельных факторов на изменение торгового баланса

Российской  Федерациив январе - сентябре 2011 года

(по методологии  платежного баланса)

     млрд. долларов США

 
  
 Внешняя торговля  Абсолютное  изменение  в том  числе по факторам:  Справочно: индексы, %
 январь-сентябрь 2011 года (оценка)  январь-сентябрь 2010 года    за счет изменения физического объема  за счет изменения цен  индекс  стоимости 
 
 индекс  физического объема  индекс  цен  
 Сальдо  торгового баланса   147,7  115,3  32,5  -31,9  64,4         
                          
 Экспорт товаров  380,1  287,5  92,5  2,8  89,7  1,322  1,010  1,309
   в том числе:                        
 нефть сырая, нефтепродукты, природный газ  249,1  182,8  66,3  0,1  66,1  1,363  1,009  1,351
 прочие  товары  131,0  104,7  26,3  1,3  25,0  1,251  1,012  1,236
 Импорт  товаров  232,3  172,3  60,0  34,7  25,3  1,349  1,202  1,122
 

      В январе-сентябре 2011 г. отрицательное  сальдо оплаты труда выросло на 20% до 7,5 млрд. долларов США. Оплата труда  нерезидентов, работавших в Российской Федерации, в 3,6 раза превышала соответствующие  доходы резидентов, полученные из-за границы. Относительно января-сентября 2010 года численность иностранных работников, привлеченных в экономику страны, увеличилась незначительно, а долларовый эквивалент их средней заработной платы вырос на 16 процентов.

        
 
 
 
 
 
 
 

      Рисунок 1 – Соотношение основных компонентов  счета текущих операций платежного баланса РФ 

      Дефицит баланса инвестиционных доходов  сложился в размере 37,3 млрд. долларов США при более чем двукратном превышении доходов, начисленных к  выплате (67,0 млрд. долларов США), над их суммой к получению (29,7 млрд. долларов США). Динамику этого компонента платежного баланса определяли операции сектора нефинансовых корпораций, удельный вес которых в объеме средств к получению вырос до 63%, а к выплате - до 85 процентов. В январе-сентябре суммы распределенной прибыли российскими компаниями в пользу зарубежных инвесторов были максимальными в ряду сопоставимых периодов.

      Баланс  текущих трансфертов сведен с  дефицитом в размере 2,1 млрд. долларов США, близким к итогу января-сентября 2010 года. Заметную роль играли операции сектора государственного управления в форме перечислений средств по экспортным и импортным пошлинам между странами – членами Таможенного союза.

      Дефицит финансового счета (без учета  резервных активов) в январе-сентябре 2011 г. увеличился до 48,0 млрд. долларов США (9,4 млрд. долларов США в январе-сентябре 2010 года). Продолжилось динамичное наращивание иностранных активов, которое не было подкреплено соответствующим ростом внешних обязательств.

      Прирост внешних обязательств российской экономики в январе-сентябре 2011 г. (40,4 млрд. долларов США), хотя и заметно превышал аналогичный показатель годичной давности (29,4 млрд. долларов США), полностью сформировался по итогам первого полугодия. В III квартале суммы новых заимствований и платежей по обязательствам были практически уравновешены.

      В привлечении иностранных ресурсов традиционно лидировали нефинансовые корпорации, их внешние обязательства  по итогам января-сентября текущего года выросли на 33,3 млрд. долларов США (на 14,4 млрд. долларов США в аналогичный период 2010 года), из них в июле-сентябре новые ресурсы были привлечены лишь в объеме 0,5 млрд. долларов США. Приток прямых инвестиций за январь-сентябрь оценивается в 28,3 млрд. долларов США (23,7 млрд. долларов США), в том числе прирост по итогам III квартала составил 5 млрд. долларов США. Тем не менее, по сравнению со II кварталом сальдо операций зарубежных компаний со связанными российскими компаниями снизилось почти вдвое, в основном вследствие выплаты последними задолженности по объявленным дивидендам, накопленной в предшествующем квартале, а также из-за сокращения объема межфирменных кредитов. Кроме того, на фоне глубокого падения, отмечавшегося на фондовых рынках большинства развивающихся стран в августе-сентябре, заметно активизировался вывод средств нерезидентов из российских портфельных инструментов9.

      Основная  часть заимствований в форме  ссуд и займов корпораций была использована для рефинансирования сформированной ранее задолженности.

      Иностранные обязательства банковского сектора в январе-сентябре 2011 г. увеличились на 8,1 млрд. долларов США. После существенного роста объема иностранных заимствований во II квартале, в III квартале из-за обострившихся финансовых проблем у большинства европейских банков российскими кредитными организациями на чистой основе было привлечено лишь 0,4 млрд. долларов США. Вместе с тем приток прямых инвестиций в банковский сектор сохранился и по итогам января-сентября 2011 г.  достиг 2,6 млрд. долларов США.

      Иностранные обязательства органов государственного управления в отсутствие новых крупных займов в III квартале 2011 года были в основном представлены плановым обслуживанием и погашением внешней задолженности. Крупный объем погашения еврооблигаций был осуществлен в сентябре. В целом, несмотря на размещение еврооблигационного займа в объеме 40 млрд. рублей в I квартале текущего года (из которых нерезиденты приобрели 95%), по итогам января-сентября обязательства федеральных органов управления сократились на 0,8 млрд. долларов США.

      Значение  статьи «Ошибки и пропуски», сформированной по остаточному принципу, составило 4,4 млрд. долларов США в январе-сентябре 2011 года. В III квартале статья была сведена  с кредитовым сальдо, частично скомпенсировав рост объема неучтенных операций в январе-июне.

      Продолжившийся  прирост иностранных активов  частного сектора при отсутствии равноценного иностранного финансирования обусловило дальнейшее увеличение нетто-вывоза частного капитала, за январь-сентябрь 2011 г. его размер оценен в 49,4 млрд. долларов США (14,3 млрд. долларов США в январе-сентябре 2010 года)10.

      Международные резервы Российской Федерации на 1 октября 2011 года составили 516,8 млрд. долларов США. С начала года они увеличились  на 37,5 млрд. долларов США. За счет операций платежного баланса рост составил 21,2 млрд. долларов США, за счет положительной переоценки и прочих изменений – 16,3 млрд. долларов США.

      В первом полугодии 2011 г. операции Банка  России были в основном направлены на компенсацию избытка предложения  иностранной валюты на внутреннем рынке. В течение III квартала 2011 года спрос на иностранную валюту значительно вырос, Банк России в основном стал выступать ее нетто-продавцом. Итоговое сальдо операций отражало снижение валютных резервов на 1,8 млрд. долларов США. Однако еще больший вклад в изменение международных резервов в III квартале внесла отрицательная курсовая переоценка, возникшая преимущественно в результате резкого падения курса евро и фунта стерлингов к доллару США. В целом, по итогам июля-сентября ее величина составила – 8,7 млрд. долларов США, причем в сентябре, будучи усиленной снижением цен на золото, курсовая разница достигла – 20,3 млрд. долларов США. Рыночная переоценка и прочие изменения оценены в 2,8 млрд. долларов США. Итоговая величина снижения международных резервов в III квартале составила 7,7 млрд. долларов США.

2.2 Методы регулирования  платежного баланса

 

     Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.

     Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов.

     Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.

     В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

     Материальной  основой регулирования платежного баланса служат:

    • государственная собственность, в том числе официальные золото-валютные резервы;
    • возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;
    • непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;
    • регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

     Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в  том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Cуществует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

     Странами, c дефицитным платежным балансом, обычно предпринимаются следующие мероприятия  с целью стимулирования экспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения  иностранных капиталов, ограничения  вывоза капиталов.

     Дефляционная  политика. Такая политика, направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армии безработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политика дефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана с наступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры.

     Девальвация. Понижение курса национальной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импорта товаров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит от конкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовой политики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортного потенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации на мировом рынке.

     Удорожая  импорт, девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров, повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощью конкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать стране временные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицита платежного баланса.

     Валютные  ограничения. Блокирование инвалютной выручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены на устранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала и стимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.

     Финансовая  и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.

Информация о работе Факторы, влияющие на состояние платежного баланса и методы его регулирования