Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать факторы и модели экономического роста.
Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:
раскрыть сущность, показатели и факторы экономического роста;
описать модели экономического развития в разных экономических школах;
исследовать мультипарадигмальную модель экономического роста региона.
Введение ………………………………………………………………
1 Экономический рост на пороге третьего тысячелетия в теории
1.1 Экономический рост: понятие, сущность, факторы …………..
1.2 Классическая модель экономического роста …………………
2 Особенности факторов и моделей экономического развития и роста страны и регионов ……………………………………………………..
2.1 Нетрадиционные факторы экономического развития России ..
2.2 Мультипарадигмальная модель экономического роста региона
Заключение ……………………………………………………………
Глоссарий ……………………………………………………………..
Список использованных источников ………………………………
Результат этой работы представляется весьма любопытным. Показывается, что свобода и демократия положительно влияют на экономический рост только при условии, что страна находится на достаточно высокой стадии развития. В противном случае усиление этих факторов приводит к обратному эффекту.
Усиление же правопорядка приводит к значительному экономическому подъему на более ранних стадиях развития. На более поздних стадиях этот фактор не столь существенен. Конкретным примером, иллюстрирующим суть полученных результатов, являются экономики Индии и Китая. И та, и другая страна находятся еще на первой стадии экономического развития.
Индия имеет больше экономических свобод и является более демократичной в соответствии с применяемым индексом. Китай, наоборот, превосходит Индию по индексу правопорядка и отстает по индексу уровня демократии. Налицо превосходство Китая в долговременных темпах экономического роста. Правда, в самое последнее время Индия стала больше уделять внимание институтам правопорядка, и темпы роста заметно повысились.
Что касается измерения уровней справедливости и толерантности, то здесь пока ситуация находится на уровне обсуждения идей. Отмеченные выше организации, измеряющие свободу, демократию, права человека, не очень спешат измерять справедливость и толерантность. Видимо, нет политического заказа. Скорее всего, в первых рядах по этим факторам будут уже другие страны.
Третий слой составляют факторы, которые можно рассматривать как расшифровку или углубление факторов второго слоя.
Третий слой - безопасность, качество институтов, система голосования, разделение властей, политическая система, свобода средств массовой информации, свобода вероисповедания, совести. Ясно, что, свобода прессы, свобода вероисповедания, совести, являются частью общего понятия свобода. То же самое можно сказать о системе голосования, разделении властей, да и политической системе как составных частей общего фактора демократия.
Что касается таких факторов как безопасность и качество институтов, то они больше относятся к правопорядку, и, естественно, имеют отношение к справедливости и толерантности.
Если говорить о безопасности и качестве институтов, то они измеряются достаточно уверенно. Хотя без идеологического налета обойтись трудно и здесь. То же самое можно сказать об измерении свобод. Факторы, относящиеся к характеристике политической системы, имеют другую шкалу измерения.
Например, имеется довольно большое количество работ, посвященных сравнению президентской и парламентской систем, скажем, в плане эффективности осуществления экономических реформ. Или другой вопрос: помогает ли выборность глав органов местного самоуправления экономическому прогрессу.
Имеются работы, исследующие данный вопрос применительно к условиям китайской реформы. Важный результат этих работ, который следует принимать во внимание российским властям, состоит в том, что реформы такого рода надо вводить постепенно, по мере созревания условий.
Выборность глав органов местного самоуправления в Китае начала вводиться с 1986 г. и продолжается до сих пор. Порядка 25% муниципальных образований пока еще главы назначаются партийными властями.
В России с 2006 г. началась тотальная реформа местного самоуправления. Госдума РФ приняла разумное решение проводить эту реформу в течение трех лет, а не одномоментно, как это было задумано первоначально.
Однако уже сейчас ясно, что реформа в течение трех лет не будет завершена. Причин несколько. Во-первых, масштабы столь значительны и условия в регионах столь разные, что по одной технологии осуществить реформу невозможно. Во-вторых, как всегда, контроль ослабевает со временем. Захлестывают другие проблемы. Дела бросаются на пол дороге. А в-третьих, быть может самое главное: реформа не продумана в деталях. Не достаточно квалифицированных людей, которые понимают суть проблем. Надежда на то, что практика подскажет, как решать тот или иной вопрос не оправдалась именно из-за недостаточной квалификации людей.
Общее количество муниципалитетов увеличивается более чем в два раза, а кое-где и в десятки раз, как, например, в Воронежской области. Нужны десятки тысяч новых глав администраций, хоть мало-мальски понимающих, как управлять муниципалитетом.
Следует обратить особое внимание на такой фактор как качество институтов. После известных работ американского экономиста Д.Родрика, показавшего методом анализа эмпирических данных с помощью эконометрики, что качество институтов весьма существенно влияет на экономический рост.
Само понятие качества институтов является комплексным. Оно как бы разлагается на несколько показателей, называемых факторами четвертого слоя.
Четвертый слой - исполнение контрактов, уровень коррупции, эффективность государственной власти (исполнительной, судебной). Факторы четвертого слоя относятся непосредственно к государству, как институту, от которого мы все зависим. Общество заинтересовано в том, чтобы этот институт работал как можно эффективнее.
В России в настоящее время насчитывается более полутора миллиона чиновников. Президент РФ неоднократно обращал внимание на необходимость построения эффективного государства и подчеркивал, что это можно сделать только усилиями всех граждан. Административная реформа, реформа судебных органов, другие подобного типа реформы не выполнят своих целей, если их не поддержат граждане страны.
Возьмем такой инструмент, как электронное правительство. По своим потенциальным возможностям технологии электронного правительства могут решать самые сложные задачи и принципиально повысить эффективность государства, повысить, в том числе, эффективность работы огромной армии чиновников.
Если говорить конкретно об административной работе, то одно из направлений повышения ее эффективности состоит во внедрении так называемых административных регламентов, которые значительно сужают поле деятельности чиновников для произвола. А с другой стороны, эти самые регламенты дают реальную возможность людям контролировать деятельность чиновников. Поэтому мы и говорим, что многое в повышении эффективности государства зависит от нас самих, от нашей активности. А чем более эффективно государство, тем лучше условия для долговременного экономического роста.
Итак, рассмотрели последовательно совокупность разнообразных факторов, непосредственно и опосредованно влияющих на экономическое развитие. Часть из этих факторов являются расшифровкой агрегированных факторов, а часть охватывают более широкие сферы человеческого бытия.
Все рассмотренные факторы на самом деле переменчивы, мобильны, меняются со временем и довольно сильно. Большинство из них при правильно организованной политике можно и вполне реально изменить в нужную сторону.
Однако есть факторы другого рода, назовем их базисными, которые не меняются или меняются в высшей степени медленно. Но именно они все определяют, в том числе и экономическое развитие.
И вопрос не том, чтобы как-то на них повлиять, ибо они есть как данное, а в том, чтобы их правильно использовать. А для этого сначала надо их всем нам осознать. Итак, речь идет о пятом слое, базисном слое, на котором все держится.
Пятый слой - менталитет нации, дух народа, культурные традиции, исторические традиции, общественные нормы.
Этот базисный слой формирует история, века жизни народа. Мы, политика не можем его изменить сколько-нибудь значительно. Можно только на него опираться, и при этом как можно больше, чуть-чуть корректировать в соответствии с реалиями современной жизни.
Приходится констатировать, что осознание важности этого слоя для экономического и политического развития страны приходит очень медленно. До сих пор доминирует представление о том, что экономическое развитие определяется абстрактно сформулированными законами, не зависящими от конкретных условий страны, ее народа, ее истории. Учебники по экономике внушают студентам именно эту мысль.
По миру путешествует немало экспертов, объясняющих правительствам разных стран, как надо строить экономическую политику, чтобы решить те или иные проблемы. Грешат этим и международные организации типа Международного валютного фонда и Мирового банка. Часто эти эксперты не знают ни языка, ни истории страны, правительство которой они хотят учить уму разуму. Однако они процветают, востребованы и «успешно» делают свое черное дело.
Единственная от них польза может быть в том, что они просвещают местную элиту и интеллигенцию в вопросах, которые другим способом получить труднее. Такая банальная мысль, что каждая страна уникальна, что то, что хорошо для Германии, совсем не годится для Японии, начинает привлекать внимание только сейчас. Постепенно начинается пересмотр так называемых универсальных человеческих ценностей.
«Универсальные» права человека, семейные ценности, этические нормы, справедливость, добро и зло, понимаются отнюдь не одинаково. Мировая цивилизация находится в духовном кризисе. Западные ценности американского типа все более отвергаются. Они ведут к двойным стандартам и это очевидно всем.
Ростки новых идей и движений пробиваются. Появилась площадка для дискуссий под названием «Диалог цивилизаций», где поднимаются коренные вопросы выживания человечества.
Недавно в России прошел Конгресс представителей различных конфессий, организованный по инициативе православной церкви.
Конгресс оказался весьма удачным, получил позитивную реакцию во всем мире. Этот факт говорит о том, что Россия может занять место лидера в вопросах духовного обновления нашей цивилизации. Именно Россия обладает многовековым историческим опытом соединения различных культур, национальностей, религий. Этот опыт, несомненно, пригодится в теперешней ситуации.
В контексте обсуждаемого вопроса о факторах экономического развития базовые факторы пятого слоя будут в дальнейшем играть все большую роль. Естественно, что нужны дальнейшие серьезные исследования, в том числе выработка методологии измерения базисных факторов.
Экономическая наука последние годы обращает внимание на капитализацию, т.е. на рыночную оценку так называемых неосязаемых ценностей. Появились понятия человеческого капитала, интеллектуального капитала, социального капитала, наконец, духовного капитала.
Последний вид капитала особенно интересен в обсуждаемом контексте. Если другие перечисленные виды неосязаемого капитала уже вошли в научный оборот. Имеются методики их оценки. Человеческий и интеллектуальный капиталы имеют вполне объективную рыночную оценку. Социальный капитал также приближается к тому, чтобы быть учитываемым в рыночных отношениях, и, тем самым, записываемым в результаты экономической деятельности.
Классики экономической науки убедили всех в том, что акт покупки на рынке есть индивидуальное и (косвенно) общественное признание ценности того, что куплено. А сама цена указывает на (истинную) ценность купленного. Поэтому чем больше куплено, тем лучше. Это и есть результат экономической деятельности, который оформляется в виде валового внутреннего продукта (валового внутреннего продукта). Удовлетворение низменных потребностей человека, таких, как, например, страсть к азартным играм самого разнообразного толка, половая распущенность, наркомания, курение, страсть к алкоголю приводит по принятой методологии подсчета валового внутреннего продукта к экономическому росту.
Настоящее качество жизни совсем в другом. Имеются методики его измерения. У этих методик очевидный изъян. Они не умеют достаточно достоверно измерять то, что называется счастьем, удовлетворением от жизни.
Кстати сказать, только что Мировым банком опубликованы данные о том, как ранжируются страны мира по качеству жизни, измеренному по их методике. Это известный индекс человеческого потенциала, получающийся соединением в один показатель валового внутреннего продукта на душу, продолжительности жизни и уровня образования. На первом месте Норвегия. И тут же прошла информация о том, что норвежцы недовольны действующими социальными программами, еще чем то, т.е. можно сомневаться относительно высоты уровня удовлетворения жизнью их населения.
Россия выиграет в конкурентной борьбе за подлинное качество жизни тогда, когда люди станут в очередь за получением российского гражданства. Правда, если институт национального гражданства еще останется.3
2.2 Мультипарадигмальная модель экономического роста региона
Основой сбалансированного развития региона является такое развитие региональной социально-экономической системы, которое обеспечит достижение поставленных целей локального (регионального), национального (федерального) и глобального (геополитического) характера.
И если достижение национальных и глобальных целей во многом обусловлено институциональными условиями государства, формами и методами государственного вмешательства в экономику, объемами и видами бюджетных вливаний в экономику региона, то достижение локальных целей напрямую зависит от эффективности управления экономическим развитием региона.
Одной из ключевых задач развития региональной экономики является обеспечение стратегической конкурентоспособности региона в основных конкурентных пространствах, в первую очередь, в пространстве человеческих ресурсов.
Данный тип
Термин «модернизация» в своем основном значении подразумевает техническое и технологическое перевооружение производственной подсистемы региональной экономики. В этих условиях возрождается роль региональной промышленной политики как инструмента проведения комплексной модернизации экономики. Сбалансированное развитие, в нашем понимании, возможно только при условии оптимизации принимаемых решений исходя из критериев экономической, бюджетной и социальной эффективности реализации программ модернизации.