Факторный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п.

Содержание

План курсовой:
Общие сведения структур
Совершенная конкуренция
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Монополия

Работа содержит 1 файл

Курсовая Крылов.docx

— 432.03 Кб (Скачать)

  И еще  один аспект, на который нужно обратить внимание при Сравнительном анализе  экономической эффективности чистой монополии и совершенной конкуренции, — восприимчивость к достижениям  НТП (научно-технического прогресса). Сама среда функционирования конкурентной фирмы заставляет ее развивать и  внедрять достижения НТП, но экономические  прибыли от внедрения новшеств недолговечны и поэтому материальные стимулы к внедрению для этих фирм невелики. Теперь о чистой монополии. С одной стороны, отсутствие конкурентной среды минимизирует стимулы к внедрению достижений НТП. С другой стороны, внедрение новшеств обычно уменьшает издержки и способствует закреплению барьеров для вступления в отрасль, т. е. усилению рыночной власти фирмы-монополиста. А это является для монополиста побудительным мотивом к внедрению новшеств. Общая практика в целом носит сложный характер, но обычно доминирует мнение о том, что все-таки монополия менее восприимчива к НТП по сравнению с конкурентной фирмой.

  И последнее, монополия способствует неравенству  в распределении доходов. Устанавливая более высокую цену, чем конкурентная отрасль, она фактически облагает население  «частным налогом». Этот налог представляет собой экономическую прибыль монополии, которая распределяется среди узкого круга лиц — владельцев предприятия-монополиста.

 

Олигополия, ее основные признаки и сфера распространения. Причины олигополии

  Олигополистическая  рыночная структура — одна из самых  распространенных структур рынка в  современной экономике. Признаки олигополии.

  1. В  отрасли находится несколько  соперничающих фирм, так что ее  нельзя отнести к чистой монополии.  Точного количественного определения  олигополии не существует. Это может быть 2—3 фирмы или 10—12. Тем не менее каждая из фирм-олигополистов обладает достаточно большой долей в общеотраслевом выпуске, что обеспечивает олигополистам значительную степень контроля над рынком.

  2. Кривая  спроса каждой отдельной фирмы  имеет падающий характер, следовательно,  отрасль не может считаться  совершенно конкурентной.

  3. В  отрасли находится хотя бы  одна крупная фирма, считающая, что ее действия и поведение на рынке не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, т. е. эта структура отличается от монополистической конкуренции. Особенность олигополистической рыночной структуры связана с тем, что фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и реакцией своих конкурентов. Поэтому, в отличие от уже рассмотренных типов рынков, каждая фирма-олигополист ограничена в принятии решений не только нисходящим характером графика спроса на свою продукцию, но и поведением конкурентов.

  4. Продукция  может производиться как стандартизированная (нефть, алюминий) — чистая олигополия, так и дифференцированная (например, автомобили) — дифференцированная олигополия. Вне зависимости от этого олигополистические рынки всегда характеризуются наличием у фирм значительной рыночной власти.

  5. Основной  показатель олигополии — степень  концентрации производства в руках нескольких фирм. Чем она выше, тем меньшая степень конкурентности характеризует отрасль. Простейшим показателем степени концентрации может служить индекс концентрации, отражающий процентное соотношение рыночных долей одной фирмы или группы фирм. Если значение индекса составит для четырех фирм до 35 %, то рынок считается слабо концентрированным, если до 70 % — средней концентрации, свыше 70 % — высококонцентрированным. ? Также о степени концентрации рынка дает представление индекс Херфиндаля — Хиршмана:

  HHI = q1+ q2+ q3+ ... + qn-1+ qn2= ? qi2

  где q- доля продаж фирмы, выраженная в процентах. Чем больше значение индекса, тем более концентрированным является рынок и тем большей рыночной властью обладает отдельный производитель. При абсолютной монополии индекс достигает своего максимального значения — 10 000.?

  Для характеристики неравномерности распределения  долей рынка среди фирм используется коэффициент Джини (мера концентрации), отражающий долю рынка, приходящуюся на процентное число фирм. Этот коэффициент будет равен нулю, когда все фирмы отрасли имеют одинаковые доли рынка, и будет равен единице при абсолютной монополии. Чем больше значение коэффициента Джини, тем выше концентрация данного рынка.

  Основные  причины существования  олигополии:

  1. Положительный  эффект масштаба производства. Например, если технически эффективно производство в объеме, допустим, 200—250 единиц продукции, а емкость внутреннего рынка составляет приблизительно 1000 единиц, то закономерно, что в рамках отрасли существуют 4 компании, технологически способные производить указанные 200—250 единиц, т. е. реализовавшие положительный эффект масштаба производства. Следует отметить, что достижение такого результата предполагает сокращение числа конкурирующих фирм в результате их банкротства или слияния.

  2. Финансовые  барьеры — огромные расходы  на рекламу и продвижение своей  продукции на рынок; другие  барьеры — владение патентами и лицензиями, контроль над сырьевыми источниками.

  3. Эффект  слияния, обусловленный взаимозависимостью  фирм. В условиях олигополии изменения  в производстве и реализации у одной фирмы вызовет ответную реакцию у ее конкурентов, причем реакцию абсолютно непредсказуемую. Подобные обстоятельства побуждают фирмы к слиянию и приводят к картелизации отрасли, что может обеспечить увеличение доли рынка участвующих в сговоре фирм, увеличить рыночную власть, дать возможность требовать более низких цен на ресурсы, выступая в роли «крупного покупателя».

  Примеры олигополистического рынка —  производство и сбыт стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов.

  В России отчетливо олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и  цветная металлургия. Олигополизированы основные подотрасли химической промышленности (производство удобрений и пр.) и машиностроения (автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.). Крупные предприятия, которые однозначно придают рынку олигополистичекий характер, составляют основу современной российской экономики. По-прежнему фактически весь производственный потенциал сосредоточен на предприятиях-гигантах. (По некоторым данным в 2003 г. 30,8 % объема реализации продукции всей российской промышленности обеспечивали всего 24 компании, а весь малый бизнес — только 12 %. Для сравнения, в Великобритании малый бизнес производит более 60 % всех создаваемых в обществе материальных благ.) Поэтому одна из проблем современной российской экономики, помимо поощрения и стимулирования развития малого предпринимательства, состоит в обеспечении экономической эффективности российских фирм-олигополистов и их конкурентоспособности в соответствии с международными стандартами.

Олигополия  и экономическая эффективность

  Традиционная  точка зрения.

  Очень часто фирмы-олигополисты действуют сообща, что приближает олигополию к чистой монополии, т.е. ее экономические последствия схожи с последней. Объем производства в условиях олигополии меньше оптимального, а цены выше, чем у фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции. Безусловно, в форме картелей олигополия крайне неэффективна фактически воспроизводится групповая монополия. Сложнее дело обстоит с другими моделями олигополии, где конкуренция все-таки существует, но и этим формам олигополии будут свойственны все недостатки несовершенной конкуренции. А из-за значительной рыночной власти, которая есть у олигополистов, эти недостатки будут выражены   более ярко, чем при монополистической конкуренции.

  Теория  Шумпетера — Гэлбрейта.

  Хотя  при олигополии и не наблюдается  эффективного распределения ресурсов (рх> МС), для экономистов остается открытым вопрос о степени эффективности олигополии с точки зрения чувствительности к научно-техническому прогрессу и внедрению новаций. Ряд экономистов считает, что только крупные фирмы-олигополисты, располагающие значительными финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами, способны обеспечить научно-технический прогресс. Существование барьеров для вхождения в отрасль в условиях олигополии гарантирует последней получение прибыли в течение длительного промежутка времени, которая затем может быть направлена на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки). Однако конкретные примеры из реальной жизни показывают: очень многие изобретения, определяющие прогресс, были сделаны на мелких фирмах или даже изобретателями-одиночками.

  Итак, на данный момент не сложилось единой точки зрения об эффективности такой  рыночной структуры, как олигополия, поскольку можно выделить как  положительные, так и отрицательные последствия функционирования данной рыночной структуры. 

Основные  черты рынка монополистической  конкуренции

  Как показывает практика, в реальной жизни условия, присущие совершенной конкуренции и чистой монополии, редко соблюдаются. Чистую монополию и совершенную конкуренцию можно рассматривать как идеальные рыночные структуры, находящиеся на противоположных полюсах. Реальные же рыночные структуры занимают промежуточное положение, совмещая в себе отдельные черты и чистой монополии, и совершенной конкуренции. Одна из таких рыночных структур — монополистическая конкуренция, для описания которой полезно знать как представленную выше теоретическую модель рынка совершенной конкуренции, так и модель чистой монополии. Монополистическая конкуренция — рыночная структура, где превалируют черты совершенной конкуренции и имеются отдельные элементы, характерные для чистой монополии. Особенности монополистической конкуренции:

  1. В  отрасли функционирует довольно  значительное количество небольших фирм, но численно их меньше, чем при совершенной конкуренции. Фирмы создают похожую, но не одинаковую продукцию. Из этого следует, что:

  • отдельной  фирме принадлежит лишь небольшая  доля рынка данного товара;

  • рыночная власть отдельной фирмы ограничена, следовательно, контроль рыночной иены товара отдельной фирмой тоже ограничен;

  • отсутствует  возможность сговора фирм и картелизации отрасли (создания отраслевого картеля), так как достаточно велико количество конкурирующих на рынке фирм;

  • каждая фирма практически независима в  своих решениях и не учитывает  реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены своего товара.

  2. Реализуемый  в отрасли продукт носит дифференцируемый  характер. При монополистической  конкуренции фирмы на рынке имеют возможность выпускать товар, несхожий с производимым конкурентами. Дифференциация продукции принимает следующие формы:

  • разное качество продукции, т. е. товары могут различаться по множеству параметров;

  • различные  услуги и условия, связанные с  продажей продукта (качество обслуживания);

  • различия в размещении и доступности товаров (например, небольшой магазин в  жилом микрорайоне может конкурировать с супермаркетом, несмотря на более узкий ассортимент предлагаемых товаров);

  • мероприятия  по стимулированию сбыта (реклама, торговые марки и знаки) и упаковка создают  зачастую мнимые различия, которые навязываются потребителям.

  Косметика, парфюмерия, фармацевтическая продукция, бытовая техника, услуги и т. п. — примеры дифференцированной продукции. Фирмы, производя дифференцированный продукт, имеют возможность в определенных пределах менять цену продаваемого товара, и кривая спроса отдельной фирмы имеет, как в случае с монополией, «падающий» характер. Каждая фирма-монополистичекий конкурент контролирует небольшую долю отраслевого рынка. Однако дифференциация продукции приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, относительно самостоятельные части (сегменты рынка). И на таком сегменте доля отдельной, возможно даже маленькой, фирмы может быть очень большой. С другой стороны, товары, продаваемые конкурентами, являются близкими заменителями данного, значит спрос на продукцию отдельной фирмы достаточно эластичен и не понижается так резко, как в случае монополии.

  3. Свобода  входа в отрасль (на рынок)  и выхода из нее. Поскольку в условиях монополистической конкуренции фирмы обычно небольшие по размеру, то чаще всего нет финансовых проблем при вступлении на рынок. С другой стороны, при монополистической конкуренции могут возникнуть дополнительные расходы, cвязанные с необходимостью выделить свой товар (например, расходы на рекламу), что может стать препятствием для входа новых фирм. Существование свободного входа фирм в отрасль приводит к тому, что в результате конкурентной борьбы становится типичной ситуация, когда предприятия в долгосрочном периоде не получают экономических прибылей, функционируя в точке безубыточности.

Информация о работе Факторный рынок