Факторный рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:40, курсовая работа

Описание работы

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п.

Содержание

План курсовой:
Общие сведения структур
Совершенная конкуренция
Олигополия
Монополистическая конкуренция
Монополия

Работа содержит 1 файл

Курсовая Крылов.docx

— 432.03 Кб (Скачать)

    МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ 
 
 
 
 

    Кафедра Экономической теории и инвестирования 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Курсовой  проект по дисциплине

    «Микроэкономика»

    на  тему «Факторный рынок» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил:

                                              Студент группы ЗЭЭ-101

                                                    Крылов Н. В.

                                                    Проверила:

                                                    Максимова В.Ф. 
 
 
 
 
 
 

                            Москва 2012

 

План курсовой:

Общие сведения структур

Совершенная конкуренция

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Монополия

 

Рыночные  структуры: типы и  определяющие признаки. Рыночная власть

  Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических  признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка.

  1. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, т. е. на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.

  2. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой — наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.

  3. Характер реализуемой на рынке продукции — стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.

  4. Условия вступления в отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.

  5. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет место в том случае, если отраслевой продукт носит дифференцируемый характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении Качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы.

  Модели  рынка и их характерные признаки

  В зависимости от содержания каждого  признака и их сочетания формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) — совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия.

  • совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;

  • чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;

  • монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;

  • олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).

  Каждая  из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. 

  Рыночная  власть — способность производителя или потребителя оказывать влияние на ситуацию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:

  • доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем  больше у нее возможности, меняя  собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;

  • степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;

  • наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;

  • особенностей взаимодействия фирм, функционирующих  в отрасли, которые могут послужить  причиной возникновения рыночной власти у функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы могут вступить в сговор и достичь соглашения о разделе рынка и о рыночной цене.

  Выше  были определены главные источники  рыночной власти. Специфические условия функционирования фирм при совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию.

  Обрати  внимание

  Коэффициент Лернера

  Степень рыночной власти можно измерить количественно. Для этого используется так называемый коэффициент Лернера, который определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене товара: L = (P- MC)/PX

  Значения  коэффициента исчисляются в абсолютных величинах, причем О < L < 1. В условиях совершенной конкуренции, когда ни одна из действующих на рынке фирм не обладает рыночной властью, L = 0. В условиях чистой монополии, когда на рынке действует единственный производитель, обладающий фактически абсолютной рыночной властью, L= 1.

 

Совершенная конкуренция: признаки и распространение. Спрос на продукт конкурентного  продавца

  Характеристики:

  1. Наличие  на рынке значительного количества  продавцов и покупателей данного  блага. Это означает, что ни  один продавец, ни один покупатель  на таком рынке не способен  оказать воздействие на рыночное равновесие, что свидетельствует об отсутствии у кого-либо из них рыночной власти. Субъекты рынка здесь полностью подчинены рыночной стихии.

  2. Торговля  осуществляется стандартизированным  продуктом (например, пшеницей, кукурузой). Это означает, что реализуемый в отрасли разными фирмами продукт настолько однороден, что у потребителей нет основания предпочитать продукцию одной фирмы продукции другого производителя.

  3. Отсутствие  возможности для одной фирмы  влиять на рыночную цену, так как в отрасли много фирм, и выпускают они стандартизированный товар. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный продавец вынужден соглашаться с ценой, диктуемой рынком.

  4. Отсутствие  неценовой конкуренции, что связано  с однородным характером реализуемой продукции.

  5. Покупатели  хорошо информированы о ценах;  если кто-то из производителей  повысит цену на свою продукцию,  то потеряет покупателей.

  6. Продавцы  не в состоянии вступить в  сговор по поводу цен, что  обусловлено большим количеством  фирм на данном рынке.

  7. Свободный  вход и выход из отрасли,  т. е. входные барьеры, блокирующие вход на данный рынок, отсутствую. На рынке совершенной конкуренции не возникает сложностей с созданием новой фирмы, не возникает проблем в случае, если отдельная фирма примет решение покинуть отрасль.

  В качестве примера рынков совершенной конкуренции  могут быть названы рынки отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

  К сведению. На практике ни один из существующих рынков едва ли сможет соответствовать всем критериям совершенной конкуренции, здесь перечисленным. Даже очень похожие на Совершенную конкуренцию рынки лишь отчасти могут удовлетворить этим требованиям. Иными словами, совершенная конкуренция относится к идеальным рыночным структурам, крайне редко встречающимся в реальной действительности. Тем не менее изучать теоретическую концепцию совершенной конкуренции имеет смысл, потому что эта концепция позволяет судить о принципах функционирования небольших фирм, существующих в условиях, приближенных к совершенной конкуренции и, на основе обобщений и упрощения анализа, понять логику поведения фирм.

  Примеры совершенной конкуренции  можно встретить  в российской практике. Мелкие рыночные торговцы, ателье, фотоателье, автомастерские, строительные бригады, специалисты по ремонту квартир, крестьяне на продовольственных рынках, ларечная розничная торговля могут быть расценены как мельчайшие фирмы. Всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемой продукции, ничтожные по размерам рынка масштабы бизнеса, многочисленность конкурентов, необходимость принимать сложившуюся цену, т. е. многие условия совершенной конкуренции. В сфере малого бизнеса в России ситуация, очень близкая к совершенной конкуренции, воспроизводится достаточно часто.

  Главная особенность рынка совершенной  конкуренции — отсутствие контроле над ценами со стороны отдельного производителя, т. е. каждая фирма вынуждена ориентироваться на цену, установленную в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения. Это означает, что объем производства каждой фирмы столь незначителен в сравнении с выпуском всей отрасли, что изменения в количестве реализуемой продукции отдельной фирмой не оказывают влияния на цену товара. Иными словами, конкурентная фирма будет продавать свой товар по уже существующей на рынке цене. Как следствие этой ситуации кривая спроса на продукт отдельной фирмы будет представлять собой линию параллельную оси абсцисс (совершенно эластичный спрос). Графически это показано на рисунке.

  

  Поскольку отдельный производитель не в  состоянии повлиять на рыночную цену, он вынужден продавать свою продукцию по цене, установленной рынком, т. е. по Р0.

Информация о работе Факторный рынок