Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 15:25, контрольная работа
Цель работы изучить ЕЭС в мировом хозяйстве.
Поставленная цель определяет для решения следующие задачи:
1. Изучить краткую историю ЕЭС;
2. Исследовать ЕЭС от первого валютного союза к единой валюте;
3. рассмотреть современное состояние и перспективы ЕЭС.
Введение 3
1. Европейское экономическое сообщество в мировом хозяйстве………………………………………………………………………... 5
1.1. Краткая история ЕЭС 5
1.2. Современное состояние ЕЭС……………………………………………… 6
1.3. Перспективы ЕЭС………………………………………………………… 12
2. Россия и Европейский Союз: история и перспективы сотрудничества…..16
2.1. Отношения ССС и ЕЭС…………………………………………………….16
2.2 Отношения между Россией и ЕЭС (1992-2000)……………………………19
Заключение 23
Список используемой литературы 25
И в этой ситуации важно осознать, как надлежит вести себя России, которой в самом начале евро-долларовой войны уготовили незавидную роль “мешка”, но которая на самом деле может оказать сильное влияние на исход этой войны благодаря своему колоссальному энергетическому потенциалу. Если Россия в своих энергетически-валютных планах начнет все сильнее ориентироваться на Европу и евро, это заметно усилит позиции Европы. И дело тут не в политике, а в голой экономике. Нам даже с точки зрения транспортной составляющей гораздо выгоднее быть с Европой. К тому же Европа вкладывает в Россию гораздо больше инвестиций, чем США. Пока США, пребывающие в состоянии головокружения от успехов, властвуют в мире политически, Европа без лишнего шума вполне рационально стремится вовлечь Россию в свою экономическую орбиту. К тому же у России появляется такой могучий политико-финансовый козырь, как перевод своих нефтегазовых расчетов из доллара в евро... Зеленые раки начинают краснеть, когда их варят в кипятке. Похоже, и с долларом начинает происходить нечто подобное: известно, “зеленый” скоро порозовеет.»
Эта статья была написана в начале 2002 года. С того времени произошло много спадов и возрастаний на рынке валют, но можно сказать точно, что «евро» продолжает обгонять доллар. Так курс евро в декабре 2003 года преодолел рубеж 1,20 долл./евро впервые с момента введения единой европейской валюты в безналичное обращение 1 января 1999 года. Эта отметка практически ничего не значит с точки зрения технического анализа, однако весьма показательна чисто психологически. Именно ее различные представители европейских монетарных властей неоднократно называли в качестве верхней границы более-менее приемлемого для Старого Света коридора колебаний евровалюты. По общему мнению, долгосрочное сохранение евро выше уровня 1,20 долл./евро окажет депрессивное влияние на экспорт из Европы и, соответственно, на темпы экономического восстановления еврозоны. Тем не менее, многие западные аналитики уверены, что на достигнутом укрепление единой европейской валюты не остановится. По их мнению, теперь целью восходящего движения становится отметка 1,25 долл./евро. Многие убеждены, что ее взятие – дело первого квартала следующего года. Голоса тех, кто не придерживается столь пессимистической точки зрения в отношении перспектив доллара США, тонут в доводах долларовых пессимистов. В последние дни доллар испытывал сильное давление в связи с опасениями дилеров по поводу растущих дефицита бюджета и пассивного сальдо текущего счета США. Они перевешивали позитивное впечатление от макроэкономических новостей из Америки. Более того, все новые и новые признаки роста деловой активности в Соединенных Штатах, казалось, лишь усиливали у инвесторов желание избавляться от американской валюты.
Итак, новая резервная валюта мира. Но что же ей станет: евро или доллар? Сможет ли сильный евро разрушить финансовую гегемонию американского доллара, что в свое время оттеснил фунт стерлинг (после Второй Мировой Войны)? «Посягательство» Европы на превосходство доллара – инициатива не новая. Еще в 1967 году, когда доллар начал слабеть в связи с войной во Вьетнаме, Шарль де Голль пытался восстановить «золотой стандарт». В уходящем году этот вопрос вновь стал актуальным в связи с началом военных действий США в Ираке, а также в связи с продолжающимся укреплением евро относительно доллара. Все эти события стали поводом для начала дискуссий относительно того, сможет ли единая европейская валюта стать альтернативной доллару мировой резервной валютой, положить конец доминированию США на мировом финансовом рынке и тем самым создать европейский аналог американскому финансовому могуществу.
По своей сути общепринятая валюта расчетов способствует стабильному развитию мировой торговли и финансового сектора на уровне, необходимом для поддержания высоких темпов экономического роста. В XIX веке такой валютой был английский фунт стерлингов. После Второй мировой войны американский доллар начал постепенно вытеснять фунт стерлингов с позиции основной мировой валюты, которую занимает и по сей день. Национальная валюта обретает статус международной резервной тогда, когда она становится «избранной» в международных финансах и торговле, что неразрывно связано с определенными экономическими и финансовыми преимуществами страны ее происхождения.
Именно этим объясняется стремление других стран использовать определенную валюту в качестве резервной. Такой ценный актив может быть размещен где угодно и в любой стране, с которой поддерживаются международные отношения.
Международное валютное превосходство приносит существенные политические выгоды. Доминирующая держава всегда лучше защищена от внешних влияний при формулировании и проведении в жизнь финансовой политики. Она также способна осуществлять свои внешнеполитические задачи с меньшими затратами, равно как и оказывать значительное влияние на другие страны. Помимо этого, имеются и чисто экономические выгоды. Страна, валюта которой имеет международный статус, то есть в значительных объемах сосредоточена в руках иностранцев, получает эмиссионный доход в виде разницы между номинальной стоимостью денежных знаков и фактическими издержками их изготовления.
Так, по расчетам Deutschen Bank порядка 50-60% находящихся в обращении наличных долларов США сосредоточено за пределами страны их происхождения, а в целом доходы США от международного спроса на доллары достигают 0,1% ВВП страны. Наряду с огромным влиянием, которое получает страна, чья валюта становится резервной, на нее также возлагаются и определенные обязательства. В частности, резервная валюта должна обладать высокой ликвидностью – этой валюты должно быть достаточно в обращении для проведения международных торговых и финансовых операций. Кроме того, эта валюта должна быть в состоянии выступить в роли кредитора «в последней инстанции». Выполнение этих обязательств возможно лишь в условиях стабильности валюты, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также при стабильных темпах экономического роста.
Замещение
американского доллара в
Для того, чтобы евро стал альтернативной резервной валютой, страны зоны евро должны демонстрировать стабильные темпы экономического роста, а это, в свою очередь, предусматривает внесение существенных изменений в положения Пакта о стабильности и развитии. Принимая евро в качестве единой валюты, национальные правительства ЕЭС пожертвовали двумя из трех основных инструментов стимулирования экономического роста: монетарной и валютной политиками, в то время как на использование третьего инструмента – фискальной политики – были введены жесткие ограничения. Более того, относительно недолгий период существования евро не позволяет финансовым рынкам в полной мере оценить стабильность его обменного курса. Есть и другие структурные причины, свидетельствующие против евро в качестве альтернативной резервной валюты.
Одна
из них касается позиции кредитора
«в последней инстанции». У ЕЦБ нет полномочий
выполнять эту роль – это право сохранили
за собой национальные центральные банки
стран-членов зоны евро. Не выполняя функции
кредитора «в последней инстанции» евро
может рассчитывать лишь на статус ограниченной
альтернативной резервной валюты на мировых
рынках. Вторая структурная причина связана
с медленным ходом реформ в банковском
секторе региона и существенными различиями
между американской и европейской банковскими
системами. Этот недостаток может быть
устранен в случае вступления Великобритании
в зону евро. Дело в том, что ее банковская
практика и технологические возможности
являются единственными в мире, способными
конкурировать с американскими. Однако
в ближайшее время это маловероятно, так
как Великобритания вполне определенно
сделала выбор остаться пока вне зоны
евро. Даже в случае ее вступления создание
евро, конкурентоспособного доллару, подразумевает
гармонизацию континентальной банковской
политики с политикой Великобритании
и перенесение финансового центра из Франкфурта
в Лондон. Маловероятно, что страны зоны
евро легко согласятся на это.
2.
Россия и Европейский
Союз: история и перспективы
сотрудничества
2.1
Отношения СССР
и ЕЭС
«Стабильная, демократическая и процветающая Россия, прочно связанная с объединенной Европой без границ, необходима для обеспечения продолжительного мира на континенте». Любой русский, западный или европейский гражданин легко увидит, что это утверждение было сделано очень недавно. На самом деле, никто может представить себе лидера Советского Союза или лидера какой-либо из стран западной Европы, который бы позволил себе сделать подобное заявление 15 лет назад. До середины 1988г., СССР и Европейские Сообщества пребывали в отношениях «бесполезного» безразличия. Последнее десятилетие напротив, свидетельствует о развитии отношений конструктивного сотрудничества. И Россия, и Европейский Союз понимают, что они могут справиться с общими Европейскими проблемами только на основе взаимного сотрудничества. Выработанная в 1999г. Общая стратегия Европейского Союза по отношению к России, процитированная выше, подчеркивает достигнутое взаимопонимание.
Следующий краткий обзор отношений между СССР/Россией и Европейскими Сообществами/Европейским Союзом показывает, как два Европейских гиганта, сначала боявшиеся друг друга, наконец, обнаружили, что они необходимы друг другу.
Отношения между Советским Союзом и Европейскими Сообществами (1952–1991 гг.)
Первоначально,
торговая политика Европейского Сообщества
по отношению к Советскому Союзу
сдерживалась преобладающе односторонними,
и чрезвычайно
Только
после появления Горбачева, Сообществу
удалось начать строительство своей
«Восточно-европейской
19 декабря 1989г., менее чем через полгода после подписания Совместной Декларации между СЭВ и ЕЭС, Советский Союз заключил Соглашение о торговле и сотрудничестве с Европейскими Сообществами. Соглашение предусмотрело четкие сроки для постепенного и полного устранения Сообществом количественных ограничений на импорт из Советского Союза товаров (за исключением текстиля, каменного угля и стали). Соглашение о торговле и сотрудничестве содержало раздел, призванный обеспечить структурный рост производительных сил в экономике СССР и поддержку среднесрочных и долгосрочных перспектив расширения двусторонней торговли между договаривающимися сторонами. С этой целью была создана специальная институтционная структура, в которую входили Совместные комитеты, формируемые из равного числа участников с каждой стороны, призванные осуществлять реализацию Соглашения с учетом динамично меняющейся обстановки.
В 1989г. Европейский Совет принял решение о поддержке экономических и политических реформ в странах Центральной Европы в рамках программы PHARE. На заседании Европейского Совета в Риме 14-15 декабря 1990г. было достигнуто соглашение о финансовой поддержке Европейскими Сообществами экономических реформ в СССР. Предусмотренная для реализации этой цели программа TACIS была направлена на помощь республикам бывшего СССР и Монголии в их переходе от плановой к рыночной системе хозяйствования. Экономическая и техническая помощь, главным образом, обеспечивалась посредством финансирования договоров о сотрудничестве и создания технических связей для передачи ноу-хау. С целью оптимизации этого процесса Совет выбрал некоторые секторы экономики, которые наиболее отвечали критериям целесообразности выделения средств.
Сообщество
также предоставляло кредиты
через Европейский
Сообщество приняло ряд односторонних мер, направленных на развитие торговых отношений с Россией. В основном они представляли собой предоставление общих торговых предпочтений (ОТП) российской продукции. Несмотря на то, что ОТП обычно используются в рамках политики Сообщества по оказанию помощи развивающимся странам, с 1990 г. Совет включил Советский Союз в список стран, пользующихся ОТП, что было предпринято с целью оказания ему помощи при переходе к рыночной экономике.
Информация о работе Европейское экономическое сообщество в мировой экономике