Европейское экономическое сообщество в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 07:37, контрольная работа

Описание работы

Наибольшее влияние Гегель оказал в области философии государства и философии истории. Мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и, вместе с тем, как «прогресс в сознании свободы». Этот прогресс развёртывается через «дух» отдельных народов, сменяющих друг друга в истории по мере выполнения своей миссии.
Целью данной работы является изучение системы и метода философии Г.Гегеля

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика Г.Гегеля………………………………...………………..4
Метод философий Г.Гегеля……………………………………………….6
Система Философий Г.Гегеля…………………………………………….9
Логика………………………………………………………………..9
Философия природы……………………………………………….14
Философия духа……………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы ……………………………………………..18
Приложение А……………………………………………………………………19
Приложение Б.……………………

Работа содержит 1 файл

философия основная.docx

— 56.15 Кб (Скачать)

3.2. Философия природы. 

     Второй  ступенью развития абсолютной, идеи Гегель считает природу. Природа есть порождение   абсолютной   идеи,   ее   инобытие.   Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Так решается Гегелем  основной вопрос философии,  хотя само это выражение им не употребляется. При этом Гегель пытается отмежеваться от традиционного религиозного представления  о сотворении мира. Абсолютная идея на ступени логики существует, по его  словам, вне времени и пространства. Не случайно эти категории отсутствуют  в его логике. Как говорит Гегель, неверно рассуждать о том, что  было раньше, а что потом. Выражения  «раньше» и «потом» не подходят для  данного случая. Они выражают «чисто логическую» первичность и вторичность. И хотя Бог у Гегеля не совсем традиционный, а абстрактная идея мирового разума, он все же не отказывается от христианского догмата о сотворении мира.

     Природа интересует Гегеля не сама по себе, а  как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе  он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего.

     Предвзятая  философская схема не позволила  Гегелю понять как следует диалектику природы. Как ни странно, великий диалектик не принял передовых для его времени эволюционных идей в геологии, органической химии, эмбриологии, физиологии растений и животных. Он называл бессодержательным эволюционное учение о происхождении более развитых организмов из низших. По его мнению, все многообразие изменений в природе укладывается в рамках вечного круговорота. Поэтому «ничто не ново под луной», а многообразная игра форм природы «вызывает скуку». Лишь в изменениях, которые происходят в духовной сфере, проявляется новое.

     Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы  отсутствует всякая логика, будь то диалектическая или формальная. Энгельс  справедливо называет бессмыслицей заявление философа о том, будто  природа развивается в пространстве, но не во времени. Ведь именно время  есть основное условие всякого развития.

     Вопреки этому Гегель высказывает глубокие диалектически догадки, которые  нашли подтверждение в дальнейшем развитии естествознания. К ним, например, относятся указания о превращении  количественных изменений в качественные в химических процессах, понимание  электричества как особой формы  движения материи. В целом же философ  не смог преодолеть метафизического, механистического понимания природы. Он остался на позициях старой натурфилософии, суть которой состоит в том, что  философ как представитель «науки наук» и обладатель «абсолютного знания» может не считаться с мнением специалистов в конкретных областях естествознания.  Этим,  видимо, следует объяснить выступления Гегеля против атомистики, непризнание им волновой и корпускулярной теорий света, утверждение, будто кровяные шарики образуются только при соприкосновении крови с воздухом. Отсюда и странные формулы: «свет — самая простая мысль, существующая под формой природы», «звук — жалоба идеального» и т.п.

    1. Философия духа.

     Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и  находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт  не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для – себя – бытия». Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.

       «Философия духа» — труд, посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития.

     Дух есть нечто единое и целое, но находящееся  в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе». Действительная свобода, по Гегелю, состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Безусловно, понимание Гегелем свободы носило прогрессивный характер, так как было направлено против феодальных пережитков.

     Что же касается философии истории, то она  у Гегеля носит телеологический  характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю философ делит  на три эпохи: восточную, античную и  германскую. Восточная эпоха полностью  лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигло избранное меньшинство, а что касается германских народов, в первую очередь немцев, то они уже достигли стадии свободы. Искусственный характер и предвзятость такой схемы совершенно очевидны. Сословный строй, монархия (правда, конституционная) вполне вписываются, по Гегелю, в категорию свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределом развития человеческого общества и его политических институтов выступает конституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующая преобразованиям в буржуазно-либеральном духе.

     События всемирной истории являют собой  диалектику отдельных «народных  духов». Каждый народ с присущим ему «духом» представляет собой  одну из ступеней, или моментов всемирной  истории. А всемирная история  осуществляет «абсолютную цель мира». Однако подавляющее число народов  остаются за пределами прогресса, объявляются  неисторическими. Они не смогли выразить какие-то моменты абсолютного духа. Особенно не повезло в этом смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли  в своем развитии. Если всемирная  история берет начало на Востоке, то финиш ее на Западе. Здесь осуществляется «абсолютная цель мира». Развитие человеческого  общества, по Гегелю, должно остановиться перед Бранденбургскими воротами в  Берлине. Здесь и вершина и  конец всемирной истории. Здесь  она «прекращает течение свое».

     Еще выше государства стоят в системе  Гегеля искусство, религия и философия. И не какая-нибудь, а философия  самого Гегеля. Именно в ней нашла  свое полное воплощение абсолютная идея. Гегель полагал, что сущность мира такова, как она изображена в его философии, особенно в «Логике». Его философия  — «единственная», «абсолютная», «философия вообще». Иронизируя по поводу подобных притязаний, Л.Фейербах замечал: «Но как бы остроумен ни был этот автор, он все же с места в карьер действует некритически, не ставя себе вопроса: возможно ли вообще, чтобы род абсолютного осуществился в одном художнике, а философия в одном философе». 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     «Понятие  философии есть мыслящая себя идея», Гегель заявлял, что тем самым  «наука является возведенной к своему началу, и логическое оказывается  ее результатам как духовное», - в  том смысле, что логическое из «явления», каким оно предстало первоначально, возвысилось до своего чистого принципа. В этом смыкании конца с началом  Гегель видел искомую и желаемую завершенность, необходимую для  системы философского знания. Уверенность  Гегеля в создании такого рода системы  была необоснованной и провозглашенное им возвращение к началу было иллюзорным, достигалось за счет натяжек. Но демонстрация и в этом пункте несостоятельности системы «абсолютного идеализма» излишня. Перефразируя слова Гегеля об абсолютной идее в малой логике, можно сказать, что философски наиболее значимым и самым интересным является не гегелевская характеристика «абсолютного духа» его высшей «истине», а все то многообразие антропо - социальное содержание, которое было диалектически осмыслено в ходе рассмотрения предшествующих ступеней развития «духа», в особенности «объективного духа».

     Вопреки убеждению Гегеля, что его претендующая на «абсолютность» философия осмыслила  мир в пору, когда его развитие завершено, она, не смотря на свой значительный консервативный компонент, содержала  в себе в силу присущей ей диалектичности и весьма значительные революционные  потенции, которые при материалистическом переосмыслении стали мощным духовным ферментом в процессе того нового радикального преобразования общественных отношений, которое началось в середине XIX в.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы  

     
  1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001

     2. Канке В.А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: учебное пособие. – М.: Логос, 2003

     3. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая  философия. – М.: Высшая школа, 2003

     4.      Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

  1. Г. В. Ф. Гегель "Наука логики"/ СПб.: "Наука", 1997.
  2. Г. В. Ф. Гегель "Энциклопедия философских наук"/в3-хт.,М.:"Мысль", 1977.
  3. Г. В. Ф. Гегель "Феноменология духа"/ СПб.: "Наука", 1994.
  4. Г. В. Ф. Гегель "Лекции по истории философии" в 2-х кн./ СПб.:"Наука", 1994.
  5. И. А. Ильин"Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека"/ СПб.: "Наука", 1994.
  6. Вл.С.Соловьев Соч.в 2-х т.2-е изд.Т.2 / Общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А.Ф.Лосева. - М.: Мысль, 1990.
  7. Г. -Г. Гадамер. Актуальность прекрасного"/
  8. М.Хайдеггер "Путь к языку"// "Время и бытие"/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение А

Философская система Гегеля

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

Триада  бытия

 
 
 
 

      Первая  триада (I) – представляет собой абсолютное начало 

 
 
 
 
 
 
 

      Вторая  триада (II) – это первая триада, взятая в целом, представляет собой определенное единство и выступает теперь как порождающая свой антитезис. 
 

 

 

 
 
 

Третья триада (III) – теперь единство и борьба противоположностей, т.е. первой и второй элементарных триад, продолжают свой синтез.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Триада  «Бытие»

Информация о работе Европейское экономическое сообщество в мировой экономике