Европейское экономическое сообщество в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 07:37, контрольная работа

Описание работы

Наибольшее влияние Гегель оказал в области философии государства и философии истории. Мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и, вместе с тем, как «прогресс в сознании свободы». Этот прогресс развёртывается через «дух» отдельных народов, сменяющих друг друга в истории по мере выполнения своей миссии.
Целью данной работы является изучение системы и метода философии Г.Гегеля

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Характеристика Г.Гегеля………………………………...………………..4
Метод философий Г.Гегеля……………………………………………….6
Система Философий Г.Гегеля…………………………………………….9
Логика………………………………………………………………..9
Философия природы……………………………………………….14
Философия духа……………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список используемой литературы ……………………………………………..18
Приложение А……………………………………………………………………19
Приложение Б.……………………

Работа содержит 1 файл

философия основная.docx

— 56.15 Кб (Скачать)

АКАДЕМИЯ  ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УРАЛЬСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ_____________________________________________________

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ_______________________________________________

КАФЕДРА________________________________________________________

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине_____________________________________________________

Тема______________________________________________________________

__________________________________________________________________ 

                Студент группы______________

                ___________________________

                                           (ФИО) 

                Руководитель

                ___________________________

                                           (ФИО)

                ___________________________

                (должность,  уч.степень, звание) 
                 
                 
                 

Челябинск

2012 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Характеристика Г.Гегеля………………………………...………………..4
  2. Метод философий Г.Гегеля……………………………………………….6
  3. Система Философий Г.Гегеля…………………………………………….9
    1. Логика………………………………………………………………..9
    2. Философия природы……………………………………………….14
    3. Философия духа……………………………………………………15

Заключение……………………………………………………………………….17

Список используемой литературы ……………………………………………..18

Приложение А……………………………………………………………………19

Приложение Б.…………………………………………………………………...20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Немецкая  классическая философия развивалась  в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы, прямо или косвенно затрагивая также немецкие государства  и становясь предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий  кругозор при всей его определенности условиями своей страны не был  национально ограниченным.

     В рассматриваемую бурную и противоречивую эпоху объективная диалектика развития проявлялась в различных сферах общественного бытия и общественного  сознания отчетливее, чем когда бы то ни было прежде, и поиск адекватного  понимания происходящих изменений  наиболее подготовленными к этому  немецкими философами увенчивался  успешным продвижением по пути разработки диалектического способа мышления. Начиная с Канта плеяда мыслителей первой величины придала небывалую интенсивность и глубину развитию немецкой философской мысли.

     Высшим  достижением немецкой классической философии явилась философия  Г. Гегеля (1770 - 1831 гг.). Она представляет собой универсальную систему  диалектического идеализма. Гегель − создатель неформальной, диалектической, логики.

     Наибольшее  влияние Гегель оказал в области  философии государства и философии  истории. Мировая история рассматривается  им как процесс самосознания мирового духа и, вместе с тем, как «прогресс  в сознании свободы». Этот прогресс развёртывается через «дух» отдельных  народов, сменяющих друг друга в  истории по мере выполнения своей миссии.

     Целью данной работы является изучение системы и метода философии  Г.Гегеля  
1. Характеристика Гегеля 

     Георг  Вильгельм  Фридрих  Гегель  (1770—1831)  родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Иенском университете. В это время он вместе с Шеллингом издает «Критический философский журнал». С 1816 г.

     Гегель    —    профессор    Гейдельбергского    университета,    а с 1818 г.  — Берлинского. Некоторое время был его ректором.

     Творчество  Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли  продолжение диалектические идеи, выдвинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел  значительно дальше своих великих  предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и  духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций  объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно  противопоставил диалектику как  метод познания ее антиподу — метафизике. Соглашаясь с необходимостью исследования предпосылок познания, на чем настаивал  Кант, Гегель справедливо упрекал  его в том, что он пытался представить  их вне истории познания, в отрыве от мыслительной деятельности человека. Кант, как известно, выдвигал требование: познай способности познания до того, как начнешь что-то познавать. Это  похоже на анекдот, который рассказывают о схоластике, не желавшем войти  в воду раньше, чем он научиться  плавать, иронизирует Гегель.

     Гегель  — противник кантовского агностицизма и априоризма. Он не согласен с метафизическим разрывом между сущностью и явлением, на чем настаивал Кант. Явление, по Гегелю, не менее объективно, чем  сущность. Сущность является, т.е. обнаруживается, в явлении, а явление выступает  носителем сущности. Это единство противоположностей, которые не могут  существовать друг без друга. Поэтому  несостоятельны утверждения Канта  о принципиальной непознаваемости  вещей в себе. Вещь в себе, учит Гегель — это лишь первоначальный момент, лишь ступень в развитии вещи. «Так, например, человек в себе есть ребенок, росток — растение в  себе... Все вещи суть сначала в  себе, но на этом дело не останавливается».

     Вопреки Канту, вещь в себе, во-первых, развивается, вступая в многообразные отношения, и, во-вторых, познаваема, поскольку  обнаруживает себя в явлениях. Критикуя кантовский субъективизм и агностицизм, Гегель признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия.   Несостоятельна,  считает Гегель, и попытка Фихте вывести всю природу и общество из «Я», т.е. из индивидуального сознания. Шеллинга он критиковал за склонность к интуитивизму, за недооценку роли разума и логики. Однако общим для Гегеля и его предшественников было идеалистическое решение вопроса о соотношении сознания и природы материи. Различия между ними в этом вопросе — это различия между объективным и субъективным идеализмом.

     Философия Гегеля  — максимально рационализированный  и логизированный объективный идеализм.  В основе всего сущего лежат законы мышления, т.е. законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с  диалектикой — диалектической логика. На вопрос о том, откуда взялись эти  законы, Гегель отвечает просто: это мысли Бога до сотворения мира. Логика есть «изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Метод философии Гегеля
 

     В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал.   Метод,   по  словам   Гегеля,   «есть движение  самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания». Он у   Гегеля   носит диалектический   характер,   являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон,  которому вынужден подчиняться конкретный материал.  Поэтому многие переходы категорий носят произвольный,   искусственный характер. Гегель каждый раз указывает на относительность, односторонность, даже неистинность данного положения, поскольку в названном единстве продолжается диалектический процесс отрицания. Гегель отмечает, что «сама идея представляет собой диалектику, которая вечно отделяет и отличает тождественное с собой от различенного, субъективное от объективного, конечное от бесконечного, душу от тела, и лишь постольку идея есть вечное творчество, вечная жизненность и вечный дух»; «она есть диалектика».

     Методологическая  содержательность гегелевского учения о диалектике

     дает  достаточные основания для того, чтобы называть разработанный им метод «диалектическим», а именование его «спекулятивным» считать  неадекватным. У самого Гегеля «диалектическое» оказывается сплошь да рядом фактически вбирающим в себя содержание «спекулятивного», а последнее низведенным до положения  момента «диалектического».

     Диалектика  в качестве разработанного Гегелем  метода выступает в «науке логики»  как теория познания.

     Следует подчеркнуть, что в «науке логики»  была произведена разработка не только субъективной диалектики, характеризующей  процесс познания и его категориальное оформление, но также объективной  диалектики, характеризующей объективную  реальность (примечательно, что термины  «субъективная диалектика» и  «объективная диалектика» являются гегелевскими). Правда, объективную  диалектику Гегель идеалистически трактовал  как принадлежащую лишь «объективности понятия».

     Наибольший  интерес представляет мысль Гегеля о том, что при всей ограниченности рассудочного мышления как такового оно выполняет очень важную функцию в процессе познания. Во-первых, именно рассудок осуществляет переход от чувственного восприятия действительности к ее рациональному постижению. «Деятельность рассудка, − указывает Гегель, − состоит вообще в том, чтобы сообщить содержанию форму всеобщности», что достигается (хотя и неадекватным образом, т.е. в виде лишь абстрактной всеобщности) тем, что «рассудок действует по отношению к своим предметам разделяющим и абстрагирующим образом» и потому «представляет собой противоположность непосредственному созерцанию и ощущению». Во-вторых, в самой сфере рационального «мы должны признать право и заслугу чисто рассудочного мышления, состоящую вообще в том, что как в теоретической, так и в практической области никакая прочность и определенность невозможны без помощи рассудка». Дело в том, что Гегелем признается, что познание начинается с того, что «наличные предметы постигаются в их определенных различиях» и «мышление действует при этом как рассудок», а «принципом его деятельности является здесь тождество», которое вполне оправдано. У Гегеля заметно стремление видеть познавательную ценность рассудочного мышления в том, что оно постигает относительную устойчивость бытия вещей, объективную дифференцированность и структурную определенность «предметного мира», его природных и социальных образований. В этом смысле Гегель заявлял, что рассудок не только субъективен, но и объективен (это согласовывалось с общей линией на онтологизацию логики), обнаруживая «свое присутствие во всех вообще областях предметного мира»; причем «совершенство предмета непременно предполагает, что принцип рассудка занимает в нем место, принадлежащее ему по праву».

     Гегель  указывал, в-третьих, что «рассудок  не должен отсутствовать и его  отсутствие должно рассматриваться  как недостаток» даже в таких  высших сферах духовной деятельности (которые кажутся очень далекими от него), как искусство, религия  и философия. В особенности, по убеждению  Гегеля, философия «не может обойтись без рассудка», потому что «для философствования требуется прежде всего, чтобы каждая мысль мыслилась нами во всей ее строгости и чтобы мы не оставляли  ее смутной и неопределенной».

     В-четвертых, диалектика мышления характеризуется  Гегелем как «собственная истинная природа определений рассудка», и он подчеркивает, что «диалектический  момент есть снятие такими конечными  определениями самих себя и их переход в свою противоположность». Это означает, что диалектический момент вырастает из рассудочного момента, имеет последний своим базисом  и без его наличия не может  ни появиться, ни функционировать. То, что диалектическое отрицание приводит не к абстрактному, пустому ничто, а к положительному, насыщенному  содержанием результату, Гегель объяснял тем, что таким путем «снимаются»  рассудочные определения, обладающие содержательностью. Он обращал внимание и на то, что «голое», чисто скептическое отрицание этих определений оборачивается отказом от философского мышления, выраженным «в отрицании истинности и достоверности сверхчувственного» и «в указании, что мы должны держаться лишь чувственного и того, что на личном в непосредственном ощущении». К отказу от философского разума ведет, по Гегелю, и отрицание рассудочных определений во имя религиозно-мистического представления о таком единстве противоположностей, которое «должно рассматриваться вообще как недоступное мышлению и непостижимое». Философская же «спекуляция» мыслит «конкретное единство» именно «тех определений, которые рассудок признает истинными лишь в их раздельности и противопоставленности». В свете всего этого понятно утверждение Гегеля, что «в спекулятивной логике содержится чисто рассудочная логика». Это утверждение свидетельствует о достаточно ясном понимании Гегелем того, что его «наука логики» не только не означает полного отрицания формальной логики или полного размежевания с ней, но предполагает ее использование в решении своих задач и даже ее ассимиляцию, устраняющую ее ограниченности.

     Отметим, наконец, мысль Гегеля, что «рассудок  есть вообще существенный момент образования», интеллектуальной культуры. Гегель указывал, что поднявшийся на уровень рассудочного мышления «образованный человек не удовлетворяется туманным и неопределенным, а схватывает предметы в их четкой определенности», тогда как «необразованный же, напротив, неумеренно шатается туда и обратно, и часто приходится затрачивать немало труда, чтобы выяснить с таким человеком, о чем же идет речь, и заставить его неизменно держаться именно этого определенного пункта». 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Европейское экономическое сообщество в мировой экономике