Европейский союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в период быстрого развития научно – технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Взаимодействие может осуществляться как через политические, так и экономические отношения. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным вопросам, таким как: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История возникновения Европейского союза (за период 1950-1995 гг.) 4
Глава 2. Анализ Договора о Европейском союзе 10
Заключение 14
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

конторльная.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

     Положения Единого европейского акта в основном были выполнены  вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в  Европейский  союз.

     Внутренний  рынок ЕС действительно сложился  к  концу  1992  г.  по  товарам. Правда, пока еще он не сложился  в электроэнергетике,  а также по  многим видам услуг  (особенно  важно  —  транспортных).  Нет  до  сих  пор  единого конкурентного рынка государственных заказов.

     В то же время не осталось искусственных препятствий на пути  свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы,  хотя фактически  такие  препятствия  создаются   в   каждом   конкретном   случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС.

     Сильнейшие  импульсы  углубления  интеграции  в  ЕС  дал  Маастрихтский Договор  о  Европейском  союзе  (он  является  основной   частью   комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами  государств  -  членов  ЕС  в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились  к нему в результате своего вступления и ЕС с 1 января 1995 г.) и  введенный  в действие  в  1993  г. Он  включает  три  принципиально  новых  качественных момента:

  • во-первых, введение с 1993 г. единого   гражданства  ЕС  (имеется           перечень прав и обязанностей), которое существует  параллельно  с национальным гражданством стран - членов ЕС;
  • во-вторых, формирование политического  союза,  что  подразумевает проведение  интегрированной  внешней  политики,   тесную   увязку внутренних политик (особенно в области борьбы  с  преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;
  • в-третьих,  формирование экономического    и    валютного   союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта  (евро).

Остановимся подробнее на анализе Договора о Европейском союзе.

 

Глава 2. Анализ Договора о Европейском союзе

 

     Для рассмотрения подготовленного проекта  договора было созвано специальное  заседание Европейского Совета. Заседание  состоялось 9-10 декабря 1991 г. в Маастрихте - нидерландском провинциальном городе. А 7 февраля 1992 г. Договор о Европейском Союзе (официальное наименование документа) был подписан и вступил в силу 1 ноября 1993 г. Но по месту своего рождения он чаще всего называется Маастрихтским договором.

     Из  всех договоров подобного рода история подписания Договора о Европейском Союзе наиболее сложна. Процесс ратификации договора в странах-участницах шел неодинаково. В Италии, Испании, Португалии, Греции, Голландии, Бельгии, Люксембурге. Договор был сразу одобрен парламентами, причем каждый раз очевидным большинством голосов. В соответствии с конституциями Франции и Ирландии Договор прошел через референдумы, и, кстати, едва не был отвергнут во Франции (перевес голосов в пользу Договора оказался незначительным). Анализ общественного мнения в Германии показал наличие сильной оппозиции, несмотря на то, что и бундестаг и бундесрат поддержали Договор. Соответственно были внесены изменения в Конституцию Германии. Но в Конституционный суд была предъявлена жалоба на то, что якобы Договор неправомерно переносит полномочия бундестага на Европейский Союз.

     Конституционным судом Германии было принято решение, в котором указывалось, что положения  Договора не нарушают их Основной Закон, и вместе с тем в ряде случаев Основной закон накладывает некоторые ограничения относительно участия Германии в Договоре.

     В Великобритании необходимый закон  был принят только после снятия серьезной  внутрипарламентской коллизии, что  на практике могло привести к отставке правительства. Фракция консервативной партии в парламенте (настроенная против Союза) показала, что может добиться большего, чем большинство этой партии. Ее позиция была использована лейбористами, которые могли поставить Правительство в трудное положение, не компрометируя официальной поддержки ими самими Договора. В конце концов, Договор был одобрен в палате общин только после того, как премьер-министр заявил, что обеспечит общие перевыборы, если предложение правительства не пройдет при голосовании. Такая угроза оказалась эффективной.

     Договор был отвергнут на референдуме в Дании. В ходе последующего референдума, проведенного в этой стране после встречи Сообщества на высшем уровне в Эдинбурге 12 декабря 1992 г., результатом которой было толкование положений Договора, вызывающих основную озабоченность Дании, Договор был одобрен. Другие страны пошли на серьезные уступки датчанам, которые были закреплены в особом "Протоколе о некоторых положениях, относящихся к Дании". Протокол предусмотрел изъятие в отношении данной страны двух важных положений Маастрихтского договора:

     1) Дания получила возможность отказаться от участия в третьем этапе экономического и валютного союза;

     2) она сохранила статус наблюдателя  при проведении совместной оборонительной  политики.

     Договор о Европейском Союзе - это объемный документ конституционного характера. По сути, он состоит из нескольких ныне действующих договоров, содержащих обстоятельно разработанные, детализированные статьи. Можно сказать, что Маастрихтский договор стоит на трех опорах, где основной является Договор о ЕЭС (называемый по Договору Договором о Европейском сообществе).

     Проанализируем  этот объемный документ, охватывающий широкий круг вопросов. С точки  зрения юридической техники он хорошо отработан, его нормы, как правило, полно и недвусмысленно определяют правила поведения участников регулируемых отношений. Хотя Маастрихтский договор весьма непривычен и сложен для понимания. Интерпретация многих его положений предполагает обращение к другим правовым актам, в частности к Парижскому и Римским учредительным договорам. Кстати, Договор о ЕС не отменяет и не заменяет Парижский договор 1951 г. и оба Римских договора 1957 г., это же касается и Единого европейского акта 1986 г. Формально он создает новую структуру - Европейский Союз и одновременно вносит изменения и дополнения в учредительные договоры (о ЕОУС, ЕЭС, Евратоме). Все три договора в основном сохраняют силу.

     Отметим самые главные моменты содержания Маастрихтского договора.

     Европейский Союз создан на основе Европейских  Сообществ с учетом политики и  форм сотрудничества, предусмотренных Договором. Общие положения занимают в нем мало места. Основное внимание уделяется нововведениям. При этом существенно изменяется Римский договор 1957 г. о ЕЭС, по Договору ЕЭС было переименовано в Европейское Сообщество. Это определенно связано с расширением круга его задач, например, его заметная функция состоит в охране окружающей среды.

     Как никогда объемно очерчена в Договоре сфера внешней политики и общей  политики безопасности, что говорит  о намерении государств-членов перейти  к более высокому уровню согласования своих действий на международной арене. В Маастрихтском договоре заявлено, что «Союз начинает проводить общую внешнюю политику и общую политику безопасности».

     Выделены  в отдельный общий раздел положения о сотрудничестве в сфере правосудия и внутренних дел. Такое сотрудничество не предусматривалось ни Парижским, ни Римскими договорами. Это довольно широкая сфера, т.к. согласовывается политика предоставления убежища, правила пересечения границ государств-членов и иммиграционной политики, включая вопросы борьбы с несанкционированной иммиграцией; условия проживания граждан третьих стран на территории государств-членов; борьба со злоупотреблениями в международном масштабе; правовое сотрудничество в области уголовных, гражданских, таможенных дел и др.

     Принципиальное  значение имело закрепление в  Договоре института гражданства  ЕС, что связано с признанием основных прав человека и политической интеграцией.

     Договор содержит положения, направленные на создание Экономического и Валютного союза, введение единой валюты (евро) в рамках ЕС. Участники Маастрихтского договора подписали Соглашение о социальной политике, в котором поставили перед собой следующие цели: содействие занятости, улучшение условий жизни и труда, надлежащая социальная защита, развитие человеческих ресурсов. Соглашение не распространяется только на Великобританию, которая не поддержала расширение полномочий Сообщества в этой сфере.

     Специфика Маастрихтского договора состоит в  том, что на базе всех трех сообществ, а ни одно из них не было упразднено, равно как не произошло и их слияния, - был создан Европейский Союз. Хотя в Договоре и сказано, что ЕС учрежден на базе не одних только сообществ, а дополнен сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с Договором, практически он представляет собой структуру, объединяющую все три сообщества и реализующую идею их единства.

     Характерно, что с учреждением Евросоюза  не были созданы новые институты  и другие органы. Прежние институты  сохранились, их сферы деятельности, основные функции и компетенция не подверглись существенному пересмотру. Позже многие институты стали называться иначе. В 1993 г. Совет европейских сообществ принял решение о том, чтобы впредь называться Советом Европейского Союза. Были переименованы, далее, Комиссия европейских сообществ в Европейскую комиссию и Палата аудиторов в Европейскую палату аудиторов. В качестве главного, руководящего органа в системе управления закреплен Европейский совет. В Маастрихтском договоре сказано: «Европейский совет дает Союзу необходимый побудительный импульс для развития и определяет общие политические ориентиры».

 

Заключение

 

       Рассмотрев историю Европейского  Союза с момента его  создания  и  поняв принципы, необходимо  отметить,  что  Европейский  союз  представляет  собой определённую  систему,  которая основана  как на  договорных,  так и   на юридических нормах.

     Все отношения,  которые  существуют  между  государствами,  регулируются самими  государствами  через созданное  ими Сообщество.  Эта   организация возникла на определенной ступени развития человеческого общества.

     Появление государств, а затем системы государств осуществление  ими  не только  внутренних,  но  и   внешних   функций   привело   к   возникновению международного права и созданию  ЕС.  Главное  место  занимают  государства, каждое из  которых  обладает  суверенитетом.  Государства  путём  соглашений между  собой  создают  нормы  международного  права  и  образуют   различные межправительственные организации. Именно от  государств  зависит  стабильное функционирование международной системы  в  целом.  Поскольку  государства  в созданной  организации  обладают  реальной  силой,  то  они  сами через созданную организацию обеспечивают  соблюдение  и  выполнение  международных обязательств.  Через  созданное  Сообщество  регулируются: политические, экономические, научно-технические и культурные   отношения.    Наличие созданного  Европейского  союза  даёт  определённые   гарантии   в   решении международных  конфликтов,  т.к.  их  нормы   определяют   нормы   поведения государств в отношениях между собой. Создание ЕС основано, прежде всего,  на основе свободного согласования  и  волей  суверенных  государств.  Выражение своего  согласия  на   создание   Союза   является   заключение   конкретных международных договоров.

     Характерной  особенностью  развития  человечества является постоянное совершенствование технического прогресса,  хозяйственной и культурной жизни всех народов, отсюда происходит повышение удельного  веса международных   отношений. Отсюда    возникает    необходимость    решения международных проблем, но не с  помощью  военной  силы,  а  через  созданную организацию. 

     Повышение  роли  Европейского  союза  создаёт  для  государств определённые  гарантии,  как  в  решении   различных   споров,   так   и   в предотвращении военных конфликтов. 

     Существование  и  создание  Европейского союза раскрывает более широкие возможности сближения  всего человечества  и способствует наиболее быстрому развитию  цивилизации.  Необходимо  отметить, что на современном уровне отношений человечество  всё  больше  стало  сообща решать  вопросы  не  только  роста  технического  прогресса,  но  и   других глобальных проблем.

 

Список литературы

 
    1. Договор о Европейском Союзе (1992 г.).
    2. Ильин Ю.Д. Лекции по истории и праву Европейского Союза. - Х., 1998.
    3. Лойберг М.Я. История экономики. – М., 1997.
    4. Черковец О. Европейский Союз - уроки интеграции // Экономист - 1998. - № 10
    5. Материалы с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/Европейский_союз
    6. Материалы с сайта: http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Европейского_союза

Информация о работе Европейский союз