Европейский союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 20:30, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в период быстрого развития научно – технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Взаимодействие может осуществляться как через политические, так и экономические отношения. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным вопросам, таким как: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией.

Содержание

Введение 3
Глава 1. История возникновения Европейского союза (за период 1950-1995 гг.) 4
Глава 2. Анализ Договора о Европейском союзе 10
Заключение 14
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

конторльная.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 

Введение

 

     В настоящее время в период  быстрого  развития  научно  –  технического прогресса  невозможно  существование  государств  без   их   взаимодействия. Взаимодействие  может  осуществляться  как   через   политические,   так   и экономические отношения.  Международные  организации  не  только  регулируют межгосударственные  отношения,  но  и  принимаются  решения  по   глобальным вопросам, таким как: экология, вопросы войны и  мира,  борьба  со  СПИДом  и наркоманией.

     90-е  годы прошлого  столетия  ознаменовались  рядом  событий,  значение которых трудно переоценить, - распадом Советского  Союза,  развалом  мировой социалистической системы, переориентацией  европейских  постсоциалистических стран на западноевропейский вектор развития.  На  повестке  дня расширение Европейского Союза   (ЕС),   который   уже   сегодня   является   основной экономической и политической силой на континенте.

     В данной работе  отражена история возникновения и развития Европейского союза, для создания которого было необходимо,  чтобы в  мире  произошли  определённые  исторические  события,   которые   привели человечество к мысли о взаимодействии. Рассматривая  вопрос  с  исторической стороны,   можно   понять   на   каких   принципах   основывались,   и   как совершенствовались   международные   отношения,   и   к    чему    стремится человечество.

     В  современном  мире  международные   организации   являются   основным организатором  общения   государств.   Международная   организация   –   это объединение государств, образованная в соответствии с  международным  правом и на основе  международного  договора  для  осуществления  сотрудничества  в политической, экономической, культурной, научно –  технической,  правовой  и иных областях, имеющая  необходимую  для  этого  систему  органов,  права  и обязанности производные от прав и обязанностей государств.

     В работе рассмотрены основные этапы развития интеграционных процессов в Европейском Союзе (за период 1950-1995 гг.), анализируются причины объединения европейских государств.

 

     

    Глава 1. История возникновения Европейского союза (за период 1950-1995 гг.)

 

     Европейский союз, насчитывающий на 1 января 1995 г. в своем  составе  15  государств с населением около 370  млн.  человек,  представляет  собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание  было обусловлено прежде всего тем, что именно  в  Западной  Европе  после  Второй мировой   войны   с   наибольшей   силой   проявилось    противоречие    между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами  его  функционирования.  Кроме  того,  вплоть  до начала  90-х  гг.  западноевропейская  интеграция   подталкивалась   вперед непосредственно   конфронтацией   на   континенте    двух    противоположных общественных  систем.  Важная  причина  состояла  и  в  стремлении  западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух  мировых войн,  исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

     В своей  эволюции  ЕС  прошел  все  формы  интеграции:  зону  свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический  союз,  развиваясь  вглубь и вширь.  При  этом  неоднократно  изменялись  официальные  и  неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

     В мае 1950 года министр иностранных  дел Франции Роберт  Шуман предложил создать Европейское объединение угля и стали  (ЕОУС).  В  апреле  1951  года шесть государств (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия,  Нидерланды  и  Люксембург) подписали договор о создании ЕОУС, которое образовалось  в  следующем  году. Оно включало: Верховный орган в  составе  девяти  членов,  действовавший  по принципу  большинства  голосов  и  имевший  полномочия  принимать   решения, выносить рекомендации, взимать сборы с  предприятий,  налагать  штрафы  и  в целом  контролировать  производство  и  инвестиции  в  шести  странах;  суд, уполномоченный определять правомерность решений  и  рекомендаций  Верховного органа; совет министров и ассамблею, имевшую право оценивать деятельность Верховного  органа  и  двумя  тремя  голосов  отправлять  в  отставку  совет министров.

     К началу 50–х годов к Совету Европы присоединились на европейской арене Объединение  угля  и  стали  и  образованное  вслед   за   ним  Европейское оборонительное сообщество, и в 1952 году  было  решено  объединить  эти  три органа.

     К 1955 году все шесть  членов  ЕОУС  созрели  для  созыва  официального совещания,  собравшегося  в  Мессине,  на  котором  они  постановили  создать Европейское  экономическое  сообщество (ЕЭС)  и Европейское сообщество   по атомной энергии (Евратом).

     В марте 1957 года в Риме были  подписаны  договоры  о  создании  ЕЭС  и Евратома. С начала 1958 года обе организации были созданы, а ещё  через  год начали функционировать. В 1967 году они  были  объединены  с  ЕОУС.  Римский договор учредил структуру из четырёх  частей:  совета  министров,  комиссии, парламента и суда.

     Суду,  состоявшему  из  семи  членов,  поручалось  обеспечивать           соблюдение и толкование законов Сообщества.

     Однопалатный  парламент был, прежде всего, дискуссионным  органом. Он обладал лишь зачатками тех полномочий,  которые  накопились  с течением времени у национальных парламентов. Он мог отклонять, но не корректировать  бюджет  Сообщества  и  отправлять  в  отставку комиссию  целиком,  но  не  частично;  он  принимал  ограниченное участие в выработке законодательства, но не  контролировал  совет министров.

     Члены комиссии занимались исключительно делами Сообщества в штаб-квартире в Брюсселе.

     Совет министров, представлял собой несколько  государств – членов Сообщества, целью которых было обеспечить  то,  чтобы  Сообщество было скорее коллективом наций, чем наднациональным  образованием: совет министров ЕЭС главенствовал над комиссией в Брюсселе. Самые значительные прения и решения, касавшиеся развития ЕЭС, проходили и  принимались  в  совете  министров  и   вращались   не   вокруг распределения власти среди главных органов Сообщества,  а  вокруг осуществления полномочий в самом  совете, т.е.  какие вопросы могут решаться большинством, а какие единогласием.

     На  первом этапе экономической интеграции, который должен был  занять  и занял 12 лет, были проведены мероприятия  в  области  торговли:  был  создан таможенный союз с единым внешним тарифом, внутри  стран  были  отменены  все тарифы  и  квоты.  На  втором  этапе  планировалось  создать  более  широкий экономический  союз,  предполагавший  единую  сельскохозяйственную  политику (ЕСП), свободное движение рабочей силы и капитала,  согласование  социальной политики, закона, стандартов в области  здравоохранения  и  безопасности,  а также создание  валютного  союза  с  единой  валютой  и  единым  центральным банком.

     В 1973 году к первым шести членам-государствам присоединилась Великобритания, Ирландия и Дания, в 1981 году - Греция, в 1986 году - Испания и  Португалия,  в  1995 году -  Австрия, Швеция и Финляндия.

     В первые  годы  существования ЕЭС его неофициально  называли  «Общий рынок»,  т.к. процесс  интеграции  действительно  начался  с   либерализации внешней торговли. Однако он довольно быстро вышел за эти рамки, оставляя  на своем пути одну веху за  другой.

     В 1958-1968 гг. – «переходный период» становления общего рынка  товаров, услуг,  капитала  и  рабочей  силы – были  отменены  таможенные  пошлины   и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции  внутри ЕЭС (по аграрной  продукции была  осуществлена  частичная либерализация и установлен особый режим наднационального  регулирования  ее  производства  и сбыта);  установлен  единый  таможенный  режим  (включая  единый  таможенный тариф) в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. В  области  сельского хозяйства был введен общий режим регулировании цен  и  объемов  производства основных видов аграрной продукции умеренного  пояса (мясо,  зерно,  масло и др.)  и  создан  аграрный  фонд  ЕЭС  (ФЕОГА),   призванный   способствовать модернизации аграрного  сектора  и  противодействовать  массовому  разорению фермерских хозяйств. Кроме того, была  значительно  либерализована  миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС.

     В целом, к середине 1968 года в ЕЭС сложился развитый таможенный  союз, дополненный  элементами  межгосударственного   согласования   (гармонизации) экономической и  валютной;  а  также  (но  в  значительно  меньшей  степени) внешней политики. В 1967 г. произошло  слияние  руководящих  органов  ЕЭС  и двух отраслевых интеграционных группировок - ЕОУС и Европейского  сообщества по атомной энергии (Евратом),  после  чего  вся  интеграционная  группировка стала  официально  называться  Европейскими  сообществами,  или  Европейским сообществом (ЕС). Впрочем, изменение названия отражало не  только  указанный факт   слияния,   но   и   то   обстоятельство,   что   к   этому    моменту западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические  рамки,  затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.

     Формирование  таможенного союза, сразу же дав  значительные  выгоды  всем странам - членам ЕЭС, связанные с более  полным  использованием  преимуществ международного разделения труда, в то же  время  усилило  спонтанное  начало функционирования национальных экономик, вызвав известную  неустойчивость  их развития.  Оно  повлекло  за  собой  ослабление  национально-государственных систем регулирования экономики, при  этом  не  были  созданы  компенсирующие межгосударственные и наднациональные механизмы регулирования.

     Отмеченные  и другие  обстоятельства  побудили  страны  -  члены  ЕС принять в 1971 г. программу поэтапного создания экономического  и  валютного союза в 1980 г. («план Вернера»  -  по  имени премьер-министра Люксембурга, тогда руководившего разработкой данной программы),  которая,  однако, потерпела провал. Это было обусловлено  временным  обострением  противоречий внутри  ЕС,  усилением  дифференциации  его  участников  по   экономическому положению и уровню хозяйственного  развития  (экономическая  дивергенция)  в ходе циклических и структурных кризисов 70-х - начала 80-х гг.

     С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС  переживала длительный застой,  оценивавшийся  многими  западными  учеными  как  кризис.

     Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь  два.

     Во-первых, с начала 1975 г. страны - члены  ЕС  окончательно  передали  свои полномочия  в  области  внешнеторговой  политики  соответствующим   органам. Теперь каждая из этих  стран  лишилась  возможности  заключать  двусторонние торговые соглашения с третьими странами.

     Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская  валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы -  ЭКЮ,  формировавшейся  на  основе  «корзины валют» участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений  рыночного  курса валют стран - членов ЕС при их обмене друг  на  друга  и  доллары  от  курса центральных банков этих стран, т.е. своего рода валютный  коридор в ±2,25%, названный в публицистике «валютной змеей».  Вместе с тем  к  ЕВС  не  смогли подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и  Португалия,  а  Италия вошла в нее на особых условиях (± 6%).

     С середины 80-х гг. в ЕС наблюдается  резкая активизация  интеграционных процессов, явное преобладание центростремительных сил,  хотя  эти процессы сталкиваются  с   рядом   серьезных   проблем.   Это   объясняется   многими обстоятельствами, среди которых выделим два.

     Во-первых,  необходимостью  объединить   усилия   участников   ЕС   для противодействия резко обострившейся конкуренции со  стороны  США,  Японии  и новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной  перестройки хозяйства и решения задач полного этапа научно-технической революции.

     Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит  то,  насколько  быстро  и  интенсивно протекает и будет протекать западноевропейская интеграция.  До  начала  80-х гг. позиция Франции  в  отношении  интеграции  была  сдержанной,  достаточно противоречивой, а подчас и откровенно деструктивной  (например,  в  1966  г. она в течение многих месяцев игнорировала органы ЕС и не участвовала  в  их деятельности),  что  объяснялось  отголосками   ее   имперских   амбиций   и претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы.

     Однако  в начале  80-х  гг.  правящие  круги  этой  страны  окончательно осознали, что такой курс ведет  в  тупик,  и Франция может сохранить свой высокий статус только как одна из ведущих стран -  членов  ЕС  и один  из главных «моторов» интеграции. Была сделана  ставка  на  ЕС  и  усиление  наднационального характера.

     Принятый  в конце 1985 г. Единый европейский  акт (вступил  в  силу  с  1 июля 1987 г.) предусматривал:

  • создание  к  концу  1992  г.  в  ЕС  полностью интегрированного (внутреннего)  рынка; 
  • далеко  идущее  объединение  научно-технических  потенциалов  и  реализацию  крупномасштабных  исследовательских программ    в    новейших    отраслях    (микроэлектронике, информатике, телекоммуникационной технике, биотехнологии,  экологии  и  др.);
  • все  более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран - членов  блока;
  • усиление наднациональных механизмов ЕС.

Информация о работе Европейский союз