Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 20:30, контрольная работа
В настоящее время в период быстрого развития научно – технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Взаимодействие может осуществляться как через политические, так и экономические отношения. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным вопросам, таким как: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией.
Введение 3
Глава 1. История возникновения Европейского союза (за период 1950-1995 гг.) 4
Глава 2. Анализ Договора о Европейском союзе 10
Заключение 14
Список литературы 16
В настоящее время в период быстрого развития научно – технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Взаимодействие может осуществляться как через политические, так и экономические отношения. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимаются решения по глобальным вопросам, таким как: экология, вопросы войны и мира, борьба со СПИДом и наркоманией.
90-е годы прошлого столетия ознаменовались рядом событий, значение которых трудно переоценить, - распадом Советского Союза, развалом мировой социалистической системы, переориентацией европейских постсоциалистических стран на западноевропейский вектор развития. На повестке дня расширение Европейского Союза (ЕС), который уже сегодня является основной экономической и политической силой на континенте.
В данной работе отражена история возникновения и развития Европейского союза, для создания которого было необходимо, чтобы в мире произошли определённые исторические события, которые привели человечество к мысли о взаимодействии. Рассматривая вопрос с исторической стороны, можно понять на каких принципах основывались, и как совершенствовались международные отношения, и к чему стремится человечество.
В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств. Международная организация – это объединение государств, образованная в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно – технической, правовой и иных областях, имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности производные от прав и обязанностей государств.
В работе рассмотрены основные этапы развития интеграционных процессов в Европейском Союзе (за период 1950-1995 гг.), анализируются причины объединения европейских государств.
Европейский союз, насчитывающий на 1 января 1995 г. в своем составе 15 государств с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственно конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз, развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.
В мае 1950 года министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил создать Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В апреле 1951 года шесть государств (ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) подписали договор о создании ЕОУС, которое образовалось в следующем году. Оно включало: Верховный орган в составе девяти членов, действовавший по принципу большинства голосов и имевший полномочия принимать решения, выносить рекомендации, взимать сборы с предприятий, налагать штрафы и в целом контролировать производство и инвестиции в шести странах; суд, уполномоченный определять правомерность решений и рекомендаций Верховного органа; совет министров и ассамблею, имевшую право оценивать деятельность Верховного органа и двумя тремя голосов отправлять в отставку совет министров.
К началу 50–х годов к Совету Европы присоединились на европейской арене Объединение угля и стали и образованное вслед за ним Европейское оборонительное сообщество, и в 1952 году было решено объединить эти три органа.
К 1955 году все шесть членов ЕОУС созрели для созыва официального совещания, собравшегося в Мессине, на котором они постановили создать Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).
В марте 1957 года в Риме были подписаны договоры о создании ЕЭС и Евратома. С начала 1958 года обе организации были созданы, а ещё через год начали функционировать. В 1967 году они были объединены с ЕОУС. Римский договор учредил структуру из четырёх частей: совета министров, комиссии, парламента и суда.
Суду, состоявшему из семи членов, поручалось обеспечивать соблюдение и толкование законов Сообщества.
Однопалатный парламент был, прежде всего, дискуссионным органом. Он обладал лишь зачатками тех полномочий, которые накопились с течением времени у национальных парламентов. Он мог отклонять, но не корректировать бюджет Сообщества и отправлять в отставку комиссию целиком, но не частично; он принимал ограниченное участие в выработке законодательства, но не контролировал совет министров.
Члены комиссии занимались исключительно делами Сообщества в штаб-квартире в Брюсселе.
Совет министров, представлял собой несколько государств – членов Сообщества, целью которых было обеспечить то, чтобы Сообщество было скорее коллективом наций, чем наднациональным образованием: совет министров ЕЭС главенствовал над комиссией в Брюсселе. Самые значительные прения и решения, касавшиеся развития ЕЭС, проходили и принимались в совете министров и вращались не вокруг распределения власти среди главных органов Сообщества, а вокруг осуществления полномочий в самом совете, т.е. какие вопросы могут решаться большинством, а какие единогласием.
На
первом этапе экономической
В 1973 году к первым шести членам-государствам присоединилась Великобритания, Ирландия и Дания, в 1981 году - Греция, в 1986 году - Испания и Португалия, в 1995 году - Австрия, Швеция и Финляндия.
В первые годы существования ЕЭС его неофициально называли «Общий рынок», т.к. процесс интеграции действительно начался с либерализации внешней торговли. Однако он довольно быстро вышел за эти рамки, оставляя на своем пути одну веху за другой.
В 1958-1968 гг. – «переходный период» становления общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы – были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной продукции внутри ЕЭС (по аграрной продукции была осуществлена частичная либерализация и установлен особый режим наднационального регулирования ее производства и сбыта); установлен единый таможенный режим (включая единый таможенный тариф) в отношении товаров, ввозимых из третьих стран. В области сельского хозяйства был введен общий режим регулировании цен и объемов производства основных видов аграрной продукции умеренного пояса (мясо, зерно, масло и др.) и создан аграрный фонд ЕЭС (ФЕОГА), призванный способствовать модернизации аграрного сектора и противодействовать массовому разорению фермерских хозяйств. Кроме того, была значительно либерализована миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС.
В целом, к середине 1968 года в ЕЭС сложился развитый таможенный союз, дополненный элементами межгосударственного согласования (гармонизации) экономической и валютной; а также (но в значительно меньшей степени) внешней политики. В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок - ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом (ЕС). Впрочем, изменение названия отражало не только указанный факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.
Формирование таможенного союза, сразу же дав значительные выгоды всем странам - членам ЕЭС, связанные с более полным использованием преимуществ международного разделения труда, в то же время усилило спонтанное начало функционирования национальных экономик, вызвав известную неустойчивость их развития. Оно повлекло за собой ослабление национально-государственных систем регулирования экономики, при этом не были созданы компенсирующие межгосударственные и наднациональные механизмы регулирования.
Отмеченные и другие обстоятельства побудили страны - члены ЕС принять в 1971 г. программу поэтапного создания экономического и валютного союза в 1980 г. («план Вернера» - по имени премьер-министра Люксембурга, тогда руководившего разработкой данной программы), которая, однако, потерпела провал. Это было обусловлено временным обострением противоречий внутри ЕС, усилением дифференциации его участников по экономическому положению и уровню хозяйственного развития (экономическая дивергенция) в ходе циклических и структурных кризисов 70-х - начала 80-х гг.
С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС переживала длительный застой, оценивавшийся многими западными учеными как кризис.
Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два.
Во-первых, с начала 1975 г. страны - члены ЕС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам. Теперь каждая из этих стран лишилась возможности заключать двусторонние торговые соглашения с третьими странами.
Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы - ЭКЮ, формировавшейся на основе «корзины валют» участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран - членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курса центральных банков этих стран, т.е. своего рода валютный коридор в ±2,25%, названный в публицистике «валютной змеей». Вместе с тем к ЕВС не смогли подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (± 6%).
С середины 80-х гг. в ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов, явное преобладание центростремительных сил, хотя эти процессы сталкиваются с рядом серьезных проблем. Это объясняется многими обстоятельствами, среди которых выделим два.
Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей структурной перестройки хозяйства и решения задач полного этапа научно-технической революции.
Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит то, насколько быстро и интенсивно протекает и будет протекать западноевропейская интеграция. До начала 80-х гг. позиция Франции в отношении интеграции была сдержанной, достаточно противоречивой, а подчас и откровенно деструктивной (например, в 1966 г. она в течение многих месяцев игнорировала органы ЕС и не участвовала в их деятельности), что объяснялось отголосками ее имперских амбиций и претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы.
Однако в начале 80-х гг. правящие круги этой страны окончательно осознали, что такой курс ведет в тупик, и Франция может сохранить свой высокий статус только как одна из ведущих стран - членов ЕС и один из главных «моторов» интеграции. Была сделана ставка на ЕС и усиление наднационального характера.
Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт (вступил в силу с 1 июля 1987 г.) предусматривал: