Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:07, реферат
Европейский Союз (официальное название, сокращенно - ЕС) – политическое и экономическое интеграционное объединение 27 стран Европы: Германии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Великобритании, Дании, Ирландии, Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии, Швеции, Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии, Болгарии и Румынии.
ЕС строится на основе Европейских сообществ: Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии (основаны в 1957 г.).
Европейское объединение угля и стали (с него началось создание ЕС в 1951 г.) 23 июня 2002 г. прекратило свое существование в связи с истечением Договора о его создании, заключенного на 50 лет и не продлевавшегося сторонами, так как темпы развития Европейских сообществ сделали существование ЕОУС неактуальным.
-регламентов;
-директив;
-решений.
В договорах о ЕЭС и Евратоме предусмотрено,что
оба объединения являются юридическими
лицами, они обладают юридической правосубъектностью.
Таким образом, в лице ЕЭС была создана широкая, универсальная международная организация, которая приобрела черты и государственно-правовой, и международно-правовой организации.
II.III.Развитие сообществ в единый европейский рынок
К началу 70-х годов стало ясно, что основные требования, связанные с созданием единого таможенного союза и формированием общего рынка были в основном выполнены. Необходимо было наметить дальнейшие рубежи сотрудничества. Однако сообщества столкнулись с острым мировым финансовым и экономическим кризисом начала 70-х гг. В этих условиях основное внимание стран Европейских сообществ было сосредоточено на преодолении именно экономических и финансовых трудностей, с чем сообществам удалось справиться.
В начале 80-х
годов встал вопрос о
В 1973г. произошло первое расширение ЕЭС до девяти членов( прибавились Великобритания, Дания и Ирландия). Это серьёзно усилило диспропорции по странам, прежде всего из-за относительно низкого уровня экономического развития Ирландии и старых промышленных районов Великобритании( Ланкашир, Йоркшир, Западный Мериленд). Если принять за 100 средний показатель ВНП на душу населения по Сообществу, то в 1974г. разрыв между странами составлял 1:3 (на первом месте Дания-148, на последнем Ирландия-50). В результате расширения Сообщества в него вошли три страны, где во всех без исключения районах доход на душу населения был ниже среднего по Сообществу.
В 1981г. в ЕЭС вошла Греция. По сравнению с ведущими странами Сообщества её экономика находилась на качественно более низком уровне.
В 1986г. с присоединением Испании и Португалии произошло очередное расширение Сообщества, которое обусловило очередное резкое обострение диспропорций.
В этих условиях необходимо было урегулировать огромное число технических, количест-венных и качественных проблем
Требовалось также
решить и ряд проблем
Для выполнения этих задач было решено созвать межправительственную конференцию, которая и подготовила к подписанию новый документ - Единый европейский акт (ЕЕА). ЕЕА - это учредительный договор, содержащий изменения и поправки, вносившиеся в действующие акты европейских сообществ. Он был принят в 1986 году и довольно четко сформулировал трехэтапную программу построения единого внутреннего рынка. Оно должно было быть завершено к началу 1992 года. ЕЕА также подтвердил и закрепил расширение сферы ведения сообществ. Их полномочия теперь распространялись также на защиту окружающей среды, расширение сотрудничества в социальной сфере, научные исследования и создание новейших технологий, защиту прав потребителей. До подписания ЕЕА Европейские сообщества в той или иной мере осуществляли эти полномочия по решениям Европейского суда (он ссылался на ст.235 договора о ЕЭС, которая позволяла предпринимать меры, прямо не предусмотренные этим договором, но необходимые для достижения целей).
Суммируя экономические
положения нового документа,
Был внесен
ряд изменений: уточнялась
ЕЕА, конечно,
не решал всех вопросов
Главное, что характеризует этот договор: он оформил и положил начало существованию Европейского Союза. Согласно МД Европейский Союз основан на Европейских сообществах, дополненных политиками и формами сотрудничества, предусмотренными этим договором.
О каких политиках
и формах сотрудничества шла речь?
Речь шла о двух новых важных сферах
сотрудничества государств-членов Европейских
сообществ:
1)сотрудничество в области выработки
и проведения единой внешней политики
и политики безопасности;
2)сотрудничество в сфере юстиции и внутренних дел.
Что касается сотрудничества в сфере юстиции и внутренних дел, то эта общая формулировка была детализирована в Амстердамском договоре (в нем это сформулировано как “сотрудничество полиции и судов в уголовно-правовой сфере”).
Та структура ЕС, которая закреплена в МД получила название структуры “трех опор”:
-1ую опору образуют Европейские сообщества;
-2ую - сотрудничество
в области выработки и
-3юю - сотрудничество
полиции и судов в уголовно-
В сфере экономического и социального развития основная задача, которая определяется МД - это задача создания экономического и валютного союза (ЭВС). В экономической сфере - это возрастание экономического единения, сотрудничества и сплоченности. В валютной сфере - это создание единого валютного союза. Валютный союз надлежало создать не позднее 1 января 1999 года с введением единой валюты (евро) и включением в союз государств, отвечающих требованиям ЕС (Греция этим требованиям не отвечала; Англия, Ирландия и Дания сразу выразили не совсем позитивное отношение к единому валютному рынку, они позднее и не вошли в него).
Тут возникла
проблема: не будет единогласия
при принятии решений о ЭВС.
В этом случае закрепляется
интересная концепция т.н. “
Другая не менее важная проблема, которая возникла с созданием ЕС - это проблема разнородности членов союза.
Тем не менее, хотя многие успели раскритиковать МД за то, что он создал ЕС путем создания новых неопределенных структур, европейская интеграция сделала новый важный шаг вперед.
МД содержит
ряд важных положений и
Очередное третье расширение Европейского
союза, как и каждое предыдущее, привнесло
в него свою динамику, перемены в приоритетах.
Появление с 1995г. трёх новых членов- Австрии,
Швеции и Финляндии изменило политическую
конфигурацию Союза. Хотя эти страны по
своим экономическим и социальным параметрам
сравнительно близки к “ядру” ЕС, однако,
их подключение к группировке вновь со
всей остротой поставило проблему сбалансированности
между развитием интеграции “вглубь”
и “вширь”, то есть между углублением
объединительных процессов и расширением
географических границ интеграционной
зоны.
С приходом двух северных стран и Австрии количество членов ЕС возросло с 12 до 15, а численность населения Евросоюза- с 347 до 368 млн. человек. Увеличилась и его территория, достигнув 3.3 млн.кв.км. Значительно изменились экономические показатели. Так, совокупный ВВП ЕС подрос примерно на 20%(340 млрд.ЭКЮ) и составил почти 6 трлн.ЭКЮ.
Вскоре возникла необходимость созыва новой Межправительст-венной конференции, открывшейся в марте 1996г в Турине и положившей начало второму этапу Маастрихтского процесса-Маастрихту II.
К моменту подписания МД в состав ЕС входило 15 государств, были начаты переговоры о вступлении в союз еще 5ти государств. Такое расширение союза требовало внесения корректив в механизм управления. В 1996 году созванная конференция подготовила учредительный документ, который был подписан в июле 1997 года в Амстердаме и получил название “Амстердамский договор” (АД).
Некоторые изменения, которые вносит АД в развитие ЕС:
1) Количество депутатов Европарламента не должно превышать 700 человек. АД также внес изменения в процедуру принятия решений, заметно упростив ее, что имело немаловажное значение.
2) Если говорить о наиболее
крупных достижениях АД, то уточнена структура
и система институтов валютного союза,
Европейский центральный банк (ЕЦБ) получает
право издания нормативных актов. В отношении
прав и свобод граждан ЕС: союз превращается
в “пространство свободы, безопасности
и справедливости, в рамках которого принимаются
меры по повышенной защите прав, свобод
и интересов граждан”.
II.IV.Юридическая природа Европейских
сообществ и Европейского союза
В 50-е годы на базе
Европейские сообщества обладают такими
полномочиями, которыми ни одна международная
организация не обладает.
1)Европейские сообщества,
как и ЕС, имеют свою территорию,
которая слагается из
2)Европейские сообщества обладают системой
институтов, осуществляющих те права и
полномочия, которые переданы союзу государствами-членами.
В рамках сообществ и ЕС созданы такие
институты, которые выходят за пределы
любой международной организации. В рамках
ЕС функционирует Парламент, который избирается
на основе всеобщих и прямых выборов гражданами
ЕС. Это не характерно для международных
организации (например, ООН состоит только
из делегаций государств-членов).
3)в рамках ЕС функционирует Суд Европейских сообществ - независимый судебный орган. Это также свойственно только институтам ЕС.
4)В рамках ЕС существует
5)В рамках ЕС
создан ЭВС, своя валютная система
и денежная единица (применительно к 11
государствам-членам), которая заменяет
национальную денежную систему. Это качества,
присущие государственно-правовой организации.
III. ПЕРСПЕКТИВЫ
III.I.Расширение Европейского союза.
"Жизнь как внутри Евросоюза, так и вне его границ быстро меняется. Он должен определиться, как самому приспосабливаться, развиваться и изменяться. Расширение ЕС является поворотной точкой для Европы, возможностью, которой она должна воспользоваться ради своей безопасности, своей экономики, своей культуры и своего статуса в мире". (Жак Сантер)
К такому событию, как
начало переговоров о присоединении_
Впрочем, пока
до "вселения" еще очень далеко:
самые заядлые сторонники европеизации
Турции
говорят о том, что ей предстоит 10-15 лет
переговоров. К тому же народного мнения
в ЕС по
этому вопросу, как водится, еще никто
не
спрашивал, лишь австрийский канцлер Шюссель
заявил, что его страна даст Турции окончательное
"добро" только после проведения
всенародного референдума по этому вопросу.
Референдум также необходимо будет провести
и во Франции - а уж французы, как известно,
любят давать "добро" смелым европейским
инициативам...
Одним словом, путь Турции в Европу только начинается, и может статься, что в конце этого пути ее ожидают наглухо закрытые ворота. Ведь вето даже одной из стран-членов ЕС может заблокировать вступление новичка. Однако, как показывает опыт, к любым воротам можно найти ключ. Так произошло и в Люксембурге, когда решался вопрос о начале переговоров с Анкарой. Ситуация зашла в тупик из-за Австрии, которая высказалась категорически против присоединения. Очевидно, она решила (или ей было поручено) озвучить позицию всех "туркоскептиков" (в первую очередь, германских), которые и сейчас уже не слишком довольны появлением множества "новых европейцев" из бывшего соцлагеря, а также наплывом в ЕС турецких гастарбайтеров и прочих восточных гостей. Тем более они опасаются развития этой тенденции в случае вступления Турции в Евросоюз.