Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:42, контрольная работа
Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово "интеграция" происходит от лат. integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.
Введение_______________________________________________2
Европейский союз: причины создания, этапы интеграции___4
Политика экономического сотрудничества ес со странами восточной Европы_______________________________________9
Заключение____________________________________________16
Список использованной литературы___________________
План
Введение
Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово "интеграция" происходит от лат. integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.
Идея объединения Европы возникла очень давно - еще в 1517 г. об этом писал Эразм Роттердамский. В 1849 г. мысль о создании "Соединенных Штатов Европы" развивал знаменитый французский писатель Виктор Гюго. Однако практически реализованы эти идеи были лишь во второй половине 50-х гг. XX в.
В 1957 г. в момент создания Европейского экономического сообщества в него входили шесть стран (Германия, Италия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург). К маю 2004 г. ЕС представлял собой крупнейшее экономическое и политическое интеграционное объединение, в составе которого были 25 европейских государств с населением более 450 млн. человек: Испания и Португалия (имеют членство в Сообществе с 1986 г); Финляндия, Швеция и Австрия (вошли в состав Сообщества в 1995 г); Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр (вошли в состав ЕС в мае 2004 г).
С вступлением в состав ЕС в мае 2004 г.10 новых государств он еще более усиливается в экономическом и политическом отношении
У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) - отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, 1986 г. - Испания и Португалия, 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия.
Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств-членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.
Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:
во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует. параллельно с национальным гражданством стран - членов ЕС;
во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;
в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро). К 2002 г. она должна вытеснить из оборота национальные валюты стран - участниц ЭВС, заменив их. В отличие от ЭКЮ евро будет не просто расчетной единицей, но и полноценной валютой, функционирующей как в виде денег на счетах, так и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные банки стран - членов ЕС исчерпают свои функции, передадут их Банку ЕС и прекратят свое существование1.
Переход к евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально она будет функционировать параллельно с национальными валютами, причем с 1 января 1999 г. не все страны - члены ЕС смогли начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила необходимых для этого требований (дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг - максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее.
Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она принесет всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя снижению издержек и росту эффективности производства. Достаточно сказать, что до сих пор физические и юридические лица стран - членов ЕС при обмене их валют друг на друга ежегодно несли издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд. долл. Евро избавит их от таких непродуктивных затрат.
В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:
1. Совет Европейского
союза (СЕС). Он не реже двух
раз в год проводит сессии
на уровне глав государств
и правительств, а также регулярно
собирается на уровне
2. Комиссия
ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего
рода правительство ЕС, претворяющее
в жизнь решения СЕС. В то
же время КЕС издает директивы
и регламенты, т.е. обладает и
нормотворческими
3. Европейский
парламент (ЕП) с резиденцией в
Страсбурге; избирается с 1979 г.
прямым голосованием граждан
во всех странах - членах ЕС.
Сейчас в него входят 626 депутатов,
причем представительство
4. Европейский
суд, обеспечивающий
5. ФЕОГА, на который приходится большая часть бюджета ЕС (о нем было сказано выше).
6. Европейский
социальный фонд, облегчающий перемещение
рабочей силы внутри ЕС и
ее адаптацию к изменяющимся
условиям в интеграционном
7. Европейский
фонд регионального развития, содействующий
структурной перестройке
8. Европейский
инвестиционный банк, созданный
на основе долевого участия
стран - членов ЕС в его основном
капитале. Имея функции коммерческого
банка, он предоставляет
В декабре 1997 г. СЕС на своей очередной сессии на высшем уровне принял решение начать переговоры с Чехией, Венгрией, Польшей, Словенией, Эстонией и Кипром (греч) о вступлении этих стран в ЕС в качестве полноправных членов.
Длительный
период идеологического, экономического
и военно-политического
Некогда экономически
развитые страны бывшего социалистического
лагеря (ГДР, Чехословакия, Венгрия), входившие
в первую десятку по уровню жизни
населения, оказались перед лицом
сложных социально-
Вместе с
тем политика руководства
Ориентация на развитие экспорта и импорта обеспечили рост оборота внешней торговли. Экспорт в 1995 г. на 56% превышал низший уровень 1991 г. Особенно заметных результатов добились Польша, Чехия и Словакия. В то же время импорт по темпам роста за этот же период опередил экспорт, и обозначилась тенденция резкого (23%) превышения импорта над экспортом. Из всех источников западноевропейских инвестиций в эти страны наиболее высокий приток был в экономику Польши, Чехии и Венгрии (11,3, 26,1 и 16,9 млрд. долл. в 1995 г) и значительно ниже в Румынию (3,4), Словакию (4) и Болгарию (3,4 млрд. долл.).
Основной формой
экономического, в том числе и
финансового, сотрудничества стран
Восточной Европы и Евросоюза
стали ассоциативные отношения,
предусматривающие создание между
сторонами в течение 10 лет зоны
свободной торговли промышленными
товарами путем постепенной взаимной
отмены таможенных пошлин и других
барьеров. На протяжении 1991-1992 гг. каждой
страной Восточной Европы было подписано
об этом соглашение с ЕС. Оно предусматривает
политику наибольшего
Складывающиеся
экономические отношения между
странами Восточной Европы (и, прежде
всего Центральной Европы) и Евросоюза,
прогнозируемые перспективы и последствия
их включения в интеграционное Сообщество
поставили руководство ЕС перед
необходимостью выделения в будущем
значительных финансовых средств на
реформирование экономики и социальную
поддержку этих стран. Так, распространение
единой сельскохозяйственной политики
ЕС на восточноевропейские
Еще более
значительного увеличения (с 25 до 60
млрд. экю) потребовала бы поддержка
отсталых регионов и стран с более
низким уровнем среднедушевых доходов
(доход на душу населения в странах
Восточной Европы сегодня составляет
в среднем около трети среднего
по ЕС). Такое бюджетное бремя
является препятствием для членства
стран Центральной и Восточной
Европы в ЕС. Проблема обострилась,
когда перед странами Евросоюза
обозначилась перспектива резкого
сокращения бюджетных расходов, с
тем чтобы уменьшить дефицит
государственных бюджетов и показатели
внутреннего долга по отношению
к ВВП до уровней, предусмотренных
Маастрихтским договором. Реально
это стало проявляться в
Информация о работе Европейский союз: причины создания, этапы интеграции