Европейский союз: причины создания, этапы интеграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово "интеграция" происходит от лат. integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями.

Содержание

Введение_______________________________________________2
Европейский союз: причины создания, этапы интеграции___4
Политика экономического сотрудничества ес со странами восточной Европы_______________________________________9
Заключение____________________________________________16
Список использованной литературы___________________

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика 1 курс.docx

— 33.21 Кб (Скачать)

План

 

 

  1. Введение_______________________________________________2
  1. Европейский союз: причины создания, этапы интеграции___4

  1. Политика экономического сотрудничества ес со странами восточной Европы_______________________________________9

  1. Заключение____________________________________________16

  1. Список использованной литературы______________________17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Международная экономическая интеграция - характерная  особенность современного этапа  развития мировой экономики. В конце  XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Слово "интеграция" происходит от лат. integratio - восполнение или integer - целый. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Идея объединения  Европы возникла очень давно - еще в 1517 г. об этом писал Эразм Роттердамский. В 1849 г. мысль о создании "Соединенных Штатов Европы" развивал знаменитый французский писатель Виктор Гюго. Однако практически реализованы эти идеи были лишь во второй половине 50-х гг. XX в.

В 1957 г. в момент создания Европейского экономического сообщества в него входили шесть  стран (Германия, Италия, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург). К маю 2004 г. ЕС представлял собой крупнейшее экономическое и политическое интеграционное объединение, в составе которого были 25 европейских государств с  населением более 450 млн. человек: Испания  и Португалия (имеют членство в  Сообществе с 1986 г); Финляндия, Швеция и  Австрия (вошли в состав Сообщества в 1995 г); Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, Мальта и Кипр (вошли в состав ЕС в  мае 2004 г).

С вступлением  в состав ЕС в мае 2004 г.10 новых  государств он еще более усиливается  в экономическом и политическом отношении

   Европейский союз: причины создания, этапы интеграции

 

У истоков  ЕС стояло образование в 1952 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) - отраслевой интеграционной группировки  с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти  шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании  Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке  присоединились Великобритания, Дания  и Ирландия, в 1981 г. - Греция, 1986 г. - Испания  и Португалия, 1995 г. - Австрия, Швеция и Финляндия.

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем  составе 15 государств-членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой  наиболее развитую и совершенную  интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей  и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные  и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Сильнейшие  импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о  Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских  соглашений), подписанный главами  государств - членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически  присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально  новых качественных момента:

во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется  перечень прав и обязанностей), которое  существует. параллельно с национальным гражданством стран - членов ЕС;

во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает  проведение интегрированной внешней  политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение  роли парламента ЕС;

в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро). К 2002 г. она  должна вытеснить из оборота национальные валюты стран - участниц ЭВС, заменив  их. В отличие от ЭКЮ евро будет  не просто расчетной единицей, но и  полноценной валютой, функционирующей  как в виде денег на счетах, так  и в форме банкнот и монет. Циркуляцию евро будет регулировать созданный Центральный банк ЕС. Вполне вероятно, что со временем центральные  банки стран - членов ЕС исчерпают  свои функции, передадут их Банку  ЕС и прекратят свое существование1.

Переход к  евро осуществляется поэтапно с 1 января 1999 г. Первоначально она будет  функционировать параллельно с  национальными валютами, причем с 1 января 1999 г. не все страны - члены  ЕС смогли начать переход к евро, поскольку часть из них не выполнила  необходимых для этого требований (дефицит госбюджета - не более 3% ВВП, накопленный государственный долг - максимально 60% ВВП и др.). Вместе с тем почти все стремятся к этому. Лишь Великобритания пока что исходит из постулата сохранения своей национальной валюты. Дания, Швеция и Греция намерены перейти к евро, но позднее.

Можно ожидать, что евро станет одной из сильнейших валют в мире. Она принесет всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствуя  снижению издержек и росту эффективности  производства. Достаточно сказать, что  до сих пор физические и юридические  лица стран - членов ЕС при обмене их валют друг на друга ежегодно несли  издержки на сумму, эквивалентную примерно 6 млрд. долл. Евро избавит их от таких  непродуктивных затрат.

В настоящее  время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые  активно способствуют прогрессу  интеграции:

1. Совет Европейского  союза (СЕС). Он не реже двух  раз в год проводит сессии  на уровне глав государств  и правительств, а также регулярно  собирается на уровне различных  министров (иностранных дел, экономики,  финансов, сельского хозяйства и  др.). СЕС на высшем уровне принимает  стратегические интеграционные  решения наподобие Единого европейского  акта или Маастрихтского договора  и обладает важнейшими нормотворческими  функциями.

2. Комиссия  ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего  рода правительство ЕС, претворяющее  в жизнь решения СЕС. В то  же время КЕС издает директивы  и регламенты, т.е. обладает и  нормотворческими компетенциями.  КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами  (сельское хозяйство, энергетика  и т.д.) и назначаемых сроком  на пять лет национальными  правительствами, но не зависимых  от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза.

3. Европейский  парламент (ЕП) с резиденцией в  Страсбурге; избирается с 1979 г.  прямым голосованием граждан  во всех странах - членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов,  причем представительство каждой  страны зависит от численности  ее населения. После вступления  в действие Маастрихтского договора  с 1 ноября 1993 г. функции ЕП были  значительно расширены, выйдя  далеко за рамки преимущественно  консультативных полномочий. К ним  относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС.

4. Европейский  суд, обеспечивающий правильную  интерпретацию и реализацию нормативных  актов (законодательства) ЕС.

5. ФЕОГА, на  который приходится большая часть бюджета ЕС (о нем было сказано выше).

6. Европейский  социальный фонд, облегчающий перемещение  рабочей силы внутри ЕС и  ее адаптацию к изменяющимся  условиям в интеграционном пространстве (например, путем содействия переподготовке).

7. Европейский  фонд регионального развития, содействующий  структурной перестройке кризисных  регионов - слабо индустриально развитых  или депрессивных (с большим удельным  весом старых отраслей).

8. Европейский  инвестиционный банк, созданный  на основе долевого участия  стран - членов ЕС в его основном  капитале. Имея функции коммерческого  банка, он предоставляет кредиты  государственным структурам стран  - членов ЕС.

В декабре 1997 г. СЕС на своей очередной сессии на высшем уровне принял решение начать переговоры с Чехией, Венгрией, Польшей, Словенией, Эстонией и Кипром (греч) о вступлении этих стран в ЕС в качестве полноправных членов.

Политика экономического сотрудничества  со странами восточной Европы

 

Длительный  период идеологического, экономического и военно-политического противостояния двух общественных систем на европейском  континенте предопределил и различный  подход, теоретическое понимание  и саму практику обеспечения организационно-структурных  и экономических систем хозяйствования, в том числе и в условиях интеграционных процессов.

Некогда экономически развитые страны бывшего социалистического  лагеря (ГДР, Чехословакия, Венгрия), входившие  в первую десятку по уровню жизни  населения, оказались перед лицом  сложных социально-экономических  и политических проблем. Однако вместо объединения усилий с другими  странами Восточной Европы по преодолению  кризиса они пошли на свертывание  экономических отношений с Россией  и стремятся в состав западноевропейского  экономического и военно-политического  Сообщества2.

Вместе с  тем политика руководства западноевропейского  Союза относительно принятия стран  Восточной Европы в Сообщество вызывает много вопросов. Речь, в частности, идет о перенесении всех социально-экономических  проблем и последствий для  вновь вступающих стран из Восточной  Европы на плечи заинтересованной стороны. С распадом СССР и в связи с  политической нестабильностью в  ряде стран Восточной Европы намерения  руководства ЕС форсировать вступление их в Сообщество сменились курсом на поддержку реформ (прежде всего  в Чехии, Венгрии, Польше, Словакии) через механизмы предоставления гуманитарной и техническом помощи, различного рода кредитов," Одновременно была принята программа технической помощи "ФАРЕ". По инициативе ЕС в 1991 г. был создан Европейский банк реконструкции и развития с уставным капиталом в 10 млрд. экю, главной задачей которого стало финансовое содействие реформам. На страны Восточной Европы распространялись льготные таможенные пошлины по значительному списку товаров. При этом руководство Евросоюза проводит экономическую политику со странами Восточной Европы с расчетом в перспективе принять их в ЕС и на этой основе создать "большую Европу". Основными условиями для вступления стали: отказ от государственной монополии внешней торговли, разрешение осуществлять внешнеэкономические операции всем заинтересованным юридическим и физическим лицам, введение внутренней конвертируемости национальной валюты, переход к рыночным методам регулирования внешнеэкономических связей посредством лицензий, таможенных тарифов, меры, способствовавшие "открытию" их экономик (внутреннего рынка) для доступа иностранного частного капитала и поощрения экспорта3.

Ориентация  на развитие экспорта и импорта обеспечили рост оборота внешней торговли. Экспорт  в 1995 г. на 56% превышал низший уровень 1991 г. Особенно заметных результатов добились Польша, Чехия и Словакия. В то же время импорт по темпам роста  за этот же период опередил экспорт, и  обозначилась тенденция резкого (23%) превышения импорта над экспортом. Из всех источников западноевропейских инвестиций в эти страны наиболее высокий приток был в экономику  Польши, Чехии и Венгрии (11,3, 26,1 и 16,9 млрд. долл. в 1995 г) и значительно  ниже в Румынию (3,4), Словакию (4) и  Болгарию (3,4 млрд. долл.).

Основной формой экономического, в том числе и  финансового, сотрудничества стран  Восточной Европы и Евросоюза  стали ассоциативные отношения, предусматривающие создание между  сторонами в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными  товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров. На протяжении 1991-1992 гг. каждой страной Восточной Европы было подписано  об этом соглашение с ЕС. Оно предусматривает  политику наибольшего благоприятствования  для восточноевропейских стран  с их менее конкурентоспособной  промышленностью. В частности, ЕС приняло  обязательство в одностороннем  порядке отменить свои таможенные барьеры  для товаров из этих страд на протяжении первых 5 лет (из 10 отведенных по соглашениям). Во втором пятилетии восточноевропейские  страны сами будут обязаны принять  аналогичные решения. С 1 января 1995 г. со стороны ЕС таможенные и другие барьеры были устранены. Однако политика протекционизма для продукции тех  отраслей, в приоритетности которых  заинтересованы страны Западной Европы, останется в силе, что воздействует на экономическое и социальное благополучие восточноевропейских стран.

Складывающиеся  экономические отношения между  странами Восточной Европы (и, прежде всего Центральной Европы) и Евросоюза, прогнозируемые перспективы и последствия  их включения в интеграционное Сообщество поставили руководство ЕС перед  необходимостью выделения в будущем  значительных финансовых средств на реформирование экономики и социальную поддержку этих стран. Так, распространение  единой сельскохозяйственной политики ЕС на восточноевропейские государства, с их крупным, но недостаточно развитым аграрным сектором, может потребовать  увеличения вложения средств в его  отрасли, по некоторым расчетам, около 60 млрд. экю. Между тем объем ассигнований по статье "Развитие аграрного сектора Евросоюза" в 1994 г. составлял 35 млрд. экю, или 49% всех ассигнований.

Еще более  значительного увеличения (с 25 до 60 млрд. экю) потребовала бы поддержка  отсталых регионов и стран с более  низким уровнем среднедушевых доходов (доход на душу населения в странах  Восточной Европы сегодня составляет в среднем около трети среднего по ЕС). Такое бюджетное бремя  является препятствием для членства стран Центральной и Восточной  Европы в ЕС. Проблема обострилась, когда перед странами Евросоюза  обозначилась перспектива резкого  сокращения бюджетных расходов, с  тем чтобы уменьшить дефицит  государственных бюджетов и показатели внутреннего долга по отношению  к ВВП до уровней, предусмотренных  Маастрихтским договором. Реально  это стало проявляться в противоречии желания с возможностями ЕС включить страны Восточной Европы в свою орбиту. Оттуда, очевидно, критерии "европейских" стран, желающих вступить в Евросоюз, появление в 1995 г. "Белой книги", посвященной условиям, подготовки стран  Центральной и Восточной Европы к интеграции во внутренний рынок  Сообщества. В книге дана система  законодательства, с помощью которой  в странах-претендентах должны быть созданы внутренние рынки, аналогичные  западноевропейским странам.

Информация о работе Европейский союз: причины создания, этапы интеграции