Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:04, курсовая работа
Республика Беларусь является молодым государством и наша научная школа в сфере государственного управления достаточно молодая, поэтому я ставлю главную цель в этой работе необходимым установить все положительные черты управления других стран чтобы не совершать ошибок.
Введение
1. Теория административно-государственного управления в Великобритании
1.1 Социологический метод государственного регулирования в Великобритании
1.2 Экономический метод государственного регулирования в Великобритании
2. Развитие административной науки в Германии
2.1 Теория административно-государственного управления в Германии
3. Наука государственного управления во Франции
Заключение
Список использованных источников
Наиболее
типичной для социологического подхода
к государственному управлению является
концепция М. Вебера. Он полагал, что системе
государственного управления необходимо
придать больший авторитет, но при этом
не следует расширять функции бюрократического
аппарата. Вебер М. Избранные произведения.
С.57.
Элитарный
характер государственного управления
в странах Западной Европы он считал
выражением «сущности современной массовой
демократии». По его мнению, на тех, кто
правит, возложена задача создания административной
элиты, которая должна быть легитимирована
народом. Однако именно в этом заключается
основная сложность: «демократической
легитимации» преграждает дорогу «антидемократическая
сущность бюрократии» Вебер М. Избранные
произведения. С.58.
Вебер
считал идеальным такое
Если
вышестоящее учреждение отдает приказ,
который, по мнению чиновника ошибочен,
дело чести чиновника выполнить
приказ добросовестно и точно
под ответственность
Интересный
подход к государственному администрированию
в рамках своей теории социального
развития предлагает ведущий политолог
Германии Р. Дарендорф. Анализируя социальную
действительность в развитых странах
Западной Европы, Дарендорф утверждает,
что распределение власти в современном
обществе стало достаточно аморфным Крозье
М. Феномен бюрократии С.45. Сегодня равновесие
конкурирующих групп интересов заменило
политическое насилие, осуществляемое
в недалеком прошлом каким-либо господствующим
классом. Бюрократия, по мнению Дарендорфа,
является одной из наиболее влиятельных
групп интересов. Будучи «последним» и
действительным носителем власти во всех
организациях общества, включая государство,
бюрократия не имеет какой-либо социальной
программы. Цели, во имя которых бюрократия
отправляет свою власть, не являются ее
целями и не рождаются в недрах ее иерархии.
Бюрократия не может оказывать влияние
на принятие и осуществление политических
решений, она может им сопротивляться,
но не может принимать их самостоятельно.
Однако в современном государстве никто
не в состоянии править, минуя бюрократию,
и тем более против ее воли. Одновременно
с этим бюрократия не может править, не
имея «мозгового треста». В качестве господствующего
класса она является «резервной армией
власти» или «армией без командующего»
Крозье М. Феномен бюрократии С46. По мнению
Дарендорфа, когда отсутствуют группы,
способные осуществлять политическое
господство, а вместо них доминирует безликая
бюрократия, для существующей политической
системы возникает чрезвычайно большая
опасность утраты легитимности. Появляется
реальная возможность для групп радикальных
реформаторов захватить политическую
власть.
3.
Наука государственного
Французская
административная наука берет свое начало
в XVIII в. Однако тогда внимание обращается,
скорее, на простое описание административного
процесса в связи с нарастающей централизацией
в государственном управлении, и опубликованные
работы следуют, скорее, немецкой камералистской
теории. В начале XIX в. Шарль-Жан Бонен первым
ставит вопрос о разрыве с традицией и
о необходимости трактовать управление
как науку. Как пишет Жак Шевалье, «эта
модель административной науки старалась
тогда стать как "социальной наукой"
в самом строгом смысле этого слова, так
и общей наукой, которая способна оперировать
со всеми социальными данными об управленческом
действии с помощью разнообразных исследовательских
инструментов, в особенности с помощью
статистики Василенко И. Административно-
В
целом во Франции наука административно
государственного управления тесным образом
связана с особенностями
Если
в этом аспекте анализировать современную
науку административно-
Заключение
Подводя
итог выше изложенному, следует отметить,
что прежде всего оформляются
две взаимосвязанные
В
зарубежном публичном управлении сформировалось
несколько крупных научных школ, представители
которых рассеяны по разным странам. Несмотря
на важнейшее значение “изолированных”
работ, авторы которых не могут быть однозначно
отнесены к какой-то школе, “нормальная
наука” делается в основном в рамках устоявшихся
направлений.
Школа
“общественного выбора” (Public Choice) долгое
время лидировала в изучении государственного
управления в англоязычном мире. Авторы,
объединяемые этим ярлыком (Г. Таллок,
Э. Даунс, В. Нискейнен и др.), создавали
свои концепции под сильным влиянием экономических,
прежде всего микроэкономических подходов.
Само понятие “общественного выбора”
- политическая аналогия выбору покупателя
на рынке: каждый индивид стремится с минимальными
расходами приобрести максимально качественный
товар. Та политика, программа, партия,
которую выбирает большинство независимых
друг от друга индивидов и является результатом
“общественного выбора”. Однако наибольшее
влияние школы связано не с приложением
к государственно-управленческой деятельности
и к политике экономических категорий
(этим занимались и другие многочисленные
авторы, ориентированные на рыночную идеологию).
Главное значение работ представителей
подхода Public Choice связано с критикой бюрократии
и с разработкой альтернатив бюрократическому
управлению: по их мнению, государственные
служащие столь же индивидуалистичны,
что и другие люди, и используют свои возможности
для достижения собственных целей.
Французская
школа “социологии организаций”
(sociologie des organisations) представлена такими
авторами как М. Крозье, Ж.-К. Тениг, Э. Фридберг
и др. Несмотря на самоназвание, большая
часть работ в рамках этого направления
посвящена деятельности государственных
органов, - как на французском, так и на
сравнительном материале. В основе подхода
“социологов организаций” лежит представление
о государственном управлении как о взаимодействии
конкурирующих групп, каждая из которых
стремится получить дополнительные ресурсы,
часто за счет других: этими ресурсами
могут быть власть, бюджетные средства,
независимость от вышестоящих органов
и т.д. Для достижения этих целей каждая
группа (местные элиты, высшие государственные
чиновники, служащие низовых звеньев,
работники отраслевых министерств и т.д.)
реализует определенные стратегии. Стратегии
могут повторяться, взаимодействовать,
и, таким образом, формируют особые “системы
действия” - суть государственного управления.
Анализ этих систем позволяет не только
понять как реально функционирует государственное
управление, но и модернизировать его
с учетом коллективных мотиваций и структурных
характеристик определенных групп и организаций
“Когнитивный
подход” к государственному управлению
представлен такими исследователями как
Б. Жобер, П. Мюллер (Франция). С точки зрения
этих авторов, основное содержание государственного
управления определяется системами представлений
различных участников процесса. Какая
политика будет проводиться государством,
как она будет осуществляться, - все это
зависит от того, как инициаторы и исполнители
представляют себе связанные с ней проблемы.
Следовательно, главной задачей является
изучение структуры представлений, их
формирование и изменение. Представители
этого направления вводят такие понятия
как “управленческие парадигмы”, “системы
убеждений”, “референциалы”, призванные
структурировать изучение представлений,
способствовать составлению “ментальных
карт” государственного управления. “Эвристический
интерес связанный с выявлением этих различных
составляющих опирается на возможность
аналитически изолировать процессы, через
которые производятся и легитимируются
представления, убеждения, действия, -
в частности, если речь идет о государстве,
в виде государственной политики”.
“Институционализм”
и “неоинституционализм” в
Количество
различных подходов, концепций и
исследовательских схем, связанных
с публичным управлением
Список
использованных источников
1.
Алексеева Т.А. Современные
2.
Альгин А.П. Специфика
3.
Антонова Н.Б. Теория
4.
Ардан Ф. Франция:
5. Аристотель. Соч.: В 4 т. - М., 1983. - Т. 4. - С. 603.
6. Афанасьев ВТ. Управление: Философский энциклопедический словарь. - С. 705; Его же: Научное управление обществом. - М, 1973
7.
Василенко И. Административно-
8.
Вебер М. Избранные
9. Вебер М. Чиновник // Социс. 1988. № 6. С. 209
10. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. - М.: Прогресс, 1982. - С.154
11. Государственное управление и политика. - СПб.: СпбГУ, 2002. - С. 286.
12. Гусейнов А.А. Справедливость // Новая философская энциклопедия: В 4 т. - М.: Мысль, 2001. - Т. 3. - С. 765.
13.
Зверев А.Ф. Теории бюрократии:
от М.Вебера к Л. фон Мизесу
//Советское государство и
14.
Иванчук Н.В. Governance-парадигма:
15.
Крозье М. Современное
16. Крозье М. Феномен бюрократии. М., 1994. С.432
17. Лунев А.Е. Теоретические проблемы государственного управления. М., 1987. С.543
Информация о работе Европейские школы государственного управления