Европейские школы государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Республика Беларусь является молодым государством и наша научная школа в сфере государственного управления достаточно молодая, поэтому я ставлю главную цель в этой работе необходимым установить все положительные черты управления других стран чтобы не совершать ошибок.

Содержание

Введение

1. Теория административно-государственного управления в Великобритании

1.1 Социологический метод государственного регулирования в Великобритании

1.2 Экономический метод государственного регулирования в Великобритании

2. Развитие административной науки в Германии

2.1 Теория административно-государственного управления в Германии

3. Наука государственного управления во Франции

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА-гос.упр. в странах европы.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по  дисциплине: «Теория и методология  государственного управления»

      на  тему:

      «Европейские  школы государственного управления» 

      Содержание 
 

      Введение 

      1. Теория административно-государственного  управления в Великобритании 

      1.1 Социологический метод государственного регулирования в Великобритании 

      1.2 Экономический метод государственного  регулирования в Великобритании 

      2. Развитие административной науки  в Германии 

      2.1 Теория административно-государственного  управления в Германии 

      3. Наука государственного управления во Франции 

      Заключение  

      Список  использованных источников 

      Введение 
 

      Впервые термин «государственно-административное управление» (public administrative management) был  использован в программе Республиканской  партии США в 1986 г., однако первые работы по государственному управлению появились еще в глубокой древности. Уже с тех времен известны работы философов Китая, Греции, Рима, Египта, содержащие рекомендации по различным аспектам управления Антонова Н.Б. Теория методология государственного управления.С.57. 

      В течение почти двух тысячелетий - со времен античности и вплоть до XVIII в. - все знания о социальных явлениях были единой целостной системой, которая  сводилась к политике, а общественная жизнь была подчинена интересам  государства. Это явилось основной причиной того, что теория государственного управления развивалась в русле общей политологической традиции и лишь в конце XIX в. стала выделяться в самостоятельную область научных исследований. 

      Существенный  импульс к разработке теории государственного управления был дан реформами, централизованно проводимыми в системе государственного администрирования в США и странах Западной Европы в последние десятилетия ХIХ в. и в первые десятилетия ХХ в. 

      Эволюция  науки государственного управления позволяет выделить три этапа: 

      1. 80-е гг. ХIХ в - 1920 г.; 

      2. 1920 г. - 1950 г.; 

      3. 1950 - по настоящее время. 

      Основоположниками теории государственного управления принято  считать В. Вильсона, Ф. Гуднау и М. Вебера. 

      Актуальность  исследования определяется практическими потребностями повышения эффективности административно-государственной деятельности любой структурной сложности, нацеленной на решения общих общественных и государственных задач. Предметом моей работы является раскрытие главных европейских школ государственного управления. В связи с этим я рассмотрю такие страны как Великобритания, Франция, Германия, так как школы государственного регулирования этих стран являются ведущими в Европе. В науке теория методология государственного управления не может быть никаких застывших схем и моделей. Феномен административно-государственной деятельности требует постоянного серьезного теоретического и практического изучения, поскольку, как и все социально-политические явления, он находится в процессе непрерывного изменения и развития, однако нельзя забывать о главных теоретических подходах которые образовались в Европе и следовательно близки нам. 

      Республика  Беларусь является молодым государством и наша научная школа в сфере  государственного управления достаточно молодая, поэтому я ставлю главную цель в этой работе необходимым установить все положительные черты управления других стран чтобы не совершать ошибок. 

      1. Теория административно-государственного  управления в Великобритании 
 

      Изучение  государственного управления в системе английского академического обществознания началось в конце прошлого столетия, когда при Лондонском университете была основана Лондонская школа экономики и политических наук. В этой школе, а позже в Оксфордском, Кембриджском, Манчестерском, Ливерпульском и других университетах до второй мировой войны было сосредоточено преподавание и изучение государственного управления, политических институтов, государственной службы, английского конституционного и административного права. Эти дисциплины преподавались на одноименных кафедрах или кафедрах политической науки. 

      Научные исследования до начала 30-х годов сводились, как правило, к формально-юридическому описанию государственно-правовых институтов, поскольку господствовал институциональный подход к изучению административно-государственного управления. Наиболее известными учеными в этот период были Э. Баркер, Д. Коул, Г. Ласки, Ч. Маннинг, У. Робсон, Г. Файнер и др. 

      Начиная с 30-х годов в английской школе административно-государственного управления начинают господствовать бихевиоральные методы изучения государственного администрирования. С самого начала в рамках бихевиоральной методологии сложились две основные тенденции -- социологическая и экономическая, истоками которых стали два различных понимания природы человеческого поведения Василенко И. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия С.56. Экономисты рассматривали политику и государственное управление как сферу рациональной деятельности людей с неизменными целями, сводимыми к стремлению извлечь максимальную выгоду. Сторонники социологического подхода, наоборот, стремились избежать подобной однозначности и примитивизма, усматривая в политическом поведении и государственной деятельности результат влияния культурных традиций, которым человек подчиняется в большинстве случаев неосознанно. 

      Еще в 1908 г. видный английский психолог Дж.Уоллес заявил о кризисе в политических науках и государственном управлении, вызванном тем, что рационализм  отказывался от изучения связей между политическим поведением и «человеческой натурой», определяемой культурными, социальными и расовыми факторами Василенко И. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия С.57. Уоллес впервые поставил серьезно вопрос о значении неосознанных мотивов и политической деятельности и о роли пропагандистских символов в государственном управлении. Эти и многие другие идеи Уоллеса были господствующими в английской школе «public administration» вплоть до 50-х годов XIX века. Экономический подход в эти годы был на «втором плане» до тех пор, пока не стало известно об успехах формальных методов экономического анализа. 

      1.1 Социологический метод государственного  регулирования в Великобритании 
 

      Крупнейшими представителями социологического направления стали Э. Берч, И. Берлин, У. Риз, Р. Роуз. По мнению И. Берлина, основным в философии государственного управления является «повиновение и насилие», поэтому обходить вопрос оправдания власти и подчинения ей ученые не вправе. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. С.35. Наличие или отсутствие консенсуса относительно авторитета государства в обществе Р. Роуз считает главным вопросом любой политической системы. Авторитет государственной власти может быть измерен, с одной стороны, степенью ее поддержки гражданами, а с другой -- тем, насколько последние подчиняются ее законам Василенко И. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия С.57. 

      У.Риз  выделяет три основных значения термина  «государство» в англо-саксонской политологической традиции: «политически организованное и территориально ограниченное общество», «политически организованное в соответствии с моральными идеалами общество», «правительство как учреждение». Последнее значение, подчеркивает У. Риз, гораздо чаще встречается в наши дни26. 

      Э. Берч в своих работах затрагивал вопросы ответственности в государственном управлении. В частности он выделил три вида ответственности: 

      · Ответственность перед общественным мнением. Это означает, что правительство имеет возможность влиять на общественное мнение и должно находить компромисс с ведущими группами общества, воспитывать общественность, чтобы она осознавала мотивы, движущие правительственной деятельностью; 

      · Проведение продуманной государственной политики, основанной на всестороннем анализе проблем. Этот тип ответственности в английской политической культуре является основным. Правительство, осознавая правомерность и целесообразность своих действий в данный момент, может даже пойти на потерю популярности ради осуществления своего курса; 

      · Ответственность перед парламентом. Она выражается в ответственности каждого министра за деятельность правительства в целом и его ответственности за руководимую им государственную службу. 

      Ответственность членов правительства перед парламентом  выражается в ответственности каждого  министра за деятельность правительства  в целом и его ответственности  за руководимую им государственную  службу. Однако эффективность парламентского контроля за деятельностью правительства постоянно снижается: у «заднескамеечников» нет ни времени, ни достаточных знаний, чтобы вникать в сложные проблемы государственного управления. Что касается групп интересов, то они предпочитают проталкивать свои решения помимо парламента, поэтому многие государственные и военные проблемы содержатся в значительной степени в тайне Антонова Н.Б. Теория методология государственного управления. С.80. 

      Э. Берч весьма настороженно относится к тому, что характер принятия государственных решений модифицировался в результате реформ 1966-1975 гг. и допускает определенную степень взаимопроникновения между миром государственной политики, ее официальными представителями и университетами, предпринимателями и работающими по найму. Среди факторов, влияющих на принятие государственных решений, он отмечает позицию премьер-министра, «первого среди равных» в кабинете, деятельность членов кабинета, давление профсоюзов и организации промышленников, рядовых членов парламента и средств массовой информации, которые по традиции считаются выразителями общественного мнения. Известно, что в последние десятилетия ряд важных решений (например о вступления в ЕЭС) были приняты без предварительного обсуждения в ходе парламентских выборов, и инициативы их выдвижения принадлежит целиком правительству, стоящему у власти. 

      Э. Берч указал также на изменение понятия «первичной ответственности правительства» в современной Великобритании. В начале столетия под ней подразумевалась ответственность правительства перед Короной, которая воплощает единство и преемственность национальной жизни. Сегодня под ней понимают ответственность правительства перед народом. 

      В последние десятилетия в трудах ученых социологического направления  центральной стала проблема стабильности государственных институтов. Большинство английских политологов ищут причину их стабильности в политической культуре страны. Основой анализа служит понятие консенсуса как демократической процедуры. 

      По  мнению Дж.Баджа, степень консенсуса зависит от уровня политической культуры и активности. Выборные лица и государственные чиновники единодушны во мнении, что существующие государственные институты «чувствительны» к запросам рядовых граждан, что эти институты пользуются поддержкой последних, и что их сохранение важнее любых разногласий между политическими силами. 

      Политически пассивные лица, напротив, не видят  демократичности государственных  институтов и не считают, что они  пользуются общей поддержкой. Хотя апатичная масса и проявляет согласие относительно ценности наиболее общих демократических норм в государстве, но степень консенсуса резко снижается, когда речь заходит об их реальном применении Алексеева Т.А. Современные политические теории С.43. 

      Однако  наличие прямой зависимости между степенью консенсуса по проблемам стабильности государственных институтов и уровнем политической культуры и активности вызывают сомнения. Тот же И.Бадж, исследуя вместе с Дж. Брэндом, М. Марго-лисом и Э. Смитом политические круги Глазго, обнаружил, что у членов городского совета «продемократические симпатии» были гораздо слабее, чем у партийных функционеров Василенко И. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия С.60. 

      Интересные  размышления о влиянии культурных факторов на формы лидерства в государственных структурах Великобритании можно найти в работе Д. Кэвэнея. Автор полагает, что формы лидерства, которые возникли в стране, не соотносимы с понятием харизматического лидерства, выдвинутого М. Вебером. Реализация личных способностей лидера в Великобритании целиком зависит от традиционных институтов, вне которых путь «наверх» в британской политической системе невозможен. Так, премьер-министр в глазах избирателей обладает авторитетом не столько из-за своего поста или человеческих достоинств, сколько благодаря своей принадлежности к одной из традиционных партий. Руководителем страны может стать только тот, кто прошел весь курс политической социализации: от рядового члена парламента до лидера фракции. Это предполагает подчинение традиционным правилам игры Василенко И. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия С.61. Только в период мировых войн пост премьера мог занять аутсайдер: новатор, обладающий незаурядными личными качествами (Черчилль). 

Информация о работе Европейские школы государственного управления