Европейская экономическая интеграция и перспективы Республики Беларусь на европейском общем рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Мы живем в динамичном мире. Меняется соотношение сил в мировом хозяйстве: лидерству США уверенно бросают вызов объединяющаяся Европа и вырастающий в великую экономическую державу Китай.
Наше время – это время усиливающейся взаимозависимости и взаимодействия национальных хозяйств, время бурного развития международных экономических отношений (МЭО). Из года в год темпы роста международной торговли превышают темпы роста производства, набирает силу интеграционная волна. Мировое хозяйство превращается в совокупность мощных интеграционных систем, взаимодействующих друг сдругом.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………........3
1. Теоретические аспекты западноевропейской интеграции……….....................5
1.1. Экономическая интеграция: понятие, предпосылки и цели…..........5
1.2. Этапы эволюции интеграционных процессов...................................10
1.3. Особенности развития западноевропейской интеграции………......13
1.4. ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение……........15
2.Практические достижения западноевропейской интеграции…......................19
2.1. Анализ уровня безработицы в странах-членах ЕС …..………......19
2.2. Анализ уровня инфляции в странах-членах ЕС………...................22
2.3. РБ: выбор стратегического направления интеграции………..........26
3. Беларусь и расширяющееся ЕС: стратегия сотрудничества…............29
3.1. Этапы развития сотрудничества ЕС и Беларуси……………….......29
3.2. Программы сотрудничества ЕС и Беларуси…………………..........30
3.3. Проблемы интеграции РБ и ЕС……………………………...............33
Заключение…………………………………………………………………….................36
Список использованных источников …………………………………...........38

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 237.03 Кб (Скачать)

     3. Беларусь и расширяющееся  ЕС: стратегия сотрудничества

     3.1.Этапы развития сотрудничества ЕС и Беларуси

     В истории взаимоотношений Республики Беларусь и Европейского союза отчетливо  выделяются два этапа: первый - 1992-1996 гг., второй - с 1997 г. по настоящее время. Главным содержанием первого  этапа, продолжавшегося с января 1992 по ноябрь 1996 г., стали поиск и  развитие взаимовыгодных форм и направлений  сотрудничества, формирование правовых основ взаимодействия Беларуси и  ЕС. В марте 1995 г. между Беларусью  и Европейскими сообществами и их членами было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, в марте 1996 г. - Временное соглашение о торговле и вопросах, связанных  с торговлей. По линии программы  ТАСИС в Беларуси финансировался целый ряд проектов на общую сумму  около 100 млн долларов. Успешно развивалась  программа ТЕМПУС.

     Второй  этап, начавшийся в ноябре 1996 г. и  продолжающийся до настоящего времени, характеризуется охлаждением связей, свертыванием политических контактов. Главной причиной ухудшения отношений  стало проведение в Беларуси в 1996 г. референдума по внесению изменений  и дополнений в Конституцию 1994 г, а так же президентские выборы 2010 года. В октябре 1996 г. аккредитованные в Минске послы Франции, ФРГ, Великобритании и Италии направили в МИД Беларуси заявление, в котором от имени ЕС выразили озабоченность угрозой нарушения Конституции и отметили, что шансы Республики Беларусь играть активную роль в Европе и углублять сотрудничество с ЕС находятся под угрозой. Различия сторон по вопросу легитимности решений референдума привели к тому, что в европейской политике был поставлен так называемый "белорусский вопрос". 15 сентября 1997 г. ситуация в Республике Беларусь была рассмотрена на специальном заседании Совета министров иностранных дел ЕС. Итогом совещания стало сведение к минимуму контактов с Беларусью. В Заявлении о взаимоотношениях с Беларусью отмечалось, что страны - члены ЕС будут высказываться против членства Беларуси в Совете Европы, не будут заключать с ней ни временного соглашения, ни соглашения о партнерстве и сотрудничестве и намерены осуществлять двусторонние отношения исключительно через руководство ЕС. Европейский союз решил также приостановить реализацию программ технического содействия Республике Беларусь (ТАСИС, ТЕМПУС), за исключением гуманитарных или региональных проектов, поддерживающих процесс демократизации. В результате принятой резолюции политический диалог на высшем уровне между Беларусью и государствами - членами ЕС был приостановлен. Таким образом, вопреки объективным условиям для расширения сотрудничества Беларуси с объединенной Европой на первый план выдвинулся субъективный фактор, влияние которого свело к минимуму достижения предыдущих лет.

     3.2.Перспективы  РБ на европейском  рынке

     Европейский Союз -- второй после Российской Федерации важнейший торговый партнер Республики Беларусь. Торгово-экономические отношения между Республикой Беларусь и ЕС характеризуются высокой динамичностью и в течение последних нескольких лет вышли на качественно новый для РБ уровень.

     Европейский Союз является крупнейшим донором технической  помощи РБ, оказываемой через Программу  технического содействия странам СНГ (ТАСИС). За годы действия ТАСИС в  Беларуси реализовано 320 проектов на сумму около 204 млн. евро, или более 40 процентов от всей иностранной технической помощи (около 510 млн. евро), поступившей в нашу страну с 1991 года. В стадии реализации находятся 9 проектов на сумму более 26 млн. евро.

     В 2001–2007 гг. европейские структуры  и отдельные государства-члены  ЕС отказывались признавать белорусские  политические реалии де-юре и демонстративно поддерживали белорусскую оппозицию. В 2004–2006 гг. оппозиционных деятелей принимали в странах ЕС на самом  высоком уровне, в то время как  контакты с официальным Минском  оставались крайне ограниченными. Лишь изредка страны ЕС посещали руководители белорусского правительства, но при  этом европейцы стремились исключить  возможность трактовки подобных визитов как элемент диалога  на уровне Евросоюза. В 2002, 2004 и 2006 гг. Европейский  Союз вводил прямые ограничения на въезд белорусских руководителей  и других лиц, причастных к ограничениям демократических свобод и нарушениям прав человека в Беларуси. Также  европейские структуры отказывались направлять наблюдателей на белорусские  парламентские выборы 2000 и 2004 гг., президентские  выборы 2001 и 2006 гг. и воздерживались от активного диалога с Национальным собранием Республики Беларусь. В 2004 г. Беларусь не была подключена к Европейской  политике соседства.

     Поначалу  сложные политические отношения  между Беларусью и ЕС не препятствовали развитию сотрудничества в области  экономики. Более того, объем торговли между Беларусью и Евросоюзом в 2001–2007 гг. существенно превышал показатели 1990-х гг., увеличившись с 2 млрд. долл. США в 2000 г. до 16,9 млрд. в 2007 г. [24] 
Значимость Европейского Союза для Беларуси возросла после приема в ЕС в мае 2004 г. Польши, Литвы и Латвии. С этого момента Республика Беларусь и Евросоюз обрели общую границу, обустройство которой также частично осуществлялось за счет средств ЕС.

     Впрочем, немаловажную роль в развитии экономического взаимодействия Беларуси с Евросоюзом играл российский фактор. Выгодное транзитное положение, отсутствие жесткой  границы между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, облегченный  режим доступа белорусской стороны  к российским ресурсам, в первую очередь, к нефти и природному газу в условиях продекларированного  в 1996 г. курса на сближение Беларуси и России повышали привлекательность  Беларуси в глазах европейцев. Продукция, произведенная из российской нефти  на белорусских предприятиях, пользовалась спросом на рынках стран ЕС и в  условиях роста мировых цен на нефть приносила белорусской  казне значительный доход. Благодаря  поставкам сырой нефти и нефтепродуктам белорусская сторона получила в  торговле с ЕС положительное сальдо. В 2007 г. объем белорусского экспорта в Евросоюз (в стоимостном исчислении) превышал объем белорусского экспорта в Россию (10,6 млрд. долл. США против 8,8 млрд.) [25].

     В 2007 г. ведущие позиции белорусского экспорта в ЕС составляли нефтепродукты (29,2% общего объема экспорта), сырая  нефть (2%), калийные удобрения (0,9%), полуфабрикаты  из железа и нелегированной стали (0,8%), нефтяные газы (0,8%), прутки из железа или  нелегированной стали (0,6%), тракторы и  седельные тягачи (0,5%). В импорте  Беларуси из стран ЕС преобладали  легковые автомобили (0,9% общего объема импорта), лекарственные средства (0,6%), машины и механизмы для сельского  хозяйства (0,5%), тракторы и седельные  тягачи (0,4%), продукты для кормления животных (0,4%) [27].

     Некоторые проблемы в развитии торгово-экономических  отношений возникли в 2007 г., когда  Республика Беларусь была исключена  из Общей системы преференций  ЕС. Однако существенного ущерба для  белорусской торговли европейские  санкции не нанесли. В 2008 г. объем  торговли Беларуси с ЕС составил 22,9 млн. долл. США [5]. Структура белорусского экспорта существенных изменений не претерпела: лидирующие позиции в  экспортных поставках продолжали занимать нефтепродукты (28,4% общего объема импорта) и сырая нефть (2,8%). Несколько возросли поставки калийных удобрений (1,6%), зато поставки тракторов и седельных  тягачей были сведены к нулю. Из ЕС Беларусь продолжала ввозить преимущественно  легковые автомобили (1,4% общего объема импорта) и лекарственные средства (0,6%) [28].

     3.3 Проблемы интеграции РБ и ЕС

     Отношения между Беларусью и Евросоюзом в разные периоды складывались по-разному. На сегодняшний день имеется ряд причин невозможности или сложности интеграции Республики Беларусь и ЕС. Одна из проблем заключается в том, что Россия, которая ностальгирует по великой империи, старается не допустить, чтобы постсоветские страны вели самостоятельную политику. Поворот в белорусской политике начался тогда, когда Россия отказалась предоставлять Беларуси энергоресурсы по своим внутренним ценам, но вопрос заключается в том, чего желает Беларусь – сохранения прежней системы административного управления экономикой, старой системы управления государством, либо трансформации с целью восстановления правового государства, присоединения к европейским и общечеловеческим ценностям.

     На  мой взгляд, самыми весомыми проблемами интеграции являются не  столь экономически как политические проблемы.  Охлаждение отношений Республики Беларусь и ЕС во многом зависит от ряда политических факторов и некоторых условий Европы для полноценного сотрудничества.

     Эскалация напряженности в отношениях Беларуси с ЕС может привести к снижению инвестиционной активности европейцев на белорусском направлении. Менее  вероятным представляется ограничение  торговых контактов, хотя в нынешних условиях полностью исключать такого варианта нельзя (поставки из Беларуси составляют менее 1% импорта ЕС).

     Осложнение  отношений с ЕС объективно ослабляет  западный вектор белорусской внешней  политики и сужает возможности белорусского руководства лавировать между ЕС и Россией по аналогии с прежними временами. Однако из этого не стоит  делать заключение об автоматическом возрастании в Беларуси российского  влияния. Большая часть белорусского населения в настоящее время  проявляет склонность к сохранению суверенного статуса белорусского государства. Следует учитывать  и то, что на протяжении многих веков  существенное влияние на развитие Беларуси оказывала западнохристианская  цивилизация и искоренить это  влияние не смогли ни царская, ни советская  Россия. В нынешних условиях это  влияние возросло в силу ряда факторов (расширение потока информации о ЕС в Беларуси, активизация перемещения  белорусского населения в европейские  страны и т.п.). Трудности в развитии Европейского Союза сдерживают процесс  втягивания белорусского государства  в орбиту европейского влияния. К  примеру, сейчас отсутствует реальная перспектива идея достижения членства Беларуси в Евросоюзе (впрочем, и  в прежние годы к достижению этой цели не стремились ни белорусские  руководители, ни европейские структуры). Однако подавляющая часть белорусского населения не испытывает чувства враждебности к государствам ЕС и остается равнодушной к антизападной риторике официального Минска. Более того, для значительной части белорусского общества (в особенности, молодежи) вариант вхождения в состав «объединенной Европы» или, по меньшей мере, расширения контактов с ней, выглядит более привлекательным, чем вариант вхождения в состав реанимированной Российской империи, предлагаемый некоторыми российскими интеллектуалами. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
В данной работе на основе анализа международных экономических отношений на современном этапе, региональных процессов интеграции мировой экономики и деятельности основных субъектов интеграционных процессов сделана попытка определить пути включения Беларуси в мирохозяйственные связи.  
В первой главе была рассмотрена сущность интеграции как процесса, этапы и причины интеграции, условия при которых возможна интеграция. Так же в работе были рассмотрены причины интеграции, которых существует большое множество, потому что каждая из участвующих в интеграционном процессесторон имеет свои собственные интересы и пытается решить свои собственныепроблемы. Были охарактеризованы основные европейские интеграционные объединения. Приэтом большое внимание было уделено ЕС, так как в настоящее время этоинтеграционное объединение занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле.  
Во второй главе проанализированы основные показатели развития западноевропейской интеграции.  
В третьей главе были определены перспективы и проблемыразвития европейской интеграции в целом, а также ее достижения.  
Перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения иуспехи традиционной Европы, с другой – консервирующих неэффективную всовременных условиях экономическую структуру. В частности, поддержаниедействующей системы социальных гарантий требует значительных государственныхрасходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровнеи тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны среформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношениигоссобственности и регулирования рынков.  
Достижением западноевропейской интеграции является рост такого надёжного показателя, как индекс деловогодоверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности политическогоруководства ведущих европейских стран добиться определённого прогресса впроведении структурных реформ;растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, впервую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышениевнутреннего спроса и оживление инвестиционной активности; представленные в Европейскую комиссию «программы стабильности»свидетельствуют о намерении финансовых властей большинства странпроводить нейтральную бюджетную политику, не препятствующую экономическомуросту.  
Однако существуют и определенные проблемы развития западноевропейской интеграции, такие как проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не тольковследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влиянияпрофсоюзов на политику в отношении заработной платы;проблемы реформирования системы социального обеспечения;проблемы государственного долга; проблемы, связанные с введением евро в наличное обращение;большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС.  
Даже при простом анализе экономической ситуации в Европе становится ясно, чтодалеко не скоро произойдёт полное объединение европейских стран.Тем не менее, есть основанияполагать, что возникший экономический и валютный союз ускорит экономическую интеграцию Европы и за пределами валютного измерения, стимулируя в дальнейшемэкономическую, политическую, правовую и социальную интеграцию.  

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
 
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. – 320с.  
2. Акопова Е. С., Воронкова О. Н., Гаврилко Н. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 416с.  
3. Байков П. В. Республика Беларусь на европейской арене/ «Вестник Белорусского национального технического университета». 2008. - №1. – 83-88с.  
4. Баранец Г. К. Программа трансграничного сотрудничества Евросоюза/ «Наука и инновации». 2009. - №3. – 67-70с.  
5. Белорусская деловая газета [электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: bdginfo@gmail.com – Дата доступа: 15.12.2010.  
6. Все банки Беларуси [электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: select.by – Дата доступа: 23.12.2010.  
7. Гаврилова Т. В. Международная экономика. Учебное пособие. – М.: Издательство «ПРИОР», Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1999. – 136с.  
8. Евробюллетень. 2009. - №1.  
9. Евробюллетень. 2009. - №3.  
10. Е-news [электронный ресурс]. – 2010. Режим доступа: http://www.e-news.com.ua/ - Дата доступа: 12.12.2010.  
11. Eurostat [электронный ресурс]. - 2011. – Режим доступа: www.eurostat.com – Дата доступа: 15.01.2011.  
12. Индекс инфляции//Информационный банковский портал[электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: www.uabanker.net. – Дата доступа: 15.01.2011.  
13. Информацион¬ная лента БелаПАН «Беларусь-ЕС» [электронный ресурс]. -2011. – Режим доступа: www.belapan.com – Дата доступа: 15.01.2011.  
14. Международные экономические отношения: учебник для вузов/ В. Е. Рыбалкин [и др.]; под ред. проф. В. Е. Рыбалкина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 605с.  
15. Мировая экономика: Учебное пособие/ C. П. Гурко [и др.]; Под ред. А. К. Корольчук, С. П. Гурко. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. – 240с.  
16. Новости НИСЭПИ. 2009. - №2.  
17. Официальный сайт Европейского союза [электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://europa.eu.int – Дата доступа: 11.01.2011.  
18. Пузакова Е. П. Международные экономические отношения: учебное пособие./ Пузакова Е. П. – Ростов на Дону, 2000 – 352с.  
 
19. РБК. Рейтинг [электронный ресурс]. – 2010.- Режим доступа: webmaster@rating.rbc.ru. – Дата доступа: 19.12.2010.  
20. Улахович В. А. Беларусь и Европейский союз/ «Беларуская думка». 2008. - №10. – 139-148с  
21. Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси [электронный ресурс]. - 2011. – Режим доступа: http://www.unfpa.org/. - Дата доступа: 14.01.2011.  
22. Черченко, Н. В. Международная экономика: курс лекций / Н. В. Черченко, Н. И. Суханов, А. Н. Леонович; под общ.ред. Н. В. Черченко. – Мн.: РИВШ, 2006. – 124с.  
23. Экономика и общество Беларуси: диспропорции и перспективы развития/ Национальный отчет о человеческом развитии 2007-2008. - Минск «Альтиора-Живые краски», 2009. – 98с.

Информация о работе Европейская экономическая интеграция и перспективы Республики Беларусь на европейском общем рынке