Европейская экономическая интеграция и перспективы Республики Беларусь на европейском общем рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Мы живем в динамичном мире. Меняется соотношение сил в мировом хозяйстве: лидерству США уверенно бросают вызов объединяющаяся Европа и вырастающий в великую экономическую державу Китай.
Наше время – это время усиливающейся взаимозависимости и взаимодействия национальных хозяйств, время бурного развития международных экономических отношений (МЭО). Из года в год темпы роста международной торговли превышают темпы роста производства, набирает силу интеграционная волна. Мировое хозяйство превращается в совокупность мощных интеграционных систем, взаимодействующих друг сдругом.

Содержание

Введение…………………………………………….……………………........3
1. Теоретические аспекты западноевропейской интеграции……….....................5
1.1. Экономическая интеграция: понятие, предпосылки и цели…..........5
1.2. Этапы эволюции интеграционных процессов...................................10
1.3. Особенности развития западноевропейской интеграции………......13
1.4. ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение……........15
2.Практические достижения западноевропейской интеграции…......................19
2.1. Анализ уровня безработицы в странах-членах ЕС …..………......19
2.2. Анализ уровня инфляции в странах-членах ЕС………...................22
2.3. РБ: выбор стратегического направления интеграции………..........26
3. Беларусь и расширяющееся ЕС: стратегия сотрудничества…............29
3.1. Этапы развития сотрудничества ЕС и Беларуси……………….......29
3.2. Программы сотрудничества ЕС и Беларуси…………………..........30
3.3. Проблемы интеграции РБ и ЕС……………………………...............33
Заключение…………………………………………………………………….................36
Список использованных источников …………………………………...........38

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая.docx

— 237.03 Кб (Скачать)

Учреждение  образования Федерации профсоюзов Беларуси

Международный университет «МИТСО» 
 
 

Кафедра «Мировая экономика и финансы» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по  дисциплине «Мировая экономика»

на тему «Европейская экономическая интеграция и перспективы Республики Беларусь на европейском общем рынке» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент 3 курса

Ф-та МЭО и  М, гр. 915                 

СтефановичЛ.В. 
 

Проверил:

Ст. спреподаватель

мировой экономики и финансов

Камоцкая Н.И. 
 
 
 
 
 

Минск  - 2011

СОДЕРЖАНИЕ  
Введение…………………………………………….……………………........3 
1. Теоретические аспекты западноевропейской интеграции……….....................5  
1.1. Экономическая интеграция: понятие, предпосылки и цели…..........5  
1.2. Этапы эволюции интеграционных процессов...................................10  
1.3. Особенности развития западноевропейской интеграции………......13  
1.4. ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение……........15  
 
2.Практические достижения западноевропейской интеграции…......................19  
2.1. Анализ уровня безработицы в странах-членах ЕС …..………......19  
2.2. Анализ уровня инфляции в странах-членах ЕС………...................22  
2.3. РБ: выбор стратегического направления интеграции………..........26  
 
3. Беларусь и расширяющееся ЕС: стратегия сотрудничества…............29  
3.1. Этапы развития сотрудничества ЕС и Беларуси……………….......29  
3.2. Программы сотрудничества ЕС и Беларуси…………………..........30  
3.3. Проблемы интеграции РБ и ЕС……………………………...............33  
 
Заключение…………………………………………………………………….................36  
Список использованных источников …………………………………...........38 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  
Мы живем в динамичном мире. Меняется соотношение сил в мировом хозяйстве: лидерству США уверенно бросают вызов объединяющаяся Европа и вырастающий в великую экономическую державу Китай.  
Наше время – это время усиливающейся взаимозависимости и взаимодействия национальных хозяйств, время бурного развития международных экономических отношений (МЭО). Из года в год темпы роста международной торговли превышают темпы роста производства, набирает силу интеграционная волна. Мировое хозяйство превращается в совокупность мощных интеграционных систем, взаимодействующих друг сдругом.  
Современное мировое хозяйство - это не только совокупность взаимопереплетения национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя нацио¬нальные хозяйства нескольких государств и отличаю¬щиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики. Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее время в мире действует более 95 региональных торговых экономических соглашений и договоренностей, в рамках которых осуществляется более 70% мировой торговли.  
В настоящей работе рассмотрен актуальный в настоящее время процесс развития современных экономических отношений – интеграция мировой экономики. Показаны условия, причины и направления ее развития. Кроме того проанализирована роль основных субъектов интеграционных процессов, происходящих в мировой экономике, а также определены роль и место Беларуси в этих процессах. Цель данной работы – сделать обобщение по изученной экономической литературе по исследуемой проблеме, осуществить анализ фактических данных, отражающих динамику западноевропейской интеграции и, наконец, сформулировать выводы и предложения по рассматриваемому вопросу, исходя из собственного видения изучаемого экономического процесса.  
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:  
- Определить сущность, понятие и цели экономической интеграции;  
- Проанализировать динамику основных показателей экономического развития с ЕС;  
- Дать характеристику нынешней позиции Беларуси в интеграционных процессах.  
В первой главе работы излагаются теоретические вопросы, связанные с особенностями развития западноевропейской интеграции, даются основные определения интеграции, приводятся предпосылки ее возникновения, описываются ее цели.  
Во второй главе работы проводится анализ основных показателей   
В третьей главе работы изложены перспективы развития и стратегия сотрудничества Республики Беларусь и ЕС, проблемы и пути становления Беларуси на мировом рынке, этапы развития сотрудничества ЕС и Беларуси, совместные программы сотрудничества ЕС и Беларуси.  
При написании работы был сделан обзор экономической литературы, научно-практической периодики, электронных ресурсов, анализ нормативно-правовых документов, статистических сборников.  
 
 

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ  

     1.1 Экономическая интеграция: понятие, предпосылки  и цели  

     Со  второй половины XX в. вследствие быстрого экономического развития ведущих индустриальных стран и усовершенствования средств международного транспорта и коммуникаций произошло бурное развитие международной торговли. Закономерным результатом развития международной торговли и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция — она является особым этапом интернационализации хозяйственной жизни.  
Современная теория дает различные определения интеграции как экономическому явлению, объединяющему экономику стран-участниц.  
В самом общем виде экономическая интеграция—это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударствен¬ными органами[2,с.379].  
Процесс интеграцииприводит, прежде всего, к созданию постоянных структурных связей между имеющимися на территории данных стран предприятиями, их группами, отраслями и сферами народного хозяйства, регионами таким образом, в результате они образуют внутренне соединенный хозяйственный организм[15,с.135].  
Наиболее точное определение имеет следующую интерпретацию: экономическая интеграция — это естественноисторический процесс, вытекающий из потребностей МРТ, охватывающий с той или иной степенью интенсивности, в тех или иных формах определенные страны и группы стран; это процесс сближения национальных экономик через создание единого экономического пространства для свободного перемещения товаров, услуг, капитала, рабочей силы через национальные границы[22,с.177].  
Тенденция к экономической интеграции — одно из характерных явлений в современной международной жизни, возникновение и развитие которого предвидели выдающиеся мыслители прошлого.  
Например, А. Предаль и X. Юргенсен определяют интеграцию как «при-способление и переплетение частей в более высокое целое», как «объединение нескольких государственных пространств в одну экономическую область с отношениями, подобными тем, которые имеются на внутреннем рынке». Их философско-экономическая трактовка интеграции носит несколько однобокий характер.  
Я. Тинберген, к примеру, подразумевал под интеграцией «устранение ис-кусственных преградэкономической деятельности ицеленаправленное внедрение элементов согласованной или единой экономической политики».  
Особымивзглядами на интеграцию выделяется учение Б. Балаша. Согласно Б. Балашу, интеграция — это выравнивание условий для экономической деятельности субъектов рынка вне зависимости от того, резидентамикакого из двух или более государств, объединенных в интеграционнуюгруппировку[22,с.180].  
Ныне возникла необходимость переоценки некоторых прежних подходов и определений.На сегодняшнее время наиболее удачным определением международной экономической интеграцииявляется следующее — этообъективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития. В его основе лежат экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и международное разделение труда.Экономическую интеграцию нельзя понимать только как стихийный рыночный, или только как сознательно регулируемый процесс. Это диалектическое единство, представляющее обе стороны-объективную и субъективную - одного и тогожеявления[14,с.304].  
Несмотря на множественность и разнообразие пере¬численных определений категории «интеграция», ни одно из них не является исчерпывающим. Это связано со сложностью и спецификой интеграционных процессов, в той или иной степени затрагивающих все стороны общественной жизни. Несмотря на это, достаточно четко можно выделить следующие наиболее важные экономические характеристики интеграции:  
• межгосударственное регулирование экономических процессов;  
• постепенное формирование вместо более или менее независимых друг от друга национальных народнохозяйственных комплексов регионального интерна-ционального хозяйственного комплекса с общей структурой воспроизводства и органами управления;  
• сближение внутренних экономических условий в государствах — участниках интеграционных объединений и выравнивание уровней их экономического развития;  
• расширение пространственных возможностей межгосударственного передвижения товаров, рабочей силы и капиталов в пределах региона и устранение многообразных административных и экономических барьеров[21,с.182].  
Важным моментом в процессе становления и развития интеграции является учет еепредпосылок, а именно:  
• Близость уровней экономического развитияи степени ры¬ночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключени¬ем межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития.  
• Географическая близостьинтегрирующихся стран, нали¬чие в большинстве случаев общей границы и исторически сло¬жившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном языке.  
• Общность экономических и иных проблем,стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования эко¬номики, политического сотрудничества и т.д.  
• Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями.  
• «Эффект домино». После того как большинство стран того или иного региона стали членами интеграционного объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно ис¬пытывают некоторые трудности, связанные с переориентацией экономических связей стран, входящих в группировку. Некоторые из них, даже не имея существенного первичного интереса в ин-теграции, высказывают заинтересованность в подключении к ин-теграционным процессам просто из-за опасения остаться за ее пределами[20,с.46-47].  
В целом, опираясь на указанные предпосылки, страны образуют интеграционные объединения, которые, несмотря на многочисленность в современной мировой экономике и разные уровни развития, преследуют примерно одинаковые цели. Основными целями интеграции могут быть следующие:  
- использование преимуществ экономики масштаба на  
базе расширенияразмеров рынка, сокращения транзакционных издержек, прилива прямых иностранных инвестиций. Подобные цели особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки;  
- создание благоприятной внешнеполитической среды-путем укрепления взаимопонимания и сотрудничества стран-участниц в политической, военной, социальной и других неэкономических областях. Особенно характерно для стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока;  
- решение задач торговой политикипутем усиления переговорных позицийучаствующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО. Кроме того, региональные объединения позволяют создать более стабильную основу для взаимной торговли, о чем уже говорилось ранее. По-добные мотивы присутствуют в интеграционных объединениях Северной и Латинской Америки и Юго-Восточной Азии;  
- содействие структурной перестройке экономикиза счет использования рыночного опыта, капиталов, технологий более развитых участников группировки. Наиболее полно эти цели интеграции проявляются в рамках ЕС;  
- поддержка развития отраслей национальной промыш-ленностивследствие возникновения более широкого регионального рынка. Эта цель была ведущей для интеграционных объединений стран Латинской Америки и Африки, расположенных к югу от Сахары.  
Таким образом, вполне очевидно, что в процессе интеграции отдельные группы стран создают друг другу более благоприятные условия во внутрирегиональной торговле и миграции факоров производства и тем самым стимулируют развитие международных экономических отношений в рамках объединений. Вместе с тем, региональная экономическая интеграция (особенно в ранних своих формах) оказывает сдерживающее влияние на развитие глобальных международных экономических отношений, так как предполагает установление менее благоприятных условии внешнеэкономических связей с третьими странами [18, с. 254-255].  
Проанализируя предыдущие цели следует выделить главную цель интеграции — сближение национальных экономик и обеспечение эффективного совместного решения экономических проблем. При этом разнообразие национальных особенностей стран порождает и разнообразие экономических объединений государств. Эти объединения отличаются друг от друга по числу участников, совокупному экономическому и человеческому потенциалу, конкретной программе действий, инструментам экономической политики, полномочиям межгосударственных органов и др. [22, с. 187].  

     1.2 Этапы эволюции  интеграционных процессов  

     Исторически интеграция эволюционирует, последовательно проходя оп-ределенные этапы, каждый из которых свидетельствует об определенной степени ее зрелости.  
На первом этапе, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения.Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение нацио-нальных таможенных тарифов каждой из стран, рассматриваются как подготовительный этап интеграционного процесса. Какие-либо межгосударственные органы управления преференциальными соглашениями не создаются.  
На втором этапе интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли,предусматривающей не просто снижение, а постепенную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным сек-ретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него. Основные параметры развития периодически согласовываются на совещаниях руководителей соответствующих ведомств.  
Третий этапинтеграции связан с образованием таможенного союза (ТС), который предполагает согласованную отмену национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматриваетвнутри интеграционной группировки беспошлинную свободную торговлю товарами и услугами внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания более развитой системы межго-сударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.  
Когда интеграционный процесс достигает четвертого этапа — общего рынка (ОР) — интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосудар¬ственного передвижения факторов производства требует в организационном плане значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Для координации деятельности в рамках ЕС функционирует Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и постоянно действующий Секретариат ЕС.  
Пятый, высший этап интеграции, знаменуетсясозданием экономическогосоюза(ЭС), в котором наряду с общим таможенным тарифом и свободой движений товаров и факторов производства координируется макроэкономическая политика и унификацируются законодательства в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной. Возникает потребность в органах, наделенных способностью не только координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать опера-тивные решения от лица группировки в целом. Правительства делегируют часть своих полномочий в пользу надгосударственных органов, которые наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС — это Комиссия ЕС.  
Возможно существование и шестого этапаинтеграции — по-литическогосоюза (ПС), который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфеде¬рации и потерю суверенности отдельными государствами. Одна¬ко ни одна интеграционная группировка не только не достигла та¬кого уровня развития, но и не ставит пока перед собой подобных задач.  
Классификация основных действующих интеграционных объеди¬нений по конечным целям показывает, что в современной международной экономике существуют интеграционные группировки, находящиеся на каждой из стадий развития интеграционного процесса [20, с. 49-51].  
 

     1.3 Особенности развития  западноевропейской  интеграции 

     Западноевропейская  интеграция представляет собой наиболее развитую организационную форму  интеграционного типа, которая прошла последовательно все основные этапы процесса взаимодействия. В идеале — это хозяйство одного государства.  
Первые проекты объединения Европы относятся к XIII—XV вв. и принадлежат французскому королевскому прокурору П. дюБуа и чешскому королю Й. Подебраду. Подобные же проекты предлагали англичане У. Пени и Дж. Беллер, французы Ш. де Сен-Пьер и В. Гюго и многие другие. В XX веке в межвоенный период европеизм ассоциируется, прежде всего с именем австрийского графа Р. Куденхове-Калерги, автора книги «Пан-Европа», и министра иностранных дел Франции А. Бриана. В послевоенный период идеи европейского дома наиболее озвучены Ш. де Голлем и Л.Эргардом. Но попытки объединения Европы в то время не принесли успеха [22, с. 188].  
Идеологическая предпосылка западноевропейских стран основывалась на необходимости обеспечения международного экономического порядка, основанного на либерализации и сотрудничестве между странами.  
Интеграционные процессы в Европе после Второй мировой войны, обусловленные закономерностями экономического развития, были инициированы политическими решениями, принятыми на уровне руководства ведущих держав европейского континента. Важную роль сыграл «план Маршалла», в рамках которого Западная Европа получила значительную материальную помощь.  
Интеграционные процессы в Западной Европе основывались не только на усилении взаимозависимости национальных экономик, рынков. По мере углубления хозяйственных связей все более отчетливо проявлялась потребность во взаимной адаптации и сознательном совместном регулировании экономических процессов государствами и органами ЕЭС в масштабах всего формирующегося хозяйственного комплекса. Цель такого регулирования — устранение национальных перегородок на пути взаимных обменов и взаимодействия государств, обеспечение равных условий хозяйствующим субъектам этих стран, раскрепощение конкуренции, создание путем согласования и гармонизации внутренней и внешней макро-экономической политики единого хозяйственного пространства, направление стихийного рыночного процесса в русло, определяемое совместно выработанными экономическими и социальными приоритетами.  
Проведение в европейскую жизнь экономико-политических замыслов идеологов интеграции диктовало необходимость создания международных механизмов, которые организовывали бы, планировали, направляли и контролировали финансово-экономическое сотрудничество.  
Новый импульс европейскому строительству был дан после Мессинской конференции (июнь 1955 г.), на которой обсуждался меморандум Бенилюкс о европейской интеграции. Речь шла о создании единой Европы путем развития общих институтов, постепенного слияния национальных экономик, создания Общего рынка и успешного согласования социальной политики. 25 марта 1957 г. были подписаны Римские договоры, воплотившие в жизнь основные положения Мессинской конференции. Были учреждены Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основанное на таможенном союзе и общей политике, особенно в сельском хозяйстве, Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Вступившие в силу Римские договоры объединили ЕОУС, ЕЭС и Евратом [14, с. 333-335].  
После слияния в 1967 году органов этих трех самостоятельна организаций интеграционная группировка западноевропейских стран стала называться "Европейские сообщества". Наряду с официальным названием употреблялись иные наименования: европейское сообщество(ЕС)или простоСообщество. После вступления в силу Маастрихтских соглашений (1 ноября 1993 года) официальное название этой группировки - Европейский Союз [7, с. 64].  
Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только ЕС.В начале 60-х годов здесь была образована Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).21 октября 1991 г. между ЕС и ЕАСТ подписано соглашение о Европейском экономическом пространстве(ЕЭП). Договором о ЕЭП предусматривается свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы, сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единой правовой системы.  
Успешное развитие экономической интеграции встранах Западной Европы оказалось привлекательным для многих регионов мира[18, с. 258-259]. 

     1.4 ЕС как наиболее  развитое интеграционное  объединение 

     Попытки объединения Европы начались с 1950 г., когда председатель Совета министров  Франции Робер Шуман предложил создать Европейскую федерацию, которая базировалась бы на экономическом объединении. Далее были сделаны практические шаги для создания Европейского Сообщества — ЕС. К их числу относятся образование: Европейского объединения угля и стали (соответствующий договор вступил в силу в 1952 г.); Европейского экономического сообщества (договор вступил в силу в 1958 г.); Европейского объединения по атомной энергии, Евратом (договор вступил в силу в 1958 г.) [22,с. 188].  
ЕС (Европейский Союз) - региональная интеграционная группировка 15 стран Европы, в состав которой входят: Австрия, Бельгия, Дания, Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Франция, Швеция.  
Процесс развития ЕС можно условно разделить на 4 этапа:  
Первый этап(конец 50-х - середина 70-х годов) считается "золотым веком" в жизни Сообщества. Он ознаменовывалсядосрочным созданием Таможенного союза, сравнительноуспешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии. Также была создана комплексная управленческая структура — Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент. Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц.  
Второй этап (середина 70-х - середина 80-х годов) вошел в историю ЕС в основном как застойный период.Хотя в этот период странам-членам ЕС удалось принять про¬грамму европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, все же проявившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции, получившему название евросклероз.  
Третийэтап (вторая половина 80-х - начало 90-дов) — этап дальнейшего расширения состава Сообщества: в 1986 г. присоединение Испании и Португалии. Вместе с тем имен¬но этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА).В ЕЕА подтверждалась общая цель стран-участниц Сообщества: создание Европейского Союза — объединения, котороепредставляет собой политический альянс участников Сообщества. В начале 90-х годов страны — члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.  
Четвертый этап (середина 90-х годов - начало XXI).В соответствии с положением Единого европейского акта было введено свободное передвижениефакторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, означающее вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое сообщество трансформировалось с 1 января 1994 г. в Европейский Союз с числом стран-участниц, возросших до 15[1, с. 257-260].  
У Европейского Союза есть свой бюджет, размеры которого довольно внушительны и сопоставимы с бюджетами некоторых западноевропейских стран. Доходная часть бюджета складывается из собственных средств (ввозные пошлины, таможенные пошлины, отчисления от НДС и прочие средства) и взносов стран, входящих в ЕС (в размере 1,2—1,3 % от ВВП). Расходы распределяются на административно-хозяйственные нужды, на проведение политики - сельскохозяйственной, региональной, социальной, энергетической, промышленной, научно-технической, на компенсационные выплаты государствам-членам ЕС.  
Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее финансовое управление и контроль над расходами различного рода фондов и финансовых институтов ЕС.  
В рамкахЕвропейского Союза функционирует Европейская валют¬ная система (ЕВС) с коллективной валютой (ЭКЮ). С 1 января 1999 года коллективной денежной единицей является евро.  
Над экономическими структурами находится институциональ¬ная надстройка. Ее главными элементами являются:  
— Совет министров -законодательный орган;  
— Комиссия европейских сообществ (КЕС)- исполнительный орган;  
— Европарламент - контролирующий орган: осуществляет контроль задеятельностью комиссии и утверждает бюджет;  
— Европейский суд - высший судебный орган;  
— Европейский Совет, в состав которого входят главы правительств стран-членов;  
— Европейское политическое сотрудничество — комитет, в который входят министры иностранных дел и один член Комиссии.  
Развитиеинтеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характери-зующихся ее углублением, переходом от низших форм к высшим и увеличением числа участников[7,с.65].  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Европейская экономическая интеграция и перспективы Республики Беларусь на европейском общем рынке