Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:58, курсовая работа
Мы живем в динамичном мире. Меняется соотношение сил в мировом хозяйстве: лидерству США уверенно бросают вызов объединяющаяся Европа и вырастающий в великую экономическую державу Китай.
Наше время – это время усиливающейся взаимозависимости и взаимодействия национальных хозяйств, время бурного развития международных экономических отношений (МЭО). Из года в год темпы роста международной торговли превышают темпы роста производства, набирает силу интеграционная волна. Мировое хозяйство превращается в совокупность мощных интеграционных систем, взаимодействующих друг сдругом.
Введение…………………………………………….……………………........3
1. Теоретические аспекты западноевропейской интеграции……….....................5
1.1. Экономическая интеграция: понятие, предпосылки и цели…..........5
1.2. Этапы эволюции интеграционных процессов...................................10
1.3. Особенности развития западноевропейской интеграции………......13
1.4. ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение……........15
2.Практические достижения западноевропейской интеграции…......................19
2.1. Анализ уровня безработицы в странах-членах ЕС …..………......19
2.2. Анализ уровня инфляции в странах-членах ЕС………...................22
2.3. РБ: выбор стратегического направления интеграции………..........26
3. Беларусь и расширяющееся ЕС: стратегия сотрудничества…............29
3.1. Этапы развития сотрудничества ЕС и Беларуси……………….......29
3.2. Программы сотрудничества ЕС и Беларуси…………………..........30
3.3. Проблемы интеграции РБ и ЕС……………………………...............33
Заключение…………………………………………………………………….................36
Список использованных источников …………………………………...........38
Учреждение
образования Федерации
Международный
университет «МИТСО»
Кафедра «Мировая
экономика и финансы»
по дисциплине «Мировая экономика»
на тему «Европейская
экономическая интеграция и перспективы
Республики Беларусь на европейском общем
рынке»
Выполнил студент 3 курса
Ф-та МЭО и М, гр. 915
СтефановичЛ.В.
Проверил:
Ст. спреподаватель
мировой экономики и финансов
Камоцкая
Н.И.
Минск - 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………….…………
1. Теоретические аспекты западноевропейской
интеграции……….................
1.1. Экономическая интеграция: понятие,
предпосылки и цели…..........5
1.2. Этапы эволюции интеграционных процессов.....................
1.3. Особенности развития западноевропейской
интеграции………......13
1.4. ЕС как наиболее развитое интеграционное
объединение……........15
2.Практические достижения западноевропейской
интеграции…...................
2.1. Анализ уровня безработицы в странах-членах
ЕС …..………......19
2.2. Анализ уровня инфляции в странах-членах
ЕС………...................22
2.3. РБ: выбор стратегического направления
интеграции………..........26
3. Беларусь и расширяющееся ЕС: стратегия
сотрудничества…............29
3.1. Этапы развития сотрудничества ЕС и
Беларуси……………….......29
3.2. Программы сотрудничества ЕС и Беларуси…………………..........30
3.3. Проблемы интеграции РБ и ЕС……………………………...............
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников …………………………………...........38
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в динамичном мире. Меняется соотношение
сил в мировом хозяйстве: лидерству США
уверенно бросают вызов объединяющаяся
Европа и вырастающий в великую экономическую
державу Китай.
Наше время – это время усиливающейся
взаимозависимости и взаимодействия национальных
хозяйств, время бурного развития международных
экономических отношений (МЭО). Из года
в год темпы роста международной торговли
превышают темпы роста производства, набирает
силу интеграционная волна. Мировое хозяйство
превращается в совокупность мощных интеграционных
систем, взаимодействующих друг сдругом.
Современное мировое хозяйство - это не
только совокупность взаимопереплетения
национальных экономик. Другим его срезом
являются интеграционные комплексы, включающие
в себя нацио¬нальные хозяйства нескольких
государств и отличаю¬щиеся более развитым
взаимным разделением труда, сближением
и взаимоприспособлением экономических
механизмов, более тесным переплетением
капиталов, проведением согласованной
межгосударственной экономической политики.
Образование интеграционных группировок
получило особый размах в последние годы.
В настоящее время в мире действует более
95 региональных торговых экономических
соглашений и договоренностей, в рамках
которых осуществляется более 70% мировой
торговли.
В настоящей работе рассмотрен актуальный
в настоящее время процесс развития современных
экономических отношений – интеграция
мировой экономики. Показаны условия,
причины и направления ее развития. Кроме
того проанализирована роль основных
субъектов интеграционных процессов,
происходящих в мировой экономике, а также
определены роль и место Беларуси в этих
процессах. Цель данной работы – сделать
обобщение по изученной экономической
литературе по исследуемой проблеме, осуществить
анализ фактических данных, отражающих
динамику западноевропейской интеграции
и, наконец, сформулировать выводы и предложения
по рассматриваемому вопросу, исходя из
собственного видения изучаемого экономического
процесса.
Для достижения поставленной цели в работе
предполагается решить следующие задачи:
-
Определить сущность, понятие и цели экономической
интеграции;
-
Проанализировать динамику основных показателей
экономического развития с ЕС;
-
Дать характеристику нынешней позиции
Беларуси в интеграционных процессах.
В первой главе работы излагаются теоретические
вопросы, связанные с особенностями развития
западноевропейской интеграции, даются
основные определения интеграции, приводятся
предпосылки ее возникновения, описываются
ее цели.
Во второй главе работы проводится анализ
основных показателей
В третьей главе работы изложены перспективы
развития и стратегия сотрудничества
Республики Беларусь и ЕС, проблемы и пути
становления Беларуси на мировом рынке,
этапы развития сотрудничества ЕС и Беларуси,
совместные программы сотрудничества
ЕС и Беларуси.
При написании работы был сделан обзор
экономической литературы, научно-практической
периодики, электронных ресурсов, анализ
нормативно-правовых документов, статистических
сборников.
1.
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ
ИНТЕГРАЦИИ
1.1
Экономическая интеграция:
понятие, предпосылки
и цели
Со
второй половины XX в. вследствие быстрого
экономического развития ведущих индустриальных
стран и усовершенствования средств международного
транспорта и коммуникаций произошло
бурное развитие международной торговли.
Закономерным результатом развития международной
торговли и международного движения факторов
производства стала экономическая интеграция
— она является особым этапом интернационализации
хозяйственной жизни.
Современная теория дает различные определения
интеграции как экономическому явлению,
объединяющему экономику стран-участниц.
В самом общем виде экономическая интеграция—это
процесс экономического взаимодействия
стран, приводящий к сближению хозяйственных
механизмов, принимающий форму межгосударственных
соглашений и согласованно регулируемый
межгосударствен¬ными органами[2,с.379].
Процесс интеграцииприводит, прежде всего,
к созданию постоянных структурных связей
между имеющимися на территории данных
стран предприятиями, их группами, отраслями
и сферами народного хозяйства, регионами
таким образом, в результате они образуют
внутренне соединенный хозяйственный
организм[15,с.135].
Наиболее точное определение имеет следующую
интерпретацию: экономическая интеграция
— это естественноисторический процесс,
вытекающий из потребностей МРТ, охватывающий
с той или иной степенью интенсивности,
в тех или иных формах определенные страны
и группы стран; это процесс сближения
национальных экономик через создание
единого экономического пространства
для свободного перемещения товаров, услуг,
капитала, рабочей силы через национальные
границы[22,с.177].
Тенденция к экономической интеграции
— одно из характерных явлений в современной
международной жизни, возникновение и
развитие которого предвидели выдающиеся
мыслители прошлого.
Например, А. Предаль и X. Юргенсен определяют
интеграцию как «при-способление и переплетение
частей в более высокое целое», как «объединение
нескольких государственных пространств
в одну экономическую область с отношениями,
подобными тем, которые имеются на внутреннем
рынке». Их философско-экономическая трактовка
интеграции носит несколько однобокий
характер.
Я. Тинберген, к примеру, подразумевал
под интеграцией «устранение ис-кусственных
преградэкономической деятельности ицеленаправленное
внедрение элементов согласованной или
единой экономической политики».
Особымивзглядами на интеграцию выделяется
учение Б. Балаша. Согласно Б. Балашу, интеграция
— это выравнивание условий для экономической
деятельности субъектов рынка вне зависимости
от того, резидентамикакого из двух или
более государств, объединенных в интеграционнуюгруппировку[22,
Ныне возникла необходимость переоценки
некоторых прежних подходов и определений.На
сегодняшнее время наиболее удачным определением
международной экономической интеграцииявляется
следующее — этообъективный, осознанный
и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления
и сращивания национальных хозяйственных
систем, обладающих потенциалом саморегулирования
и саморазвития. В его основе лежат экономический
интерес самостоятельно хозяйствующих
субъектов и международное разделение
труда.Экономическую интеграцию нельзя
понимать только как стихийный рыночный,
или только как сознательно регулируемый
процесс. Это диалектическое единство,
представляющее обе стороны-объективную
и субъективную - одного и тогожеявления[14,с.304].
Несмотря на множественность и разнообразие
пере¬численных определений категории
«интеграция», ни одно из них не является
исчерпывающим. Это связано со сложностью
и спецификой интеграционных процессов,
в той или иной степени затрагивающих
все стороны общественной жизни. Несмотря
на это, достаточно четко можно выделить
следующие наиболее важные экономические
характеристики интеграции:
• межгосударственное регулирование
экономических процессов;
• постепенное формирование вместо более
или менее независимых друг от друга национальных
народнохозяйственных комплексов регионального
интерна-ционального хозяйственного комплекса
с общей структурой воспроизводства и
органами управления;
• сближение внутренних экономических
условий в государствах — участниках
интеграционных объединений и выравнивание
уровней их экономического развития;
• расширение пространственных возможностей
межгосударственного передвижения товаров,
рабочей силы и капиталов в пределах региона
и устранение многообразных административных
и экономических барьеров[21,с.182].
Важным моментом в процессе становления
и развития интеграции является учет еепредпосылок,
а именно:
• Близость уровней экономического развитияи
степени ры¬ночной зрелости интегрирующихся
стран. За редким исключени¬ем межгосударственная
интеграция развивается либо между индустриальными
странами, либо между развивающимися странами.
Даже в рамках индустриальных и в рамках
развивающихся стран интеграционные процессы
идут наиболее активно между государствами,
находящимися на примерно одинаковом
уровне экономического развития.
• Географическая близостьинтегрирующихся
стран, нали¬чие в большинстве случаев
общей границы и исторически сло¬жившихся
экономических связей. Большинство интеграционных
объединений мира начинались с нескольких
соседних стран, расположенных на одном
континенте, в непосредственной географической
близости друг от друга, имеющих транспортные
коммуникации и нередко говорящих на одном
языке.
• Общность экономических и иных проблем,стоящих
перед странами в области развития, финансирования,
регулирования эко¬номики, политического
сотрудничества и т.д.
• Демонстрационный эффект. В странах,
создавших интеграционные объединения,
обычно происходят положительные экономические
сдвиги (ускорение темпов экономического
роста, снижение инфляции, рост занятости
и т.д.), что оказывает определенное психологическое
воздействие на другие страны, которые,
конечно, следят за происходящими изменениями.
• «Эффект домино». После того как большинство
стран того или иного региона стали членами
интеграционного объединения, остальные
страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно
ис¬пытывают некоторые трудности, связанные
с переориентацией экономических связей
стран, входящих в группировку. Некоторые
из них, даже не имея существенного первичного
интереса в ин-теграции, высказывают заинтересованность
в подключении к ин-теграционным процессам
просто из-за опасения остаться за ее пределами[20,с.46-47].
В целом, опираясь на указанные предпосылки,
страны образуют интеграционные объединения,
которые, несмотря на многочисленность
в современной мировой экономике и разные
уровни развития, преследуют примерно
одинаковые цели. Основными целями интеграции
могут быть следующие:
- использование преимуществ экономики
масштаба на
базе расширенияразмеров рынка, сокращения
транзакционных издержек, прилива прямых
иностранных инвестиций. Подобные цели
особенно четко выражены у интеграционных
группировок Центральной Америки и Африки;
- создание благоприятной внешнеполитической
среды-путем укрепления взаимопонимания
и сотрудничества стран-участниц в политической,
военной, социальной и других неэкономических
областях. Особенно характерно для стран
Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока;
- решение задач торговой политикипутем
усиления переговорных позицийучаствующих
стран в рамках многосторонних переговоров
в ВТО. Кроме того, региональные объединения
позволяют создать более стабильную основу
для взаимной торговли, о чем уже говорилось
ранее. По-добные мотивы присутствуют
в интеграционных объединениях Северной
и Латинской Америки и Юго-Восточной Азии;
- содействие структурной перестройке
экономикиза счет использования рыночного
опыта, капиталов, технологий более развитых
участников группировки. Наиболее полно
эти цели интеграции проявляются в рамках
ЕС;
- поддержка развития отраслей национальной
промыш-ленностивследствие возникновения
более широкого регионального рынка. Эта
цель была ведущей для интеграционных
объединений стран Латинской Америки
и Африки, расположенных к югу от Сахары.
Таким образом, вполне очевидно, что в
процессе интеграции отдельные группы
стран создают друг другу более благоприятные
условия во внутрирегиональной торговле
и миграции факоров производства и тем
самым стимулируют развитие международных
экономических отношений в рамках объединений.
Вместе с тем, региональная экономическая
интеграция (особенно в ранних своих формах)
оказывает сдерживающее влияние на развитие
глобальных международных экономических
отношений, так как предполагает установление
менее благоприятных условии внешнеэкономических
связей с третьими странами [18, с. 254-255].
Проанализируя предыдущие цели следует
выделить главную цель интеграции — сближение
национальных экономик и обеспечение
эффективного совместного решения экономических
проблем. При этом разнообразие национальных
особенностей стран порождает и разнообразие
экономических объединений государств.
Эти объединения отличаются друг от друга
по числу участников, совокупному экономическому
и человеческому потенциалу, конкретной
программе действий, инструментам экономической
политики, полномочиям межгосударственных
органов и др. [22, с. 187].
1.2
Этапы эволюции
интеграционных процессов
Исторически
интеграция эволюционирует, последовательно
проходя оп-ределенные этапы, каждый из
которых свидетельствует об определенной
степени ее зрелости.
На первом этапе, когда страны еще только
делают первые шаги к взаимному сближению,
между ними заключаются преференциальные
торговые соглашения.Такие соглашения
могут подписываться либо на двусторонней
основе между отдельными государствами,
либо между уже существующей интеграционной
группировкой и отдельной страной или
группой стран. В соответствии с ними страны
предоставляют более благоприятный режим
друг другу, чем они предоставляют третьим
странам. Преференциальные соглашения,
предусматривающие сохранение нацио-нальных
таможенных тарифов каждой из стран, рассматриваются
как подготовительный этап интеграционного
процесса. Какие-либо межгосударственные
органы управления преференциальными
соглашениями не создаются.
На втором этапе интеграции страны переходят
к созданию зоны свободной торговли,предусматривающей
не просто снижение, а постепенную отмену
таможенных тарифов во взаимной торговле
при сохранении национальных таможенных
тарифов в отношениях с третьими странами.
В большинстве случаев условия зоны свободной
торговли распространяются на все товары,
кроме продуктов сельского хозяйства.
Зона свободной торговли может координироваться
небольшим межгосударственным сек-ретариатом,
расположенным в одной из стран-членов,
но зачастую обходится без него. Основные
параметры развития периодически согласовываются
на совещаниях руководителей соответствующих
ведомств.
Третий этапинтеграции связан с образованием
таможенного союза (ТС), который предполагает
согласованную отмену национальных таможенных
тарифов и введением общего таможенного
тарифа и единой системы нетарифного регулирования
торговли в отношении третьих стран. Таможенный
союз предусматриваетвнутри интеграционной
группировки беспошлинную свободную торговлю
товарами и услугами внутри региона. Обычно
таможенный союз требует создания более
развитой системы межго-сударственных
органов, координирующих проведение согласованной
внешнеторговой политики. Чаще всего они
принимают форму периодических совещаний
министров, руководящих соответствующими
ведомствами, которые в своей работе опираются
на постоянно действующий межгосударственный
секретариат.
Когда интеграционный процесс достигает
четвертого этапа — общего рынка (ОР) —
интегрирующиеся страны договариваются
о свободе движения не только товаров
и услуг, но и факторов производства —
капитала и рабочей силы. Свобода межгосудар¬ственного
передвижения факторов производства требует
в организационном плане значительно
более высокого уровня межгосударственной
координации экономической политики.
Для координации деятельности в рамках
ЕС функционирует Европейский Совет глав
государств и правительств, Совет министров
ЕС и постоянно действующий Секретариат
ЕС.
Пятый, высший этап интеграции, знаменуетсясозданием
экономическогосоюза(ЭС), в котором наряду
с общим таможенным тарифом и свободой
движений товаров и факторов производства
координируется макроэкономическая политика
и унификацируются законодательства в
ключевых областях - валютной, бюджетной,
денежной. Возникает потребность в органах,
наделенных способностью не только координировать
действия и наблюдать за экономическим
развитием, но и принимать опера-тивные
решения от лица группировки в целом. Правительства
делегируют часть своих полномочий в пользу
надгосударственных органов, которые
наделены правом принимать решения по
вопросам, касающимся организации, без
согласования с правительствами стран-членов.
В рамках ЕС — это Комиссия ЕС.
Возможно существование и шестого этапаинтеграции
— по-литическогосоюза (ПС), который предусматривал
бы передачу национальными правительствами
большей части своих функций в отношениях
с третьими странами надгосударственным
органам. Это фактически означало бы создание
международной конфеде¬рации и потерю
суверенности отдельными государствами.
Одна¬ко ни одна интеграционная группировка
не только не достигла та¬кого уровня
развития, но и не ставит пока перед собой
подобных задач.
Классификация основных действующих интеграционных
объеди¬нений по конечным целям показывает,
что в современной международной экономике
существуют интеграционные группировки,
находящиеся на каждой из стадий развития
интеграционного процесса [20, с. 49-51].
1.3 Особенности развития западноевропейской интеграции
Западноевропейская
интеграция представляет собой наиболее
развитую организационную форму
интеграционного типа, которая прошла
последовательно все основные этапы процесса
взаимодействия. В идеале — это хозяйство
одного государства.
Первые проекты объединения Европы относятся
к XIII—XV вв. и принадлежат французскому
королевскому прокурору П. дюБуа и чешскому
королю Й. Подебраду. Подобные же проекты
предлагали англичане У. Пени и Дж. Беллер,
французы Ш. де Сен-Пьер и В. Гюго и многие
другие. В XX веке в межвоенный период европеизм
ассоциируется, прежде всего с именем
австрийского графа Р. Куденхове-Калерги,
автора книги «Пан-Европа», и министра
иностранных дел Франции А. Бриана. В послевоенный
период идеи европейского дома наиболее
озвучены Ш. де Голлем и Л.Эргардом. Но
попытки объединения Европы в то время
не принесли успеха [22, с. 188].
Идеологическая предпосылка западноевропейских
стран основывалась на необходимости
обеспечения международного экономического
порядка, основанного на либерализации
и сотрудничестве между странами.
Интеграционные процессы в Европе после
Второй мировой войны, обусловленные закономерностями
экономического развития, были инициированы
политическими решениями, принятыми на
уровне руководства ведущих держав европейского
континента. Важную роль сыграл «план
Маршалла», в рамках которого Западная
Европа получила значительную материальную
помощь.
Интеграционные процессы в Западной Европе
основывались не только на усилении взаимозависимости
национальных экономик, рынков. По мере
углубления хозяйственных связей все
более отчетливо проявлялась потребность
во взаимной адаптации и сознательном
совместном регулировании экономических
процессов государствами и органами ЕЭС
в масштабах всего формирующегося хозяйственного
комплекса. Цель такого регулирования
— устранение национальных перегородок
на пути взаимных обменов и взаимодействия
государств, обеспечение равных условий
хозяйствующим субъектам этих стран, раскрепощение
конкуренции, создание путем согласования
и гармонизации внутренней и внешней макро-экономической
политики единого хозяйственного пространства,
направление стихийного рыночного процесса
в русло, определяемое совместно выработанными
экономическими и социальными приоритетами.
Проведение в европейскую жизнь экономико-политических
замыслов идеологов интеграции диктовало
необходимость создания международных
механизмов, которые организовывали бы,
планировали, направляли и контролировали
финансово-экономическое сотрудничество.
Новый импульс европейскому строительству
был дан после Мессинской конференции
(июнь 1955 г.), на которой обсуждался меморандум
Бенилюкс о европейской интеграции. Речь
шла о создании единой Европы путем развития
общих институтов, постепенного слияния
национальных экономик, создания Общего
рынка и успешного согласования социальной
политики. 25 марта 1957 г. были подписаны
Римские договоры, воплотившие в жизнь
основные положения Мессинской конференции.
Были учреждены Европейское экономическое
сообщество (ЕЭС), основанное на таможенном
союзе и общей политике, особенно в сельском
хозяйстве, Европейское сообщество по
атомной энергии (Евратом) и Европейское
объединение угля и стали (ЕОУС). Вступившие
в силу Римские договоры объединили ЕОУС,
ЕЭС и Евратом [14, с. 333-335].
После слияния в 1967 году органов этих трех
самостоятельна организаций интеграционная
группировка западноевропейских стран
стала называться "Европейские сообщества".
Наряду с официальным названием употреблялись
иные наименования: европейское сообщество(ЕС)или
простоСообщество. После вступления в
силу Маастрихтских соглашений (1 ноября
1993 года) официальное название этой группировки
- Европейский Союз [7, с. 64].
Экономическая интеграция в Западной
Европе не ограничивается только ЕС.В
начале 60-х годов здесь была образована
Европейская Ассоциация свободной торговли
(ЕАСТ).21 октября 1991 г. между ЕС и ЕАСТ подписано
соглашение о Европейском экономическом
пространстве(ЕЭП). Договором о ЕЭП предусматривается
свободное движение товаров, услуг, капиталов
и людей между странами Западной Европы,
сотрудничество в области науки, образования,
экологии и социального обеспечения; создание
единой правовой системы.
Успешное развитие экономической интеграции
встранах Западной Европы оказалось привлекательным
для многих регионов мира[18, с. 258-259].
1.4 ЕС как наиболее развитое интеграционное объединение
Попытки
объединения Европы начались с 1950 г.,
когда председатель Совета министров
Франции Робер Шуман предложил создать
Европейскую федерацию, которая базировалась
бы на экономическом объединении. Далее
были сделаны практические шаги для создания
Европейского Сообщества — ЕС. К их числу
относятся образование: Европейского
объединения угля и стали (соответствующий
договор вступил в силу в 1952 г.); Европейского
экономического сообщества (договор вступил
в силу в 1958 г.); Европейского объединения
по атомной энергии, Евратом (договор вступил
в силу в 1958 г.) [22,с. 188].
ЕС (Европейский Союз) - региональная интеграционная
группировка 15 стран Европы, в состав которой
входят: Австрия, Бельгия, Дания, Германия,
Греция, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург,
Нидерланды, Португалия, Соединенное Королевство
Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия,
Франция, Швеция.
Процесс развития ЕС можно условно разделить
на 4 этапа:
Первый этап(конец 50-х - середина 70-х годов)
считается "золотым веком" в жизни
Сообщества. Он ознаменовывалсядосрочным
созданием Таможенного союза, сравнительноуспешным
формированием единого аграрного рынка,
вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании,
Дании, Ирландии. Также была создана комплексная
управленческая структура — Совет Министров
ЕЭС, Комиссия европейских сообществ,
Европейский совет, Европейский суд, Европейский
парламент. Своей первой целью ЕЭС поставило
решение задачи создания общего рынка
товаров, капиталов, услуг и рабочей силы
стран-участниц.
Второй этап (середина 70-х - середина 80-х
годов) вошел в историю ЕС в основном как
застойный период.Хотя в этот период странам-членам
ЕС удалось принять про¬грамму европейского
валютного сотрудничества, создать механизм
внешнеполитических консультаций, все
же проявившиеся негативные тенденции
привели к серьезному кризису западноевропейской
экономической интеграции, получившему
название евросклероз.
Третийэтап (вторая половина 80-х - начало
90-дов) — этап дальнейшего расширения
состава Сообщества: в 1986 г. присоединение
Испании и Португалии. Вместе с тем имен¬но
этот период характеризуется новыми импульсами
в развитии западноевропейской интеграции,
связанными прежде всего с принятием Единого
европейского акта (ЕЕА).В ЕЕА подтверждалась
общая цель стран-участниц Сообщества:
создание Европейского Союза — объединения,
котороепредставляет собой политический
альянс участников Сообщества. В начале
90-х годов страны — члены ЕС практически
завершили создание основ единого рынка
и вплотную приблизились к формированию
валютно-экономического и политического
союзов.
Четвертый этап (середина 90-х годов - начало
XXI).В соответствии с положением Единого
европейского акта было введено свободное
передвижениефакторов производства внутри
границ Сообщества. Фактически в рамках
Сообщества возникло единое экономическое
пространство, означающее вступление
ЕС в качественно новый этап экономической
интеграции.На основании Маастрихтского
договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое
сообщество трансформировалось с 1 января
1994 г. в Европейский Союз с числом стран-участниц,
возросших до 15[1, с. 257-260].
У Европейского Союза есть свой бюджет,
размеры которого довольно внушительны
и сопоставимы с бюджетами некоторых западноевропейских
стран. Доходная часть бюджета складывается
из собственных средств (ввозные пошлины,
таможенные пошлины, отчисления от НДС
и прочие средства) и взносов стран, входящих
в ЕС (в размере 1,2—1,3 % от ВВП). Расходы
распределяются на административно-хозяйственные
нужды, на проведение политики - сельскохозяйственной,
региональной, социальной, энергетической,
промышленной, научно-технической, на
компенсационные выплаты государствам-членам
ЕС.
Важную роль в финансовой деятельности
играет Счетная палата, осуществляющая
общее финансовое управление и контроль
над расходами различного рода фондов
и финансовых институтов ЕС.
В рамкахЕвропейского Союза функционирует
Европейская валют¬ная система (ЕВС) с
коллективной валютой (ЭКЮ). С 1 января
1999 года коллективной денежной единицей
является евро.
Над экономическими структурами находится
институциональ¬ная надстройка. Ее главными
элементами являются:
— Совет министров -законодательный орган;
— Комиссия европейских сообществ (КЕС)-
исполнительный орган;
— Европарламент - контролирующий орган:
осуществляет контроль задеятельностью
комиссии и утверждает бюджет;
— Европейский суд - высший судебный орган;
— Европейский Совет, в состав которого
входят главы правительств стран-членов;
— Европейское политическое сотрудничество
— комитет, в который входят министры
иностранных дел и один член Комиссии.
Развитиеинтеграции в рамках ЕС прошло
ряд этапов, характери-зующихся ее углублением,
переходом от низших форм к высшим и увеличением
числа участников[7,с.65].