Евро: причины создания и проблемы внедрения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

В первой главе мы расскажем о причинах возникновения ЕВС, членах ЕВС, перечислим этапы перехода к Евро.
Во второй главе мы расскажем об эффектах от введения единой валюты, рассмотрим евро в качестве резервной валюты. В третьей главе мы проанализируем влияние евро на экономику России.

Содержание

Введение………………………………….……………………………..….…3
Глава I. Причины создания Евро……………………………………..….…6
1.1 Причины введения единой валюты Евро….…………………..…...6
1.2 Этапы перехода к Евро …………………...……….………….…......8
1.3 Критерии для входа в Еврозону…………………………..………...13
Глава II. Проблемы внедрения Евро…………..……….…………………..16
2.1 Проблемы введения Евро в ЕС………………………………………16
2.2 Как введение Евро отразилось на США………………………….....19
2.3 Как введение Евро повлияло на РФ…………………………………20
Глава III. Перспективы Евро…………………………..…………….………22
3.1 Евро и доллар………………………………………………..…………22
3.2 Мировой финансовый кризис………………………..……………….23
3.3 Прогноз Евро………………………….……………………………….26
Заключение…………………………………….………………….…………..29
Список использованной литературы………….…………………………….32
Приложения……………………………………………………………..…….35

Работа содержит 1 файл

Курсовик Егорова Ивана(1393).docx

— 514.70 Кб (Скачать)

С 2004 г. в экономике США наметился спад, доллар начал снижаться, несмотря на то, что приток иностранного капитала в США в январе 2004 г. достиг своего исторического рекорда.

В настоящее  время позиции евро все более  укрепляются по отношению к доллару.

Применительно к нашей стране, укрепление позиций  евро способствует подорожанию товаров  импортируемых из стран ЕС. 

3.2. Мировой финансовый кризис.

На положение  в зоне евро безусловно повлиял глобальный финансовый и экономический кризис. Вместе с тем, нынешний кризис в зоне евро имеет также три переплетающиеся внутренние причины.

Что случилось в еврозоне?

Прежде  всего, это следствие противоречия, порожденного тем, что в рамках Европейского союза осуществляется единая наднациональная  валютная политика, в то время как  экономический союз строится на координации  национальных экономических политик  стран-членов ЕС. При этом единая денежно-кредитная  политика осуществляется без учета  различий в уровне развития и структуре  хозяйств стран, входящих в союз. В результате повышение конкурентоспособности так называемых проблемных стран Южной Европы (таковыми в ЕС считают, прежде всего, Грецию, Португалию и Испанию) за счет девальвации невозможно из-за правил, существующих в зоне евро.

Другая  особенность кризиса в зоне евро - его связь с накоплением огромных долговых обязательств. Они стали  результатом значительного (а порою  и безудержного) роста заимствований. Долгое время практиковалось в широких  масштабах практически на всех уровнях: домашние хозяйства приобрели вкус к ипотечному и потребительскому кредитованию, банки охотно прибегали  к пополнению своих активов за счет внешних источников, а государства  все более безответственно относились к соблюдению бюджетной дисциплины.

Большинство государств не соблюдали Маастрихтские  критерии, согласно которым отрицательное  сальдо по бюджету не должно было составлять более 3 процентов ВВП, а величина госдолга - не превышать 60 процентов. Фактически же дефицит госбюджетов по зоне в  среднем вырос с 0,6 процента в 2007 году до 6,3 процента в 2009 году. А в  Португалии, Испании, Греции и Ирландии этот показатель был еще выше. Сыграли  свою роль и антикризисные меры правительств, принятые в ответ на мировой финансовый кризис. Они привели к существенному  росту госрасходов. Причем произошло  это в условиях, когда налоговые  поступления не увеличивались или  вообще сокращались.

Наконец, имеет место и кризис доверия  к проблемным странам. Огромными  объемами гособлигаций этих стран (около 2 триллионов евро) владеют банки, прежде всего Франции и Германии, что усиливает их риски. В этой связи было высказано предположение, что критическим является даже не столько уровень задолженности, сколько вопрос доверия инвесторов к устойчивости экономик соответствующих стран, эффективности их правительств.

Смогут  ли проблемные страны реализовать антикризисные  меры? Скорее всего смогут. Однако есть определенные сомнения по поводу самого слабого звена в группе проблемных стран - Греции.

Ее долги  составили почти 300 миллиардов евро (свыше 100 процентов греческого ВВП), из которых 53 миллиарда требовалось  выплатить в 2010 году. Без внешней  помощи страна оказалась бы в дефолте. Греция отличается от других проблемных государств еврозоны также почти  полным отсутствием конкурентоспособных  производств.

С точки  зрения определения и выполнения адекватных антикризисных мер в  группе проблемных стран наилучшее  положение у Ирландии. В Италии и Испании также можно констатировать настрой на достаточно радикальные  шаги. В случае Португалии положительную  роль играет принцип "делать не хуже, чем соседи-испанцы". Наихудшее  положение в Греции еще и потому, что необходимые структурные  реформы пошли бы вразрез с  политикой, которую на протяжении многих лет проводили сменявшие друг друга правительства.

Ситуация в Греции не благоприятствует поддержке антикризисных усилий международными институтами и зарубежными странами. Внешняя поддержка обусловлена готовностью страны к принятию и реализации радикальных экономических решений, а состояние политической системы Греции вряд ли отвечает данной задаче. В частности, снижение трудовых издержек чревато серьезным ростом социальной напряженности и угрозой политической турбулентности.

Существуют  не только страновые проблемы, но и угроза "эффекта домино" - последовательного обрушения финансовых и иных рынков одних стран под влиянием кризиса на рынках других, подчеркнули эксперты. Такой угрозе способствуют напряженность государственных финансов, быстрый рост госдолга стран зоны евро.

Однако, скорее всего, предпринимаемых Евросоюзом антикризисных мер окажется достаточно для купирования кризиса в малых странах с тяжелой ситуацией. Сначала была выделена помощь непосредственно Греции в обмен на принятие ею программы сокращения бюджетного дефицита. С выявлением схожих проблем у других стран зоны было объявлено о новом пакете мер на 750 миллиардов евро. Они включили создание Чрезвычайного фонда европейской финансовой стабилизации в размере 60 миллиардов евро и специальной структуры, способной привлечь до 440 миллиардов путем выпуска облигаций под гарантии стран зоны евро. О поддержке в размере 250 миллиардов евро объявил МВФ - это программа займов и кредитов для стран зоны евро, в том числе на двусторонней основе (МВФ-страна).

Было  обращено внимание и на то, что экономики  Греции, Португалии, Ирландии, а также  не находящейся в зоне евро Румынии, положение которой резко ухудшается, не составляют критически важной для  ЕС массы. Самую большую гипотетическую опасность могла бы представлять ситуация в Италии, где госдолг  достигает 1,8 триллиона долларов, или 116 процентов национального ВВП. Однако Италия (впрочем, как и Бельгия) живет с таким долгом многие годы.

Не драматизируя ситуацию, можно предположить, что кризис в зоне евро не пройдет бесследно. Динамика ВВП в ЕС окажется ниже, чем в США. Учитывая взаимозависимость ЕС и других мировых центров экономической мощи, произойдет общее замедление темпов выхода из глобального финансово-экономического кризиса. Более того, понижение курса евро может и не оказать стимулирующего воздействия на экономический рост в ЕС - если оно будет сведено на нет из-за необходимости жесткой экономии госрасходов и сокращения доступа предприятий к кредитам. 

3.3. Прогноз Евро.

Основные риски

В настоящее  время существуют определенные риски для российского бизнеса, связанные с еврозоной.

Главным событием последнего времени стало продолжение Федеральной резервной системой США нового раунда политики количественного смягчения (QE2). Как известно, на своем заседании 3 ноября американский регулятор принял решение о выкупе гособлигаций на сумму в $600 млрд. в течение восьми месяцев. По замыслу Вашингтона, это должно поддержать финансовые и фондовые рынки и стимулировать бизнес в целях создания новых рабочих мест. Напомним, что сейчас уровень безработицы в США остается на высоких уровнях — 9,6%. Только до 9 декабря на эти цели будет потрачено $105 млрд. Эти действия, скорее всего, поддержат фондовые рынки, но создадут предпосылки для снижения курса американской валюты. Впрочем, политика Вашингтона по монетизации долга натолкнулась на критику со стороны Китая и Германии, которые обвиняют США в стимулировании своей экономики за счет остального мира. Что касается евро, то Брюссель выступает против бездумного использования Вашингтоном печатного станка. В результате, это чревато тем, что российские компании, ведомые дешевыми деньгами, будут стремиться занять в США под более низкий процент. В результате американской политики, евро будет дорожать, что приведет к дисбалансам в мировой экономике.

Во-вторых. “Валютные войны" стали отличительной чертой осени. Развивающиеся страны искусственно занижают курс национальных валют в целях создания конкурентных преимуществ для экспортеров. Саммит G-20 продемонстрировал, что политика ряда стран, прежде всего Китая и Бразилии, по девальвации своих валют может стать причиной ослабления темпов восстановления мировой экономики. Поэтому в ближайшее время мы ожидаем рост курса не только юаня и реала, но и российского рубля, который имеет все фундаментальные предпосылки для укрепления — дорогая нефть и положительное сальдо текущего баланса.

Более того, предстоящий предвыборный период в России еще одно свидетельство того, что власти будут стимулировать рост благосостояния населения, чему будет способствовать дорогой рубль. Поэтому даже несмотря на то, что российские компании сейчас активно скупают валюту на внутреннем рынке, это обусловлено, прежде всего, стремлением обеспечить выплаты по внешнему долгу. Правительство будет стимулировать взаиморасчеты крупных игроков в национальных валютах, что снизит издержки при валютных расчетах. Так, уже есть договоренность о взаиморасчетах между китайскими и российскими компаниями в юанях и рублях соответственно. Это призвано укрепить влияние национальных валют и ослабить влияние евро и доллара в расчетах между Китаем и России.

Это явление  пока носит локальный характер и вряд ли угрожает прочности двух главных мировых валют в качестве резервных. К слову сказать, рубль уже торгуется на валютном рынке Китая, вот-вот начнет торговаться в Москве.

В-третьих. Политическая ситуация в мире будет оставаться в фокусе внимания осторожных инвесторов. Любое напряжение обстановки на Ближнем Востоке, Иране, на Корейском полуострове может привести к смене направления движения котировок. Существует серьезная опасность террористических атак на страны развитого мира. Также нельзя сбрасывать со счетов рост социальной напряженности в Европе, где население не хочет мириться с мерами сокращения госрасходов. Постепенное наращивание роста котировок ценных бумаг может быть повернуто вспять в случае кризисных мировых явлений. Это может привести к резкому падению курса евро, что чревато валютными рисками для российского корпоративного сектора, так инвесторы будут выходить в валюты убежища, каковыми являются американский доллар и швейцарский франк.

В-четвертых. В России главной историей следующего года станет продажа крупных пакетов российских государственных предприятий. Это предопределит динамику российских торгов. Не следует забывать и бум IPO в России, это свидетельствует об оживлении бизнес-активности в России и может стать дополнительным стимулом для наращивания инвестиций в российские бумаги. По идее это должно привести к притоку капитала и укреплению курса рубля на внутреннем рынке. Хотя пока ставки по кредитам в российской валюте остаются на достаточно высоком уровне, крупные российские компании будут стараться брать дешевые кредиты, в то числе и в евро. Поэтому в ближайшее время позициям единой валюты в России ничего не угрожает. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Единая  европейская валюта, о которой  еще недавно говорили как о  рискованном, фантастическом проекте, существует уже 12 лет! Все это время она постепенно укрепляла свое влияние как внутри Европейского Союза, так и за его пределами. Первый серьезный сдвиг произошел в 2002 г., когда появились банкноты и монеты евро, а денежные знаки национальных валют вышли из обращения. Второй крупный рубеж был взят в начале 2003 г.: котировки евро быстро пошли вверх и закрепились на уровне, превышающем стоимость американского доллара. Позже курс евро несколько снизился, затем снова вырос, обогнав доллар, и до сих пор не уступает ему своих позиций. 2003 г. стал переломным и для восприятия евро в России. После нескольких лет довольно настороженного отношения к новой европейской валюте ее, наконец, приняли как реальные, полновесные деньги. Теперь с евро имеют дело не только банки и крупные компании, но и многие мелкие предприятия, а также, что особенно важно, рядовые граждане. Изменился и набор функций, которые единая валюта выполняет в России. До сих пор она использовалась в основном как средство обращения, т.е. при импорте товаров и в конверсионных операциях. С 2003 г. евро начал служить средством накопления и мерой стоимости. Несмотря на то, что в подавляющем большинстве российских банков проценты по депозитам в евро несколько ниже, чем по депозитам в долларах, физические лица проявляют интерес к евро. Похожий на ипсилон значок регулярно мелькает в уличных витринах и на страницах газет. Сменили замаскированные под «у.е.» доллары на евро многие магазины, торгующие произведенными в ЕС товарами, а также риелторские конторы и строительные компании. В итоге россияне считают в евро и следят за курсом евро-рубля. Евро стал мерой стоимости, пусть не повсеместной, но широко используемой. Что же касается доллара и снижения его привлекательности в сравнении с евро, то стоит отметить, что в настоящее время экономика США переживает не лучшие времена.

Поэтому с 1999 г. Банк России постепенно увеличивал долю евро в своих официальных  резервах. В начале 2007 г. валютная корзина России состояла из доллара США и евро, рублевая стоимость которой используется в качестве операционного ориентира курсовой политики: 0,55 долл. США и 0,45 евро по сравнению с прежним составом (0,6 долл. США и 0,4 евро). Кроме того, учитывая тот факт, что по торговле, по структуре экспорта и импорта влияние Европы на Россию сильнее, последней выгоднее использовать евро в своих расчетах со странами Европы. В I полугодии 2007 г. развитие внешней торговли проходило в условиях сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, укрепления рубля и повышения платежеспособного внутреннего спроса.

Информация о работе Евро: причины создания и проблемы внедрения