Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:00, курсовая работа
Переходное состояние экономики России выявило множество противоречий и проблем, среди которых можно отметить и поиск оптимальных форм государственного регулирования естественных монополий. Формирующиеся рыночные отношения потребовали от институтов власти изменения структуры хозяйственных связей в естественно – монопольных отраслях.
1.1.Естественные монополии: причины возникновения.
1.2.Особенности и роль естественных монополий.
1.3Нормативно-правовая основа естественных монополий
1.4Естественные монополии в России.
2.1Проблемы регулирования деятельности естественных монополий
2.2Методы регулирования деятельности естественных монополий
Электроэнергетика.
В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей. Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности: · вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии; · предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками; · намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей; · расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок. Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго. В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ. Толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам. Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии. По мнению доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наук Ю. Павленко - «необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии»[4].
Газовая промышленность.
Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО "Газпром", в 1999 г. оно преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа. Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций "Газпрома" на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии "Газпром" имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. "Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой "Wmtershall" (дочернем предприятии концерна "BASF") дает "Газпрому" возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли. Входящие в систему "Газпрома" как крупные, так и менее значимые предприятия фактически остаются его производственными подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.
Железнодорожный транспорт.
На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками. Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса. В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).
Одним
из направлений регулирования естественных
монополий является их структурное реформирование,
которое направлено: - на совершенствование
системы регулирования, в том числе ценового
в сферах естественных монополий, дерегулирование
видов деятельности, не относящихся к
сферам естественных монополий, и формирование
рынков этих видов деятельности на основе
конкуренции; - на выделение исходя из экономической
целесообразности и в соответствии с федеральными
законами самостоятельных предприятий
из субъектов естественных монополий; -
на организацию контроля за финансовыми
потоками субъектов естественных монополий; -
на поэтапное прекращение практики перекрестного
субсидирования различных групп потребителей
при одновременной адресной поддержке
социально не защищенных групп населения; -
на придание рынкам в сфере деятельности
естественных монополий организованного
характера за счет углубления правовой
регламентации взаимоотношений между
их участниками, публичности цен (тарифов)
и правил их определения, введения единых
правил "доступа к сети" на недискриминационной
основе; - на совершенствование нормативной
базы регулирования в сферах естественных
монополий; - на формирование организационно
- правовой базы регулирования деятельности
субъектов естественных монополий на
региональном уровне, координацию деятельности
и разграничение компетенции между федеральными
и территориальными органами по регулированию
в сферах естественных монополий; - на определение
особенностей дальнейшей приватизации
в сферах естественных монополий;
Наиболее
последовательно
Назначение
государственно-правового
1. Органы регулирования
естественных монополии могут
применять ценовое
а. Метод
предельных издержек. Он заключается
в том, что государство требует
(и контролирует), чтобы устанавливаемая
монополистом цена равнялась его
предельным издержкам. Тем самым
обеспечивается эффективный с
в. Метод
установления потолка цен обычно
приводит к дефициту продукции. г. Субсидирование
естественных монополий. Многие страны
с рыночной экономикой в умеренной степени
используют этот метод, придерживаясь
варианта предельных издержек. Суть практики
перекрестного субсидирования состоит
в том, что одни потребители продукции
естественной монополии получают ее, но
по более низким ценам за счет других,
на которых фактически возлагается дополнительное
бремя. В наиболее тяжком положении оказались
промышленные предприятия, которые фактически
субсидируют льготные тарифы для населения.
Недостатки подобной практики заключаются
в существенном ограничении потенциала
развития и конкурентоспособности российской
промышленности; в противоречии экономической
логике (себестоимость продукта естественных
монополий для крупных оптовых покупателей
ниже, чем для индивидуальных потребителей);
возложении на естественные монополии
несвойственных им функций социальной
политики. Неудивительно, что социальная
эффективность этого своеобразного налога
на промышленных потребителей крайне
низка: дотация распределяется не по нуждаемости,
а по объему потребления услуги. Это означает,
что наиболее благополучные слои населения
получают больше, чем наименее защищенные,
для кого, собственно, и должна предназначаться
подобная помощь. Однако не существует
наилучшей для всех условий схемы, которая
обеспечивала бы безотказную реализацию
целей общества, — производства необходимого
объема продукции с минимальными издержками.
Как правило, эффективной оказывается
система мер, включающая сочетание элементов
частной собственности и государственного
контроля посредством установления жестких
правил ценообразования. 2. Определение
потребителей, подлежащих обязательному
обслуживанию, и (или) установление минимального
уровня их обеспечения в случае невозможности
удовлетворения в полном объеме потребностей
в товаре, производимом (реализуемом) субъектом
естественной монополии. Необходимость
его применения прямо детерминирована
природой естественных монополий. Производимые
в них товары нередко объективно ограничены
по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы
(полное использование разведанных месторождений,
сокращение добычи и т. п.). Это обстоятельство
позволяет субъектам естественных монополий
выборочно, по своему усмотрению, продавать
товары одним потребителям и лишать этих
товаров других потребителей. Вмешательство
государства призвано защитить интересы
всех потребителей. Также органы регулирования
естественных монополий принимают решения
об изменении или о прекращении регулирования
в отношении конкретных субъектов естественных
монополий, если отпадают установленные
для этого основания, например, если открылась
возможность для развития конкуренции
на рынке соответствующих товаров. И подобно
тому, как принятие решения о введении
регулирования служит основанием для
включения субъекта естественной монополии
в реестр, так на основе решения о прекращении
регулирования он из реестра исключается.