Естественные монополии в России и гос регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы – исследование явления естественной монополии в России.
Задачи:
а) определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории
б) определить роль естественной монополии в экономике
в) Перспективы развития естественных монополии в России

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………….4
1.1. Естественная монополия: понятие и причины возникновения………….4
1.2. Основные методы регулирования естественных монополий в зарубежной практике……………………………………………………………8
1.3. Перспективы развития естественных монополий……………………….10
2. Практическая часть…………………………………………………………......13
2.1. Субъекты естественной монополии в России……………………………13
2.2. Государственное регулирование естественных монополий в Российской практике на примере отрасли электоэнергетики. ……………………………16
Заключение………………………………………………………………………..24
Список используемых литературных источников ……………………………..25

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 59.80 Кб (Скачать)

Допустим, что общество посчитало, что выпуск Q ^ «слишком мал», а цена Р «слишком высока». Регулирующая альтернатива подразумевает попытку, во первых, усилить конкуренцию «сломом» монополии на большое число независимых фирм или, во вторых, регулирования монопольной цены.

     Соответственно  федеральному закону от 14.04.1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании  тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» регулирование тарифов, отнесенное к полномочиям субъектов Федерации, осуществляется региональными энергетическими комиссиями субъектов Российской Федерации.

     Региональная  энергетическая комиссия (РЭК) образуется решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации и  является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с ФЭК на единой нормативно-методической основе и является независимой в  своих решениях.

     РЭК наделена следующими полномочиями:

     - устанавливает в соответствии  с законом, исходя из основ  ценообразования на электрическую  и тепловую энергию, определяемых  Правительством, экономически обоснованные  тарифы на электрическую и  тепловую энергию, поставляемую  энергосберегающими организациями  (кроме организаций, находящихся  в муниципальной собственности,  для которых тарифы устанавливаются  органами местного самоуправления) потребителям, расположенным на  территории субъекта РФ (за исключением  потребителей, выведенных в установленном  порядке на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической  энергии;

     -устанавливает  размеры платы за услуги по  передачи электрической энергии  по сетям, расположенным на  территории субъекта РФ организаций,  включенных в реестр субъектов  естественных монополий, в пределах, установленных ФЭК;

     -участвует  в формировании балансов эл. энергии  на территории субъекта РФ;

     -согласовывает  предложения о размещении и  расширении предприятий и объектов  электроэнергетики независимо от  формы собственности, деятельность  которых затрагивает интересы  субъекта РФ;

     -формирует  и ведет реестр энергоснабжающих  организаций, расположенных на  территории субъекта Российской  Федерации, и др.

     На  уровне субъекта Федерации, в частности  в Москве, был принят закон от 26.02.1997 г. №3 «О государственном контроле за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен  и тарифов субъектов естественной монополии». Закон регулирует отношения, возникающие между контролирующими  органами и субъектами предпринимательской  деятельности и организациями.

     Отметим, что регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию  региональными энергетическими  комиссиями (РЭК), работающими при  местных администрациях, не всегда оптимально. При принятии решений  РЭК часто руководствуются региональными  внеэкономическими интересами. Зависимость  энергетических комиссий от местной  власти нередко приводит к тому, что тарифы на электро - и теплоэнергию для населения устанавливаются  намного ниже себестоимости, а для  промышленных предприятий, напротив намного  выше. Такая политика приводит к  возникновению перекрестного субсидирования, предоставлению неоправданных льгот  всем слоям населения.

     ОКВЭД    Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

     Виды  деятельности     - 40.1   Производство, передача и распределение  электроэнергии

     40.10   Производство, передача и распределение  электроэнергии.

     40.10.1   Производство электроэнергии.

     40.10.11   Производство электроэнергии тепловыми  электростанциями .

Эта группировка  включает: - производство электроэнергии паротурбинными, газотурбинными, дизельными и прочими электростанциями, работающими  на твердом, жидком и газообразном топливе.

     40.10.12   Производство электроэнергии гидроэлектростанциями  .

Эта группировка  включает: - производство электроэнергии гидроэлектростанциями, включая гидроаккумулирующие  и приливные электростанции.

     40.10.13   Производство электроэнергии атомными  электростанциями.

     40.10.14   Производство электроэнергии прочими  электростанциями и промышленными  блок-станциями .

Эта группировка  включает: - производство электроэнергии ветроэлектрическими станциями, солнечными, геотермальными и прочими электростанциями и промышленными блок-станциями.

     40.10.2   Передача электроэнергии.

     40.10.3   Распределение электроэнергии .

Эта группировка  включает: - распределение электроэнергии на всех видах электростанций распределение электроэнергии по электрическим сетям среди потребителей (населения, промышленных предприятий и т.п.) деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению технологическими процессами на электростанциях и в электрических сетях.

     40.10.4   Деятельность по обеспечению  работоспособности электростанций .

Эта группировка  включает: - монтаж, наладку, ремонт и  техническое обслуживание электротехнического  и теплотехнического оборудования, аппаратуры и средств защиты электростанций.

     40.10.41   Деятельность по обеспечению  работоспособности тепловых электростанций.

     40.10.42   Деятельность по обеспечению  работоспособности гидроэлектростанций.

     40.10.43   Деятельность по обеспечению  работоспособности атомных электростанций.

     40.10.44   Деятельность по обеспечению  работоспособности прочих электростанций  и промышленных блок-станций.

     40.10.5   Деятельность по обеспечению  работоспособности электрических  сетей .

Принципы  и методы государственного регулирования  и контроля в электроэнергетике

    1. Основными принципами государственного  регулирования и контроля в  электроэнергетике являются:

      обеспечение единства технологического  управления Единой энергетической  системой России, надежного и  безопасного функционирования Единой  энергетической системы России  и технологически изолированных  территориальных электроэнергетических  систем;

      эффективное управление государственной  собственностью в электроэнергетике;

      достижение баланса экономических  интересов поставщиков и потребителей  электрической энергии;

      обеспечение доступности электрической  и тепловой энергии для потребителей  и защита их прав;

      обеспечение социальной защиты  граждан Российской Федерации  от необоснованного повышения  цен (тарифов) на электрическую  и тепловую энергию;

      обеспечение доступа потребителей  электрической энергии к информации  о функционировании оптового  и розничных рынков, а также  о деятельности субъектов электроэнергетики.

     2. В электроэнергетике применяются  следующие методы государственного  регулирования и контроля:

      государственное регулирование  и контроль в отнесенных законодательством  Российской Федерации к сферам  деятельности субъектов естественных  монополий сферах электроэнергетики,  осуществляемые в соответствии  с законодательством о естественных  монополиях, в том числе регулирование  инвестиционной деятельности субъектов  естественных монополий в электроэнергетике;

      государственное регулирование  цен (тарифов) на отдельные  виды продукции (услуг), перечень  которых определяется федеральными  законами;

      государственное антимонопольное  регулирование и контроль, в том  числе установление единых на  территории Российской Федерации  правил доступа к электрическим  сетям и услугам по передаче  электрической энергии;

      управление государственной собственностью  в электроэнергетике;

      лицензирование отдельных видов  деятельности в сфере электроэнергетики,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации;

      техническое регулирование в  электроэнергетике;

      государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами электроэнергетики  требований настоящего Федерального  закона и иных нормативных  правовых актов, регулирующих  отношения в сфере электроэнергетики,  в том числе технических регламентов,  устанавливающих требования к безопасной эксплуатации объектов по производству электрической и тепловой энергии.

     3. Государственное регулирование  цен (тарифов) на электрическую  и тепловую энергию в течение  переходного периода реформирования  электроэнергетики осуществляется  в соответствии с законодательством  о государственном регулировании  тарифов на электрическую и  тепловую энергию, настоящим Федеральным  законом, законодательством о  естественных монополиях, иными  федеральными законами.

      Согласно Федеральному закону  от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ датой окончания  переходного периода реформирования  электроэнергетики является дата  вступления в силу в полном  объеме настоящего Федерального  закона

      В переходный период реформирования  электроэнергетики в целях государственного  регулирования уровня цен (тарифов)  на электрическую энергию Правительство  Российской Федерации одновременно  с разработкой проекта федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  утверждает на год предельные  уровни цен (тарифов) на электрическую  энергию для потребителей с  выделением цен (тарифов) для  населения. Указанные предельные  уровни цен (тарифов) могут  быть установлены Правительством  Российской Федерации с календарной  разбивкой, разбивкой по категориям  потребителей с учетом региональных  и иных особенностей. 
 
 
 
 
 

Заключение

    Возникновение естественных монополий связанно с  значительным снижем издержек в зависимости  от увеличения масштабов производства, что создает предпосылки для  укрепления в такой отрасли только одного производителя.

Исходя  из этого, естественная монополия —  это монополия, возникающая вследствие того, что единственная фирма обеспечивает рынок каким-либо товаром или  услугой с меньшими издержками, чем  это сделали бы две или более  фирмы.

    Естественные  монополии оказывают значительное влияние на экономику России. При  этом наиболее негативной стороной влияния  является политика ценообразования  на продукцию и услуги естественных монополий, так как рост цен и  тарифов естественных монополий  является основной причиной роста издержек производства и снижения рентабельности в других отраслях экономики. Кроме  того, рост тарифов способствует росту  инфляции, что в конечном итоге  отражается на доходах граждан.

По этому  государство осуществляет законодательное  регулирование деятельности естественных монополий, которое включает две  составляющие: контроль над ценообразованием и контроль над целым рядом  хозяйственных решений владельцев естественной монополии. При этом необходимо отметить, что проводимая политика в области регулирования цен  малоэффективна, так монополии в  условиях отсутствия конкуренции и  высоком уровне бюрократизации госаппарата  имеют значительное влияние на конечный уровень цен. Исходя из этого, наряду с методами регулирования цен  необходимо формировать условия  для развития конкуренции в отраслях – естественных монополистах.

Информация о работе Естественные монополии в России и гос регулирования