Естественные монополии в России и гос регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы – исследование явления естественной монополии в России.
Задачи:
а) определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории
б) определить роль естественной монополии в экономике
в) Перспективы развития естественных монополии в России

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть…………………………………………………………….4
1.1. Естественная монополия: понятие и причины возникновения………….4
1.2. Основные методы регулирования естественных монополий в зарубежной практике……………………………………………………………8
1.3. Перспективы развития естественных монополий……………………….10
2. Практическая часть…………………………………………………………......13
2.1. Субъекты естественной монополии в России……………………………13
2.2. Государственное регулирование естественных монополий в Российской практике на примере отрасли электоэнергетики. ……………………………16
Заключение………………………………………………………………………..24
Список используемых литературных источников ……………………………..25

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 59.80 Кб (Скачать)

    В первоначальном проекте Закона предполагалось, что органы регулирования будут  обладать высокой степенью независимости: члены их правлений, назначенные  на продолжительный срок, не могли  быть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда; предусматривался запрет на совмещение должностей членами  правлений, владение акциями регулируемых компаний и т.п. Однако в окончательной  редакции многие  прогрессивные  положения, заимствованные из многолетней  практики регулирования в зарубежных странах, были либо смягчены, либо изъяты, что ставит под вопрос возможность  принятия решений, в достаточной  степени защищенных от влияния различных  политических сил.

    Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой.

Реализация  положений антимонопольного законодательства зарубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в  судах.

    В США главную работу по государственному контролю за монополистической деятельностью  проводит антитрестовский отдел  Министерства юстиции, который наделен  полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское  законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля за соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная  торговая комиссия. Вместе с тем  следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который  оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных  условий в договорах или методах  хозяйственной деятельности.

    В зависимости от вида и назначения товара (услуги), выпускаемого предприятиями-монополистами, используются следующие методы ценового регулирования: установление предельного  норматива рентабельности, предельного  уровня цен (тарифов) и декларирование уровня свободных цен (тарифов). Последнее  представляет собой регистрацию  цен в органах ценообразования  на основе представляемых предприятиями  их детальных обоснований (подробное  обоснование цен с представлением калькуляции, расчетами прибыли, налогов, пояснительной запиской).

    Определяются  потребители, подлежащие обязательному  обслуживанию, и устанавливается  минимальный уровень  их обеспечения  в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии". Производимые в них  товары нередко ограничены по своим  ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы. Это обстоятельство позволяет субъектам  естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Государство  призвано защитить интересы всех потребителей. 

1.3. Перспективы  развития естественных монополий.

    В настоящее время в России, по существу, сложилось два альтернативных подхода  к реформированию естественных монополий. Сторонники одного считают наличие  конкуренции не только главным условием, но и критерием эффективности  функционирования всей экономики. Предлагается отделение транспортных сетей, сохраняющих  монопольное положение, от производителей газа, электро- и теплоэнергии, транспортных услуг, которые должны поставляться в условиях конкуренции. Вторая альтернатива заключается в расположении конкуренции  только после учета трансформационных  издержек, поскольку разукрупнения  крупнейших компаний, таких, как ОАО  «Газпром», РАО «ЕЭС России», может привести не к формированию здоровой конкуренции, а к образованию многочисленных посредников, росту трансакционных издержек в экономике, повышению тарифов при снижении инвестиций. Критерием здесь может стать оцененная стоимость реформируемой компании до и после трансформации: если капитализация возрастет (при расчете капитализации следует делать поправку на внешние эффекты, экстерналии, связанные с изменением воздействия на занятость и экологию), то намеченная реструктуризация оправдана. Соответственно реформа, вероятно, приведет к ускорению экономического роста.

В указе  президента от 28 апреля 1997 г. №426 «Об  Основных положениях структурной реформы  в сферах естественных монополий» заложены правовые основы реформирования естественных монополий. В нем отмечается, что  структурная реформа в сферах естественных монополий является важным условием повышения эффективности  их деятельности, рационального использования  производственного потенциала и  формирование конкурентных отношений.

    В качестве главных задач реформирования естественных монополий выделены:

- совершенствование  системы регулирования естественных  монополий, а также дерегулированию  видов деятельности, не относящихся  к сфере естественных монополий,  и формирование рынков этих  видов деятельности на основе  конкуренции;

- повышение  транспарентности естественных  монополий, прозрачности финансовых  потоков субъектов естественных  монополий;

- поэтапное  прекращение практики перекрёстного  субсидирования различных групп  потребителей при одновременной  адресной поддержки социально  незащищенных групп населения;

- углубление  правовой регламентации взаимоотношение  между участниками естественно-монопольных  рынков, публичности цен (тарифов), введения единых правил доступа  к сети на недискриминационной  основе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Практическая  часть

2.1. Субъекты  естественной монополии в России.

    В России монопольными хозяйствующими субъектами являются РАО «ЕЭС», РАО «Газпром», РАО «РЖД».

В силу своего огромного значения для экономики  в целом постоянное внимание привлекают три главные естественные монополии  – «Газпром», «ЕЭС России» и МПС.

На деле они не вполне естественные монополии, поскольку рождены из советских  ведомств, а МПС и сейчас еще  таковым является, и включают, поэтому  множество бизнесов (предприятий), которые  могли бы нормально действовать  на рынке в конкурентной среде. Кроме  того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких  как «Транснефть», Минатом, а также  Сбербанк, но они не так часто  привлекают интерес. И еще локальные  монополии составляют важную часть  государственного сектора и всей российской экономики. Хотя формально  « Газпром» - акционерное общество, в котором доля государства всего 38%, тем не менее реально его  следует включать в госсектор. О  роли этих организаций в экономике  свидетельствуют данные таблицы  №1.

Таблица №1. Крупнейшие естественные монополии  в экономике России в 2010 г.

Показатели Ед. изм. «Газпром» РАО «ЕЭС»  России МПС Всего три  монополии Всего экономика
  Всего Доля в экон. % Всего Доля в экон. % Всего Доля в экон. % Всего Доля  в экон. %
Количество  занятых Тыс. чел 306,3 0,5 681 1,1 1605 2,5 2592 4,0 64300
Валовой выпуск Млрд. руб. 647,9 5,2 351,6 2,8 246,8 2,0 1240 10,0 12420
Валовая добавленная стоимость Млрд. руб. 497,3 7,0 232,1 3,3 226,4 3,2 956 13,5 70634,4
Основные  средства Млрд. руб. 1117,5 7,0 1873,2 11,7 1486,2 9,3 4477 27,9 16042,3
Капитальные вложения Млрд. руб. 99,7 8,6 39,2 3,4 100,8 8,7 240 20,6 1165,2
Прибыль (сальдирован финансовый результат  по РФ) Млрд. руб. 125,2 10,5 22,6 1,9 44,9 3,8 193 16,2 1190,6
Налоги Млрд. руб. 207,8 12,2 45,6 2,7 64,2 3,8 318 18,6 1707,6
Экспорт Млрд. руб. 16,1 15,6 0,3 0,2 - - 16 15,9 103,0
 

     Занимая всего 4% рабочих и служащих, эти  три монополии дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов  консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его  экспортного потенциала: добавленной  стоимости он дает больше, чем РАО  «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая  всего 300 тыс. работников, а прибыли  и налогов – вдвое больше чем  они. Очевидно, это следствие извлечения значительной природной ренты, которая  здесь еще недооценена из-за заниженных цен на газ. При повышении этих цен в 3 раза, - тогда они были бы все равно вдвое ниже экспортной цены на основном европейском рынке, - валовая добавленная стоимость  «Газпрома» составила бы в 2010 г. Примерно 1 трлн. руб., т.е. вдвое выше отчетного показателя, а прибыль – около 300 – 350 млрд. руб., в т.ч. рента – около 70%.

       В настоящее время часть ренты  перераспределяется через заниженные  цены в другие отрасли, прежде  всего в электроэнергетику, позволяя  поддерживать заниженные тарифы  на энергию и тепло, а также  населению, через удешевленные  коммунальные услуги. При этом  удерживается низкая заработная  плата бюджетников и пенсии, усиливая  дифференциацию населения по  денежным доходам. Роль «Газпрома»  в современной российской экономике,  таким образом, уникальна, особенно в искажении относительных цен, подающих неверные сигналы агентам рынка.

     Между тем, существует также распространенное мнение, что естественные монополии  завышают цены, пользуясь своим монопольным  положением и непрозрачностью. Их издержки высоки и потребители вынуждены  их оплачивать. Что касается непрозрачности и издержек это совершенно верно, хотя цены реально завышались только в отдельные периоды, например, в энергетике до 1995 года, а в МПС – на перевозку отдельных видов грузов, например, на экспортные товары.

     Учитывая  огромную роль естественных монополий  в экономике и госсекторе, представляется вполне оправданным рассмотрение и  утверждение их инвестиционных программ в парламенте совместно с федеральным  бюджетом, а текущих издержек - в  правительстве с выдачей соответствующих  директив представителям государства  в этих компаниях.

     Вместе  с тем рассмотрение их положения  должно быть непредвзятым, освобожденным  от лоббистских интересов других компаний, заинтересованных в низких ценах на газ, энергию, железнодорожные  перевозки. Это означает существование  значительного нерыночного сектора  в российской экономике, искажение  относительных цен, отсутствие реальных стимулов энергосбережения и технического прогресса в этой сфере. Обрабатывающие отрасли, вопреки иллюзиям, практически  ничего не выигрывают на этом, поскольку  дешевые ресурсы просто транжирятся. Населению тоже лучше повысить зарплату и пенсии, с тем, чтобы оно в  свою очередь оплачивало услуги по полной стоимости и могло бы выбирать – больше тратить энергии или  лучше экономить, чтобы приобрести другие товары и услуги.

     В целях снижения цен и тарифов  или, по крайней мере, их стабилизации большие надежды возлагаются  на реформирование естественных монополий. 

2.2. Государственное  регулирование естественных монополий  в Российской практике на примере  отрасли электоэнергетики.

    В последние годы одной из актуальных проблем экономической жизни  является проблема естественных монополий. Прежде всего это касается судьбы РАО «ЕЭС России». Единая Энергетическая Система России остается самым крупным  высокоавтоматизированным комплексом, обеспечивающим производство, передачу и распределение электроэнергии и централизованное оперативно-технологическое управление этими процессами. В ее состав входят 440 тепловых и гидравлических электростанций мощностью соответственно 131,3 и 40 млн кВт и АЭС мощностью 21 млн кВт, а также 2,5 млн км ЛЭП всех классов, в том числе свыше 30 тыс. км основных ЛЭП напряжением 500,750 и 1150 кВт. 1 Российское акционерное общество энергетики и электрификации (РАО «ЕЭС России») было учреждено в декабре 1992 г. в качестве головной холдинговой организации, контролирующей основную массу предприятий электроэнергетики.

    Ввод  новых мощностей в электроэнергетике  за 9  месяцев 2010 года вырос более  чем в два раза. По данным АО «Совет операторов ЕЭС», ввод новой мощности в январе-сентябре 2010 года составил 1538.77 МВт. Правда, документально подтвержденный ввод новой мощности составил 538.77 МВт. Недостающие 1000 МВт отнесены на второй энергоблок Ростовской АЭС, документы  подтверждения по которому еще не были предоставлены в СО ЕЭС. В  прошлом году, подводя итоги января-сентября, СО ЕЭС сообщал о вводе 798 МВт  новой мощности. Таким образом, с  учетом Ростовской АЭС в январе-сентябре текущего года было введено почти  вдвое больше новых генерирующих мощностей, чем за аналогичный период прошлого года.

РАО «ЕЭС России» является типичной естественной монополией, и ее мик- роэкономическую модель можно проиллюстрировать при помощи рис. 1

Рис .1. Естественная монополия и регулирование цены

Как уже  отмечалось, естественная монополия  существует в том случае, когда экономия от масштаба позволяет лишь одному единственному предприятию удовлетворить весь рыночный спрос. При этом входные барьеры основаны на технологиях, отражающих естественные законы природы (технологии). На рис. 1 экономические условия, приводящие к естественной монополии, изображены при помощи кривых спроса ( D ), предельного дохода ( MR ), средних долгосрочных издержек ( LAC ) и долгосрочных предельных издержек ( LMC ). В отсутствие какой либо регулирующей активности естественная монополия максимизирует прибыль, производя объем Q ^ при цене Р. В этих условиях естественная монополия получит монопольную прибыль объемом, равным площади прямоугольника РВСА.

Информация о работе Естественные монополии в России и гос регулирования