Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 20:33, курсовая работа
Цель моей работы: изучить сущность естественных монополий и методы их регулирования.
Исходя из поставленных целей, делается попытка решить следующие задачи:
- систематизировать и уточнить причины возникновения естественных монополий;
- определить конкретные виды ценовых и неценовых методов регулирования естественных монополий и раскрыть их содержание;
- выявить эффективность применения, перспективность и пути совершенствования неценовых методов регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Объективные условия возникновения и сущность естественных
монополий в рыночной экономике…………………………………………….5
Понятие естественной монополии…………………………………..5
Задачи и способы регулирования естественных монополий……....8
Государство и естественные монополии……………………………12
Глава 2. Методы регулирования деятельности естественных монополий….
Ценовые методы регулирования естественных монополий
Неценовые методы регулирования естественных монополий
Перспективы и направления совершенствования неценовых методов регулирования естественных монополий
Заключение
Процедура определения тарифа состоит из трех этапов:
- выявления текущих издержек
- определения инвестиций
-
задания нормы прибыли на
Допустимая прибыль компании исчисляется на весь капитал независимо от того, используется он или нет, при условии эффективного задействования трудовых ресурсов, методов производства и принципов ценообразования.
Основное преимущество применения такой модели регулирования состоит в том, что она позволяет защищать интересы потребителей и производителей, гарантируя оправданность расходов и инвестиций, а также справедливую оплату услуг. Иными словами, создаются препятствия масштабным и наиболее очевидным злоупотреблениям монопольным положением в виде неоправданно высоких издержек и завышения прибылей.
Однако, по мнению ряда экспертов, данная модель поощряет режим затратного ценообразования, так как установление тарифов происходит на базе фактических издержек, что позволяет перекладывать затраты на потребителей. Основные недостатки этой модели регулирования по принципу "затраты плюс прибыль" состоят в нарушении стимулов к эффективным капиталовложениям, поощрении переложения издержек с рынка с большей конкурентностью на рынок с большей монополизацией, недостаточности стимулов для расширения круга оказываемых услуг. При определенных условиях, когда допустимая норма прибыли на капитал превышает его цену, появляется стимул для сверхинвестирования. В связи с указанными недостатками в последнее время данная модель регулирования применяется все реже.
Модель
регулирования верхнего предела
тарифа заключается в установлении
Существует два основных подхода в установлении объекта регулирования цен. В отраслях с широким спектром выпускаемой продукции регулируется тариф не каждого из них, а их комбинация - корзина. Это упрощает процедуру расчета (не надо исчислять фактические издержки на производство каждого вида продукции) и облегчает перекрестное субсидирование. Возможность последнего особенно важна в тех случаях, когда цены существенно отклоняются от относительных издержек, а их оптимальные уровни установить вследствие недостаточной изученности издержек и спроса нельзя. Особая проблема возникает при определении принципов агрегирования цен, входящих в корзину товаров и услуг, а также масштабов их относительных изменений.
В условиях инфляции, которая в современной экономике имеет хронический характер, устанавливать абсолютную величину тарифа нецелесообразно с точки зрения и потребителей, и производителей, поэтому тариф фиксируется не в абсолютных, а в относительных величинах. Возможные расхождения между динамикой дефлятора и уровня цен должны учитываться при установлении величины фактора повышения производительности, которая определяется на основе оценок перспективного спроса, объема капиталовложений, прибылей от прочей (нерегулируемой) деятельности, вероятности снижения издержек, а также потребностей в инвестициях. Возможность перекладывания производителями издержек зависит от того, являются ли они "контролируемыми", связанными с действиями компании, или нет.
Данная модель регулирования деятельности естественных монополий имеет ряд достоинств:
Данная модель менее подвержена затратной неэффективности и тенденции к завышению капиталоемкости. Поскольку компания имеет право присваивать все прибыли и добиваться неограниченной максимизации, то у нее возникают стимулы для повышения эффективности производства. При правильном определении величины фактора повышения производительности часть предполагаемой возросшей эффективности будет передаваться потребителям в виде более низких цен.
Рассматриваемая модель действительно стимулирует эффективность, поскольку фирма присваивает (по крайней мере в краткосрочном периоде) всю экономию на издержках. Однако стимулирующий эффект в значительной степени зависит от характера пересмотра цен (в частности, точного соблюдения его сроков) и жесткости фактора повышения производительности. При фиксировании величины последнего повышение эффективности компании становится не добровольным, а принудительным. Рассчитывать на ее собственную инициативу здесь уже не приходится, так как краткосрочные выгоды могут быть перекрыты более жестким значением фактора повышения производительности и тем самым более низкими ценами в последующем периоде, и даже спровоцировать их снижение в текущем периоде.
Кроме того, стимулирующий эффект такого регулирования относительно велик, когда до пересмотра тарифа остается еще значительный период времени, но с приближением этого момента он падает до нуля. Иными словами, по мере приближения срока пересмотра тарифа у компании возникают основания для занижения результатов своей деятельности, чтобы добиться более "щадящего" режима ценообразования.
При
этом необходимо отметить, что величина
фактора повышения
К неценовым методам регулирования естественных монополий следует отнести следующие: стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, организация торгов за франшизу (франчайзинг), обязательное обслуживание определенных групп потребителей, ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов.
Основной причиной для разработки неценовых методов регулирования послужило несовершенство ценовых методов регулирования. Неценовые методы регулирования естественных монополий воздействуют не на цену реализуемой монополистом продукции, а на производственный цикл и условия ведения хозяйственной деятельности. Посредством неценовых методов формируются определенные условия, в которых монополист способен извлекать прибыль от ведения хозяйственной деятельности, не завышая цены или устанавливая их уровень на оптимальном для общества значении.
Раскроем содержание конкретных видов неценовых методов регулирования:
Стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов. Данный метод основывается на классической предпосылке, что все товары и услуги должны иметь определенный стандарт качества в производстве и конечном выпуске. Например, выпуск труб для газотранспортной системы должен отвечать стандартам прочности (воздействие давления, стойкости к коррозии, диаметр, сплав металла и т.д.), а несоответствие данным требованиям может повлечь отказ потребителей от покупки продукта и потери потребителя.
Обязательный аудит. Универсальность подхода данного метода позволяет осуществлять регулирование и на естественно-монопольном рынке. Суть метода широко известна в экономической науке и практике: проверка и контроль финансовых потоков, соответствие бухгалтерской отчетности принятым стандартам.
Организация торгов за франшизу (франчайзинг). Суть этого метода регулирования заключается в создании условий для благоприятного функционирования отрасли посредством торгов. Ставятся определенные условия перед компаниями – претендентами, удовлетворяющие оптимальному функционированию отрасли, как для потребителей, так и для будущих производителей. Условия могут включать стоимость услуг или продукта для конечного потребителя, систему поставок, наличие у фирмы-претендента опыта ведения бизнеса в данной отрасли и т.д. Из всех претендентов выбирается один, отвечающий всем параметрам отборочной комиссии. При этом все основные фонды находятся в собственности государства. Условия договора предполагают получение компанией прибыли без ущемления финансовых интересов потребителей. Эффективность организации торгов за франшизу достаточно высока, поскольку в отрасли ведет хозяйственную деятельность опытная компания, знающая все тонкости производственного процесса. Компания выступает как единая отрасль, выполняя функции производства, сбыта продукции конечным потребителям и имея все возможности для устранения технических и финансовых проблем.
Обязательное обслуживание определенных групп потребителей. Содержание метода достаточно четкое: компания - естественный монополист обязана оказывать услуги определенным группам потребителей без учета своевременной оплаты за предоставленные услуги. В определенную группу потребителей входят все объекты, поддерживающие государственную безопасность (военные части, здания силовых ведомств и т.д.), а также социально значимые объекты жизнедеятельности.
Ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов. Объективная необходимость в использовании указанного метода регулирования очевидна в силу следующих причин: контроль государства над стратегически важной отраслью (в том числе через своих представителей в совете акционеров, кадровые назначения, через систему государственных заказов и т.п.), а также сохранение внешнеэкономических рычагов влияния на экономическое и социально- политическое развитие других стран и мировое развитие в целом. В более широком плане указанный метод может трактоваться как выбор определенной формы собственности.
Стоит отметить, что при всей эффективности и практичности неценовых методов регулирования их использование должно осуществляться во взаимодействии с ценовыми методами регулирования, поскольку оба метода регулирования отражают целостную экономическую картину хозяйственной деятельности естественной монополии. Создание оптимальной экономической системы, адекватной специфике страны, способно сократить количество применяемых методов регулирования - как ценовых, так и неценовых. Данная предпосылка является относительной в силу того, что требует множества изменений (социально - политических, экономических), которые происходят достаточно медленно.
Основываясь на характерных чертах, присущих неценовым методам регулирования, и степени их воздействия на объект регулирования, можно спрогнозировать перспективы их дальнейшего применения.
Относительно метода стандартизации и сертификации продукции естественных монополистов следует отметить, что данный метод регулирования является достаточно трудоемким с технической точки зрения и требует вложения финансовых средств со стороны потребителей, государства или со стороны монополии (в частности, установка оборудования). Разумеется, решать вопрос о том, кто должен понести издержки, связанные с установкой оборудования, могут только органы власти, а не сам монополист или конечный потребитель. При этом при решении данного вопроса необходимо учитывать низкий жизненный уровень в некоторых странах. Для многих категорий населения является материально затруднительной покупка индивидуальных средств измерения, например, счетчиков воды или газовых счетчиков (особенно в газифицированных сельских местностях).
Важным направлением могло бы стать введение типовых форм договоров, содержащих стандартные требования обслуживания потребителей. Практическое применение метода позволит создать предпосылки для корректного поведения монополиста по отношению к конечному потребителю, у которого появится реальный шанс контролировать качество используемого им продукта.
Регулирующий потенциал этого метода колоссален, поскольку потребует от естественного монополиста соблюдения всех установленных норм и правил, которые, в свою очередь, подстегнут его к оптимизации структуры издержек.
Обязательный аудит как метод регулирования перспективен в дальнейшем применении, однако он более адекватен для устоявшейся экономики и стабильного общества. Недостатки этого метода (в особенности, высокая степень вероятности подкупа компании-аудитора) применительно к переходной экономике свидетельствуют о том, что обязательный аудит пока еще не в состоянии контролировать и проводить полноценный мониторинг хозяйственной деятельности естественного монополиста в условиях переходной экономики, где степень лоббизма и коррумпированности очень высока. Выход из данной ситуации может быть связан с созданием представительства государственного регулирующего органа в самой компании - монополисте для отслеживания всех финансовых процессов, что будет означать своего рода «взгляд изнутри». Также мерами для усиления контроля над деятельностью монополиста могут стать финансовый мониторинг всех банковских операций, исходящих от монополиста, и установление стандартов раскрытия информации. Внедрение дополнительных мер регулирования в совокупности с обязательным аудитом потребует законодательного оформления.