Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:33, реферат
Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.
1. Понятие естественной монополии
2. Субъектный состав отношений
3. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
4. Методы государственного регулирования деятельности
5. Государственный контроль в сферах
6. Ответственность за нарушение законодательства
Однако основной недостаток законопроекта в том, что отличительные черты магистрального трубопровода в нем по-прежнему не определены.
Транспортировка нефти и нефтепродуктов разделяется на несколько технологически неотделимых процессов, для каждого из которых устанавливаются свои тарифы (например, прием, перевалка, слив нефти в трубопроводную систему в начале маршрута и сдача, налив и перевалка нефти в конце маршрута).
5.
Транспортировка газа по
К
сфере естественной монополии относится
транспортировка газа и по магистральным,
и по газораспределительным
В
настоящее время
6.
Услуги по передаче
Такие услуги представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической и тепловой энергии через технические устройства сетей в соответствии с техническими регламентами.
Данные услуги оказываются посредством совокупности электрических и тепловых сетей, устройств преобразования энергии, средств по технологическому управлению режимами подачи энергии и пр.
Субъектами
естественной монополии в этой сфере
являются организации, оказывающие
услуги по передаче энергии. За услуги
по передаче электрической энергии
(мощности) по сетям субъектов естественной
монополии устанавливаются
7.
Услуги по оперативно-
Оперативно-диспетчерское
управление в электроэнергетике - это
комплекс мер по централизованному
управлению технологическими режимами
работы технических устройств
Субъектами оперативно-диспетчерского управления являются:
системный оператор Единой энергетической системы России (в настоящее время это ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы");
иные
субъекты оперативно-диспетчерского управления
(организации и физические лица),
уполномоченные на выдачу оперативных
диспетчерских команд и распоряжений.
4. Методы
государственного
субъектов
естественных монополий
1. Ценовое (тарифное) регулирование.
Государственное регулирование деятельности естественных монополистов имеет целью достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий и учет социальных факторов при установлении или изменении тарифов. Согласно ст. 424 ГК РФ оно применяется только в случаях, установленных законом. Исключительное право на установление тарифов и (или) их предельного уровня имеют органы регулирования естественных монополий (в настоящее время это Федеральная служба по тарифам).
Единая
политика цен на услуги субъектов
естественных монополий остается прерогативой
Правительства РФ . Тарифы устанавливаются
исходя из обоснованности затрат естественных
монополистов на производство товаров
(услуг). При этом учитываются издержки
реализации услуг, налоги, потребность
в инвестициях, стоимость основных
производственных средств. Важно понимать,
что тарифы должны устанавливаться
индивидуально для каждого
2.
Определение потребителей, подлежащих
обязательному обслуживанию, и (или)
установление минимального
Неэластичные
цены на товары (услуги) субъектов естественных
монополий позволяют последним
выборочно удовлетворять
Закон установил только одно основание, по которому такая организация имеет право отказаться от заключения соответствующего договора, - это отсутствие у лица заключенного с системным оператором договора на оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
В Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, оказать услуги возложено на коммерческую организацию . По аналогии это правило должно применяться к договорам, заключаемым субъектами естественных монополий.
Доказать
отсутствие технической возможности
предоставления соответствующей услуги
потребителям естественному монополисту
крайне сложно, но такие прецеденты
в судебно-арбитражной практике
все же имеются. Так, например, от ответственности
за отказ от заключения договора по
данному основанию была освобождена
компания "Ивановорегионгаз". См.
об этом: Постановление ФАС Волго-
Именно
для таких ситуаций закон предусматривает
нетарифное регулирование. Однако на практике
данный метод регулирования пока
не применялся.
5. Государственный контроль в сферах
естественных
монополий
Государственный
контроль осуществляется за действиями,
которые могут сдерживать экономически
оправданный переход товарного
рынка из состояния естественной
монополии в состояние
Предварительный государственный контроль.
Требуется
представить в Федеральную
1)
сделки, в результате которых
субъект естественной
2)
инвестиции субъекта
3)
продажа, аренда и другие
Перечисленные сделки государством фактически не контролируются. Это обусловлено тем, что практически все естественные монополисты обладают крупными активами, и даже значительные капиталовложения или расходы, как правило, не превышают 10% стоимости этих активов.
Последующий государственный контроль.
Требуется
представить уведомление о
1)
лицо (группа лиц) приобретает
акции (доли) в уставном (складочном)
капитале субъекта
2)
субъект естественной
Существуют
и другие способы государственного
воздействия на деятельность субъектов
естественной монополии. Один из них -
ведение Реестра субъектов
См.
об этом: Временное положение о
Реестре субъектов естественных
монополий, в отношении которых
осуществляются государственное регулирование
и контроль, утв. Приказом ФСТ России
от 26 августа 2004 г. N 59.
6. Ответственность за нарушение законодательства
о естественных
монополиях
До вступления в силу в 2002 г. Кодекса об административных правонарушениях такая ответственность была регламентирована нормами Закона о естественных монополиях. Сейчас санкции содержатся исключительно в названном Кодексе.
Размеры
административных штрафов для естественных
монополистов невысоки, в частности
для организаций они могут
доходить до 5000 МРОТ. Такие меры административной
ответственности могут
Помимо
штрафов в качестве меры ответственности
может служить перечисление субъектом
естественной монополии в федеральный
бюджет прибыли, полученной в результате
нарушения им законодательства, а
также возмещение убытков, причиненных
субъекту естественной монополии в
связи с принятием
Литература
"ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
В СФЕРЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ
(Ю.А. Метелева)
("Журнал российского права", 2006, N
10)
"ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ
(О.В. Воробьев)
("Предпринимательское право", 2006,
N 3)
"ОСОБЕННОСТИ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
(В.Н. Ткачев)
("Законодательство и экономика",
2005, N 4)
"ОСОБЕННОСТИ
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (
(В.В. Витрянский)
("Вестник ВАС РФ", N 8, 1999)
"АНТИМОНОПОЛЬНОЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И
(Н.И. Клейн)
("Право и экономика", N 1, 1998)