Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:50, реферат
31 декабря 2008 г. единому внутреннему рынку Европейского союза (ЕВР) исполнилось 16 лет. Возраст невелик по историческим меркам. И тем не менее, самые смелые прогнозы развития европейской интеграции, данные в начале 1990-х гг., успели оправдаться. Единый внутренний рынок сегодня – это притягательная и все более транспарантная среда для бизнеса, а потому за 16 лет он увеличился более чем на треть. Благодаря единству рынка в странах Западной и Центральной Европы сблизились условия жизни. ЕВР – это европейский вариант ответа на экономические и технологические вызовы XXI века и фундамент, на котором успешно строится валютная и политическая интеграция.
С 20 апреля 2007 г. вступила в силу новая Директива 2005/36/CE Парламента и Совета ЕС о взаимном признании профессиональной квалификации. Она объединила в себе 12 секторальных и три общие директивы. Согласно тексту акта лицо может устраиваться на временную работу в пределах всей территории ЕВР на основе диплома, полученного в любом государстве-члене, причем без какой-либо предварительной процедуры признания его квалификации. В отношении устройства на постоянную работу пописаны следующие правила. За признанием диплома необходимо обращаться в специальные органы принимающего государства-члена. Если специальность соискателя ранее уже регламентировалась секторальными директивами, то срок рассмотрения дела будет минимальным – до трех месяцев. Обладатель диплома, выданного в одном государстве-члене, имеет право на постоянную работу в любом другом государстве-члене только по прошествии двух-пяти лет занятости по специальности (в директиве установлены сроки по каждой специальности) в случае, если национальные нормы не допускают иного. “Иностранец” к тому же обязан информировать потребителей о том, где получен его профессиональный диплом. Принцип взаимного признания дипломов применяется автоматически в отношении перечисленных в Директиве промышленных и торговых и ремесленных специальностей, а также 12 отраслей сферы услуг, по которым имелись ранее секторальные директивы. В других секторах экономики принимающему государству разрешается проводить проверку обладателя диплома на предмет соответствия присвоенной ему квалификации. Способ проверки знаний – экзамен или испытательный срок продолжительностью не более трех лет - может выбрать сам соискатель должности. Принимающей стороне разрешается также запрашивать у государства-поставщика информацию об имевших место взысканиях в период деятельности соискателя на родине.
Новая директива разрешает проверку языковых знаний соискателя как в случае устройства на временную работу, так и на постоянную.
Министры образования более чем 30 государств согласились, в соответствии с положениями Болонского процесса, создать к 2010 г. общее “Европейское пространство высшего образования”, призванное облегчить сопоставление дипломов и обеспечить рост взаимного доверия. Параллельный процесс запущен в сфере профессионально-технической подготовки. Пока же в тех отраслях знаний, где гармонизация систем образования не завершена, Комиссия и Совет, а также ЮНЕСКО рекомендуют использовать приложение к диплому, в котором отражаются результаты успеваемости владельца диплома и дается описание национальной системы высшего образования для данной отрасли. Приложение может быть использовано соискателями на добровольной основе. Для студентов, стажеров, преподавателей и волонтеров разработано сертификационное приложение, которое в настоящее время проходит испытательный срок в государствах-членах. Снижение количества исков о неприменении принципа взаимного признания профессиональной квалификации свидетельствует об эффективности данных инициатив.
Сфера услуг общеэкономического значения – Электра - и газоснабжение, предоставление средств транспорта и связи, доставка почты и т.п., согласно статье 86 Договора о ЕС тоже должна подчиниться ЕВР. Соответственно, с середины 1980-х гг. здесь проводится поэтапная либерализация, хотя и в той мере, в какой применение данных правил не подрывает выполнение возложенных на такие предприятия задач.
Уже в 1996 г. завершилась либерализация мобильной связи, а 1 января 1998 г. полная либерализация рынков связи стала реальностью.
В октябре 2006 г. Европейская комиссия заявила о намерении создать к 2009 г. конкурентную среду на национальных почтовых рынках. Для достижения намеченного осталось только лишить национальных операторов “суверенного права” на отправку почты весом меньше 50 грамм. Эта мера была предусмотрена в Почтовой директиве 1997 года (97/67CE), целью которой являлось повышение качества работы почтовой службы благодаря постепенному открытию к 2009 г. рынков для конкуренции. В период 2002-2005 гг. национальные почтовые службы сохраняли монополию на отправку корреспонденции весом до 100 гр., затем с 2006 г. размер суверенного права на отправку был уменьшен до 50 гр. Директива обязала Комиссию к концу 2006 г. закрепить окончательно дату полного открытия национальных почтовых рынков. Во исполнение этого положения Комиссия подготовила в конце 2006 г. модифицированную почтовую директиву, в которой подтвердила принятые ранее обязательства и минимальные нормы.
В 1998 завершена либерализация в секторе автомобильного транспорта. Предприятия-перевозчики действуют в соответствии с принципом свободы учреждения на территории ЕВР, что, однако, не отменяет необходимость получения транспортной лицензии сообщества. Относительно гармонизации законодательных норм безопасности движения принята новая программа действий, рассчитанная на 2003-2010 гг.
Доля железнодорожного транспорта в общем потоке грузоперевозок ЕС сейчас примерно вдвое ниже показателя 1970 г. (и в 2,5 раза ниже нынешнего показателя по США). Необходимость последовательно подчиняться правилам всех стран, через которые должна осуществляется перевозка груза, и отсутствие конкуренции, способствующей повышению качества услуг, снизили спрос на международные железнодорожные услуги в рамках территории ЕС. Либерализация железных дорог назрела. Но по причине все того же низкого спроса и вытекающего из него дефицита долгосрочных стратегических капиталовложений государственные монополии сохраняли контроль и ответственность за железные дороги. Создать условия для выхода из замкнутого круга призваны три так называемых железнодорожных пакета. Первый пакет директив - 2001 г. - был направлен на увеличение числа компаний-перевозчиков и отделение функции по управлению инфраструктурой от функции по транспортировке. Второй – 2002 г. - имел целью установление единых минимальных норм безопасности и ответственности на железных дорогах. Наконец, третий пакет мер - 2004 г. – направлен на повышение конкуренции в сфере международных пассажироперевозок и усиление прав пассажиров.
По данным на 2005 г. доля новых перевозчиков на железных дорогах ЕС составила 3-4% рынка (в тонн./км), но аналитики считают, что новые участники в состоянии освоить и 10% рынка. Благодаря созданию Трансъевропейской сети грузовых коридоров (TERFF) задержки при пересечении внутренних границ ЕС сокращаются, грузоотправители могут обходиться услугами только одного оператора. Прогнозируется повышение спроса на железнодорожные услуги к 2010 г. до уровня 1998 г.
Наднациональное регулирование водного транспорта, либерализованного уже к 1993 г., осуществляется посредством принятия специальных мер борьбы со случаями тарифной дискриминации, установления единых норм сообщества для судов, перевозящих опасные грузы, и т.п. Гармонизация большого числа правил и норм позволила учредить для операторов воздушного транспорта систему единой лицензии, определить условия доступа к воздушным сетям (соответственно, Регламентами №№ 2407/92 и 2408/92), а также распространить на данную сферу принцип взаимного признания персональной квалификации работников. Приняты правила борьбы со случаями тарифной дискриминации, оговорены также правила компенсации и помощи пассажирам. В стадии подготовки пакет мер по созданию “Общего европейского неба”.
[1] OJ C 136, June 4, 1985.
[2] В соответствии с Директивой 98/34/CE.
[3] Single Market News № 47. http://ec.europa.eu/internal_
[4] Report from the Commission to the Council, the European Parliament and the Economic and Social Committee. Second biennal Report on the Application of the Principle of Mutual Recognition in the Single Market. Brussels, 2002. COM (2002) 419 final. P. 8.
[5] OJ L 11, 15.01.202, p.4.
[6] Communication from the Commission. February 14, 2007. COM(2007) 35 final.
[7] Internal Market Strategy Priorities 2003-2006. L. 2004.
[8] OJ L 178, 1707.2000, p.1.
[9]
[10]