Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:50, реферат
31 декабря 2008 г. единому внутреннему рынку Европейского союза (ЕВР) исполнилось 16 лет. Возраст невелик по историческим меркам. И тем не менее, самые смелые прогнозы развития европейской интеграции, данные в начале 1990-х гг., успели оправдаться. Единый внутренний рынок сегодня – это притягательная и все более транспарантная среда для бизнеса, а потому за 16 лет он увеличился более чем на треть. Благодаря единству рынка в странах Западной и Центральной Европы сблизились условия жизни. ЕВР – это европейский вариант ответа на экономические и технологические вызовы XXI века и фундамент, на котором успешно строится валютная и политическая интеграция.
Высшая Школа Психологии
профессионального образования
«Европейская экономика и бизнес»
Единый внутренний рынок ЕС
Виктор Балакан
студент 1-го курса
(неполное время обучения)
Рига, 2009
Единый внутренний рынок ЕС
31 декабря 2008 г. единому внутреннему рынку Европейского союза (ЕВР) исполнилось 16 лет. Возраст невелик по историческим меркам. И тем не менее, самые смелые прогнозы развития европейской интеграции, данные в начале 1990-х гг., успели оправдаться. Единый внутренний рынок сегодня – это притягательная и все более транспарантная среда для бизнеса, а потому за 16 лет он увеличился более чем на треть. Благодаря единству рынка в странах Западной и Центральной Европы сблизились условия жизни. ЕВР – это европейский вариант ответа на экономические и технологические вызовы XXI века и фундамент, на котором успешно строится валютная и политическая интеграция. ЕС достиг больше, чем все другие интеграционные группировки. Некоторые из таких группировок рассматривают европейскую модель, как пример для подражания.
Взаимное открытие рынков – задача не из легких даже для благополучной и экономически развитой Европы. “Пространство без внутренних границ”, сопоставимое по размерам с рынком США, задумывалось еще пятьдесят лет назад. И только первый шаг, пожалуй, дался странам Европейского сообщества без значительных усилий: таможенный союз был построен в 1968 г. даже раньше намеченного срока. Предпосылок для завершения формирования ЕВР пришлось ждать почти двадцать лет. В 1985 г. Европейская комиссия под руководством Жака Делора выпустила в свет “Белую книгу” - план устранения внутренних протекционистских барьеров (физических, технических и налоговых) на пути движения товаров, услуг, капиталов и лиц. Предложения Белой книги вылились в разработку 282 регламентов и директив, большая часть которых была принята к 31 декабря 1992 г., то есть к официальной дате завершения создания ЕВР. Но то, что тогда было построено, представляет собой лишь хороший каркас для так называемых “четырех свобод”. Строительство ЕВР продолжается. Институты ЕС последовательно выявляют и устраняют лазейки в национальном праве и практике, не давая возможности возродиться государственному и корпоративному протекционизму. Сегодня ЕВР регулируют уже более 1500 директив и 400 регламентов. Нормотворчество ЕС коснулось новейших товаров и услуг, массового распространения которых просто невозможно было предсказать в 1980-е гг. И этому строительству, видимо, нет конца.
Принципы единого внутреннего рынка
В основу солидного блока законодательства, посвященного ЕВР, положено четыре взаимодополняющих принципа – взаимного признания, гармонизации, недискриминации, страны происхождения.
Амбициозный принцип взаимного признания стандартов и норм государств-членов был сформулирован Судом ЕС еще в 1979 г. в знаменитом деле о французском ликере Cassis de Dijon: государство-член не может запретить продажу на своей территории товара, законно произведенного и выпущенного в торговое обращение в другом государстве-члене.
Политика беспрепятственного допуска на национальный рынок товаров, сделанных по чужим стандартам, может показаться странной, хотя бы, потому что она ущемляет собственных производителей. Не удивительно, что Суду ЕС пришлось не раз толковать принцип взаимного признания в других решениях. Согласно одному из таких толкований государство-член не имеет права требовать от компаний из других государств-членов, предоставляющих услуги на его территории, соблюдения правил, исполнение которых требуется от национальных компаний.
Все же, в поведении стран ЕС нет альтруизма. Дело в том, что становление ЕВР сопровождает процесс гармонизации или другими словами согласования и выравнивания национальных стандартов и норм. Принцип гармонизации был зафиксирован в 1985 г. в сообщении Европейской комиссии “Техническая гармонизация и нормализация: новый подход” и соответствующей резолюции Совета ЕС[1]. Выработку общеевропейских норм доверили трем авторитетным организациям[2]. Это Европейской комитет по нормализации - CEN, учрежденный в 1961 г., Европейский комитет по нормализации в сфере электротехники – Cenelec, созданный в 1972 г. (Секретариаты Комитетов располагаются в Брюсселе), наконец, Европейский институт норм в сфере телекоммуникации – ETSI (создан в 1988 г., секретариат распложен в г. Софиа-Антиполис (Франция)). Три органа гармонизированных во многих сферах стандартов объединяют соответствующие организации по нормализации государств ЕС и ЕАСТ.
Так что к концу 1992 г. партнеры по единому рынку уже работали в рамках
Цели интеграции включают гармоничное развитие всех видов деятельности, непрерывный и сбалансированный рост, ускоренное повышение уровня жизни. Подразумевается также, что существуют некие постоянные общие ценности европейцев (высокого качества), на которые Союз должен опираться. Проблема в том, что в государствах с относительно низким уровнем собственных нормативных требований переход на общий стандарт увеличивает себестоимость продукции и приводит к росту цен. Однако дополнительные расходы трактуются на наднациональном уровне как неизбежные и оправдываются тем фактом, что его граждане взамен получают товары и услуги более высокого качества. Гармонизация имеет и другое следствие: ограничение торговли с третьими странами, производящими продукцию менее высокого качества. Это отвечает интересам ЕС, направленным на защиту внутренних производителей от внешней конкуренции.
Поскольку ЕС несет перед гражданами обязательства социального плана в соответствии с изложенными выше целями и ориентирами, то в Статье 18 (§ 3) Единого европейского акта говорится о необходимости обязательной гармонизации и выработки норм ЕС в сферах охраны здоровья и безопасности граждан, защиты окружающей среды и прав потребителей. Три наднациональных органа по нормализации финансируются из общего бюджета ЕС, процесс же гармонизации подстегивается директивами, принимаемыми институтами ЕС. В секторах, где проведена гармонизация, подтверждением соответствия продукции нормам ЕС служит специальная “марка соответствия”- значок “CE”. Его могут присуждать примерно 1800 региональных агентств, имеющих соответствующие полномочия. Получение марки соответствия является добровольным актом со стороны производителя.
Статья 30 Договора о ЕС сохранила в распоряжении государств-членов достаточный арсенал мотиваций для ограничения четырех свобод: общественная мораль, защита здоровья и жизни, защита национальных сокровищ, имеющих художественную и историческую ценность, защита промышленной или коммерческой собственности. Теоретически такими основаниями можно оправдать практически любой случай протекционизма. Чтобы избежать этого, статья добавляет, что указанные основания не должны являться способами выборочной дискриминации или скрытого ограничения торговли между государствами-членами.
Данный принцип недискриминации фигурирует в практике ЕС с 1974 г. благодаря решению Суда по делу Procurrreur de Roy v. Dawsonville о шотландском виски. Еще тогда Суд отметил, что правила, принимаемые государствами-членами для защиты своих потребителей, должны быть “разумными”, то есть не должны затруднять взаимную торговлю или маскировать протекционистские действия.
И последний принцип – страны происхождения. Отмена контроля на границах не означает отказа от сопроводительных документов или отмены контроля вообще; просто контроль переносится в место происхождения товара. Ответственность за некачественный товар несет производитель, ответственность же за запрет на импорт ложится на национальные органы принимающего государства.
Современный этап развития
Свобода движения товаров.
В начале нынешнего десятилетия объем внутрирегиональной торговли, реализуемой при успешном посредстве принципа взаимного признания, был равен 430 млрд. евро[3]. В частности, данный принцип, обеспечивал примерно 25% объема внутрирегиональной торговли промышленными товарами, но именно теми, от которых не может исходить угроза здоровью людей или экономической безопасности государств-членов. Что касается продуктов, к которым предъявляются жесткие требования в отношении качества, таких как, например, детские товары или напитки, то в этих случаях вступает в силу принцип гармонизации: торговля возможна только в том случае, если товары удовлетворяют гармонизированным стандартам и нормам.
Однако в сегментах рынка технических сложных товаров, где гармонизация не завершена или куда она не поспела, нередки проблемы. Вопреки базовым принципам страны происхождения и взаимного признания государственные органы добиваются от экспортера повышения качества предложения до уровня, принятого в стране-импортере. Как отмечается в одном из официальных отчетов Комиссии[4], все новые технические правила, выпускаемые в больших количествах государствами-членами с целью усиления контроля (Комиссия получает на экспертизу ежегодно в среднем более 500 таких национальных законодательных инициатив), несут в себе угрозу бесперебойному функционированию внутреннего рынка. Страдает рынок стройматериалов, продуктов, содержащих витаминные добавки, грузового и пассажирского транспорта. Почти все администрации подтверждают, что в их странах существует процедура проверки соответствия и одобрения товара перед его внедрением на рынок. В такой ситуации для экспортеров гораздо проще уйти от трудностей, т.е. адаптировать свою продукцию к требованиям, существующим на целевом рынке, и предпочтениям местных потребителей, чем отстаивать в суде право беспрепятственного допуска на этот рынок.
Чтобы повлиять на ситуацию, институтам ЕС приходится постоянно “освежать” существующий в данной области правовой пакет. В свою очередь на помощь производителю пришла марка соответствия, ставшая “пропуском” в любую точку ЕВР.
В 2001 г. появилась Директива 2001/95/EC Европарламента и Совета о безопасности товаров[5]. Согласно данной норме товар считается безопасным или вызывающим незначительные риски, если он соответствует регламентам государства, на территории которого осуществлялось его производство, устанавливающим санитарные требования и требования безопасности, и не противоречащим статьям 28-30 Договора о ЕС. В текст Директивы специально включено положение о “презумпции соответствия” товара в случае, если он произведен по национальным стандартам, совпадающим с опубликованными в “Официальном журнале” стандартами ЕС.
Другой пример: в феврале 2007 г. Комиссия выдвинула[6] проект Регламента о новом транспарантном порядке применения национальных технических правил к продукции, выпущенной в коммерческое обращение в другом государстве-члене. Речь здесь главным образом идет о тех технических правилах, которые имеют следствием ограничение поступления иностранной продукции на национальный рынок или изменение ее характеристик.
Проблема толкования и применения государствами основополагающего принципа ЕВР так остра, что, независимо от перечисленных инструментов Комиссия считает необходимым[7] выпуск отдельного Регламента о взаимном признании.
Свобода движения услуг.
Договор о Европейском союзе, провозгласивший свободу их предоставления гражданами и компаниями одних государств-членов на территории других государств-членов, тем не менее, не либерализовал разом всю сферу. В статье 52 говорится о необходимости достройки единого рынка услуг через посредство вторичных правовых актов – директив, которые-то и обяжут тех, кому адресованы, гарантировать свободу доступа и предоставления конкретного вида услуг.
Отсюда, чем “новее” сектор, тем меньше в нем порядка. Так, несмотря на базовый принцип взаимного признания и разъяснительную работу, проводимую Европейской комиссией в течение ряда лет, в секторе услуг информационного общества особенно часты случаи, когда компании при внедрении на рынок своих соседей по ЕВР были вынуждены исполнять такие же обязательства, какие налагаются на местные компании.
Возьмем, к примеру, Директиву 2000/31/EC[8] об электронной торговле. В ней, во-первых, содержится требование в адрес государств-членов устранить барьеры на пути услуг информационного общества; во-вторых, постулируется, что такие услуги предоставляются в соответствии с принципом страны происхождения; в-третьих, оговаривается, что ограничить движение информационных услуг возможно только на базе изложенных в данной Директиве исключений.
Директива содержит внушительный список секторов, на которые она не распространяется: публичные службы, финансовые, транспортные, аудиовизуальные, отдельные социальные, частные охранные, государственные нотариальные и адвокатские услуги, сектор связи, игорный бизнес и еще ряд секторов, поскольку для каждого из них разрабатывается свой комплекс регулятивных мер.
Взаимное признание свидетельств об образовании и профессиональной квалификации – важнейшая составляющая свободы движения услуг и экономически активного населения. Первый план Совета придти в короткий срок к взаимному признанию свидетельств о квалификации посредством координации систем образования датируется 1975 г. В то время план оказался чересчур пионерным, а потому потерпел фиаско. Для обсуждения Директивы о взаимном признании квалификации архитектора Совету потребовалось 17 лет. Однако и сегодня политической воли для безоговорочного учреждения принципа взаимного признания профессиональной квалификации не хватает. До 19 апреля 2007 г. данный вопрос регулировался: во-первых, рядом секторальных директив[9], устанавливающих минимальные требования к качеству образования главным образом врачей разных специальностей, в том числе стоматологов, санитаров, ветеринаров, фармацевтов, а также архитекторов и учреждающих принцип взаимного признания соответствующих дипломов; во-вторых, тремя общими директивами[10] относительно дипломов, полученных в результате обучения сроком три года и выше, и дипломов, полученных в результате одного - трех летнего срока обучения. В отличие от секторальных директив в общих директивах принцип взаимного признания дипломов не провозглашался автоматически; это значит, что принимающее государство как минимум сохраняло право дополнительного тестирования соискателей.