Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа
Целью данной работы - рассмотрение двухуровневой банковской системы России. Необходимо уделить особое внимание последствиям глобального финансового кризиса и мероприятиям по их минимизации.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы двухуровневой банковской системы в России;
2. Рассмотреть банковскую систему России на современном этапе;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения двухуровневой банковской системы в России……………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие банковской системы……………………………………………….5
1.2. Формирование банковской системы в России …………………………….6
1.3. Структура двухуровневой банковской системы в России ……………….9
2. Банковская система России на современном этапе…………………………15
2.1 Общая структура, принципы организации и особенности функционирования………………………………………………………………15
2.1.1 Деятельность Центрального банка России………………………………15
2.1.2 Коммерческие банки в составе банковской системы РФ……………….17
2.2 Количественные и качественные показатели банковской системы РФ….20
2.3 Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ…………....23
3. Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2015 г………..31
3.1. Задачи по реформированию банковского сектора и ожидаемые итоги его развития…………………………………………………………………………..31
3.2. Основные направления совершенствования банковского регулирования и надзора в РФ……………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42
В настоящее время Банком России реализована наиболее простая опция по оценке кредитного риска - Упрощенный стандартизированный подход Компонента I Базеля II. Проводится предварительная работа, направленная на подготовку к внедрению подхода, базирующегося на самостоятельных внутрибанковских оценках параметров кредитного риска (подход, основанный на внутренних рейтингах, или IRB-подход), и минимальных требований к внутренним процедурам кредитных организаций по оценке достаточности собственных средств (капитала) в рамках Компонента II Базеля II.
Оценка уровня готовности российской банковской системы к внедрению IRB-подхода и реализации положений Компонента II Базеля II в настоящее время проводится в рамках программы сотрудничества с Европейским центральным банком.
В целях внедрения Базеля II, в том числе IRB- подхода (Компонент I), а также Компонента II Правительство Российской Федерации и Банк России проведут работу по внесению соответствующих изменений в законодательство. При этом предполагается, что круг банков, реализующих IRB-подход, будет весьма ограниченным. Это связано в том числе с высокими требованиями к таким банкам по состоянию баз данных и внутрибанковских систем управления рисками. Ориентировочно внедрение Компонента II Базеля II может начаться не ранее 2014 года, IRB – подхода Компонента I Базеля II – после 2015 года.
В рамках выполнения Российской Федерацией принятых на высшем уровне обязательств по реализации решений «Группы 20» будет обеспечена реализация одобренных международным сообществом предложений Совета по финансовой стабильности и Базельского комитета по банковскому надзору, в том числе по следующим направлениям:
1) повышение требований к качеству и достаточности капитала и уровню ликвидности;
2) развитие макропруденциальных подходов в рамках выявления и оценки системных рисков, анализа системной устойчивости банковского сектора, использования полученной информации в целях индивидуального и консолидированного банковского надзора и банковского регулирования, включая так называемый «контрциклический аспект»;
3) развитие стандартов отчетности;
4) реформирование системы выплат и вознаграждений;
5) трансграничные аспекты финансового оздоровления и банкротства системно значимых кредитных организаций. Реализация соответствующих положений будет осуществляться с учетом специфики российской экономики и особенностей российского банковского сектора.
В рамках реализации новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержания необходимого уровня ликвидности, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору (Базель III), предусматривается в том числе (1) пересмотр структуры регулятивного капитала путем выделения его ключевого компонента, т.н. «базового» (акционерного) капитала; (2) дополнительно к минимальным требованиям к достаточности «базового» капитала установление требования к формированию т.н. «буферов» капитала («буфера консервации» и «контрциклического буфера») являющихся источником покрытия убытков банков в условиях стресса; (3) введение в дополнение к риск-ориентированному показателю достаточности капитала т.н. показателя «левериджа», рассчитываемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и внебалансовых позиций без учета уровня риска по ним; (4) введение двух нормативов ликвидности, определяемых с учетом стресс-сценариев: показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в случае возникновения общерыночной напряженной ситуации с ликвидностью (стрессовая ситуация) и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования к необходимому фондированию (исходя из характеристик ликвидности активов и внебалансовых позиций банка и проводимых им операций) на временнóм горизонте один год.
Внедрение новых регулятивных стандартов Базеля III в области капитала и ликвидности предполагается начать в 2011 году (т.н. период наблюдения по ряду стандартов), а завершить в 2018 году. Таким образом, новые регулятивные стандарты в полной мере будут действовать с 1 января 2019 года. При этом предусматриваются согласованные на международном уровне этапы внедрения, которые в том числе включают:
1) в части требований к капиталу: 2013-2015 гг. – поэтапное введение требований к достаточности «базового» капитала и основного капитала;
2) в части «буфера консервации» капитала: 2016-2018 гг. – поэтапное введение требования к формированию указанного «буфера»;
3) в части показателя «левериджа»: 2011-2012 гг. – период мониторинга; 2013-2017 гг. - период «параллельного» расчета показателя (показатель «левериджа» и его компоненты будут сопоставляться с риск-ориентированными требованиями к капиталу) в том числе с 1 января 2015 г. – раскрытие информации о показателе и его компонентах; с 1 января 2018 г. – введение показателя «левериджа» в качестве обязательного;
4) в части стандартов ликвидности:
- показатель краткосрочной ликвидности: 2011-2014 гг. – период наблюдения за уровнем показателя; с 1 января 2015 г. – введение показателя краткосрочной ликвидности в качестве обязательного;
- показатель чистого стабильного фондирования: 2012-2017 гг. – период наблюдения за уровнем показателя; с 1 января 2018 г. – введение показателя чистого стабильного фондирования в качестве обязательного [18].
Заключение
В данной работе была предпринята попытка проанализировать основные тенденции, черты и перспективы развития банковского сектора Российской Федерации. Так, были рассмотрены свойства банковской системы в целом, а также её функции, структура и цели.
Банковская система представляет собой общность разнообразных кредитно-расчётных организаций. Прежде всего, это всевозможные коммерческие банки, но встречаются и другие предприятия, занимающиеся кредитной политикой. Управление системой лежит на плечах Центрального Банка (в некоторых странах, например, в США его обязанности выполняют другие центры). Но в целом принцип работы остаётся таким же. Главная задача системы – это регулирование всех финансовых отношений страны, а так же её положение в экономической политике всего мира. Так как мировая экономика тесно связана с событиями, происходящими в каждой отдельной стране, то правительство каждого государства должно следить за тем, чтобы их экономика была на постоянном высоком уровне.
Законодательство России закрепляет уже сложившуюся в государстве двухуровневую банковскую систему, в которой первый представлен Центральным Банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из многочисленных негосударственных (чаще всего коммерческих) банков, находящихся в частной, корпоративной и муниципальной собственности. Банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями. Несмотря на законодательное закрепление за Центральным Банком права проведения всех видов банковских операций, его главной функцией выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих и иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг.
Специфика анализа заключается в том, что основные тенденции развития банковской системы были частично прерваны финансово-экономическим кризисом. Прежде, для российской банковской системы были характерны стремительный рост активов банков, превышающий темп роста их собственного капитала, постепенное сокращение ставки процента, устойчивое уменьшение количества действующих кредитных организаций, постепенный рост отношения выданных банками кредитов к активам, кредитам к ВВП и др.
В качестве присущих системе проблем были выделены низкая капитализация банковского сектора, недостаточная надёжность и недостаточное доверие населения, ряд региональных и структурных диспропорций в экономике, макроэкономическая нестабильность, отсутствие ясной стратегии развития, высокая концентрация, институциональные проблемы в экономике и др.
Финансово-экономический кризис, обусловленный комплексом внешних и внутренних причин, вызвал резко сокращение притока капитала в банки, увеличил стоимость заимствования за рубежом, привёл к банкротству ряда банков, дестабилизировал экономику в целом, что привело к росту ставок по выдаваемым кредитам и, соответственно, к сокращению кредитования.
Недостаток ликвидности и «длинных» пассивов банковской системы ухудшил возможности банков по выдаче кредитов, а рост просроченной задолженности угрожает вызвать вторую волну банковского кризиса. Принятые регулятором и правительством меры позволили смягчить последствия, однако выйти на докризисные темпы роста все еще не удается, неопределенность остается высокой. Сложность прогнозирования во много объясняется тем, что состояние банковского сектора сейчас зависит от состояния экономики РФ в целом и ситуации на мировых рынках.
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 21.11.2011 N 327-ФЗ).
2. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 15 февраля 2010 г.)
3. А. Кудрин. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики – 2011 - №1. С. 9 – 27.
4. Банковское дело: учебник/ Е. П. Жарковская. – Москва: «Омега-Л», 2009. – 478 с.
5. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 540 с.
6. Д.Н. Ананьев. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития // Деньги и кредит – 2011 - №3. с.5.
7. Деньги. Кредит. Банки: учебник /под ред. проф. В. В. Иванова, проф. Б. И. Соколова. – Москва: «Проспект», 2010. – 848 с.
8. Курс экономической теории: учебник / под ред. М.Н. Чепурина. – Киров: «АСА», 2010. - 848 с.
9. Национальные банковские системы: учебник/под ред. проф. В. И. Рыбина. – Москва: «Инфра-М», 2009. – 528 с.
10. О.А. Тарасенко, Е.Г. Фоменко. Банковская система Российской Федерации и ее антикризисное регулирование: учебное пособие. – Москва: «Норма», 2009. – 304 с.
11. Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы / под ред. Е.Т. Гайдара. – М.: ИЭПП, 2010. – 657 с.
12. С. Дробышевский, С. Пащенко. Анализ конкуренции в российском банковском секторе. – М.: ИЭПП, 2009. – 130 с.
13. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.
14. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М: Финансы, ЮНИТИ, 2007. – 518 с.
15. Финансы: Учебник, 2-е издание переработанное и дополненное. Под ред. В.В. Ковалева – М.: ТК Велби. Издательство Проспект, 2008. – 634 с.
16. Банк России, www.cbr.ru
17. Федеральная служба государственной статистики, www.gks.ru
37