Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа
Целью данной работы - рассмотрение двухуровневой банковской системы России. Необходимо уделить особое внимание последствиям глобального финансового кризиса и мероприятиям по их минимизации.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы двухуровневой банковской системы в России;
2. Рассмотреть банковскую систему России на современном этапе;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения двухуровневой банковской системы в России……………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие банковской системы……………………………………………….5
1.2. Формирование банковской системы в России …………………………….6
1.3. Структура двухуровневой банковской системы в России ……………….9
2. Банковская система России на современном этапе…………………………15
2.1 Общая структура, принципы организации и особенности функционирования………………………………………………………………15
2.1.1 Деятельность Центрального банка России………………………………15
2.1.2 Коммерческие банки в составе банковской системы РФ……………….17
2.2 Количественные и качественные показатели банковской системы РФ….20
2.3 Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ…………....23
3. Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2015 г………..31
3.1. Задачи по реформированию банковского сектора и ожидаемые итоги его развития…………………………………………………………………………..31
3.2. Основные направления совершенствования банковского регулирования и надзора в РФ……………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42
Очевидно, что Банк России – некоммерческая организация.
Исходя из приведенных выше целей, можно выделить следующие группы функций Банка России:
1) основополагающие (разработка и реализация КДП, денежная эмиссия и организация наличного обращения, управление ЗВР);
2) установочно-разрешительные (установление правил проведения расчетов внутри страны и с международными организациями, установление правил отчетности, установление валютных курсов);
3) регистрационно-лицензионные (госрегистрация кредитных организаций и их лицензирование, приостановление действий лицензий, регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями);
4) кредитно-надзорные (рефинансирование кредитных организаций, надзор за деятельностью банков и банковских групп);
5) операционные (обслуживание счетов бюджетов разных уровней);
6) прогнозно-аналитические (прогноз платежного баланса и других показателей, анализ экономики России и обнародование данных).
В целом данный список функций соответствует функциям центральных банков зарубежных стран с похожей организацией банковской системы.
Вероятно, важнейшей из функций является разработка и реализация Банком России кредитно-денежной политики. Она разрабатывается на трехлетний период и включает как качественные, так и количественные показатели. Среди последних выделяют такие ориентиры, как уровень инфляции, показатели денежной массы, процентных ставок и объема ЗВР.
Реализация КДП производится посредством применения законодательно закрепленных инструментов. В их число входят:
1) процентные ставки по операциям Банка России. В первую очередь это ставка рефинансирования, размер которой с 29 марта 2010 г. составляет 8,25%, а также ставки по кредитам «овернайт», предоставляемым кредитным организациям для обеспечения платежей по корреспондентским счетам в течение дня (также 8,25%).
2) норматив обязательных резервов, депонируемых в ЦБ, непосредственно влияющий на величину денежного предложения. В настоящее время норма резервирования равна 2,5%.
3) операции на открытом рынке. Признанный в развитых странах метод, суть которого – купля-продажа ЦБ гособлигаций и прочих ценных бумаг. Долгое время ЦБ использовал данный инструмент для абсорбции избыточной ликвидности, поступавшей в экономику вследствие высоких цен на нефть, однако в настоящее время сальдо предоставления ликвидности положительно, что вызвано стремлением поддержать систему коммерческих банков.
4) рефинансирование кредитных организаций. Может проходить по двум сценариям: под залог ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России и под залог векселей и прав требования к предприятиям материального производства.
5) политика валютного курса. При этом банк ограничен балансом спроса и предложения на валютном рынке. Проект направлений КДП на 2006-2009 гг. предусматривал снижение государственного регулирования, однако кризисные явления в финансовом секторе откладывают решение этой задачи.
6) валютные интервенции. Использование ЗВР позволяет изменить баланс спроса и предложения на валютном рынке. Инструмент активно применялся на начальном этапе кризиса для обеспечения плавной девальвации рубля во избежание шоков и обесценения депозитов.
7) установление ориентиров показателей денежной массы.
8) прямые количественные ограничения.
Можно с уверенность утверждать, что данный набор инструментов соответствует мировой практике, однако эффективность и пропорции их использования остаются спорными. Вероятно, в ближайшей перспективе Банк России сконцентрирует свои усилия на процентной политике с целью сдерживания роста цен, а также на операциях на открытом рынке, что, однако, требует параллельного развития фондовых институтов.
В заключение можно отметить, что одно из ключевых направлений деятельности ЦБ – развитие банковской системы РФ – зачастую подвергается критике. Тем не менее, Банк России при активном участии экспертов международных организаций разрабатывает среднесрочные стратегии развития национальной банковской системы, включающие меры по поддержке коммерческих банков, совершенствованию правовой базы и сбалансированному росту качества предоставляемых банковских услуг. Некоторые пункты стратегии и эффективность ее реализации будут рассмотрены далее.
2.1.3 Коммерческие банки в составе банковской системы РФ
Коммерческие банки выполняют в экономике функции, принципиально отличные от функций Центрального банка, но при этом значение их деятельности крайне велико. Особое положение коммерческих банков определяется тем, что они опосредуют практически все рыночные денежные отношения и могут служить как мощным стимулом для экономического развития, так и барьером, затрудняющим его.
Важнейшим функциям коммерческих банков относятся:
1) создание денег. Система коммерческих банков, осуществляя кредитные операции, умножает массу безналичных денег в экономике за счет эффекта мультипликации.
2) распределительная. Банки, посредством приема вкладов и выдачи кредитов, способствуют эффективному перераспределению экономических ресурсов.
3) расчетная. Банки участвуют в исполнении практически всех расчетов между субъектами экономики. При этом они осуществляют их наиболее безопасным и удобным для клиентов способом.
4) контрольно-регулятивная. Банковская система выступает регулятором рыночной экономики с помощью специальных инструментов.
5) финансовое посредничество.
Для успешного осуществления данных функций банки должны обладать высокой степенью самостоятельности в принятии решений. Государство задает рамки деятельности коммерческих банков и устанавливает «правила игры», но не может отдавать им прямых приказов.
В России по состоянию на 01.013.2010 г. действовали 997 коммерческих банков с активами, превышающими 29 триллионов рублей. Начиная с середины 90-х годов наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа коммерческих банков, однако многие эксперты считают, что оптимальным для России является меньшее количество банков. Так согласно исследованию, проведенному центром экономических исследований Московской финансово-промышленной академии в 2006 г., равновесное число банков в России должно находиться в диапазоне 180-220. Избыток банков часто относят к последствиям либерализации 90-х, предполагается, что процесс концентрации капитала продолжится. При этом основная часть активов (47,8%) сконцентрирована в пяти ведущих банках, большая часть коммерческих банков – мелкие локальные игроки.
Принципиально действующие на территории России банки можно классифицировать на организации с участием государственного капитала, организации, основанные на частной национальной собственности, и организации с участием иностранного капитала. Исторически доминирующую роль в банковском секторе играли организации со значительной долей государственной собственности. Совокупная доля федеральных и муниципальных органов власти в банковском капитале приближается к 45%. Важнейшими учреждениями с высокой долей участия государства являются:
- государственная корпорация «Внешэкономбанк», имеющая целью повышение конкурентоспособности российской экономики, управление государственными долгами и активами, развитие инфраструктуры, поддержку экспорта и малого бизнеса;
- Сберегательный банк РФ, занимающий лидирующее положение практически по всем показателям банковской деятельности. Концентрирует до 30% совокупного банковского капитала, обладает широчайшей сетью филиалов (более 19 тысяч). Подконтролен Центральному банку РФ (около 60% капитала), при этом около четверти акций принадлежит иностранным инвесторам [16].
- банк ВТБ, лидирующий по размеру уставного капитала среди коммерческих банков. Доля Правительства РФ в капитале – 85,5%. Банк предоставляет широкий спектр услуг, является одним из ведущих кредиторов экономики и обладает наивысшим среди российских банков кредитным рейтингом.
Среди других крупных игроков можно выделить «Газпромбанк» (мажоритарный акционер – ОАО «Газпром»), «Росэксимбанк» и «Российский банк развития» («Внешэкономбанк»), «Россельхозбанк» (Росимущество), Транскредитбанк (ОАО «РЖД»), «Банк Москвы» (правительство Москвы).
Банки с участием иностранного капитала также занимают важное место в национальной кредитной системе. На 1.03. 2010 их насчитывалось 227. Банки с долей иностранных инвесторов в основном капитале свыше 50% (108 единиц) контролируют 18,3% совокупных банковских активов страны. Вместе с тем стоит отметить, что Центральный банк проводит протекционистскую политику на рынке банковских услуг, вследствие чего запрещено образование прямых филиалов иностранных банков. Россия также пытается добиться установления квоты на участие иностранного в совокупном объеме уставного капитала кредитных организаций равной 50%.
Доля национального частного капитала превышает 25%. Частный капитал занимают лидирующие позиции в секторе малых банков, которые работают преимущественно с населением и малым бизнесом. Важнейшие частные банки – Альфабанк, «Уралсиб», МДМ-Банк, банк «Возрождение» (все входят в тридцатку крупнейших банков России) – осуществляют полный спектр банковских операций, включая инвестиционный бизнес и управление активами. Также велика их роль на кредитном рынке [18].
В целом система коммерческих банков России испытывает ряд трудностей, как традиционных, так и недавно возникших вследствие глобального финансового кризиса. Конкретные примеры, а также мероприятия по борьбе с проблемами будут рассмотрены в соответствующей главе.
2.2 Количественные и качественные показатели банковской системы РФ
Рассмотрение стоящих перед кредитным сектором проблем целесообразно начать после рассмотрения динамики основных показателей, характеризующих банковскую систему.
Отдельно следует отметить данные об изменении количества зарегистрированных и действующих на территории РФ кредитных организаций.
Таблица 1.
Регистрация и лицензирование кредитных организаций в РФ в 2005 – 2010 гг.
Показатель | 1.01.05 | 1.01.06 | 1.01.07 | 1.01.08 | 1.01.09 | 1.01.10 | 1.03.10 |
Количество зарегистрированных кредитных организаций | 1518 | 1409 | 1345 | 1296 | 1228 | 1 178 | 1170 |
Количество действующих кредитных организаций | 1299 | 1253 | 1189 | 1136 | 1108 | 1058 | 1048 |
Из них с иностранным участием | 131 | 136 | 153 | 202 | 221 | 226 | 227 |
Уставный капитал действующих кредитных организаций | 380468 | 444377 | 566513 | 731736 | 881350 | 1244364 | н/д |
Очевидно достаточно стабильное уменьшение количества зарегистрированных и действующих в России кредитных организаций. В меньшем числе случаев это связано с процессом слияния капиталов для удержания на рынке; в основном сокращение происходило за счет отзыва лицензий: уменьшалось количество банков, участвовавших во все более рисковой «теневой» деятельности, мало связанной с предоставлением банковских услуг. На фоне снижения общего числа действующих организаций показателен рост количества банков с иностранным участием, несмотря на ряд ограничений в этой области. Уставный капитал действующих кредитных организаций увеличился с января 2005 года по январь 2010 года в 3,27 раза, что означает увеличение возможностей банковской системы по кредитованию населения, предприятий. По данным Центробанка России, на начало марта 2010 г. 50,6% действующих кредитных организаций располагались в Москве и Московской области, в течение последних 5 лет данный показатель практически не менялся [16].
Таблица 2.
Основные показатели развития банковской системы РФ в 2005 -2010 гг.
Показатель | 1.01.05 | 1.01.06 | 1.01.07 | 1.01.08 | 1.01.09 | 1.01.10 |
Активы банковского сектора, млрд. руб. | 7100,6 | 9696,2 | 13963,5 | 20125,1 | 28022,3 | 29430,0 |
Рост активов за год, % | 26,8 | 36,5 | 44,0 | 44,1 | 39,2 | 5,0 |
Номинальный ВВП, млрд. руб. | 17048,1 | 21625,4 | 26903,5 | 33111,4 | 41668,0 | 39063.6 |
Отношение активов кредитных организаций к ВВП, % | 41,7 | 44,8 | 51,9 | 60,8 | 67,9 | 75,4 |
Кредиты нефинансовым организациям, банкам и физическим лицам, млрд. руб. | 4282,6 | 6064,7 | 8 880,0 | 13705,2 | 19028,1 | 18841,4 |
Отношение кредитов к активам, % | 60,3 | 62,5 | 63,6 | 68,1 | 67,9 | 64,0 |