Двухуровневая банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы - рассмотрение двухуровневой банковской системы России. Необходимо уделить особое внимание последствиям глобального финансового кризиса и мероприятиям по их минимизации.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы двухуровневой банковской системы в России;
2. Рассмотреть банковскую систему России на современном этапе;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы изучения двухуровневой банковской системы в России……………………………………………………………………………..5
1.1. Понятие банковской системы……………………………………………….5
1.2. Формирование банковской системы в России …………………………….6
1.3. Структура двухуровневой банковской системы в России ……………….9
2. Банковская система России на современном этапе…………………………15
2.1 Общая структура, принципы организации и особенности функционирования………………………………………………………………15
2.1.1 Деятельность Центрального банка России………………………………15
2.1.2 Коммерческие банки в составе банковской системы РФ……………….17
2.2 Количественные и качественные показатели банковской системы РФ….20
2.3 Проблемы и перспективы развития банковской системы РФ…………....23
3. Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2015 г………..31
3.1. Задачи по реформированию банковского сектора и ожидаемые итоги его развития…………………………………………………………………………..31
3.2. Основные направления совершенствования банковского регулирования и надзора в РФ……………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Минзаря.doc

— 310.00 Кб (Скачать)

Очевидно, что Банк России – некоммерческая организация.

Исходя из приведенных выше целей, можно выделить следующие группы функций Банка России:

1)     основополагающие (разработка и реализация КДП, денежная эмиссия и организация наличного обращения, управление ЗВР);

2)     установочно-разрешительные (установление правил проведения расчетов внутри страны и с международными организациями, установление правил отчетности, установление валютных курсов);

3)     регистрационно-лицензионные (госрегистрация кредитных организаций и их лицензирование, приостановление действий лицензий, регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями);

4)     кредитно-надзорные (рефинансирование кредитных организаций, надзор за деятельностью банков и банковских групп);

5)     операционные (обслуживание счетов бюджетов разных уровней);

6)     прогнозно-аналитические (прогноз платежного баланса и других показателей, анализ экономики России и обнародование данных).

В целом данный список функций соответствует функциям центральных банков зарубежных стран с похожей организацией банковской системы.

Вероятно, важнейшей из функций является разработка и реализация Банком России кредитно-денежной политики. Она разрабатывается на трехлетний период и включает как качественные, так и количественные показатели. Среди последних выделяют такие ориентиры, как уровень инфляции, показатели денежной массы, процентных ставок и объема ЗВР.

Реализация КДП производится посредством применения законодательно закрепленных инструментов. В их число входят:

1)     процентные ставки по операциям Банка России. В первую очередь это ставка рефинансирования, размер которой с 29 марта 2010 г. составляет 8,25%, а также ставки по кредитам «овернайт», предоставляемым кредитным организациям для обеспечения платежей по корреспондентским счетам в течение дня (также 8,25%).

2)     норматив обязательных резервов, депонируемых в ЦБ, непосредственно влияющий на величину денежного предложения. В настоящее время норма резервирования равна 2,5%.

3)     операции на открытом рынке. Признанный в развитых странах метод, суть которого – купля-продажа ЦБ гособлигаций и прочих ценных бумаг. Долгое время ЦБ использовал данный инструмент для абсорбции избыточной ликвидности, поступавшей в экономику вследствие высоких цен на нефть, однако в настоящее время сальдо предоставления ликвидности положительно, что вызвано стремлением поддержать систему коммерческих банков.

4)     рефинансирование кредитных организаций. Может проходить по двум сценариям: под залог ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России и под залог векселей и прав требования к предприятиям материального производства.

5)     политика валютного курса. При этом банк ограничен балансом спроса и предложения на валютном рынке. Проект направлений КДП на 2006-2009 гг. предусматривал снижение государственного регулирования, однако кризисные явления в финансовом секторе откладывают решение этой задачи.

6)     валютные интервенции. Использование ЗВР позволяет изменить баланс спроса и предложения на валютном рынке. Инструмент активно применялся на начальном этапе кризиса для обеспечения плавной девальвации рубля во избежание шоков и обесценения депозитов.

7)     установление ориентиров показателей денежной массы.

8)     прямые количественные ограничения.

Можно с уверенность утверждать, что данный набор инструментов соответствует мировой практике, однако эффективность и пропорции их использования остаются спорными. Вероятно, в ближайшей перспективе Банк России сконцентрирует свои усилия на процентной политике с целью сдерживания роста цен, а также на операциях на открытом рынке, что, однако, требует параллельного развития фондовых институтов.

В заключение можно отметить, что одно из ключевых направлений деятельности ЦБ – развитие банковской системы РФ – зачастую подвергается критике. Тем не менее, Банк России при активном участии экспертов международных организаций разрабатывает среднесрочные стратегии развития национальной банковской системы, включающие меры по поддержке коммерческих банков, совершенствованию правовой базы и сбалансированному росту качества предоставляемых банковских услуг. Некоторые пункты стратегии и эффективность ее реализации будут рассмотрены далее.

 

2.1.3 Коммерческие банки в составе банковской системы РФ

 

Коммерческие банки выполняют в экономике функции, принципиально отличные от функций Центрального банка, но при этом значение их деятельности крайне велико. Особое положение коммерческих банков определяется тем, что они опосредуют практически все рыночные денежные отношения и могут служить как мощным стимулом для экономического развития, так и барьером, затрудняющим его.

Важнейшим функциям коммерческих банков относятся:

1)     создание денег. Система коммерческих банков, осуществляя кредитные операции, умножает массу безналичных денег в экономике за счет эффекта мультипликации.

2)     распределительная. Банки, посредством приема вкладов и выдачи кредитов, способствуют эффективному перераспределению экономических ресурсов.

3)     расчетная. Банки участвуют в исполнении практически всех расчетов между субъектами экономики. При этом они осуществляют их наиболее безопасным и удобным для клиентов способом.

4)     контрольно-регулятивная. Банковская система выступает регулятором рыночной экономики с помощью специальных инструментов.

5)     финансовое посредничество.

Для успешного осуществления данных функций банки должны обладать высокой степенью самостоятельности в принятии решений. Государство задает рамки деятельности коммерческих банков и устанавливает «правила игры», но не может отдавать им прямых приказов.

В России по состоянию на 01.013.2010 г. действовали 997 коммерческих банков с активами, превышающими 29 триллионов рублей. Начиная с середины 90-х годов наблюдается устойчивая тенденция к сокращению числа коммерческих банков, однако многие эксперты считают, что оптимальным для России является меньшее количество банков. Так согласно исследованию, проведенному центром экономических исследований Московской финансово-промышленной академии в 2006 г., равновесное число банков в России должно находиться в диапазоне 180-220. Избыток банков часто относят к последствиям либерализации 90-х, предполагается, что процесс концентрации капитала продолжится. При этом основная часть активов (47,8%) сконцентрирована в пяти ведущих банках, большая часть коммерческих банков – мелкие локальные игроки.

Принципиально действующие на территории России банки можно классифицировать на организации с участием государственного капитала, организации, основанные на частной национальной собственности, и организации с участием иностранного капитала. Исторически доминирующую роль в банковском секторе играли организации со значительной долей государственной собственности. Совокупная доля федеральных и муниципальных органов власти в банковском капитале приближается к 45%. Важнейшими учреждениями с высокой долей участия государства являются:

- государственная корпорация «Внешэкономбанк», имеющая целью повышение конкурентоспособности российской экономики, управление государственными долгами и активами, развитие инфраструктуры, поддержку экспорта и малого бизнеса;

- Сберегательный банк РФ, занимающий лидирующее положение практически по всем показателям банковской деятельности. Концентрирует до 30% совокупного банковского капитала, обладает широчайшей сетью филиалов (более 19 тысяч). Подконтролен Центральному банку РФ (около 60% капитала), при этом около четверти акций принадлежит иностранным инвесторам [16].

- банк ВТБ, лидирующий по размеру уставного капитала среди коммерческих банков. Доля Правительства РФ в капитале – 85,5%. Банк предоставляет широкий спектр услуг, является одним из ведущих кредиторов экономики и обладает наивысшим среди российских банков кредитным рейтингом.

Среди других крупных игроков можно выделить «Газпромбанк» (мажоритарный акционер – ОАО «Газпром»), «Росэксимбанк» и «Российский банк развития» («Внешэкономбанк»), «Россельхозбанк» (Росимущество), Транскредитбанк (ОАО «РЖД»), «Банк Москвы» (правительство Москвы).

Банки с участием иностранного капитала также занимают важное место в национальной кредитной системе. На 1.03. 2010 их насчитывалось 227. Банки с долей иностранных инвесторов в основном капитале свыше 50% (108 единиц) контролируют 18,3% совокупных банковских активов страны. Вместе с тем стоит отметить, что Центральный банк проводит протекционистскую политику на рынке банковских услуг, вследствие чего запрещено образование прямых филиалов иностранных банков. Россия также пытается добиться установления квоты на участие иностранного в совокупном объеме уставного капитала кредитных организаций равной 50%.

Доля национального частного капитала превышает 25%. Частный капитал занимают лидирующие позиции в секторе малых банков, которые работают преимущественно с населением и малым бизнесом. Важнейшие частные банки – Альфабанк, «Уралсиб», МДМ-Банк, банк «Возрождение» (все входят в тридцатку крупнейших банков России) – осуществляют полный спектр банковских операций, включая инвестиционный бизнес и управление активами. Также велика их роль на кредитном рынке [18].

В целом система коммерческих банков России испытывает ряд трудностей, как традиционных, так и недавно возникших вследствие глобального финансового кризиса. Конкретные примеры, а также мероприятия по борьбе с проблемами будут рассмотрены в соответствующей главе.

 


2.2 Количественные и качественные показатели банковской системы РФ

 

Рассмотрение стоящих перед кредитным сектором проблем целесообразно начать после рассмотрения динамики основных показателей, характеризующих банковскую систему.

Отдельно следует отметить данные об изменении количества зарегистрированных и действующих на территории РФ кредитных организаций.

Таблица 1.

Регистрация и лицензирование кредитных организаций в РФ в 2005 – 2010 гг.

Показатель

1.01.05

1.01.06

1.01.07

1.01.08

1.01.09

1.01.10

1.03.10

Количество зарегистрированных кредитных организаций

1518

1409

1345

1296

1228

1 178

1170

Количество действующих кредитных организаций

1299

1253

1189

1136

1108

1058

1048

Из них с иностранным участием

131

136

153

202

221

226

227

Уставный капитал действующих кредитных организаций

380468

444377

566513

731736

881350

1244364

н/д

 

Очевидно достаточно стабильное уменьшение количества зарегистрированных и действующих в России кредитных организаций. В меньшем числе случаев это связано с процессом слияния капиталов для удержания на рынке; в основном сокращение происходило за счет отзыва лицензий: уменьшалось количество банков, участвовавших во все более рисковой «теневой» деятельности, мало связанной с предоставлением банковских услуг. На фоне снижения общего числа действующих организаций показателен рост количества банков с иностранным участием, несмотря на ряд ограничений в этой области. Уставный капитал действующих кредитных организаций увеличился с января 2005 года по январь 2010 года в 3,27 раза, что означает увеличение возможностей банковской системы по кредитованию населения, предприятий. По данным Центробанка России, на начало марта 2010 г. 50,6% действующих кредитных организаций располагались в Москве и Московской области, в течение последних 5 лет данный показатель практически не менялся [16].

Таблица 2.

Основные показатели развития банковской системы РФ в 2005 -2010 гг.

Показатель

1.01.05

1.01.06

1.01.07

1.01.08

1.01.09

1.01.10

Активы банковского сектора, млрд. руб.

7100,6

9696,2

13963,5

20125,1

28022,3

29430,0

Рост активов за год, %

26,8

36,5

44,0

44,1

39,2

5,0

Номинальный ВВП, млрд. руб.

17048,1

21625,4

26903,5

33111,4

41668,0

39063.6

Отношение активов кредитных организаций к ВВП, %

41,7

44,8

51,9

60,8

67,9

75,4

Кредиты нефинансовым организациям, банкам и физическим лицам, млрд. руб.

4282,6

6064,7

8 880,0

13705,2

19028,1

18841,4

Отношение кредитов к активам, %

60,3

62,5

63,6

68,1

67,9

64,0

Информация о работе Двухуровневая банковская система