Древняя Индия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:47, реферат

Описание работы

Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным

Содержание

Введение
Древняя Индия
Религия Древней Индии
Ведизм
Буддизм
Индуизм
Философия
Джайнизм
Йога
Литература, лингвистика Древней Индии
ВЕДЫ - первый памятник мысли древних индийцев
Упанишады
Махабхарата
Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии.
Математика, астрономия, медицина Древней Индии.
Заключение

Работа содержит 1 файл

древняя индия.docx

— 50.45 Кб (Скачать)

Йога 

    Йога опирается  на Веды и является одной  из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец  Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится. Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям. 

Литература, лингвистика  Древней Индии 

   Историю древнеиндийской  литературы принято подразделять  на несколько этапов: ведийский,  эпический, период классической  санскритской литературы. Для первых  двух этапов характерно преобладание  устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской  жизни являются две великие  эпические поэмы Древней Индии  "Махабхарата" и "Рамаяна". В них запечатлены все стороны  жизни древних индийцев. Эпос  вобрал в себя материал, который,  складываясь из устной поэтической  традиции, приобретал дидактический  характер, включал в себя религиозно-философские  произведения и идеи. В последующие  эпохи многие видные художники  Индии, в числе которых был  и знаменитый Калидас, черпали  свое вдохновение из этих сокровищ  мудрости своего народа.

    В эпоху  классической санскритской литературы  особую популярность приобрел  сборник рассказов и притч  «Панчатантра», основанный на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.

    Из литературы, относимой к буддийской традиции, ярко выделяется творчество поэта  и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.). Написанная им поэма «Буддхачарита» была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской литературе. Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

   Высокого  уровня достигла в Древней  Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно  разрабатывались правила стихосложения,  трактаты по теории метрики  и поэтике. Появляется несколько  школ «поэтической науки», ведутся  споры о жанрах, о цели литературы  и о художественном языке.

    Концепция  божественного характера речи  повлияла на развитие науки  о языке. Считалось, что речь  лежит в основе наук и искусств. В грамматике Панини «Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.

    ВЕДЫ - первый памятник мысли древних индийцев 

   Первым памятником  мысли древних индийцев были "ВЕДЫ", буквально означающие в переводе  с санскрита "знание, ведение". ВЕДЫ, возникнув между вторым  и первым тысячелетием до нашей  эры, сыграли огромную, определяющую  роль в развитии духовной культуры  древнеиндийского общества, включая  развитие философской мысли.

   ВЕДЫ состоят  из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений, жертвенных формул, и так далее.  В них впервые делается попытка  к философскому толкованию окружающей  человека среды. Хотя в них  содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее, их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников. Собственно, первые литературные произведения, в которых делаются попытки философствования, т.е. толкования окружающего человека мира, по своему содержанию не могли быть другими. В образном языке ВЕД выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, первое философское представление о мире, человеке, нравственной жизни. ВЕДЫ делятся на четыре группы (или части). Древнейшая из них - Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь, состоят из четырех сборников. Самый ранний из них - Ригведа, сборник религиозных гимнов (около полутора тысяч лет до нашей эры). Вторая часть ВЕД - Брахманы (сборник ритуальных текстов). На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть ВЕД - араньяки ("лесные книги", правила поведения для отшельников). Четвертая часть ВЕД - Упанишады, собственно философская часть, возникшая около тысячи лет до нашей эры.

    Уже в  это время возникли первые  элементы философского сознания, началось формирование первых  философских учений (и религиозно- идеалистических и материалистических). 

Упанишады 

    Упанишады  ("сидеть около", т.е. у ног  учителя, получая наставления;  или - "тайное, сокровенное знание") - философские тексты, появившиеся  около одной тысячи лет до  нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя  со своим учеником или же  с человеком, ищущим истину  и впоследствии становящимся  его учеником. В общей сложности  известно около сотни Упанишад. В них доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Господствующее место в Упанишадах занимают учения, полагающие в качестве первопричины и первоосновы бытия духовное начало - Брахман, или Атман. Брахман и Атман употребляются обычно как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется для обозначения бога, вездесущего духа, а Атман - души. Начиная с Упанишад, Брахман и Атман становятся центральными понятиями всей индийской философии (и прежде всего - веданты). В некоторых Упанишадах идет отождествления Брахмана и Атмана с материальной первопричиной мира - пищей, дыханием, вещественными первоэлементами (вода, воздух, земля, огонь), или со всем миром в целом. В большинстве же текстов Упанишад Брахман и Атман трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека.

   Красной нитью  через все Упанишады проходит  идея о тождестве духовной  сущности субъекта (человека) и объекта  (природы), что нашло свое отражение  в знаменитом изречении: "Тат  твам аси" ("Ты есть то", или "Ты - одно с тем").  Упанишады и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При общем преобладании объяснении мира как духовного и бестелесного в них представлены и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы явлений мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется стремление объяснить внешний и внутренний мир, состоящим из четырех или даже пяти вещественных элементов. Порой мир представляется как недифференцированное бытие, а его развитие как последовательно прохождение этим бытием определенных состояний: огонь, вода, земля, или же - газообразное, жидкое, твердое. Именно этим и объясняется все то многообразие, которое присуще миру, в том числе человеческому обществу.

   Познание  и приобретенное знание подразделяются  в Упанишадах на два уровня: низшее и высшее. На низшем  уровне можно познавать только  окружающую действительность. Это  знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию  является отрывочным, не полным. Высшее - познание истины, т.е. духовного абсолюта, это восприятие бытия в его целостности, приобрести его можно только с помощью мистической интуиции, последняя же в свою очередь формируется в значительной степени благодаря йогическим упражнениям. Именно высшее знание дает власть над миром.

   Одна из  важнейших проблем в Упанишадах - исследование сущности человека, его психики, душевных волнений  и форм поведения. Мыслители  Древней Индии отмечают сложность  структуры человеческой психики  и выделяют в ней такие элементы, как сознание, воля, память, дыхание,  раздражение, успокоение и т.п.  подчеркивается их взаимосвязь  и взаимовлияние. Несомненным  достижением следует считать  характеристику различных состояний  человеческой психики и, в частности,  бодрствующее состояние, легкий  сон, глубокий сон, зависимость  этих состояний от внешних  стихий и первоэлементов внешнего  мира.

    В области  этики в Упанишадах преобладает  проповедь пассивно- созерцательного  отношения к миру: высшим счастьем  провозглашается избавление души  от всяких мирских привязанностей  и забот. В Упанишадах проводится  различие между материальными  и духовными ценностями, между  благом, как спокойным состоянием  души, и низменной погоней за  чувственными удовольствиями. Кстати, именно в Упанишадах впервые  высказывается концепция переселения  душ (сансара) и воздаяния за  прошлые действия (карма). Здесь выражено  стремление определить причинно-следственную  связь в цепи человеческих  поступков. Делается также попытка  с помощью нравственных принципов  (дхармы) скорректировать поведение  человека на каждой стадии  его существования. Упанишады по существу являются фундаментом для всех или почти всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них были поставлены или разрабатывались идеи, которые длительное время "питали" философскую мысль в Индии. 

Махабхарата 

   Говоря о философии Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную эпическую поэму Махабхарату, состоящую из восемнадцати книг. Основным источником философской мысли более позднего - эпического периода является обширная эпическая поэма "Махабхарата", которая состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами - Пандавами и Кауравами. Наряду с повествованием об этой борьбе в различных книгах "Махабхараты" имеются тексты и философского содержания. Наибольший интерес с этой точки зрения представляют "Бхагавад-Гита", "Мокшадхарма", "Анугита" и некоторые другие (VII в. до н.э. - II в. н.э.).

   По своему  содержанию и направленности  большинство философских идей "Махабхараты"  представляют собой продолжение  и развитие господствующих в  Упанишадах взглядов о Брахман-Атмане или Пуруше как духовном абсолюте и о его постижении как средстве спасения и избавления от оков кармы и сансары. Однако в отличие от Упанишад, где философия представлена преимущественно в виде отдельных высказываний и положений с неустоявшейся, подчас аморфной терминологией, в " Махабхарате" появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие более или менее единую трактовку основных мировоззренческих проблем, начиная от онтологических вплоть до этических и социологических, и имеющие более строго фиксированный и более однозначный понятийный аппарат.

    Главное  значение среди этих концепций  в эпосе приобретает учение  санкхьи и тесно связанной с ней йоги, которые эпизодически упоминались уже в Упанишадах. Правда, эти учения в различных частях "Махабхараты" излагаются по-разному, но везде их основу составляет положение о пракрити, или прадхане (материя, природа), как источнике всего наличного бытия (в том числе психики и сознания) и независимом от нее и незатрагиваемом ее модификациями чистом духе - Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом).

    Наибольший  интерес с философской точки  зрения представляет одна из  книг - Бхагавад-Гита (божественная песнь). В отличие от Упанишад, где философия представлена в виде отдельных высказываний и положений, здесь появляются уже развернутые и цельные философские концепции, дающие трактовку мировоззренческих проблем. Главное значение среди этих концепций приобретает учение санкхьи и тесно связанной с ним йоги, которые эпизодически упоминались в Упанишадах. Основу концепции составляет положение о пракрите (материи, природе), как источнике всего бытия (в том числе и психики, сознания) и не зависимом от нее чистом духе – Пуруше (именуемом также Брахманом, Атманом). Таким образом, мировоззрение дуалистично, основано на признании двух начал.

    Основное  содержание Бхагавад-Гиты составляют поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно индийской мифологии, является восьмой аватарой (воплощением) бога Вишну. Бог Кришна говорит о необходимости для каждого человека выполнять свои социальные (варновые) функции и обязанности, быть безразличным к плодам мирской деятельности, все свои помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита содержит важные представления древнеиндийской философии: о тайне рождения и смерти; о соотношении пракрити и природы человека; о генах (трех материальных началах, рожденных природой: тамас - косное инертное начало, раджас - страстное, деятельное, возбуждающее начало, саттва - возвышающее, просветленное, сознательное начало). Их символами являются соответственно черный, красный и белый цвета, определяющих жизнь людей; о нравственном законе (дхарме) исполнения долга; о пути йогина (человека, посвятившего себя йоге - совершенствованию сознания); о подлинном и не подлинном знании. Главными достоинствами человека называются уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному. 

Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии. 

   Первые по  времени памятники архитектуры  и изобразительного искусства  Древней Индии относятся к  эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-Гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

Информация о работе Древняя Индия