Йога
Йога опирается
на Веды и является одной
из ведических философских школ.
Йога означает "сосредоточение",
ее основателем считается мудрец
Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия
и практика. Йога - есть индивидуальный
путь спасения и предназначена для достижения
контроля над чувствами и мыслями, в первую
очередь, при помощи медитации. В системе
йоги вера в бога рассматривается как
элемент теоретического мировоззрения
и как условие практической деятельности,
направленной на освобождение от страданий.
Соединение с Единым необходимо для осознания
собственного единства. При успешном овладении
медитацией, человек приходит к состоянию
самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии,
достигаемой после целого ряда физических
и психических упражнений и сосредоточенности).
Кроме этого, йога включает в себя и правила
приема пищи. Пища делится на три категории
соответственно трем гунам материальной
природы, к которой она относится. Например,
пища в гунах невежества и страсти способна
умножить страдания, несчастья, болезни
(прежде всего, это мясо). Учителя йоги
особое внимание обращают на необходимость
выработки терпимости по отношению к другим
учениям.
Литература, лингвистика
Древней Индии
Историю древнеиндийской
литературы принято подразделять
на несколько этапов: ведийский,
эпический, период классической
санскритской литературы. Для первых
двух этапов характерно преобладание
устной традиции передачи текста.
Подлинными энциклопедиями индийской
жизни являются две великие
эпические поэмы Древней Индии
"Махабхарата" и "Рамаяна".
В них запечатлены все стороны
жизни древних индийцев. Эпос
вобрал в себя материал, который,
складываясь из устной поэтической
традиции, приобретал дидактический
характер, включал в себя религиозно-философские
произведения и идеи. В последующие
эпохи многие видные художники
Индии, в числе которых был
и знаменитый Калидас, черпали
свое вдохновение из этих сокровищ
мудрости своего народа.
В эпоху
классической санскритской литературы
особую популярность приобрел
сборник рассказов и притч
«Панчатантра», основанный на фольклоре.
Он был переведен на многие языки, достаточно
рано с ним познакомились и в России.
Из литературы,
относимой к буддийской традиции,
ярко выделяется творчество поэта
и драматурга Пшвагхоша (1-2 век н.э.).
Написанная им поэма «Буддхачарита» была
первым искусственным эпосом, появившимся
в индийской литературе. Эпоха Гуптов
была временем развития древнеиндийского
театра. Появились даже специальные трактаты
по драматургии. Определялись задачи театра,
техника игры актеров. Индийская театральная
традиция предшествовала греческой.
Высокого
уровня достигла в Древней
Индии теория литературного творчества,
в том числе и поэзия. Подробно
разрабатывались правила стихосложения,
трактаты по теории метрики
и поэтике. Появляется несколько
школ «поэтической науки», ведутся
споры о жанрах, о цели литературы
и о художественном языке.
Концепция
божественного характера речи
повлияла на развитие науки
о языке. Считалось, что речь
лежит в основе наук и искусств.
В грамматике Панини «Восьмикнижие»
анализ языкового материала проведен
столь глубоко и основательно, что современные
ученые находят сходство между теорией
древних индийцев и современной лингвистикой.
ВЕДЫ
- первый памятник мысли
древних индийцев
Первым памятником
мысли древних индийцев были "ВЕДЫ",
буквально означающие в переводе
с санскрита "знание, ведение".
ВЕДЫ, возникнув между вторым
и первым тысячелетием до нашей
эры, сыграли огромную, определяющую
роль в развитии духовной культуры
древнеиндийского общества, включая
развитие философской мысли.
ВЕДЫ состоят
из гимнов, молитв, заклинаний, песнопений,
жертвенных формул, и так далее.
В них впервые делается попытка
к философскому толкованию окружающей
человека среды. Хотя в них
содержится полусуеверное, полумифическое,
полурелигиозное объяснение окружающего
человека мира, тем не менее, их рассматривают
в качестве философских, а точнее предфилософских,
дофилософских источников. Собственно,
первые литературные произведения, в которых
делаются попытки философствования, т.е.
толкования окружающего человека мира,
по своему содержанию не могли быть другими.
В образном языке ВЕД выражено весьма
древнее религиозное мировоззрение, первое
философское представление о мире, человеке,
нравственной жизни. ВЕДЫ делятся на четыре
группы (или части). Древнейшая из них -
Самхиты (гимны). Самхиты, в свою очередь,
состоят из четырех сборников. Самый ранний
из них - Ригведа, сборник религиозных
гимнов (около полутора тысяч лет до нашей
эры). Вторая часть ВЕД - Брахманы (сборник
ритуальных текстов). На них опиралась
религия брахманизма, господствовавшая
до возникновения буддизма. Третья часть
ВЕД - араньяки ("лесные книги", правила
поведения для отшельников). Четвертая
часть ВЕД - Упанишады, собственно философская
часть, возникшая около тысячи лет до нашей
эры.
Уже в
это время возникли первые
элементы философского сознания,
началось формирование первых
философских учений (и религиозно-
идеалистических и материалистических).
Упанишады
Упанишады
("сидеть около", т.е. у ног
учителя, получая наставления;
или - "тайное, сокровенное знание")
- философские тексты, появившиеся
около одной тысячи лет до
нашей эры и по форме представлявшие,
как правило, диалог мудреца-учителя
со своим учеником или же
с человеком, ищущим истину
и впоследствии становящимся
его учеником. В общей сложности
известно около сотни Упанишад. В
них доминирует проблема первопричины,
первоначала бытия, с помощью которого
объясняется происхождение всех явлений
природы и человека. Господствующее место
в Упанишадах занимают учения, полагающие
в качестве первопричины и первоосновы
бытия духовное начало - Брахман, или Атман.
Брахман и Атман употребляются обычно
как синонимы, хотя Брахман чаще употребляется
для обозначения бога, вездесущего духа,
а Атман - души. Начиная с Упанишад, Брахман
и Атман становятся центральными понятиями
всей индийской философии (и прежде всего
- веданты). В некоторых Упанишадах идет
отождествления Брахмана и Атмана с материальной
первопричиной мира - пищей, дыханием,
вещественными первоэлементами (вода,
воздух, земля, огонь), или со всем миром
в целом. В большинстве же текстов Упанишад
Брахман и Атман трактуются как духовный
абсолют, бестелесная первопричина природы
и человека.
Красной нитью
через все Упанишады проходит
идея о тождестве духовной
сущности субъекта (человека) и объекта
(природы), что нашло свое отражение
в знаменитом изречении: "Тат
твам аси" ("Ты есть то", или "Ты
- одно с тем"). Упанишады и изложенные
в них идеи не содержат логически последовательной
и целостной концепции. При общем преобладании
объяснении мира как духовного и бестелесного
в них представлены и другие суждения
и идеи и, в частности, делаются попытки
натурфилософского объяснения первопричины
и первоосновы явлений мира и сущности
человека. Так, в некоторых текстах проявляется
стремление объяснить внешний и внутренний
мир, состоящим из четырех или даже пяти
вещественных элементов. Порой мир представляется
как недифференцированное бытие, а его
развитие как последовательно прохождение
этим бытием определенных состояний: огонь,
вода, земля, или же - газообразное, жидкое,
твердое. Именно этим и объясняется все
то многообразие, которое присуще миру,
в том числе человеческому обществу.
Познание
и приобретенное знание подразделяются
в Упанишадах на два уровня:
низшее и высшее. На низшем
уровне можно познавать только
окружающую действительность. Это
знание не может быть истинным,
так как оно по своему содержанию
является отрывочным, не полным.
Высшее - познание истины, т.е. духовного
абсолюта, это восприятие бытия в его целостности,
приобрести его можно только с помощью
мистической интуиции, последняя же в
свою очередь формируется в значительной
степени благодаря йогическим упражнениям.
Именно высшее знание дает власть над
миром.
Одна из
важнейших проблем в Упанишадах
- исследование сущности человека,
его психики, душевных волнений
и форм поведения. Мыслители
Древней Индии отмечают сложность
структуры человеческой психики
и выделяют в ней такие элементы,
как сознание, воля, память, дыхание,
раздражение, успокоение и т.п.
подчеркивается их взаимосвязь
и взаимовлияние. Несомненным
достижением следует считать
характеристику различных состояний
человеческой психики и, в частности,
бодрствующее состояние, легкий
сон, глубокий сон, зависимость
этих состояний от внешних
стихий и первоэлементов внешнего
мира.
В области
этики в Упанишадах преобладает
проповедь пассивно- созерцательного
отношения к миру: высшим счастьем
провозглашается избавление души
от всяких мирских привязанностей
и забот. В Упанишадах проводится
различие между материальными
и духовными ценностями, между
благом, как спокойным состоянием
души, и низменной погоней за
чувственными удовольствиями. Кстати,
именно в Упанишадах впервые
высказывается концепция переселения
душ (сансара) и воздаяния за
прошлые действия (карма). Здесь выражено
стремление определить причинно-следственную
связь в цепи человеческих
поступков. Делается также попытка
с помощью нравственных принципов
(дхармы) скорректировать поведение
человека на каждой стадии
его существования. Упанишады по существу
являются фундаментом для всех или почти
всех последующих философских течений,
появившихся в Индии, так как в них были
поставлены или разрабатывались идеи,
которые длительное время "питали"
философскую мысль в Индии.
Махабхарата
Говоря о философии
Древней Индии нельзя не упомянуть и обширную
эпическую поэму Махабхарату, состоящую
из восемнадцати книг. Основным источником
философской мысли более позднего - эпического
периода является обширная эпическая
поэма "Махабхарата", которая состоит
из 18 книг, повествующих о борьбе за власть
между двумя родами - Пандавами и Кауравами.
Наряду с повествованием об этой борьбе
в различных книгах "Махабхараты"
имеются тексты и философского содержания.
Наибольший интерес с этой точки зрения
представляют "Бхагавад-Гита", "Мокшадхарма",
"Анугита" и некоторые другие (VII в.
до н.э. - II в. н.э.).
По своему
содержанию и направленности
большинство философских идей "Махабхараты"
представляют собой продолжение
и развитие господствующих в
Упанишадах взглядов о Брахман-Атмане
или Пуруше как духовном абсолюте и о его
постижении как средстве спасения и избавления
от оков кармы и сансары. Однако в отличие
от Упанишад, где философия представлена
преимущественно в виде отдельных высказываний
и положений с неустоявшейся, подчас аморфной
терминологией, в " Махабхарате" появляются
уже развернутые и цельные философские
концепции, дающие более или менее единую
трактовку основных мировоззренческих
проблем, начиная от онтологических вплоть
до этических и социологических, и имеющие
более строго фиксированный и более однозначный
понятийный аппарат.
Главное
значение среди этих концепций
в эпосе приобретает учение
санкхьи и тесно связанной с ней йоги,
которые эпизодически упоминались уже
в Упанишадах. Правда, эти учения в различных
частях "Махабхараты" излагаются
по-разному, но везде их основу составляет
положение о пракрити, или прадхане (материя,
природа), как источнике всего наличного
бытия (в том числе психики и сознания)
и независимом от нее и незатрагиваемом
ее модификациями чистом духе - Пуруше
(именуемом также Брахманом, Атманом).
Наибольший
интерес с философской точки
зрения представляет одна из
книг - Бхагавад-Гита (божественная песнь).
В отличие от Упанишад, где философия представлена
в виде отдельных высказываний и положений,
здесь появляются уже развернутые и цельные
философские концепции, дающие трактовку
мировоззренческих проблем. Главное значение
среди этих концепций приобретает учение
санкхьи и тесно связанной с ним йоги,
которые эпизодически упоминались в Упанишадах.
Основу концепции составляет положение
о пракрите (материи, природе), как источнике
всего бытия (в том числе и психики, сознания)
и не зависимом от нее чистом духе – Пуруше
(именуемом также Брахманом, Атманом).
Таким образом, мировоззрение дуалистично,
основано на признании двух начал.
Основное
содержание Бхагавад-Гиты составляют
поучения бога Кришны. Бог Кришна, согласно
индийской мифологии, является восьмой
аватарой (воплощением) бога Вишну. Бог
Кришна говорит о необходимости для каждого
человека выполнять свои социальные (варновые)
функции и обязанности, быть безразличным
к плодам мирской деятельности, все свои
помыслы посвящать богу. Бхагавад-Гита
содержит важные представления древнеиндийской
философии: о тайне рождения и смерти;
о соотношении пракрити и природы человека;
о генах (трех материальных началах, рожденных
природой: тамас - косное инертное начало,
раджас - страстное, деятельное, возбуждающее
начало, саттва - возвышающее, просветленное,
сознательное начало). Их символами являются
соответственно черный, красный и белый
цвета, определяющих жизнь людей; о нравственном
законе (дхарме) исполнения долга; о пути
йогина (человека, посвятившего себя йоге
- совершенствованию сознания); о подлинном
и не подлинном знании. Главными достоинствами
человека называются уравновешенность,
отрешенность от страстей и желаний, непривязанность
к земному.
Архитектура, скульптура,
живопись Древней Индии.
Первые по
времени памятники архитектуры
и изобразительного искусства
Древней Индии относятся к
эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее
яркие образцы были созданы в Кушано-Гуптскую
эпоху. Высокими художественными достоинствами
отличались памятники как религиозного,
так и светского характера.