Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 22:47, реферат
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость. С другой стороны, если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным
Введение
Древняя Индия
Религия Древней Индии
Ведизм
Буддизм
Индуизм
Философия
Джайнизм
Йога
Литература, лингвистика Древней Индии
ВЕДЫ - первый памятник мысли древних индийцев
Упанишады
Махабхарата
Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии.
Математика, астрономия, медицина Древней Индии.
Заключение
Для ведизма
характерным было
Многие черты
ведизма вошли в индуизм, это
был новый этап в развитии
духовной жизни, т.е.
Индуизм
В индуизме
на первый план выдвигается
бог - творец, устанавливается строгая
иерархия богов. Появляется
В ранних индуистских текстах говорится о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает в облике Кришны - героя племени Ядавов. Это оватара стала излюбленным сюжетом, а ее герой - персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны снискал такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное направление. Девятая оватара, где Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм буддистских представлений.
Большую
популярность очень рано
Индийцы считали,
что индуистом нельзя стать
- им можно только родится; что
варна, социальная роль, предопределена
навсегда и менять ее - это грех. Особую
силу индуизм набрал в средние века, став
основной религией населения. «Книгой
книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита»
часть этической поэмы «Махабхарата»,
в центре которой - любовь к богу и через
это - путь религиозному освобождению.
Буддизм
Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называтьсяБуддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт.
Буддизм
в своих истоках связан не
только с брахманизмом, но и
с др. религиозными и религиозно
- философскими системами
Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждает буддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам. Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1 вв. до н.э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы, созданный около 80 г. до н.э. на Шри-Ланка и названный позднее "типитака" (санскр. - "трипитака") - "три корзины закона".
В 3-1 вв. до н.э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитие буддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складывается каноническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические "обоснования" главных религиозных догм, нередко именуемые "философией буддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительно небольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое время схоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально - культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого к прекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием, которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс в повиновении.
Буддизм
обогатил религиозную практику
приемом, относящимся к
К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу Махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве- существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и Бодхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего. Разделение Буддизма на две ветви: Хинаяну (“малая повозка”) и Махаяну (“большая повозка”) было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.
Важное различие
между Хинаяной и Махаяной
заключается в том, что
Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.
Как и
всякая религия, буддизм
Философия
В Древней
Индии очень высокого развития
достигла философия. Индийская
философия - это истинно "живые
плоды", продолжающие питать своими
соками мировую человеческую
мысль. Индийская философия
Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).
Наиболее
известная школа
Джайнизм
Джайнистская
школа возникла в VI веке до нашей эры на
основе развития учений (мудрецов). Она
является одной из неортодоксальных философских
школ Древней Индии. Джайнизм возник в
одно время с буддизмом и также в Северной
Индии. Он вобрал в себя учение индуизма
о перерождении душ и воздаяния за поступки.
Наряду с этим он проповедует еще более
строгие правила не причинения вреда любым
живым существам. Поскольку же вспашка
земли может повлечь за собой уничтожение
живых существ - червей, насекомых, среди
джайнов всегда преобладали не земледельцы,
а торговцы, ремесленники, ростовщики.
Этические предписания джайнизма включают
обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности,
строгий запрет воровства. Философия джайнизма
получила свое название по имени одного
из основателей - Вардхамана, по прозвищу
победитель ("Джина"). Цель учения
джайнизма - достижение такого образа
жизни, при котором возможно освобождение
человека от страстей. Главным признаком
души у человека джайнизм считает развитие
сознания. Степень сознательности людей
различна. Это оттого, что душа склонна
отождествлять себя с телом. И, несмотря
на то, что по природе душа совершенна
и возможности ее безграничны, в том числе
безграничны возможности познания; душа
(скованная телом) несет в себе также и
бремя прошлых жизней, прошлых действий,
чувств и мыслей. Причина ограниченности
души - в ее привязанностях и страстях.
И здесь огромна роль знания, только оно
способно освободить душу от привязанностей,
от материи. Это знание передается учителями,
которые победили (отсюда Джина - Победитель)
собственные страсти и способны научить
этому других. Знание - это не только послушание
учителю, но и правильное поведение, образ
действий. Освобождение от страстей достигается
с помощью аскетизма.