Древнегреческие мыслители

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение экономических взглядов древнегреческих мыслителей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1) рассмотреть взгляды Ксенофонта на социальное и экономическое устройство Древней Греции;
2) изучить «Государство» Платона;
3) рассмотреть экономическую концепцию Аристотеля.

Работа содержит 1 файл

глава1.docx

— 65.35 Кб (Скачать)

Крушение могущества демократических Афин в 404 году Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последующих за тем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 году и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира. Вместе с греческими наемниками Кира он проделал весь поход: наступление на Вавилон, битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме Ксенофонт, который еще в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна — спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом, причем Ксенофонт, по-видимому, сохранил начальство над своим отрядом.

Переход под начало спартанцев послужил причиной для изгнания Ксенофонта из пределов его родины, что, в свою очередь, определило всю его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против Афин. В конце 80-х годов он отошел от общественных дел, поселившись в отведенном ему спартанцами имении в Скиллунте близ Олимпии. Здесь он прожил десять лет, занимаясь сельским хозяйством, охотой и литературой. К этому времени относится и написание «Анабасиса». Примирение с родным городом произошло лишь в конце жизни Ксенофонта. Когда разгорелась война между Спартой и Фивами, Афины оказались в союзе со Спартой и Ксенофонт получил амнистию. Но о возвращении его на родину и о дате его смерти никаких сведений нет.

Сочинения его, перечисляемые  его биографом Диогеном, все дошли  до нас. Лучшее из них — «Анабасис Кира» (или «Поход Кира»), где рассказывается неудачная экспедиция Кира Младшего и отступление 10 000 греков; рассказ ведётся от третьего лица, и сам Ксенофонт, в своей «Греческой истории», называет автором его Фемистогена Сиракузского: очевидно, он издал это сочинение под псевдонимом. По литературным достоинствам и правдивости, «Анабазис» соперничает с комментариями Цезаря о галльской войне. Дидактический характер носит «Киропедия» (О воспитании Кира), род тенденциозного исторического романа, выставляющего Кира Старшего образцом хорошего правителя; с исторической точки зрения в нем много фактов передано неверно.

Кроме исторических книг, написал  также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его  личности и учении.

После него остались также  «Воспоминания о Сократе», «Апология  Сократа», «Пир» в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. В этих произведениях Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии [5, C. 101].

В число этих так называемых «Сократических сочинений» входит и  весьма интересный трактат «Домострой» (другой, не менее точный перевод  — «Экономика»). Он написан в форме  диалога между Сократом и богатым  афинянином Критобулом и посвящен изложению идей Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Фактически, это первое в истории сочинение по экономике. Экономические взгляды Ксенофонта изложеные в этой работе, подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства, способны и по сей день вызвать интерес экономиста. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, «земледелие – мать и кормилица всех искусств» Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области  хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными.

Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.

Ксенофонт — идеолог прежде всего натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

У Ксенофонта наметилось понимание двоякого назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости — с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости. Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения [1, C. 218].

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ИДЕИ ПЛАТОНА

2.1. Жизнь и творчество  Платона

Платон родился в  428году до н.э  в Афинах, на острове Эгина. В юности он получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о современном, идеальном человеке. Он брал уроки у лучших учителей. Чтению и письму Платон обучался у грамматиста Дионисия, музыке - у Драконта, а гимнастке - у борца Аристона. Его настоящее имя – Аристокл. Платон - псевдоним, обозначающий «широкоплечий», который ему дал в юности за его крепкое сложение учитель борьбы из Аргоса. Известно также, что он занимался живописью, а кроме этого сочинял дифирамбы, песни и трагедии. Впоследствии склонность к поэзии проявилась в художественно обработанной форме его диалогов. Аристотель сообщает, что Платон поначалу был учеником Кратила, последователя Гераклита.

В 20 лет, в 408 году до н. э.,  Платон встретил Сократа и оставался  с ним до самой смерти своего учителя  – около 8 лет. «Однажды молодой Платон стал свидетелем одной из уличных  бесед Сократа. Под сильным впечатлением от этой встречи он отказался от прежних занятий, сжёг свои поэтические  произведения, примкнул к Сократу  и стал одним из его ‹‹ревностных слушателей›› и учеников». «Когда Платон познакомился с Сократом, Сократу  было уже за шестьдесят. Он давно  гремел по всей Греции - не столько своей  философией и своим учительством жизни, сколько своей бытовой  оригинальностью, философским чудачеством  и необычным поведением. Род свой он вел отнюдь не от царей, был сыном  простого каменотеса-ваятеля, который  едва ли мог, да притом едва ли даже и  хотел, дать своему сыну утонченное образование  и окружить его последними новостями  тогдашней цивилизации. Ни в наружности Сократа, ни в его поведении не было ровно ничего аристократического. Он был лыс, приземист, со своей прославленной  шишкой на лбу, с приплюснутым носом  и толстыми губами, с глазами навыкате. Его часто видели босиком на базарах  и площадях. Одежда у него была одна и та же зимой и летом и, как передают, хуже, чем у рабов. Специальности у него не было никакой, и трудно было сказать, чем он, собственно, занимался. Выполняя гражданский долг, он трижды бывал в военных походах, захаживал в Народное собрание, куда вообще ходил всякий, кто только хотел, но ни о каких регулярных общественных или государственных занятиях не было и речи. Впрочем, известно, что в 404 г. до н. э. правительство 30 тиранов хотело привлечь его на свою сторону как человека весьма популярного в народе и обществе. Но известно и то, что он от этого уклонился, рискуя подвергнуться репрессиям.

Впрочем, одно его занятие  действительно можно считать  своего рода профессией. Оно заключалось  в том, что он постоянно задавал  всем какие-нибудь вопросы, добродушные, но одновременно каверзные».  «Власти, считавшие себя демократическими, не выдержали этой добродушной иронии Сократа, и ему был вынесен судебный приговор – такой, какого до тех пор еще никому не выносили в Афинах в случаях отвлеченных идейных разногласий. Было решено его казнить. Но Сократ остался верным своему мировоззрению даже здесь. Хотя негласно ему и была предоставлена полная возможность бежать из тюрьмы и уйти в изгнание, он предпочел претерпеть казнь и выпить предназначенную ему чашу с цикутой»

Платон был всецело  последователем Сократа. Именно под  влиянием Сократа он предположил, что  выход из смут его времени будет  возможен только тогда, когда вместо борьбы интересов будет сделан акцент на нравственном воспитании общества.

В 387 (386)году до н. э., в сорокалетнем возрасте Платон открывает философскую школу, Академию, названную так по имени героя Академа, которому был посвящен гимназий, где происходили занятия. Примечательно, что эта знаменитая платоновская Академия просуществовала в Афинах до самого конца античного мира, т. е. в течение почти 1000 лет, и была закрыта только императором Юстинианом в 529 году. Руководство этой школой стало самым любимым делом в жизни Платона, даже его литературная деятельность в течение двух последующих десятилетий отошла на второй план. Покупку гимназии и принадлежащего к нему парка Платон совершил на собственные средства, вероятно при поддержке друзей. В Академию принимались ученики вне зависимости от внешних обстоятельств, само обучение было бесплатным. Известно, что некоторые лица делали пожертвования в пользу Академии.  Одним из самых первых студентов Академии был Аристотель, он учился там в течение двадцати лет и именно от него дошли сведения, что Платон читал лекции без подготовленных записей. О способе преподавания в Академии имеется не так много фактов. Известно, что Платон применял сократовский метод, который заключался в том, чтобы рядом вопросов привести ученика к истине. Когда число учеников возросло, Платон перешел к настоящим лекциям. Свидетельствуют об этом изданные Аристотелем и другими учениками некоторые лекции Платона. Каким образом Платон систематизировал преподавание по предметам - не известно. Исходя из самих произведений Платона, можно предположить, что его не отличало методическое распределение предметов, и его ученик Аристотель превзошел его в этом отношении. Научные труды Аристотеля основываются на строгом разделении наук и систематизации. У Платона же в диалогах мотивы и проблемы из разных областей благодаря воображению философа,  зачастую переплетаются друг с другом.

Двадцать лет жизни  Платона были посвящены Академии. Новая школа привлекла многих греческих юношей, и среди них  оказался Дион, шурин Дионисия Младшего, наследника сицилийского тирана. В 367 году до н.э. – Дионисий наследует престол своего отца, и Дион, увлекшийся мечтой Платона о просвещенной политической власти, приглашает философа в Сиракузы для наблюдения за воспитанием молодого правителя. Спустя некоторое время Дионисий поссорился с Дионом и он был изгнан. Платон возвращается в Афины, но продолжает следить за развитием событий, безуспешно пытаясь примирить двух своих учеников. 361 году до н.э. – Платон отваживается на последнее путешествие в Сиракузы, однако убеждается в полном бессилии что-либо изменить. В какой-то момент в опасности оказывается его собственная жизнь, и лишь с огромным трудом в 360г. до н.э. ему удается вернуться в Афины. Теперь Платон всецело посвящает себя преподаванию и чтению лекций в Академии. С 367 года до н.э. его учеником становится Аристотель.

В кругу Академии заканчивается  жизнь Платона. Умер Платон в 347 году, по легенде, в день своего рождения, в возрасте 80 лет. Погребение свершили в Академии. После смерти Платона  его ученики разделились на две  группы. Одна, называемая академиками, продолжала встречаться в Академии, а другая, называемая перипатетиками, в 384-322 годах до н.э. отправилась в  Ликей под руководством Аристотеля.

Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных  направлений. Литературная жизнь Платона  началась при жизни Сократа и  не прекращалась в течение 50 лет, до самой смерти Платона. В творчестве Платона исследователи выделяют три периода:

Первый  период (с 399 года до 389-387 годов до н.э) – «ранний»-  он начинается после смерти Сократа и заканчивается первой поездкой Платона в Сицилию. Все диалоги этого периода отличаются схожестью своей формы. В них Сократ ведет разговор с каким-либо видным афинским гражданином (знатоком предмета), в процессе беседы Сократ выявляет ряд противоречий и нелепостей, и далее делает определенные выводы. Диалоги периода: «Апология Сократа», «Критон», «Протагор», 1-я книга «Государства», «Лахет», «Лисий», «Парменид».

Второй период (80-е годы III века до н.э.) - совпадает с первым путешествием в Италию. Большое внимание в этот период Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Диалоги периода: «Ион», «Гиппий больший», «Гиппий меньший», «Горгий», «Менон», «Кратил», «Евтидем», «Менексен».

Третий период (70-60 года IV века до н.э.) - зрелый период творчества. Началом этого периода считают диалог «Парменид». В последующих трудах все больше проявляется влияние пифагорейской философии. Диалоги периода: «Федон», «Пир», «Федр», «Теэтет», «Тимей», «Критий», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Государство» (2-10 книги).

Информация о работе Древнегреческие мыслители