Древнегреческие мыслители

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение экономических взглядов древнегреческих мыслителей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1) рассмотреть взгляды Ксенофонта на социальное и экономическое устройство Древней Греции;
2) изучить «Государство» Платона;
3) рассмотреть экономическую концепцию Аристотеля.

Работа содержит 1 файл

глава1.docx

— 65.35 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Экономика так же стара, как  и человеческое общество, однако поскольку  экономическая мысль первоначально  не отделяется от других форм мышления об обществе, точно определить ее первые проявления невозможно. Теоретически наибольший вклад в развитие социально-экономической  мысли человечества сделали античные авторы - древние греки и римляне. Высказывания античных авторов по ряду социально-экономических проблем  хотя и не представляют собой целостной  системы взглядов, однако содержат гениальные догадки, в которых теоретически осознанно тогдашние социально-экономические  процессы и явления.

В основе их социально-экономического мировоззрения лежали взгляды, связанные  с частным хозяйством, что предполагало как собственную работу, так и  наемный и рабский труд. Экономические  взгляды Ксенофонта, Платона и Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, что, несомненно, сильно отражалось в их трудах.

Можно утверждать, что мнения и выводы древних мыслителей стали  исходными пунктами современной  социально-экономической науки. На это обращал внимание К. Маркс, отметив, что «в истории науки» древнегреческие  «мыслители обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях. Исторически их мировоззрение  создает теоретические исходные пункты современной науки».

Целью курсовой работы является рассмотрение экономических взглядов древнегреческих мыслителей.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи исследования:

1) рассмотреть взгляды  Ксенофонта на социальное и экономическое устройство Древней Греции;

2) изучить «Государство» Платона;

3) рассмотреть экономическую концепцию Аристотеля.

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее  время социально-экономические взгляды  мыслителей древности кажутся многим безнадёжно устаревшими, так как  экономическая ситуация в мире постоянно  меняется, при этом необходимо отметить, что изучая те работы Ксенофонта, Платона и Аристотеля в которых уделяется внимание социально-экономическому развитию древнегреческого полиса, можно найти определённое рациональное зерно, сделать выводы, которые могут пригодится в современной жизни. При этом необходимо, конечно же, учитывать различия в реалиях современной и тогдашней жизни.

        Объектом  исследования в данной курсовой выступают воззрения Ксенофонта, «Государство» Платона и экономическая концепция Аристотеля.

       Предметом исследования являются экономические идеи Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ КСЕНОФОНТА

    1. Социально-экономическое развитие Древней Греции

На рубеже III-II тыс. до н.э. в южной части Балканского  полуострова возникла древнегреческая  республика. Раннему экономическому росту способствовали удобное географическое положение (торговые пути), совершенствование  производительных сил (освоено производство меди, а затем бронзы). Основой  сельского хозяйства стало земледелие нового поликультурного типа – так  называемая «средиземная триада», ориентированная  на одновременное выращивание трёх культур – злаковых, главным образом, ячменя, винограда и оливы. Значительный сдвиг наблюдался около 2200 года до н.э. Стал известен гончарный круг, развивался обмен. Сказалось соседство древних  восточных цивилизаций.

Можно выделить следующие  периоды развития Древней Греции: крито-мекенский (XXX-XII вв. до н.э.), гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), архаический (VIII-VI вв. до н.э.), классический (V-IV вв. до н.э.) и эллинистический (конец IV-I вв. до н.э.).

Основой хозяйственной жизни  в крито-мекенский период было дворцовое хозяйство. Дворцы возникали на рубеже III-II тыс. до н.э., одновременно в разных районах острова Крит. Земли были дворцовые, частные и общинные. Земледельческое население было обложено натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворцов.

Дворец, таким образом, выполнял поистине универсальные функции. Он был одновременно административным и религиозным центром, главной  житницей, мастерской и факторией. В  более развитых обществах такую  роль играли города.

Наивысшего расцвета достигло государство на острове Крит в XVI-XV вв. до н.э. Были отстроены великолепные дворцы, по всему острову были проложены дороги, существовала единая система мер. Высокая результативность земледельческого труда, наличие избыточного продукта, привели к дифференциации общества, обогащению знати. В средине XV в. до н.э. цивилизация на острове Крит исчезла в результате сильнейшего землетрясения, и лидерство перешло к Ахеям. Наивысший расцвет наступил в XV-XIII вв. до н.э. Ведущую роль играли Мекены. Их экономическое развитие характеризовалось дальнейшим подъёмом сельского хозяйства и ремесла.

Земля делилась на государственную и общинную. Знать могла сдавать землю в аренду небольшими участками, государство давало землю на правах условного держания. Земли были и в руках отдельных держателей – телестов.

В конце VII в. до н.э. крито-мекенская дворцовая цивилизация сошла с исторической арены.

Хозяйство гомеровского периода  было довольно отсталым (отброшено  на стадию первобытнообщинного строя). Господствовало натуральное хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег  общество не знало.

Однако, в тот период произошли важные изменения. Во-первых, в X-IX вв. до н.э. в греческую экономику широко внедрилось железо. Во-вторых, на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Земельные участки прочно закрепились за отдельными семьями.

На лицо имущественное  расслоение, однако, даже самые высшие слоя населения жили в простоте, отсутствовал комфорт даже у дворцовой  элиты. Рабство не получило широкое  распространение. В аристократических  хозяйствах использовался труд временно нанятых поденщиков – фетов.

Политическим и экономическим  центром стало поселение полис. Основное население города не торговцы и ремесленники, а скотоводы и  земледельцы.

Таким образом, к концу  этого периода, Греция представляла собой мир мелких полисов-общин, объединения крестьян-земледельцев, с отсутствием внешних связей, верхушка общества не была сильно выделена.

В архаический период Греция обогнала все соседние страны в своём  развитии. Сельское хозяйство интенсифицировалось: крестьяне перешли к выращиванию более доходных культур – винограда и маслин. Основными ячейками сельскохозяйственного производства были мелкие крестьянские хозяйства и более крупные поместья родовой знати. Земли сдавались в аренду, в качестве платы арендаторы взимали половину собранного урожая.

Ремесло сосредоточилось  в городах. Основные отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Ведущей  отраслью стала торговля. Появились  деньги. Зародилось ростовщичество, а  вместе с ним и долговое рабство [10, C. 246].

В VIII-VI вв. до н.э. осуществлялась Великая греческая колонизация. Причины колонизации следующие: недостаток земли, вследствие увеличения населения и концентрации её в  руках знати, необходимость новых  источников сырья, поиск рынков сбыта  для своей продукции, потребность  в металле (в самой Греции его  оставалось очень мало), стремление греков поставить под контроль все  морские торговые пути, политическая борьба.

Выделяют три основных направления колонизации: первое –  западное (самое мощное), второе –  северо-восточное, третье – южное  и юго-восточное (самое слабое, так  как было встречено упорным сопротивлением местных поселенцев). Колонизация  способствовала развитию торговли и  ремесла.

В VIII-VI вв. до н.э. шло формирование античных полисов. В основе полисов  лежала античная форма собственности. Полис обладал правом верховной  собственности на землю. Основным экономическим  принципом полиса была идея самообеспеченности.

Можно выделить два основных типа полисов:

- аграрный - абсолютное преобладание  сельского хозяйства, слабое развитие  ремёсел, торговли, большим удельным  весом зависимых рабочих, как  правило, с олигархическим устройством;

- торгово-ремесленный –  с большим удельным весом торговли  и ремёсел, товарно-денежным отношением, внедрением рабства в средства  производства, демократическим устройством.

В Спарте наиболее плодородные  земли были разделены на 9000 наделов  и розданы во временное владение наиболее полноправным гражданам. Их нельзя было дарить, дробить, завещать и т.д., после смерти собственника они возвращались государству. Было стремление к полному  равенству, презрение к роскоши, запрет на ремесло, торговлю, пользованием золотом и серебром. Активно эксплуатировалось  порабощенное население – илоты.

Афины в экономическом  отношении были более развиты. Законы Драконта (621 год до н.э.) оформили право частной собственности. В 594 году до н.э. посредствам реформ Солона, все долги, сделанные под заклад земли, были прощены, брать в рабство за долги было запрещено, разрешили вывоз оливкового масла за границу с целью наживы, а зерна запретили. Ремесло поощрялось. Законодательство Клифена (509 год до н.э.) завершило ликвидацию родового слоя – все стали равными, не взирая на различные имущественные контрасты.

В классический период основной чертой экономического развития стало  господство полисов и распространения  в торгово-ремесленных полисах  рабства классического типа. Классическое рабство было направлено на создание прибавочной стоимости.

Источниками рабства можно  назвать:

1) продажа пленных;

2) долговое рабство для лиц, не имеющих гражданство;

3) внутренне воспроизводство рабов;

4) пиратство;

4) самопродажа.

В этот период рабский труд проник во все сферы жизни и  производства. 30-35% от общего населения  составляли рабы. Они приносили высокий  доход. Рабов отпускали на оброк, сдавали в аренду, но, накопив  определённую сумму денег, раб мог  выйти на свободу.

Новыми явлениями в V веке до н.э. стали повышение товарности сельского хозяйства, региональная специализация. Оливки масло и вино были предметами очень выгодного экспорта.

Для удобства в проведении торговых операций, купцы, особенно связанные  с заморской торговлей, создавали  объединения – фиасы. Цели создания фиасов были следующими: взаимная выручка, страховка и т.д.

IV веке до н.э. - время кризиса классического полиса. Он проходил в условии экономического подъёма, вызванным восстановлением хозяйства после Пелопонесской войны (431-404 годах до н.э.), в которой Афины потерпели поражение. Полисные принципы мешали значительной части богатых жителей Афин – метекам, заниматься ремеслом, торговлей. Не имея прав гражданства, они не имели права получать в залог землю. В то же время не земля, а деньги становились престижной формой богатства: в IV веке до н.э. резко увеличилось число сделок купли-продажи земли. Результатом стала концентрация земельной собственности в одних руках. Подрывался принцип полисной жизни – единство понятия гражданина и земельного собственника: можно было быть гражданином и не иметь землю и наоборот.

Античная форма собственности  всё более вытеснялась частной  собственностью, полисная мораль уступала место индивидуализму. Росло число  рабов, стали встречаться рабы-греки. Всё чаще, даже в земледелии стал труд вольноотпущенников. Усилилась  социальная дифференциация, что подрывало  устои полиса. Автаркия и автономия  мешали расширению экономических связей.

Однако полис не исчез  с исторической арены, и на эллинистическом  этапе развития древнегреческой  цивилизации (конец IV-I веков до н.э.) получил новые импульсы для существования, будучи включённым в рамки крупного государства, обеспечившего автономию полиса и его безопасность. К концу I века до н.э. эллинистические государства были подчинены Риму [8, C. 87].

 

1.2. Взгляды Ксенофонта  на социальное и экономическое устройство

«Экономика» — слово древнегреческого происхождения, дословно означает «домоводство» и впервые встречается именно у Ксенофонта, выдающегося древнегреческого мыслителя к которому в начале и надлежит обратиться.

Ксенофонт родился в Афинах около 444года до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. Его учителем был Сократ. Однако философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Мировоззрение Ксенофонта осталось традиционным мировоззрением той социальной среды, к которой он принадлежал по рождению. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Этические взгляды Ксенофонта, не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Информация о работе Древнегреческие мыслители