Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 22:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение экономических взглядов древнегреческих мыслителей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1) рассмотреть взгляды Ксенофонта на социальное и экономическое устройство Древней Греции;
2) изучить «Государство» Платона;
3) рассмотреть экономическую концепцию Аристотеля.
ВВЕДЕНИЕ
Экономика так же стара, как
и человеческое общество, однако поскольку
экономическая мысль
В основе их социально-экономического мировоззрения лежали взгляды, связанные с частным хозяйством, что предполагало как собственную работу, так и наемный и рабский труд. Экономические взгляды Ксенофонта, Платона и Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, что, несомненно, сильно отражалось в их трудах.
Можно утверждать, что мнения и выводы древних мыслителей стали исходными пунктами современной социально-экономической науки. На это обращал внимание К. Маркс, отметив, что «в истории науки» древнегреческие «мыслители обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях. Исторически их мировоззрение создает теоретические исходные пункты современной науки».
Целью курсовой работы является рассмотрение экономических взглядов древнегреческих мыслителей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
1) рассмотреть взгляды Ксенофонта на социальное и экономическое устройство Древней Греции;
2) изучить «Государство» Платона;
3) рассмотреть экономическую концепцию Аристотеля.
Актуальность темы исследования
заключается в том, что в настоящее
время социально-экономические
Объектом исследования в данной курсовой выступают воззрения Ксенофонта, «Государство» Платона и экономическая концепция Аристотеля.
Предметом исследования являются экономические идеи Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ КСЕНОФОНТА
На рубеже III-II тыс. до н.э.
в южной части Балканского
полуострова возникла древнегреческая
республика. Раннему экономическому
росту способствовали удобное географическое
положение (торговые пути), совершенствование
производительных сил (освоено производство
меди, а затем бронзы). Основой
сельского хозяйства стало
Можно выделить следующие периоды развития Древней Греции: крито-мекенский (XXX-XII вв. до н.э.), гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), архаический (VIII-VI вв. до н.э.), классический (V-IV вв. до н.э.) и эллинистический (конец IV-I вв. до н.э.).
Основой хозяйственной жизни в крито-мекенский период было дворцовое хозяйство. Дворцы возникали на рубеже III-II тыс. до н.э., одновременно в разных районах острова Крит. Земли были дворцовые, частные и общинные. Земледельческое население было обложено натуральными и трудовыми повинностями в пользу дворцов.
Дворец, таким образом, выполнял поистине универсальные функции. Он был одновременно административным и религиозным центром, главной житницей, мастерской и факторией. В более развитых обществах такую роль играли города.
Наивысшего расцвета достигло государство на острове Крит в XVI-XV вв. до н.э. Были отстроены великолепные дворцы, по всему острову были проложены дороги, существовала единая система мер. Высокая результативность земледельческого труда, наличие избыточного продукта, привели к дифференциации общества, обогащению знати. В средине XV в. до н.э. цивилизация на острове Крит исчезла в результате сильнейшего землетрясения, и лидерство перешло к Ахеям. Наивысший расцвет наступил в XV-XIII вв. до н.э. Ведущую роль играли Мекены. Их экономическое развитие характеризовалось дальнейшим подъёмом сельского хозяйства и ремесла.
Земля делилась на государственную и общинную. Знать могла сдавать землю в аренду небольшими участками, государство давало землю на правах условного держания. Земли были и в руках отдельных держателей – телестов.
В конце VII в. до н.э. крито-мекенская дворцовая цивилизация сошла с исторической арены.
Хозяйство гомеровского периода было довольно отсталым (отброшено на стадию первобытнообщинного строя). Господствовало натуральное хозяйство, скот считался мерилом богатства, денег общество не знало.
Однако, в тот период произошли важные изменения. Во-первых, в X-IX вв. до н.э. в греческую экономику широко внедрилось железо. Во-вторых, на первый план выдвинулось автономное хозяйство малой патриархальной семьи. Земельные участки прочно закрепились за отдельными семьями.
На лицо имущественное расслоение, однако, даже самые высшие слоя населения жили в простоте, отсутствовал комфорт даже у дворцовой элиты. Рабство не получило широкое распространение. В аристократических хозяйствах использовался труд временно нанятых поденщиков – фетов.
Политическим и экономическим центром стало поселение полис. Основное население города не торговцы и ремесленники, а скотоводы и земледельцы.
Таким образом, к концу
этого периода, Греция представляла
собой мир мелких полисов-общин,
объединения крестьян-
В архаический период Греция
обогнала все соседние страны в своём
развитии. Сельское хозяйство интенсифицировалось:
крестьяне перешли к
Ремесло сосредоточилось в городах. Основные отрасли: металлургия, металлообработка, кораблестроение. Ведущей отраслью стала торговля. Появились деньги. Зародилось ростовщичество, а вместе с ним и долговое рабство [10, C. 246].
В VIII-VI вв. до н.э. осуществлялась Великая греческая колонизация. Причины колонизации следующие: недостаток земли, вследствие увеличения населения и концентрации её в руках знати, необходимость новых источников сырья, поиск рынков сбыта для своей продукции, потребность в металле (в самой Греции его оставалось очень мало), стремление греков поставить под контроль все морские торговые пути, политическая борьба.
Выделяют три основных
направления колонизации: первое –
западное (самое мощное), второе –
северо-восточное, третье – южное
и юго-восточное (самое слабое, так
как было встречено упорным
В VIII-VI вв. до н.э. шло формирование античных полисов. В основе полисов лежала античная форма собственности. Полис обладал правом верховной собственности на землю. Основным экономическим принципом полиса была идея самообеспеченности.
Можно выделить два основных типа полисов:
- аграрный - абсолютное преобладание
сельского хозяйства, слабое
- торгово-ремесленный –
с большим удельным весом
В Спарте наиболее плодородные земли были разделены на 9000 наделов и розданы во временное владение наиболее полноправным гражданам. Их нельзя было дарить, дробить, завещать и т.д., после смерти собственника они возвращались государству. Было стремление к полному равенству, презрение к роскоши, запрет на ремесло, торговлю, пользованием золотом и серебром. Активно эксплуатировалось порабощенное население – илоты.
Афины в экономическом отношении были более развиты. Законы Драконта (621 год до н.э.) оформили право частной собственности. В 594 году до н.э. посредствам реформ Солона, все долги, сделанные под заклад земли, были прощены, брать в рабство за долги было запрещено, разрешили вывоз оливкового масла за границу с целью наживы, а зерна запретили. Ремесло поощрялось. Законодательство Клифена (509 год до н.э.) завершило ликвидацию родового слоя – все стали равными, не взирая на различные имущественные контрасты.
В классический период основной чертой экономического развития стало господство полисов и распространения в торгово-ремесленных полисах рабства классического типа. Классическое рабство было направлено на создание прибавочной стоимости.
Источниками рабства можно назвать:
1) продажа пленных;
2) долговое рабство для лиц, не имеющих гражданство;
3) внутренне воспроизводство рабов;
4) пиратство;
4) самопродажа.
В этот период рабский труд проник во все сферы жизни и производства. 30-35% от общего населения составляли рабы. Они приносили высокий доход. Рабов отпускали на оброк, сдавали в аренду, но, накопив определённую сумму денег, раб мог выйти на свободу.
Новыми явлениями в V веке до н.э. стали повышение товарности сельского хозяйства, региональная специализация. Оливки масло и вино были предметами очень выгодного экспорта.
Для удобства в проведении торговых операций, купцы, особенно связанные с заморской торговлей, создавали объединения – фиасы. Цели создания фиасов были следующими: взаимная выручка, страховка и т.д.
IV веке до н.э. - время кризиса классического полиса. Он проходил в условии экономического подъёма, вызванным восстановлением хозяйства после Пелопонесской войны (431-404 годах до н.э.), в которой Афины потерпели поражение. Полисные принципы мешали значительной части богатых жителей Афин – метекам, заниматься ремеслом, торговлей. Не имея прав гражданства, они не имели права получать в залог землю. В то же время не земля, а деньги становились престижной формой богатства: в IV веке до н.э. резко увеличилось число сделок купли-продажи земли. Результатом стала концентрация земельной собственности в одних руках. Подрывался принцип полисной жизни – единство понятия гражданина и земельного собственника: можно было быть гражданином и не иметь землю и наоборот.
Античная форма собственности всё более вытеснялась частной собственностью, полисная мораль уступала место индивидуализму. Росло число рабов, стали встречаться рабы-греки. Всё чаще, даже в земледелии стал труд вольноотпущенников. Усилилась социальная дифференциация, что подрывало устои полиса. Автаркия и автономия мешали расширению экономических связей.
Однако полис не исчез с исторической арены, и на эллинистическом этапе развития древнегреческой цивилизации (конец IV-I веков до н.э.) получил новые импульсы для существования, будучи включённым в рамки крупного государства, обеспечившего автономию полиса и его безопасность. К концу I века до н.э. эллинистические государства были подчинены Риму [8, C. 87].
1.2. Взгляды Ксенофонта на социальное и экономическое устройство
«Экономика» — слово древнегреческого происхождения, дословно означает «домоводство» и впервые встречается именно у Ксенофонта, выдающегося древнегреческого мыслителя к которому в начале и надлежит обратиться.
Ксенофонт родился в Афинах около 444года до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. Его учителем был Сократ. Однако философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Мировоззрение Ксенофонта осталось традиционным мировоззрением той социальной среды, к которой он принадлежал по рождению. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Этические взгляды Ксенофонта, не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства.