Домохозяйства как субъекты рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 12:20, реферат

Описание работы

Как известно, домашнее хозяйство (домохозяйство) является одним из субъектов рыночных отношений. Этот субъект рынка является чуть ли не самым важным и влиятельным на экономику в целом.
В современном мире каждый участник рыночных отношений стремится получить выгоду, а, следовательно, и прибыль. Таким образом, он должен как-то приспосабливаться к окружающему миру и, соответственно, вынужден сталкиваться с различными трудностями и проблемами.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

Реферат: "Домохозяйства  как субъекты рыночных отношений"

Раздел: Рефераты по экономике

Домохозяйства как субъекты рыночных отношений 

Расчётно-графическая  письменная работа н микроэкономике 

Выполнил студент 22 группы Юрков Евгений Владимирович  

Тверской государственный университет 

Факультет прикладной математики и кибернетики 

Кафедра экономики 

Тверь 2004

Введение 

Как известно, домашнее хозяйство (домохозяйство) является одним  из субъектов рыночных отношений. Этот субъект рынка является чуть ли не самым важным и влиятельным на экономику в целом. 

В современном  мире каждый участник рыночных отношений  стремится получить выгоду, а, следовательно, и прибыль. Таким образом, он должен как-то приспосабливаться к окружающему  миру и, соответственно, вынужден сталкиваться с различными трудностями и проблемами.  

Рынок – это  прежде всего конкуренция. Таким  образом, в условиях рынка домохозяйства  вынуждены вести борьбу за потребителя, но, в то же время нельзя работать себе в убыток, следовательно, приходится искать какие-то пути решения этой проблемы. 

Итак, целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры  домохозяйства: его социальной, юридической  и экономической сторон; изучение разнообразных видов домохозяйств; анализ развития домашнего хозяйствования в России и других странах; взаимодействия домашних хозяйств с другими субъектами рыночных отношений – фирмами и государством. 

Задачи работы в том, чтобы проанализировать сложившуюся  ситуацию на рынке, сделать соответствующие  выводы и как-то прокомментировать эту проблему в отношениях домохозяйств с другими субъектами рынка.

Понятие домохозяйства 

Домашнее хозяйство  – это экономическая единица  в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).  

Домашнее хозяйство  – один из трёх субъектов экономической  деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.  

Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или  более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику  ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве. 

В общем, домохозяйство  можно охарактеризовать как самостоятельную  экономическую единицу, состоящую  из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному  удовлетворению своих потребностей.  

Основные признаки домохозяйства – это: 

Совместное проживание и обустройство быта.  

Совместное ведение  хозяйства.  

Обладание определёнными  ресурсами.  

Самостоятельность в принятии хозяйственных решений.  

Стремление к  максимальному удовлетворению потребностей.  

Также различают  несколько видов домохозяйств, таких  как: 

Единичные домохозяйства  или просто домохозяйства. 

Единичные домохозяйства  образованы одиночками, отдельными или  несколькими семьями , а также  этими семьями совместно с  одиночками. Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139млн. человек, что составляет 94% всего населения страны. 

Групповые домохозяйства. 

Групповые домохозяйства  образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации  и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9млн. человек, или 6% всего населения страны.  

Домашние хозяйства  классифицируются по следующим признакам: 

Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.). 

Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики). 

Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).  

Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.). 

Экономическая характеристика (занятость, отрасль  производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.). 

Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.). 

Социальный статус домохозяйства (определяется по главе  семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход). 

Домохозяйства как субъекты рынка 

Чтобы дать характеристику экономическому субъекту требуется  указать на: 

источник и  величину его доходов 

направления и  величину его расходов 

Домохозяйство - это имущество, денежные средства, орудия труда, используемые людьми в домашних условиях. Оно охватывает экономические процессы, происходящие по месту жизни людей, семей.  

Доходы домохозяйства - это частные доходы. Они формируются  за счет: 

заработной платы  

труда 

прибыли собственника  

капитала 

процента и  дивиденда  

участия в акционерном  обществе 

ренты  

природных ресурсов (земли) 

Доход каждого  домохозяйства расходуется по трём направлениям: 

выплата налогов  государству 

удовлетворение  личных потребностей 

формирование  личных сбережений 

Сбережения - это посленалоговая не потребляемая часть годового личного 

дохода домохозяйства. Различают следующие виды сбережений: 

домашние (в налично-денежной форме) 

институционные (банковские депозиты, страховые полисы, облигации, акции, и др.): 

а) «защитные» - действия по сохранению исходной покупательной силы данной суммы денег. Они выполняют роль самостоятельного страхования от непредсказуемых обстоятельств. 

б) «спекулятивные» - действия по умножению покупательной  силы данной денежной суммы. Они выполняют роль своеобразного «семейного бизнеса» по правилам рыночной экономики. 

В целом, сбережения - это отложенный спрос на реальные блага (товары и услуги), и эта  «отложенность» превращает сбережения в постоянный «дамоклов меч», висящий  над рыночной экономикой, т.е:  

относительное увеличение сбережений (по мере роста  личных доходов) означает относительное  уменьшение спроса на потребительские  товары и услуги, что может вызвать  сокращение производства этих товаров  и увеличение незанятости (безработицы) 

перевес «домашних» сбережений способен подорвать экономику страны, поэтому необходимо стимулировать институционные сбережения, т.е. участие денег в обороте (экономике) страны 

Потребительские расходы - это та часть личных доходов, которая безвозвратно и беспроцентно уходит к производителям. 

И среди объектов потребительских расходов можно  выделить: 

товары кратковременного пользования (срок - менее года) 

товары длительного  пользования (срок - более года) 

Домохозяйство – один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами: 

Во-первых, домохозяйства  обеспечивают необходимый уровень  потребительского спроса, без которого невозможно функционирование рыночного  механизма. 

Во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень важно  в условиях развивающейся экономики. 

В-третьих, домохозяйства  – это субъекты предложения на рынке факторов производства (предпринимательской  способности и труда). 

В-четвёртых, именно домохозяйство – основа для формирования производства и реализации человеческого  капитала. 

В-пятых, возможность  домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного  благосостояния, но и развитию рыночной экономики в целом. 

Мы знаем, что  один из субъектов рыночной экономики - домашнее хозяйство, которое преимущественно  представляет натуральный сектор современной  экономики. Наряду с фирмами и  государством оно является экономической  единицей, состоящей из одного или более лиц, которые принимают финансовые решения и снабжают экономику исходными производственными ресурсами. Полученные за ресурсы средства используются для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих непосредственные материальные, духовные и социальные потребности человека. Таким образом, домохозяйства - это организованные субъекты, ведущие хозяйственную деятельность для удовлетворения потребностей. 

В реальной (рыночной) экономике вся масса ресурсов составляет совокупный ресурсный рынок, состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретных ресурсов. Собственниками этих ресурсов считаются в основном домохозяйства. В тех же случаях, когда владельцами ресурсов являются фирмы или государство, последние выступают как независимые собственники ресурсов, т.е. как домохозяйства. Все виды оплаты факторных ресурсов в обыденной экономической ситуации выступают в виде обобщающих терминов дохода или прибыли. 

Как известно, субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей  выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей. 

Фирмы, имея в  своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.  

В модели кругооборота участвует и государство, которое  предоставляет домохозяйствам и  фирмам свои услуги через систему  национальной обороны страны, систему образования и медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги. 

Информация о работе Домохозяйства как субъекты рыночных отношений