Домохозяйства, как субъекты рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов домохозяйств, как субъекта рыночных отношений.

Содержание

Введение 3
1 Домашнее хозяйство как экономический субъект 4
1.1 Понятие домашнего хозяйства 4
1.2 Классификация домохозяйств 6
1.3 Домохозяйства как субъекты рынка 6
2 Спрос и предложение домохозяйств 13
2.1 Основные факторы, влияющие на спрос домохозяйства 13
2.2 Предложение домохозяйства 18
3 Экономика домохозяйства 23
3.1 Уровень благосостояния 23
3.2 Управление потреблением 25
Заключение 28
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Домохозяйства, как субъекты рыночных отношений.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

      Содержание: 

 

Введение

 

      Домашнее хозяйство (домохозяйство) является одним из субъектов рыночных отношений. Этот субъект рынка является чуть ли не самым важным и влиятельным на экономику в целом.

      В современном мире каждый участник рыночных отношений стремится получить выгоду, а, следовательно, и прибыль. Таким образом, он должен как-то приспосабливаться к окружающему миру и, соответственно, вынужден сталкиваться с различными трудностями и проблемами.

      Домашнее  хозяйство – один из трех основных субъектов экономической деятельности (государство, предприятия, домашние хозяйства). Домохозяйство – основная экономическая единица; одно или несколько лиц, добровольно живущих вместе, вместе готовящих пищу и извлекающих выгоду из совместного ведения хозяйства. Домохозяйство сопоставимо с компанией (фирмой) как базовой рыночной единицей. Экономика домашнего хозяйства – исходная и простейшая форма экономической жизни социума. Поэтому ее теоретическое представление наиболее сложно. В условиях рынка домохозяйства вынуждены вести борьбу за потребителя, но, в то же время нельзя работать себе в убыток, следовательно, приходится искать какие-то пути решения этой проблемы.

      Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов домохозяйств, как субъекта рыночных отношений.

 

1 Домашнее хозяйство как экономический субъект

1.1 Понятие домашнего хозяйства

      Домашнее  хозяйство – это экономическая  единица в составе одного или  нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство  человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

      Домашнее  хозяйство – один из трёх субъектов  экономической деятельности. Домохозяйство  охватывает экономические объекты  и процессы, происходящие там, где  постоянно проживает человек, семья.

      Домохозяйство трактуется как хозяйственная единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.

      В общем, домохозяйство можно охарактеризовать как самостоятельную экономическую единицу, состоящую из одного или нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к наиболее полному удовлетворению своих потребностей.

      Основные  признаки домохозяйства – это:

      Совместное  проживание и обустройство быта.

      Совместное  ведение хозяйства.

      Обладание определёнными ресурсами.

      Самостоятельность в принятии хозяйственных решений.

      Стремление  к максимальному удовлетворению потребностей.

      Также различают несколько видов домохозяйств, таких как:

      Единичные домохозяйства или просто домохозяйства.

      Единичные домохозяйства образованы одиночками, отдельными или несколькими семьями , а также этими семьями совместно  с одиночками. Единичные домохозяйства  в РФ в своем составе насчитывают 139млн. человек, что составляет 94% всего населения страны.

      Групповые домохозяйства.

      Групповые домохозяйства образованы постоянными  или временными группами людей для  совместной организации и обустройства своего быта в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9млн. человек, или 6% всего населения страны.

1.2 Классификация домохозяйств

      Домашние  хозяйства классифицируются по следующим  признакам:

      Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.).

      Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики).

      Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).

      Доходная  характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.).

      Экономическая характеристика (занятость, отрасль  производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).

      Трудовой  потенциал (число трудоспособных, уровень  образования, профессиональная подготовка и т.п.).

      Социальный  статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).

1.3 Домохозяйства как субъекты рынка

      Чтобы дать характеристику экономическому субъекту требуется указать на:

      - источник и величину его доходов;

      - направления и величину его расходов.

      Домохозяйство - это имущество, денежные средства, орудия труда, используемые людьми в домашних условиях. Оно охватывает экономические процессы, происходящие по месту жизни людей, семей.

      Доходы  домохозяйства - это частные доходы. Они формируются за счет:

      - заработной платы

      - труда

      - прибыли собственника

      - капитала

      - процента и дивиденда

      - участия в акционерном обществе

      - ренты

      - природных ресурсов (земли).

      Доход каждого домохозяйства расходуется  по трём направлениям:

      выплата налогов государству

      удовлетворение  личных потребностей

      формирование  личных сбережений

      Сбережения - это посленалоговая не потребляемая часть годового личного

      дохода  домохозяйства. Различают следующие  виды сбережений:

      домашние (в налично-денежной форме)

      институционные (банковские депозиты, страховые полисы, облигации, акции, и др.):

      а) «защитные» - действия по сохранению исходной покупательной силы данной суммы денег. Они выполняют роль самостоятельного страхования от непредсказуемых обстоятельств.

      б) «спекулятивные» - действия по умножению  покупательной силы данной денежной суммы. Они выполняют роль своеобразного  «семейного бизнеса» по правилам рыночной экономики.

      В целом, сбережения - это отложенный спрос на реальные блага (товары и  услуги), и эта «отложенность» превращает сбережения в постоянный «дамоклов  меч», висящий над рыночной экономикой, т.е:

      - относительное увеличение сбережений (по мере роста личных доходов) означает относительное уменьшение спроса на потребительские товары и услуги, что может вызвать сокращение производства этих товаров и увеличение незанятости (безработицы)

      - перевес «домашних» сбережений способен подорвать экономику страны, поэтому необходимо стимулировать институционные сбережения, т.е. участие денег в обороте (экономике) страны

      Потребительские расходы - это та часть личных доходов, которая безвозвратно и беспроцентно уходит к производителям.

      И среди объектов потребительских  расходов можно выделить:

      - товары кратковременного пользования (срок - менее года)

      - товары длительного пользования (срок - более года)

      Домохозяйство – один из важнейших рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:

      Во-первых, домохозяйства обеспечивают необходимый  уровень потребительского спроса, без  которого невозможно функционирование рыночного механизма.

      Во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень важно в условиях развивающейся экономики.

      В-третьих, домохозяйства – это субъекты предложения на рынке факторов производства (предпринимательской способности  и труда).

      В-четвёртых, именно домохозяйство – основа для формирования производства и реализации человеческого капитала.

      В-пятых, возможность домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного благосостояния, но и развитию рыночной экономики в  целом.

      Известно, что один из субъектов рыночной экономики - домашнее хозяйство, которое преимущественно представляет натуральный сектор современной экономики. Наряду с фирмами и государством оно является экономической единицей, состоящей из одного или более лиц, которые принимают финансовые решения и снабжают экономику исходными производственными ресурсами. Полученные за ресурсы средства используются для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих непосредственные материальные, духовные и социальные потребности человека. Таким образом, домохозяйства - это организованные субъекты, ведущие хозяйственную деятельность для удовлетворения потребностей.

      В реальной (рыночной) экономике вся  масса ресурсов составляет совокупный ресурсный рынок, состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретных ресурсов. Собственниками этих ресурсов считаются в основном домохозяйства. В тех же случаях, когда владельцами ресурсов являются фирмы или государство, последние выступают как независимые собственники ресурсов, т.е. как домохозяйства. Все виды оплаты факторных ресурсов в обыденной экономической ситуации выступают в виде обобщающих терминов дохода или прибыли.

      Как известно, субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают  домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

      Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли. Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

      В модели кругооборота участвует и  государство, которое предоставляет  домохозяйствам и фирмам свои услуги через систему национальной обороны  страны, систему образования и  медицинского обслуживания и т.д. Для обеспечения производства этих услуг государство с домохозяйств и фирм собирает денежные средства в виде налогов. У них же государство покупает необходимые для своей деловой активности ресурсы, товары и услуги.

      Кроме предоставления услуг, государство осуществляет различные денежные выплаты фирмам и домохозяйствам. Главным образом речь идет о трансфертных платежах. Важная часть трансфертных платежей – это государственные денежные выплаты на социальные нужды – пенсии, пособия и другие виды помощи нетрудоспособным, безработным и другим малообеспеченным слоям населения. Второе направление трансфертных платежей – это дотации и субсидии (денежные выплаты, предоставляемые государством фирмам для поощрения производства некоторых товаров и услуг). Субсидии и дотации могут предоставляться как производителям товаров и услуг, так и их потребителям, включая домохозяйства.

Информация о работе Домохозяйства, как субъекты рыночных отношений