Домашние хозяйства в современной экономической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученной информации, анализ показателей доходов и расходов домашних хозяйств в зарубежных странах, разработка предложений по применению опыта зарубежных стран в Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи:
изучить домашнее хозяйство как субъект экономики;
раскрыть понятие расходов и доходов домашних хозяйств, определить их структуру;
проанализировать структуру доходов и расходов домашних хозяйств в зарубежных странах;
разработать предложения по применению положительного опыта зарубежных стран в нашей стране.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ
1.1. Домашнее хозяйство как субъект экономической системы
1.2. Роль и значение домашних хозяйств в экономической системе
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1. Структура доходов и расходов домашних хозяйств зарубежных странах
2.2. Социальная политика в зарубежных странах
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Домашние хозяйства как субъект экономики.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

 

РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

 

В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности.

В республике создан и функционирует Национальный совет  по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях — комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.

Целью законодательной  базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, прежде всего наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.

Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития является расширение занятости. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.

К базисным для  социальной сферы относится также  закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (1999 г.), который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения.

На социальное обеспечение, помимо средств из государственного бюджета, направляются ресурсы внебюджетного Фонда социальной защиты населения, который формируется за счет взносов на государственное социальное страхование. Основными статьями распределения бюджета этого фонда являются пенсии и социальные пособия.

Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом или иной деятельностью, засчитываемой в стаж работы, а также некоторые другие граждане. Пенсии по возрасту получают более 80% получателей трудовых пенсий. Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

В республике существует система досрочных пенсий для  лиц, проработавших определенное время в неблагоприятной производственной среде, а также для работников некоторых других профессиональных категорий.

Социальные  пенсии назначаются гражданам, которые  не получают трудовой пенсии: инвалидам, в т. ч. инвалидам с детства, лицам, достигшим пенсионного возраста; детям — в случае потери кормильца.

Для повышения эффективности мер по социальной защите инвалидов принят закон «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (1991 г., новая редакция — 2000 г.)

По социально-правовым основаниям обеспечения в Беларуси выделяются следующие важнейшие виды пособий: по временной нетрудоспособности; семьям, воспитывающим детей; по безработице; на погребение.

Пособие по временной  нетрудоспособности обеспечивает материальную поддержку граждан, которые по различным причинам временно утратили возможность трудиться, получать заработную плату или иной трудовой доход. Пособиями по временной нетрудоспособности обеспечиваются лица, на которых в соответствии с законодательством распространяется государственное социальное страхование.

Пособия семьям, воспитывающим детей, имеют целью социальную защиту семьи, укрепление ее положения в обществе, охрану материнства и детства. В соответствии с законом о государственных пособиях семьям, воспитывающим детей, назначаются следующие виды пособий: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; матери, ставшей на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; пособие и отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, причем период ухода за ребенком зачисляется в непрерывный трудовой стаж; пособие на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет, пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, в т. ч. пособия на детей, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом; выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленных законодательством, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Однако, несмотря на все мероприятия, проводимые в области социальной политики Республики Беларусь, система социальной защиты населения нуждается в нововведениях, обеспечивающих эффективность социальной поддержки, улучшение качества жизни населения.

Одной из составляющих социальной защиты населения является социальная работа. В Беларуси социальная работа находится на стадии своего развития и профессионального становления. Однако практика социальной работы должна быть теоретически обоснована. Поэтому, оценив богатый опыт теоретической базы зарубежных стран, я считаю, что важнейший элемент, который должен присутствовать в области социальной защиты населения – ее подкрепленность теоретической базой. В связи с этим необходимо провести исследования, которые обеспечат социальных работников знаниями о развитии человечества, поведении человека в социальном окружении, всевозможных проблемах на разных стадиях развития личности, потребностях и ресурсах, связанных с каждой фазой развития человечества.

Следующим этапом совершенствования социальной работы, на мой взгляд, могут являться:

  1. cлужба социально-бытовой помощи. Ее цель - расширение предоставляемых услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специально оборудованных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта и для повышения конкурентоспособности человека с ограничениями на рынке труда;
  2. служба семейного досуга. Ее цель - стимулирование семейного туризма, семейных экскурсий, организованного отдыха семей, создание центров семейного досуга, семейных клубов, клубов молодых многодетных семей;
  3. служба социальной профилактики отклоняющегося поведения. Ее цель - работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицидов, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних.

На мой взгляд, в белорусских условиях, существует возможность применения такого вида социальной работы, как социальное страхование, включающее обязательное пенсионное страхование, страхование на случай болезни, от несчастных случаев и по безработице.

Опыт зарубежных стран, свидетельствующий о движении от государственно-распределительным к смешанным системам финансирования, говорит о том, что наилучший способ рационального использования недостаточных финансовых ресурсов – возможности государственно-распределительной системы в сочетании с разнообразными частными схемами социального обеспечения. Для создания, становления и развития смешанной системы финансирования в Республике Беларусь необходимы следующие мероприятия:

  1. расширение сфер использования рыночных инструментов социальной защиты (обязательного и добровольного страхования, накопительных страховых систем) через механизм деятельности государственных и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных организациях медицинского страхования;
  2. нетрадиционные способы привлечения средств фирм и домашних хозяйств к финансированию строительства жилья, социальной инфраструктуры;
  3. расширение сферы платности социальных услуг, различных по качеству;
  4. привлечение ресурсного потенциала некоммерческого сектора к решению социально-значимых задач, особенно на региональном уровне.

 

ВЫВОДЫ:

  1. в Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности;
  2. основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования»;
  3. к базисным для социальной сферы относится также закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь»;
  4. опыт зарубежных стран может быть применен в таких сферах социальной политики Республики Беларусь, как: создание теоретической базы практического осуществления социальной защиты; создание служб социальной помощи; введение обязательного социального страхования, обеспечивающего более высокий уровень социальной защищенности граждан; реструктуризация ответственности между государством, работодателями и работниками с преобладанием роли хозяйствующих субъектов в финансировании инструментов социальной защиты.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе была изучена следующая тема –  «Домашнее хозяйство как субъект экономики». Была поставлена конкретная цель – раскрыть содержание работы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, анализа полученных сведений. В процессе изучения были решены следующие задачи:

  1. изучено домашнее хозяйство как субъект экономических отношений;
  2. раскрыто понятие доходов и расходов домашних хозяйств, выявлена их структура;
  3. проанализирована структура расходов и доходов домашних хозяйств в зарубежных странах;
  4. сформулированы предложения по возможности перенятия опыта в сфере социальной политики зарубежных стран.

По итогам проведенной  работы можно сделать следующие  выводы.

Домохозяйство можно рассматривать как: а) особый субъект экономической деятельности на всех этапах воспроизводственного цикла; б) специфический институт в экономической системе. В первом случае домашнее хозяйство – малая группа людей, объединенная по определенному признаку и проявляющаяся, прежде всего как потребитель экономических благ. Во втором случае домашнее хозяйство – совокупность формальных и неформальных норм и правил, определяющих поведение его участников, упорядочивающих отношения между ними и обусловливающих модели взаимодействия домашнего хозяйства с другими институтами (фирмами и государством).

Являясь одним  из главных субъектов хозяйствования, домашние хозяйства связывают всех субъектов экономики в единую систему. Одной из функций домашнего хозяйства является воспроизводственная функция, т. е. домашние хозяйства ответственны за создание наиболее важного ресурса – человека, его труда. Домашнее хозяйство стало первой ступенькой в развитии экономических отношений. Кроме того, от поведения домашних хозяйств во многом зависит национальная экономика

Доход домашнего  хозяйства – сумма денежных средств, которую присваивает данная общность людей за определенный промежуток времени.

Основными направлениями  расходов домашних хозяйств являются:

  1. расходы на личное потребление;
  2. уплата налогов и сборов в пользу государства;
  3. личные сбережения.

Существовавшая  в ФРГ модель социальной защиты (имеет название «корпоративная», «континентальная», «консервативная» или «бисмарковская») считается одной из наиболее эффективных среди европейских стран.

Структура социального  обеспечения Японии носит комплексный  характер.

Правительство Чешской Республики, проводя в целом жесткую бюджетную и денежно-финансовую политику, реализует широкий комплекс мер по социальной защите населения, обращая внимание на взаимосвязь социальных доходов с ростом стоимости жизни.

Несмотря на все мероприятия, проводимые в области социальной политики Республики Беларусь, система социальной защиты населения нуждается в нововведениях, обеспечивающих эффективность социальной поддержки, улучшение качества жизни населения.

При написании  работы использовались общенаучные  методы: анализ и синтез, историческое и логическое познание, качественно-количественного анализ, системный подхода.

Информация о работе Домашние хозяйства в современной экономической системе