Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 14:32, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть содержание выбранной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученной информации, анализ показателей доходов и расходов домашних хозяйств в зарубежных странах, разработка предложений по применению опыта зарубежных стран в Республике Беларусь.
Для достижения указанной цели в работе решались следующие задачи:
изучить домашнее хозяйство как субъект экономики;
раскрыть понятие расходов и доходов домашних хозяйств, определить их структуру;
проанализировать структуру доходов и расходов домашних хозяйств в зарубежных странах;
разработать предложения по применению положительного опыта зарубежных стран в нашей стране.
ВВЕДЕНИЕ
1. ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО КАК СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ
1.1. Домашнее хозяйство как субъект экономической системы
1.2. Роль и значение домашних хозяйств в экономической системе
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
2.1. Структура доходов и расходов домашних хозяйств зарубежных странах
2.2. Социальная политика в зарубежных странах
3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Рассмотрим основные характеристики современной модели социальной защиты ФРГ:
На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Системе социальной защиты ФРГ присуще разделение учреждений, осуществляющих социальное страхование по сферам компетенций: отдельно функционируют организации по пенсионному обеспечению, обеспечению по болезни и в связи с несчастными случаями на производстве. Общая система социальной защиты не включает страхование по безработице. Оно относится к компетенции федерального ведомства по труду, то есть осуществляется в рамках политики содействия занятости населения. Финансирование системы обязательного социального страхования осуществляется с помощью смешанной системы: из взносов застрахованных работников и их работодателей (медицинское, пенсионное страхование и страхование по безработице) и за счёт общих налоговых поступлений в госбюджет. Лишь страхование от несчастных случаев занимает особое положение: финансируется за счёт взносов работодателя. При возникновении финансовых затруднений у органов социального страхования государство гарантирует выполнение их обязательств, что подчеркивает особую роль органов социальной защиты в поддержании стабильности и социальной справедливости.
XXI век требует структурной переориентации систем социальной защиты с целью, направленной на их прочное финансовое обеспечение. Растущая доля пожилых людей среди населения, сравнительно низкая рождаемость, а также тенденции на рынке труда привели к тому, что системы социальной защиты работают на пределе своих возможностей. С помощью широких реформ политики пытаются дать ответ на вызовы времени и на солидарной основе обеспечить функционирование социальной сети и для будущих поколений.
Структура социального обеспечения Японии носит комплексный характер. Она включает выплаты, которые гарантируют минимальный доход (пенсии, пособия нетрудоспособным), страхование здоровья, вспомоществование нуждающимся. Для нормального функционирования системы социального обеспечения необходимы усилия не только государства и бизнеса, но и каждого отдельного человека.
Первый компонент
системы социального
Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций. Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний страховой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет.
Немаловажным компонентом системы социального обеспечения является страхование здоровья. Существуют шесть альтернативных систем, которые охватывают все население:
1) страхование здоровья наемных работников частного сектора;
2) страхование моряков;
3) ассоциации взаимопомощи по страхованию работников государственных предприятий и учреждений;
4) ассоциации взаимопомощи по страхованию работников муниципальных предприятий и учреждений;
5) ассоциации взаимопомощи по страхованию учителей и других работников частных школ;
6) национальное страхование здоровья лиц, занятых индивидуальным трудом, а также неработающих, осуществляемое муниципалитетами.
Третий компонент системы - общественное вспомоществование - охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Правовой базой этого вида помощи является Закон о гарантиях прожиточного минимума. Средства выплачиваются по семи статьям расходов: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. Общественное вспомоществование осуществляется также и на основании шести других законов, которые указывают адресатов получения помощи. Приоритет отдан защите материнства и детства. Для решения вопросов о предоставлении помощи существуют специальные центры. Также эта система предназначена и для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками. Кроме того, помощь оказывается пожилым людям (создание реабилитационных центров и домов для престарелых, оказание медицинской помощи на дому, создание волонтерских организаций для привлечения населения к активной деятельности по месту жительства).
Необходимо отметить, что наибольшее внимание японское правительство уделяет на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет. В скором времени по причине роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.
Правительство Чешской Республики, проводя в целом жесткую бюджетную и денежно-финансовую политику, реализует широкий комплекс мер по социальной защите населения, обращая внимание на взаимосвязь социальных доходов с ростом стоимости жизни.
В Законе о прожиточном минимуме устанавливаются суммы, необходимые для обеспечения питания и других первичных потребностей, дифференцированные в зависимости от возраста и состояния здоровья; суммы, необходимые для обеспечения первоочередных затрат на семью, дифференцированные в зависимости от количества лиц в семье, и виды доходов, которые являются решающими для оценки уровня бедности.
На основании прожиточного минимума определяются все минимальные выплаты: минимальная пенсия, являющаяся единственным источником дохода, минимальное пособие по безработице, устанавливающееся на уровне прожиточного минимума. При этом в правительственных заявлениях подчеркивается, что необходимо соблюсти такие пропорции между отдельными видами доходов, чтобы доходы по труду не утратили своего стимулирующего характера, а социальные доходы сохранились на приемлемом уровне как с точки зрения стоимости жизни, так и с точки зрения возможностей государства.
Новая концепция социальной защиты в Чехии предполагает создание дифференцированного комплекса инструментов, призванных адресно, оперативно и эффективно решать сложные социальные ситуации. В основе новой концепции лежит следующий принцип: уровень жизни каждого отдельного лица и семьи определяется в первую очередь доходами по труду, перераспределение социальных средств не должно ослабить этот механизм. Социальные доходы не должны деформировать, а лишь целенаправленно корректировать социальное расслоение общества.
В новой концепции структура социальной политики представлена тремя относительно самостоятельными системами.
В настоящее время в Чешской Республике подготовлен проект новой редакции Закона о занятости, принятого в 1991 г. Главные направления государственной политики занятости сосредоточены на четырех программах:
Коренным образом была изменена и система финансирования здравоохранения. За основу организации здравоохранения в Чехии была взята система классического обязательного медицинского страхования, принятая, в частности, в Германии. Все расходы на медицинскую помощь покрываются из доходов фонда медицинского страхования, государственного бюджета и местных бюджетов.
Непосредственно из государственного бюджета выплачиваются страховые взносы за следующие социально уязвимые категории населения: находящихся на иждивении детей, пенсионеров, получателей родительского пособия, женщин в отпуске по беременности и родам, безработных, получателей социальных пособий в соответствии с нормами Закона о социально нуждающихся и некоторых других категорий граждан.
Закон о государственной социальной поддержке свел более чем 70 видов различных пособий по социальной защите к девяти и значительно сузил круг их получателей. Все пособия системе государственной социальной поддержки являются чисто государственными и предоставляются из государственного бюджета. Право на государственные пособия по социальной поддержке имеют все лица, постоянно проживающие на территории Чешской Республики.
Проводимая в настоящее время реформа финансирования социальной сферы в конечном счете позволит не только оказывать более адресную и эффективную помощь нуждающимся в ней, но и в перспективе даст значительную экономию государственных средств.
Новая чешская концепция социальной политики позволяет реализовать многовариантную модель, в которой государственное перераспределение будет направлено на смягчение резких различий в доходах, ведущих к дезинтеграции общества и усилению социальной напряженности, что могло бы нарушить достигнутый социальный консенсус в обществе и тем самым затормозить проведение экономических реформ.
ВЫВОДЫ:
Информация о работе Домашние хозяйства в современной экономической системе