Доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ динамики роста доходов в Республике Беларусь.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие доходов населения и их виды.

2. Определить источники формирования доходов населения.

3. Выявить факторы, определяющие величину доходов населения.

4. Рассмотреть причины и показатели неравенства доходов.

5. Рассмотреть особенности политики государства в области регулирования и перераспределения доходов.

6. Провести анализ состояния доходов населения Республики Беларусь за последние годы.

7. Рассмотреть особенности социальной политики государства в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 149.00 Кб (Скачать)

 

Покупательная способность  среднедушевых располагаемых денежных доходов населения с 2000по 2009 гг., а также потребление основных продуктов питания в 2009 году приведено в Таблице 2.

 

 

Таблица 2. Покупательная  способность среднедушевых располагаемых  денежных доходов населения

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Хлеб пшеничный 150 189 236 254 228 257 294 346 378 380

Картофель 351 498 304 332 670 618 498 655 743 736

Капуста свежая 334 304 214 242 569 352 477 455 451 688

Морковь 226 233 188 217 454 350 383 469 404 587

Яблоки 104 122 159 107 131 149 163 162 145 235

Сахар-песок 107 133 159 135 166 209 214 260 317 332

Масло растительное 45 67 58 57 70 88 109 124 101 149

Говядина 36 45 41 47 46 48 55 62 68 64

Свинина 27 33 37 45 45 45 53 63 70 70

Рыба 26 34 38 43 51 66 80 84 97 105

Молоко, л 294 310 284 306 317 377 439 496 498 491

Масло животное 25 36 31 31 32 40 46 55 54 55

Яйца, шт. 874 1058 1072 1177 1293 1480 1774 2122 2399 2405

 

 

 

Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.

 

Из Таблицы 2 видно, что  покупательская способность среднедушевых  доходов населения начиная основных товаров с 2000 года увеличивается  ежегодно, и уже к 2009 году удваивается.

 

Мировой финансово-экономический  кризис, безусловно, оказал влияние  на доходы населения Республики Беларусь. Однако, меры, принятые государством позволили  минимизировать его негативные последствия  для нашей страны. Так, в январе-августе 2010 г. в экономике республики было занято 4644,51 тыс. человек, что на 0,1% больше, чем в январе-августе 2009 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3467,2 тыс. человек, или 74,7% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 143,7 тыс. человек. [18]

 

В январе-августе текущего года 139,4 тыс. работников организаций (4% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-августе 2009 г. - 8,5%). В августе 2010 г. по сравнению с июлем 2010 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась в 1,4 раза и составила 11,4 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась в 1,2 раза и составила 7,8 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы в августе 2010 г. были предоставлены по инициативе нанимателя 5,1 тыс. человек, или 64,8% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска. [18]

 

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2010 г. составила 35,9 тыс. человек, что на 14,9% меньше, чем в сентябре 2009 г. и на 7% меньше, чем в августе текущего года. Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября текущего года составил 0,8% от экономически активного населения (на конец сентября 2009 г. - 0,9%). [17]

 

В январе-сентябре 2010 г. на учет было поставлено 260,1 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 159 тыс. человек, или 61,1% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-сентябре текущего года 159,1 тыс. человек, в том числе 103,8 тыс. безработных, или 65,2% от числа всех трудоустроенных. [17]

 

На оплачиваемые общественные работы в январе-сентябре 2010 г. было привлечено 75,6 тыс. человек, из них 39 тыс. безработных, или 51,6% от числа привлеченных. На конец сентября 2010 г. на одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию условно приходилось 0,6 безработных (на конец сентября 2009 г. - 1 безработный). Из общего числа вакансий 80,3% предназначены для трудоустройства рабочих. [17]

 

Средний размер пособия  на одного безработного в сентябре 2010 г. составил 49,5 тыс. рублей, или 17,9% от бюджета прожиточного минимума в  среднем на душу населения. [18]

 

В январе-августе 2010 г. объем  денежных доходов населения составил 67,2 трлн. рублей и по сравнению с январем-августом 2009 г. увеличился на 18,2% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 6,7%. В результате реальные денежные доходы (с учетом индекса потребительских цен) увеличились на 10,8%. [18]

 

Денежные доходы в  расчете на душу населения в январе-августе 2010 г. увеличились по сравнению с  январем-августом 2009 г. в реальном выражении  на 11%. Соотношение среднедушевых  денежных доходов населения с  минимальным потребительским бюджетом составило 2 раза, с бюджетом прожиточного минимума - 3,3 раза. [18]

 

Как уже было упомянуто, основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в январе-августе 2010 г. составил 76,3%.

 

Денежные расходы и  сбережения населения в январе-августе 2010 г. составили 67,4 трлн. рублей, из них  на покупку товаров и оплату услуг  население израсходовало 53,4 трлн. рублей (79,2% от общей суммы денежных расходов и сбережений населения), на оплату налогов, взносов и прочие расходы - 13,9 трлн. рублей (20,7%), на сбережения - 3,7 трлн. рублей (5,5%). [18]

 

Номинальная начисленная  среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-августе 2010 г. составила 1149,6 тыс. рублей, в том числе в августе − 1286,9 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с июлем 2010 г. на 0,3%, или на 4,1 тыс. рублей. [18]

 

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских  цен на товары и услуги) в январе-августе 2010 г. по сравнению с январем-августом 2009 г. увеличилась на 10%, в августе 2010 г. по сравнению с июлем 2010 г. - уменьшилась на 0,3%. [18]

 

В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-августе 2010 г. составила 882,7 тыс. рублей, в том  числе в августе - 947,8 тыс. рублей и по сравнению с июлем 2010 г. уменьшилась  на 45,7 тыс. рублей, или на 4,6%. [18]

 

Реальная заработная плата работников бюджетных организаций  в январе-августе 2010 г. по сравнению  с январем-августом 2009 г. увеличилась  на 7,6%, в августе 2010 г. по сравнению  с июлем 2010 г. - уменьшилась на 5,2%. [18]

 

На промышленных предприятиях средняя заработная плата в августе 2010 г. составила 1422,2 тыс. рублей, что на 10,5% выше средне - республиканского уровня оплаты труда. Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности - 2274,9 тыс. рублей, химической промышленности − 2160,3 тыс., черной металлургии - 1975,6 тыс. рублей, что в 1,6-1,4 раза выше, чем в среднем по промышленности. На предприятиях швейной промышленности средняя заработная плата составила 840,2 тыс. рублей, текстильной - 911,6 тыс., лесозаготовительной - 919,6 тыс., кожевенной, меховой, обувной - 1067,7 тыс., деревообрабатывающей - 1086,9 тыс. рублей, или на 41-24% ниже, чем в среднем по промышленности. [18]

 

В строительных организациях в августе 2010 г. средняя заработная плата составила 1786,9 тыс. рублей, или на 38,9% выше, чем в среднем по республике. [18]

 

В организациях транспорта средняя заработная плата в августе 2010 г. сложилась в размере 1551,9 тыс. рублей, в том числе трубопроводного - 2228,3 тыс., авиационного - 1868,2 тыс., железнодорожного - 1742,1 тыс., автомобильного - 1285,9 тыс. рублей. [18]

 

В организациях сельского  хозяйства средняя заработная плата  работников в августе 2010 г. составила 925,5 тыс. рублей, что на 28,1% ниже, чем  в среднем по республике. [18]

 

В организациях, занятых  банковской деятельностью, средняя  заработная плата в августе 2010 г. составила 2199,2 тыс. рублей, в организациях страхования − 1651,4 тыс. рублей. [18]

 

В учреждениях здравоохранения  заработная плата сложилась в размере 979,2 тыс. рублей, в том числе врачей - 1614,4 тыс., среднего медицинского персонала - 950 тыс.; образования - 802,8 тыс., в том числе учителей - 896,6 тыс., профессорско-преподавательского состава - 1528,2 тыс. рублей; культуры и искусства - 874,8 тыс.; в организациях науки и научного обслуживания - 1731,4 тыс. рублей, в том числе в учреждениях, ведущих научно-исследовательские работы − 1682,5 тыс. рублей (из них в НАН Беларуси − 1481,4 тыс. рублей). [18]

 

В органах по труду, занятости  и социальной защите в сентябре 2010 г. на учете состояло 2459 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 530,3 тыс. рублей, что в 2,2 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 555 тыс. рублей, по инвалидности - 483,4 тыс. рублей, по случаю потери кормильца - 325,6 тыс. рублей, социальных пенсий - 205,9 тыс. рублей. [17]

 

Реальный размер назначенных  пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских  цен на товары и услуги) в сентябре 2010 г. по сравнению с сентябрем 2009 г. увеличился на 23,9%, по сравнению с августом 2010 г. уменьшился на 1,6%. [18]

 

 

2.2 Государственная социальная  политика Республики Беларусь

 

 

Исходя из оценки складывающейся социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии развития Республики Беларусь, основной целью социальной политики на перспективу является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения. [2, с.12]

 

Для решения проблем, существующий на данный момент, государство  предпринимает попытки обеспечить рациональную занятость населения, восстановить роль заработной платы как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства и повышения трудовой активности работников.

 

Предпринимаются также  попытки реформировать систему  оплаты труда, формируя ее уровень на принципе рационального воспроизводства рабочей силы, позволяющей работнику и его семье удовлетворять необходимые материальные и духовные потребности и создавать денежные накопления для наращивания инвестиционного потенциала. [2. с.13]

 

В перспективе предусмотрен ряд мер, которые позволят пересмотреть порядок налогообложения, в том числе и заработной платы, используя прогрессивную шкалу налогообложения сверхвысоких доходов, а также налог на недвижимость; стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности, улучшение жилищных условий, медицинского обслуживания, образования и др.

 

Важным направлением социальной политики государства в нашей стране является обеспечение перехода на более эффективное оказание социальной помощи, прежде всего на основе учета нуждаемости и строгой адресности социальных выплат, а также повышение роли социального страхования как важнейшего механизма защиты при утрате заработка в случае безработицы, других рисков. [4, с. 20]

 

Целями дальнейшего  совершенствования оплаты труда  являются кардинальное повышение ее размера, позволяющее каждому трудоспособному  человеку своим трудом поддерживать достойный уровень жизни; обеспечение реализации воспроизводственной, стимулирующей и социальной функций заработной платы.

 

Реформирование оплаты труда предусматривается осуществлять с учетом необходимости постепенного переноса социальных расходов (оплата услуг социальной сферы, включая жилищно-коммунальные и др., а также пенсионное обеспечение) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан. [4, с.22]

 

Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы  будет осуществляться на основе применения Единой тарифной сетки, предусматривающей увеличение различий в оплате труда между высококвалифицированными и низкоквалифицированными работниками, упорядочение структуры заработной платы путем включения в основную заработную плату доплат, надбавок, повышающихся коэффициентов и других выплат, которые в большинстве случаев не связаны с результатами труда. Решение этих задач намечается обеспечить за счет:

 

среднегодовых темпов прироста реальных доходов населения на уровне - 5-6% в год; реальной заработной платы - 6-7%;

 

повышения доли оплаты труда  в ВВП - в 2010 г. - 60%. [4, с.25]

 

Рост оплаты труда, денежных доходов населения позволит иметь  достаточные источники для социальных выплат, пенсий, пособий, стипендий  и других и оказывать адресную поддержку наименее обеспеченных групп населения.

 

Основная цель социальной защиты - поддержка тех групп и  слоев населения, которые оказались  в наиболее неблагоприятных условиях и не могут своими силами улучшить собственное положение. [11, с.38]

 

Совершенствование пенсионного  обеспечения будет осуществляться в соответствии с Концепцией реформы  системы пенсионного обеспечения, которая предусматривает комплекс мер по повышению гарантий прав граждан  на пенсионное обеспечение, созданию предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы, ликвидации диспропорций в пенсионном обеспечении различных категорий граждан.

 

Предполагается создать  комбинированную пенсионную систему, построенную на реализации трех уровней  пенсионного обеспечения граждан. Первый уровень составят социальные пенсии, выплачиваемые за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного социального (пенсионного) страхования. Второй уровень будет предусматривать обязательное пенсионное страхование (выплаты страховых пенсий должны обеспечиваться за счет текущих страховых взносов). Третий уровень - дополнительные профессиональные пенсионные системы - будет формироваться на накопительных принципах. [2, с.18]

Информация о работе Доходы населения