Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:29, курсовая работа
Таким образом, целью данной курсовой работы - рассмотреть доходы населения, их виды, источники формирования, а также провести анализ динамики роста доходов в Республике Беларусь.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие доходов населения и их виды.
2. Определить источники формирования доходов населения.
3. Выявить факторы, определяющие величину доходов населения.
4. Рассмотреть причины и показатели неравенства доходов.
5. Рассмотреть особенности политики государства в области регулирования и перераспределения доходов.
6. Провести анализ состояния доходов населения Республики Беларусь за последние годы.
7. Рассмотреть особенности социальной политики государства в Республике Беларусь.
При построении кривой Лоренца (Рисунок 1) по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).
Рисунок 1 - Кривая Лоренца
Теоретическая возможность
абсолютно равного
Кривая Лоренца представляет
собой кумулятивное распределение
численности населения и
Область между линией
абсолютно равного
В соответствии с современной
экономической теорией
Но если же на долю 40 % населения приходится менее 12-13 % общей суммы доходов страны, то такой перекос вызывает резкое недовольство малоимущих граждан и может быть чреват социально-экономическими и политическими потрясениями.
Основными инструментами, с помощью которых государство регулирует различия в доходах разных социальных групп, являются прогрессивное налогообложение, налоги на имущество и наследство, а также система социальных выплат. [1, с.220]
При анализе кривой Лоренца необходимо иметь в виду, что она строится по номинальным доходам. Выплата налогов сглаживает неравенство в доходах, спрямляет кривую и приближает ее к кривой абсолютного равенства.
Для характеристики распределения населения по доходу рассчитывается ряд показателей, среди которых коэффициент концентрации доходов Джинни (KL), характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения. Он рассчитывается по формуле:
(2.1)
где pi - доля населения, имеющего доход не выше, чем его максимальный уровень в i-й группе;
q1 доля доходов i-й
группы в общей сумме доходов
населения, исчисленная нараста
Коэффициент Джинни изменяется в пределах от 0 до 1. Причем чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.
По кривой Лоренца (Рисунок 1) можно
рассчитать коэффициент Джинни как
отношение площади между
(2.2)
Типичное значение индекса Джинни в развитых странах колеблется между 0,2 (в скандинавских странах) и 0,35 (в США); для развивающихся стран он составляет 0,4 - 0,5 [17, с.330]
Наряду с коэффициентом Джинни, для характеристики дифференциации доходов в обществе используется квинтильный (децильный) коэффициент.
Неравенство доходов оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны и приводит к негативным последствиям [6, с.157]:
рост дифференциации доходов означает для экономики выманивание среднего класса, являющегося основным "производителем" спроса на товары и услуги. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике.
чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.
высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики.
Таким образом, дифференциация выделяет не только высокодоходные и низкодоходные группы, одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).
1.4 Государственная политика перераспределения доходов
Значительное неравенство
в распределении доходов
Она осуществляется по двум
основным направлениям [7, с.211]: регулирование
доходов населения и
Практика регулирования доходов предполагает [7, с.212]:
установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;
защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.
Политика перераспределения доходов включает [7, с.215]:
аккумуляцию денежных средств
в руках государства для
предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.
финансирование системы социальной защиты, включающей:
а) систему социального страхования;
б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.
Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей.
Социальные трансферты - это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах. [12, с.86]
Вмешательство государства
в перераспределительные
Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители.
Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты - это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования. [8, с.112]
Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач:
оказание прямой помощи
наиболее уязвимым слоям населения
через систему социального
нейтрализацию инфляционного
обесценивания доходов и
Государственная политика
доходов заключается в
Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса. [5, с.79]
Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.
2. Доходы населения Республики Беларусь
2.1 Динамика доходов населения Республики Беларусь за последние годы
Динамика доходов населения Республики Беларусь с 2000 по 2009 гг. приведена в Таблице 1.
Таблица 1. Динамика доходов населения Республики Беларусь
2000 2001 2002 2003 2004 2005
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. месяц 46,51) 96,2 143,5 192,4 250,8 329,3 416,9 503,9 648,2 753,6 Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 114,1 128,1 104,1 103,9 109,8 118,4 117,8 113,2 111,8 102,7 Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году 113,8 128,1 104,0 100,7 109,3 118,1 115,9 113,1 111,8 103,7 Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. 58,91) 123,0 189,2 250,7 347,5 463,7 582,2 694,0 868,2 981,6 Реальная заработная плата, в процентах к предыдущему году 112,0 129,6 107,9 103,2 117,4 120,9 117,3 110,0 109,0 100,1 Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб. 36,41) 65,0 89,6 113,9 172,6 211,0 277,6 328,2 389,4 429,5 Реальный размер назначенной пенсии, в процентах к предыдущему году 143,2 122,1 102,3 101,4 132,4 113,2 123,4 105,4 104,7 100,2
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
Как видно из Таблицы 1, денежные доходы на душу населения в республике с 2000 года увеличились в 16 раз. И составили в 2009 году 753,6 тыс. рублей в месяц. В то же время Таблица 1 наглядно показывает, что реальные денежные и реальные располагаемые денежные доходы населения Республики Беларусь демонстрируют прирост из года в год. Следует отметить, что темпы прироста данных показателей существенно замедлились в 2009 году и составили 102,7 и 103,7 процента соответственно. Это связано с последствиями мирового финансового кризиса.
В Таблице 1 также прослеживается динамика номинальной начисленной среднемесячной заработной платы одного работника с 2000 по 2009 года увеличилась в 16 раз, и в 2009 году составила 981,6 тыс. рублей. В динамике реальной заработной платы наблюдается ежегодный рост в среднем 110-115%. Исключение составляет лишь 2003 год (103,2%) и 2009, когда рост этого показателя составил лишь 100,1%.
Средний размер назначенной пенсии в республике в 2009 году составлял 429,5 тыс. рублей, увеличившись почти в 12 раз с 2000 года.
Наибольший удельный вес в доходах населения во всем мире имеет заработная плата, и наша страна не является исключением. Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу) продемонстрирована на Рисунке 1.
Рисунок 1. Структура денежных доходов населения (в процентах к итогу)
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь.
Если рассмотреть структуру денежных доходов населения, приведенную на Рисунке 1, то видно, что оплата труда является наибольшим источником дохода населения Республики Беларусь (57,1% в 2009 году, 58,0% в 2005 году), за ним следуют трансферты населению и прочие доходы (19,7% и 20,4% соответственно в 2009 году), наименьший источник дохода (2,8% в 2009 году) - это доходы населения от собственности.