Доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Оценка показателей динамики и структуры доходов населения является важнейшим элементом разработки комплексных прогнозов. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 133.32 Кб (Скачать)

     Механизм  социальной защиты включает меры, касающиеся всех членов общества, а также адресованные отдельным социальным группам. К  числу первых обычно относятся: обеспечение  эффективной занятости, позволяющей  каждому человеку находить применение своим личным способностям в соответствующей  сфере деятельности; официальное  установление реального уровня прожиточного минимума, как в денежной форме, так  и по «потребительской корзине» с  учетом дифференциации доходов и  потребления населения; защита интересов  потребителя; компенсация, адаптация  и индексация доходов, развитие отношений  социального партнерства. Ко вторым принадлежат: социальная помощь бедным или малоимущим слоям населения, целевые или адресные выплаты  из фондов общественного потребления  [10, с. 625]. 

3.2. Пути повышения  уровня и качества  жизни в Республике  Беларусь 

     Пути  повышения уровня и качества жизни  в Республике Беларусь включают:

  • создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
  • обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров;
  • обеспечение роста реальных денежных доходов населения;
  • последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
  • формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
  • повышение уровня пенсионного обеспечения;
  • снижение уровня малообеспеченности населения;
  • повышение социальной защиты нуждающихся [17, с. 10].

     Государственная политика повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь проявляется в разнообразных  формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов  [10, с. 319]. Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: социальные пенсии, пособия, стипендии, заработная плата работников непроизводственной сферы, денежное обеспечение. Компенсация потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или вызванным другими повреждениями здоровья, связанными с выполнением трудовых обязанностей.

     Развитие  рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому  состоянию людей, что обусловливает  развитие системы образования и  охраны здоровья на принципиально иных началах [10, с. 321]. В условиях постоянного роста цен величина прожиточного минимума постоянно корректируется [11, с. 626].

     Государственное социальное страхование застрахованным гражданам обеспечивает следующие  социальные гарантии:

  • пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет; пособия и компенсации в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
  • пособия, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • пособия по болезни и временной нетрудоспособности, выплаты, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением; пособия по безработице; пособия на погребение. Граждане имеют право заключать договоры на добровольное социальное страхование. Наниматели имеют право за счет собственных средств осуществлять дополнительное социальное страхование своих работников.

     В то же время пособие по безработице  в Республике Беларусь не позволяет  обеспечить минимальные жизненные  потребности (средний его размеров – всего 45 тыс. руб., или 24% бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения), поэтому планируется  в долгосрочной перспективе принятие мер по увеличению данного пособия [20, с. 28]. Политика социальной защиты в Республике Беларусь уделяет особое внимание трудоустройству безработных. В 2008 году уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению снизился до 1%. Численность безработных составила 44,1 тыс. человек. В 2007 году обеспечено создание 153,4 тыс. новых рабочих мест (при задании – 140 тыс.), из них 28,7 тыс. – в малых и средних городских поселениях, 18 тыс. – в сельской местности. При содействии органов по труду, занятости и социальной защите трудоустроено 201,4 тыс. человек.

     В центре внимания политики социальной защиты также постоянно находятся  вопросы обеспечения занятости  инвалидов. В прошлом году в органах  по труду, занятости и социальной защите их было зарегистрировано в  качестве безработных более 4 тыс. человек. Оказано содействие в трудоустройстве 2,3 тыс., в том числе 1,1 тыс. человек  трудоустроены в счет брони приема на работу; на профессиональное обучение направлено 446 инвалидов; организована трудовая реабилитация 366 безработных  из числа данной категории граждан [19, с. 41].

     Одним из приоритетных направлений политики регулирования доходов является поддержка ветеранов, инвалидов  и пожилых людей. Продолжается реализация мероприятий Комплексной программы  по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста. Внедрение в практику выявительного  принципа работы с инвалидами, ветеранами, одинокими пожилыми людьми позволило  более оперативно, комплексно и максимально  эффективно предоставлять данным категориям граждан необходимую социальную поддержку.

     Сегодня расширяется область социального  обслуживания – 156 территориальных  центров социального обслуживания обеспечивают оказание разносторонней качественной помощи гражданам и  семьям, находящимся в трудной  жизненной ситуации [19, с. 47].

     В проведении политики регулирования  доходов населения Республики Беларусь были произведены изменения в  декабре 2007 года. В указе Президента Республики Беларусь от 14 декабря 2007 г. №638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» в целях усиления государственной поддержки населения в связи с упорядочением социальных льгот определено, что государственная поддержка населения осуществляется в форме: государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за пользование жилыми помещениями, что позволит усилить адресность политики повышения благосостояния населения [15, с. 19].

     В будущем планируется развивать  данные направления политики повышения  уровня и качества жизни.

     Таким образом, необходимость повышения  уровня и качества жизни заключается  в том, что любое общество состоит  не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже  не работающие (пенсионеры, инвалиды и  так далее) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства, кроме  того, государство должно поддерживать существование безработных. Пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь включают: создание условий трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей, обеспечение рациональной занятости населения, повышение доходов и заработной платы, снижение малообеспеченности. Государственная политика повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Итак, доходы, т.е. сумма денежных средств  и материальных благ, которые получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих  основных источников: оплата за результат  труда, трансфертные платежи, занятость  в неформальном секторе, а также  безденежные доходы.

     В первой главе мы дали определение  доходам населения, определили источники  их формирования. Дали определение  номинального, располагаемого и реального  дохода. Мы рассмотрели распределение (факторное и персональное) и дифференциацию доходов населения, кривую Лоренца, и др.

     Во  второй главе были рассмотрены доходы населения как главного показателя уровня жизни населения. Уровень жизни – это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Качество жизни как показатель (категория) благосостояния характеризуется степенью удовлетворения потребностей, отношениями к соответствующим нормам, обычая и традициям.

     Показатели  уровня жизни многоплановы. Широко используются для характеристики уровня жизни такие обобщенные показатели, как валовой национальный продукт (валовой внутренний продукт, или национальный доход) на душу населения. Анализ многочисленных показателей уровня жизни показывает, что самым характерным признаком и самой доступной для населения характеристикой уровня жизни являются доходы: номинальные, располагаемые, реальные, личные, семейные. Рассчитываются коэффициенты глубины и остроты бедности, определяется черта бедности, прожиточный минимум, потребительская корзина, потребительский бюджет семьи. Производится оценка уровня инфляции.

     В Республике Беларусь показателями уровня жизни населения являются: денежные доходы населения, реальные располагаемые  денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии.

     Необходимость повышения уровня и качества жизни  заключается в том, что любое  общество состоит не только из категории  работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и так далее) и еще  не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в  заботе со стороны семьи, государства, кроме того, государство должно поддерживать существование безработных.

     Пути  повышения уровня и качества жизни  в Республике Беларусь включают: создание условий трудоспособным гражданам  зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей, обеспечение  рациональной занятости населения, повышение доходов и заработной платы, снижение малообеспеченности. Государственная  политика повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь проявляется в разнообразных  формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов.

     В текущем году сохраняется тенденция  высоких темпов роста денежных доходов  населения, причем наибольший рост доходов  населения обеспечен за счет повышения  оплаты труда и увеличения размеров социальных трансфертов. Рост денежных доходов сопровождался снижением  уровня малообеспеченности. Возросла покупательная способность заработной платы. Обеспечено выполнение прогнозных показателей пенсионного обеспечения. Продолжаются работы по оказанию помощи и государственной поддержки, произошло  фактическое перераспределение  социальных трансфертов в пользу малообеспеченных. Увеличились размеры  единовременной и ежемесячной адресной помощи. Среди получателей адресной социальной помощи возросло количество семей с детьми-инвалидами, полных семей с детьми в возрасте до трех лет, одиноких граждан.

     В третьей главе была рассмотрена социальная политика республики, было дано ей определение, сформулированы цели, определены приоритеты социальной политики государства, касающейся непосредственно формирования и распределения доходов населения. Приоритетными направлениями социальной политики государства являются: преодоление бедности, политика заработной платы, осуществление социальной защиты и достижение социальной справедливости.

     Таким образом, в работе были решены все поставленные во введении задачи.

 

Список  источников 

  1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. Мн.: Книжный Дом, 2005. 320 с.
  2. Динамика важнейших макроэкономических показателей в сравнении со странами СНГ // Экономический бюллетень. 2008. №8. С. 9–13.
  3. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. 2008. №8. С. 23 – 27.
  4. Зайченко Н.П., Полоник С.С., Богданович А.В., Александрович Я.М. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь за период до 2020 года // Белорусский экономический журнал. 2004. №3. С. 4–19.
  5. Зайченко Н. Экономике – конкурентоспособность, человеку – благосостояние // Экономика Беларуси: итоги, тенденции, прогнозы. 2006. №2 (7). С. 6 – 16.
  6. Курс экономической теории: Конспект лекций / Е. М. Анципович, А.В. Бондарь и другие; Под общ. ред. Э.И. Лобковича. Мн. ООО «МИСАНТА», 1997. 336 с.
  7. Макконнелл К., Бурш С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика В 2 т.: Пер. с англ. – М.: Республика, 1995, – 400 с.
  8. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. М.:Новое знание, 2002. 462 с.
  9. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А. Лутоухина [и др.]; под ред. Э.А. Лутоухиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. 400 с.
  10. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007. 415 с.
  11. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Л.В. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004. 224 с.
  12. Национальная экономика Беларуси // Под. ред. В.Н. Шимова. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2006. 751 с.
  13. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. 21 декабря. №303. С. 19 – 26.
  14. Нурмахмадов М., Д.Кадыров. О формировании доходов населения при переходе к рыночным отношениям// Общество и экономика.-2003.-№12
  15. Попов А.И. Экономическая теория. – СПб.:Питер,2001
  16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. Экономика и управление.-М.,2005
  17. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия.- М.,2005
  18. Статистика: показатели и методы анализа: справ. Пособие / Н.Н. Бондаренко, Н.С. Бусыгина, Л.И. Василевская и др.; Под ред. М.М. Новикова. – Мн.: «Современная школа», 2005. – 628 с.
  19. Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. Мн., ИП «Экоперспектива», 1997. 336 с.
  20. Рынок труда и денежные доходы населения // Экономический бюллетень. 2008. №2. С. 26 – 34.
  21. www.belstat.gov.by (Официальный сайт Министерства статистики и анализа)

Информация о работе Доходы населения