Доходы населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Оценка показателей динамики и структуры доходов населения является важнейшим элементом разработки комплексных прогнозов. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение – как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Работа содержит 1 файл

основная часть.docx

— 133.32 Кб (Скачать)

     В первом полугодии 2008 г. происходил рост расходов населения на покупку товаров и оплату услуг, уплату налогов и добровольных взносов, увеличивалась задолженность населения по кредитам и резко снизилась доля сбережений населения во вкладах и ценных бумагах (вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.). Данные тенденции обусловлены, в первую очередь, ростом цен на товары и услуги.

     Рост  денежных доходов сопровождался  снижением уровня малообеспеченности. Доля населения со среднедушевыми располагаемыми ресурсами ниже бюджета прожиточного минимума в I квартале текущего года составила 7,3%, что ниже аналогичного за 2007 г. на 0,4 п.п. Вместе с тем в группе наименее обеспеченных граждан по-прежнему остаются семьи с детьми, жители сельской местности и малых городских поселений.

     В целях дальнейшего роста денежных доходов населения требуются  целенаправленные меры по созданию условий  для активизации трудовой деятельности, в том числе индивидуального  предпринимательства и самостоятельной  занятости населения, легализации  доходов от скрытой экономической  деятельности, роста доходов от собственности, повышения государственных гарантий в области оплаты труда и социального  обеспечения.  

2.2. Заработная плата  как важнейшая  часть доходов  населения Республики Беларусь 

     Заработная  плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц и т.д.). Реальная заработная плата – это номинальная заработная плата с учетом изменения розничных цен и тарифов. Так, повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальной заработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

     Средняя начисленная заработная плата в 2008 г., по представленным данным в Приложении 1 [15], составила 701,1 тыс. рублей и по сравнению с 2007 г. выросла на 9,5%.

     Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в Республике Беларусь в январе-мае 2008 г. увеличилась в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года на 23,4% и составила 802,4 тыс. руб. В бюджетном секторе экономики темпы роста заработной платы были ниже и составили 114,6% по отношению к 2007 г. В анализируемом периоде номинальная заработная плата работников в ряде важнейших отраслей была значительно ниже среднереспубликанских значений: в сельском хозяйстве – на 37,6%; в социальном обеспечении – на 34,2; образовании – на 22; в здравоохранении – на 20%. В то же время в таких отраслях, как банковский сектор, управление, наука, строительство и промышленность в целом заработная плата превышала среднереспубликанский уровень.

     Несколько увеличилась межотраслевая дифференциация в оплате труда работников. Так, за 2008 г. она составила 3,4 раза между нефтеперерабатывающей промышленностью (1633,3 тыс. руб.) и сельским хозяйством (484,1 тыс. руб.). Среди регионов самый низкий уровень номинальной среднемесячной заработной платы отмечен в Брестской области (699 тыс. руб.), наиболее высокий – в г. Минске (1075,4 тыс. руб.). Межрегиональная дифференциация составила 1,5 раза.

     Возросла  покупательная способность заработной платы: 254,9% минимального потребительского бюджета в мае 2008 г. Реальная заработная плата в среднем по республике увеличилась за 2008 г. к соответствующему периоду 2007 г. на 8,3%. [17, с. 24].

     Наиболее  эффективным средством государственного регулирования заработной платы  является определение гарантированного минимума оплаты труда – минимальной  заработной платы.

     Основными критериями минимума заработной платы  являются:

  • потребности работника и его семьи с учётом общего уровня заработной платы в стране, социальных выплат;
  • факторы экономического характера (уровень и темпы роста национального дохода, уровень занятости, платёжеспособный баланс страны).

     Анализ  динамики минимальной заработной платы  в Республике Беларусь представлен  в табл. 1.

     Таблица 1

     Анализ  динамики минимальной  заработной платы  в Республике Беларусь

Показатели 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. Динамика, тыс. руб.
Размер  минимальной заработной платы, тыс. руб. 179,05 208,8 229,7 258,6 28,9
Минимальная заработная плата, в процентах к  прошлому году 110,3 116,6 110 112,6

    Источник: Собственная разработка на основании данных http://belstat.gov.by

     Для большей наглядности представим эти данные на рис.1.

     

     Рис. 1. Размер минимальной заработной платы 2007– 2010гг. 

     С 1 января 2008г. минимальная заработная плата была установлена в размере 208800 руб. Размер минимальной заработной платы с 1 января 2009 года 10% выше, чем в 2008г. Так же наблюдается рост минимальной заработной платы и на 1 января 2010г., что составляет 12,6%.

     В Республике Беларусь минимальная заработная плата периодически пересматривается. Она стала играть роль норматива при определении размеров стипендии, пенсии, социальных пособий, применении налогов, штрафов.

     В заключение 2-ого вопроса можно  сделать вывод о том, что уровень  доходов населения является важнейшим  показателем уровня жизни, так как  именно он определяет уровень потребления. Важно отметить, что уровень и  динамика доходов также показывают состояние экономики и эффективность  экономической деятельности. Объем  денежных доходов белорусов в 2007 году вырос по отношению к 2006 году на 21,2%. Денежные доходы на душу населения составили 0,006 млрд. руб. Основную часть доходов в наше время составляет оплата труда, т.о. она также является важным показателем уровня жизни. В начале 2008 года средняя начисленная зарплата составила 701,1 тыс. руб.  
 
 
 
 

3. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь 

    1. Социальная  политика и соответствующие  ей принципы
 

     Конечной  целью развития общественного производства является удовлетворение потребностей людей, а задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального  и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом  в данный момент благ. Дело в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и  так далее) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства. Государство  должно поддерживать существование  безработных. Поэтому как в Республике Беларусь, так и в мировой практике особое внимание уделяется социальной политике, позволяющей повысить уровень  и качество жизни населения [19, с. 210].

     Социальная  политика государства представляет комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и создания системы социальных гарантий [16, с. 282].

     Важным  направлением социальной политики государства  является обеспечение условий для  нормальной занятости населения  [1, с. 210]. Каждый способный к труду член общества должен иметь хотя бы потенциальную возможность трудиться. Для этого необходимо не только создавать рабочие места, но и развивать образование, здравоохранение, создавать систему подготовки и переподготовки работников.

     Одно  из направлений социальной политики – устранение или нейтрализация  негативных моментов при переходе к  рыночным отношениям. Речь идет о коррупции, взяточничестве, бесконтрольности по отношению к развитию теневой экономики.

     Социальная  политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение  ресурсного потенциала для осуществления  социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, создаются условия  для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал  для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту  образования, квалификации работников, созданию условий для здорового  образа жизни.

     Следующим принципом можно назвать принцип  всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными  мероприятиями всех социально-демографических  слоев и групп населения.

     Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чутко реагировать  на происходящие изменения в экономической  и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий  переходной экономики, где неизбежны  кризисные явления, инфляция, рост безработицы  и как следствие – резкое падение  уровня жизни и социальные потрясения в обществе [1, с. 211].

     Развитие  международных экономических отношений, их интернационализация и глобализация обусловило формирование международных  аспектов социальной политики. Последняя  уже перестала быть чисто национальным свойством той или иной страны, наоборот, складываются общенациональные, общегосударственные направления  ее развития и принципы функционирования. К таким общемировым стандартам социальной политики можно отнести  следующее:

  • социальная политика приобрела свойство всеобщности. Это проявляется, с одной стороны в том, что все страны мира, независимо от уровня экономического развития, разрабатывают комплекс мер по обеспечению социальной защищенности своих граждан; с другой стороны, национальные системы социальной защиты населения сферой своей деятельности охватывают все слои населения, все его демографические группы;
  • разрабатывается в общемировом масштабе система правового обеспечения системы социальной защиты от объективно обусловленных рисков. Речь идет о том, что население всех стран мира получает ныне гарантии социальной поддержки со стороны государства, международных благотворительных организаций на случай потери трудоспособности, болезни, инвалидности или ущерба в случае аварии на производстве, пенсий по старости, пособий на случай смерти кормильца и так далее;
  • социальная политика носит адресный характер. Это выражается в том, что, например, социальная помощь оказывается не производству или государству, где произошла авария или стихийное бедствие, а конкретным лицам, пострадавшим от этого бедствия. Причем такая адресная поддержка оказывается всем группам населения, попавшим в критическую ситуацию, а не только тем из них, которые отнесены к группам риска;
  • выработаны общемировые подходы к классификации критериев оценки степени социальной защиты и видов льгот. Так, например, целевые пенсии и пособия получают инвалиды и участники Великой Отечественной войны, семьи погибших военнослужащих и бывших узников фашистских концлагерей, реабилитированных граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, многодетные семьи, матери одиночки и так далее. Виды льгот и услуг также соотносятся между собой. Это могут быть льготы за оплату жилья, топлива, налоговые льготы, льготы на проезд в общественном транспорте, в обеспечении жильем, лекарствами, санаторно-курортном обслуживании и так далее;
  • во всех странах сейчас получают распространение такие формы социальной помощи, как благотворительные акции, меценатство, бесплатные социально-бытовые услуги и питание и так далее [1, с. 213].

     Составляющей  социальной политики называют социальную защиту населения. Система социальной защиты населения есть критерий и  мера цивилизованности рыночных отношений  в данной стране. Социальная защита и социальные гарантии являются условиями  последовательного осуществления  социальной справедливости.

Информация о работе Доходы населения