Доходы населения, виды и источники формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выяснение природы доходов населения, их видов, источников формирования, а также изучение регулирования доходов в Республике Беларусь.
Достижение названной цели предполагает решение следующих задач:
выяснение сущности доходов, их классификации, а также источников формирования;
анализ динамики денежных доходов в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ИСТОЧНИКИ 8
2 ДИНАМИКА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1 Динамика денежных доходов населения 9
2.2. Региональная дифференциация доходов населения РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛРУСЬ 18
3.1. Социальная политика государства и ее влияние на распределение доходов 18
3.2. Прогнозирование и государственное регулирование доходов населения Республики Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2006-2010г. по областям Республики Беларусь 26
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. ( в сопостовимых ценах, в % к предыдущему году) 27

Работа содержит 1 файл

кУРСОВАЯ .doc

— 568.50 Кб (Скачать)

Одной из составляющих социальной политики Республики Беларусь является социальная защита. В первую очередь это касается наиболее уязвимых групп населения или населения с низкими доходами – детей, пенсионеров, инвалидов.  Социальная защита осуществляется в форме натуральных или денежных выплат, льгот, пособий. В Республике Беларусь она реализуется через социальные гарантии, включающие систему социальных норм и нормативов. Центральное место в этой системе занимает МПБ (минимальный потребительский бюджет) – стоимостная величина расходов на приобретение товаров и услуг для удовлетворения потребностей человека на уровне, принятом в обществе в качестве минимально допустимого.

Важным социальным нормативом является также БПМ (бюджет прожиточного минимума). Его величина является показателем доходов населения, обеспечивающих потребление им важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне. [6, с. 689]

По мере экономического развития Республики Беларусь минимальные государственные социально-экономические гарантии поэтапно повышаются до уровня БПМ, а в дальнейшем – до уровня МПБ.

Важнейшей минимальной трудовой гарантией является МЗП (минимальная заработная плата). В Республике Беларусь размер МЗП установлен как минимально допустимый уровень выплат работнику его нанимателями за выполненную работу.

Для социальной защиты населения характерен принцип социальной справедливости, в основе которого положены равные для всех граждан возможности получения социальной помощи. В Республике Беларусь приоритетной в области социальной защиты является борьба с бедностью, т.е. поддержка преимущественно нетрудоспособных и малообеспеченных граждан. Для этого была создана нормативно-правовая база, определены критерии назначения социальных пособий, выработаны меры государственного воздействия, направленные на борьбу с бедностью, а также определены источники финансирования социальной помощи.

Меры государственного воздействия, направленные на борьбу с бедностью, включают:

      прогрессивное налогообложение, обеспечивающее перераспределение доходов между различными группами населения;

      предоставление льгот бедным;

      социальные трансферты, субсидии, благотворительные пособия и т.д.

В 2007 г. было проведено упорядочение социальных льгот. Социальная поддержка приобрела более справедливый характер. Упорядочение льгот в основном отразилось на студентах, учащихся и пенсионерах.

Одним из важнейших принципов системы социальной защиты является адресность социальной защиты. На данный момент в разработанной программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015гг. Планируется обеспечить рост реального размера пенсий по возрасту в 1,8–1,9 раза, усилить адресность социальной поддержки граждан.

Среди социальных трансфертов в Республике Беларусь имеют место пособия. Новой редакцией статьи 1 ТК (Трудового кодекса) Республики Беларусь закреплено право опекунов, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении на:

      пособие по беременности и родам;

      пособие в связи с рождением ребенка;

      пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

      пособие по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет;

      пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте                                до 18 лет [13, с. 32].

В республике продолжается работа по усилению государственной поддержки семей с детьми.

Пособие по временной нетрудоспособности назначается с первого дня утраты трудоспособности в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника, но за каждый календарный месяц не более трехкратной величины средней заработной платы рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем каждому месяцу временной нетрудоспособности [22].

Значительную часть социальных трансфертов составляют пенсии. В Республике Беларусь установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Финансирование пенсионного обеспечения в Республики Беларусь осуществляется по двум источникам: из внебюджетных фондов (за счет отчислений от заработной платы выплачиваются пенсии по старости) и бюджетных фондов (пенсии по инвалидности).  Для выплаты пенсий и пособий существует Фонд социальной защиты населения, образуемый за счет взносов, выплачиваемых предприятиями, организациями, учреждениями, предпринимателями. В органах по труду, занятости и социальной защите в октябре 2011 г. на учете  состояло 2470,5 тыс. пенсионеров, средний размер назначенных им пенсий составил 767,1тыс. рублей, что в 2,1 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Средний размер пенсий по возрасту составил 795,2тыс. рублей, по инвалидности – 706,2 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 511,3 тыс. рублей, социальных пенсий – 411,6 тыс. рублей. Реальный размер назначенных пенсий (пенсий, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) в октябре 2011 г. по сравнению с октябрем 2010 г. уменьшился на 24,8%, по сравнению с сентябрем 2011 г. – на 7,6% [22].

3.2. Прогнозирование и государственное регулирование доходов населения Республики Беларусь

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. [1, с. 535]

Мировой практикой выработано два главных направления государственного регулирования денежных доходов населения. Первое используется в развитых странах с высоким уровнем жизни, социальных гарантий. Оно предполагает обеспечение минимальных доходов (заработной платы и пенсий), достаточных для действующих в обществе стандартов потребления. Второе направление касается перераспределения доходов в обществе в пользу малообеспеченных слоев населения.

Задачей первоочередной важности при регулировании доходов является выработка мер воздействия на процессы образования доходов: объем, структуру, динамику, источники формирования. В системе государственного регулирования доходов важное место занимает социально справедливое распределение доходов, поскольку рынок не обеспечивает социальную справедливость в обществе, а, наоборот, углубляет социальную дифференциацию, увеличивает разрыв между богатыми и бедными

При выработке мер государственного воздействия на образование и использование доходов населения применяются балансы денежных доходов и расходов населения. Они разрабатываются по республике в целом, а также по областям, районам, городам и отдельным социальным группам населения. Балансы денежных доходов и расходов населения показывают общий объем и структуру денежных доходов и расходов населения. Они позволяют представить доходы и расходы по направлениям использования денежных средств, а также отразить экономические отношения между государством и населением.

На данный момент можно проанализировать результат выполнения государственной политики доходов Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг.


Таблица 5 - Оценка выполнения основных показателей программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. (%)

Показатели

Программа

Оценка
выполнения

 

 

 

Валовой внутренний продукт

146155

146,0

Продукция промышленности

143151

144

Продукция сельского хозяйства

134145

127

Инвестиции в основной капитал

198215

218,5

Объем внешней торговли, включая услуги (по данным платежного баланса), – всего

153160

182,4

в том числе:

 

 

экспорт

155162

167,0

импорт

151158

198,0

Сальдо внешней торговли (в % к ВВП)

+1,41,8

-8,4

Производство потребительских товаров

150157

158,5

Реальные доходы населения

149156

175

Розничный товарооборот

157165

190,2

Платные услуги населению

154161

164,0

Ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования, млн. кв. м

23,526

26,7

Снижение энергоемкости ВВП

2630,4

27,9


 

Примечание - Источник[14]

В настоящее время разработана программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. Главная цель социально-экономического развития страны в предстоящем пятилетии  дальнейший рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Предусматривается повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,8 раза на основе обеспечения роста:

• ВВП – 162–168%;

• производительности труда – 163–168%;

• объемов промышленного производства – 154–160%;

• сельского хозяйства – 139–145%;

• услуг – 196–203%;

•удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 21% в 2015 году;

•инвестиций в основной капитал за пятилетие – 190–197%, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Реализация поставленной цели потребует концентрации ресурсов на следующих приоритетных направлениях:

• развитие человеческого потенциала;

• предпринимательство и инициатива;

• инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;

• рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

• устойчивое развитие регионов;

• качественное и доступное жилье;

• эффективный агропромышленный комплекс.

Более подробно программа представлена в приложении Б.

В области социальной защиты инвалидов политика государства направлена на повышение качества и уровня жизни людей с физическими и умственными ограничениями, а также на расширение взаимодействия государства с общественными объединениями инвалидов и оказание им государственной поддержки. Государством также предусматривается развивать индустрию учреждений социального обслуживания детей, оставшихся без попечения родителей, престарелых. Совершенствование системы социальной поддержки малообеспеченных и оказавшихся в трудной жизненной ситуации граждан на основе адресного принципа позволит обеспечить более высокий уровень потребления в этой группе населения.

Таким образом, социальная политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на повышение благосостояния населения и создание условий для удовлетворения его потребностей. Цель реализации социальной политики состоит в создании благоприятных условий для труда. Для тех слоев населения, которые не могут удовлетворить свои потребности путем трудовой деятельности, социальная политика должна обеспечить защиту, помощь и поддержку. Основным из направлений социальной политики государства является политика доходов. Большое внимание уделяется глубокой проработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь. Основными направлениями государственной политики доходов в 2011-2015 гг. является продолжение роста реального уровня всех видов денежных доходов населения и обеспечение эффективной поддержки социально уязвимых категорий граждан. С целью поступательного роста заработной платы предполагается предоставление широких прав субъектам хозяйствования в выборе форм и систем заработной платы, установление прямой зависимости повышения заработной платы от показателей эффективности производства, качества и производительности труда. Будут созданы экономические предпосылки для легализации всех трудовых доходов, роста доходов от самозанятости и предпринимательской деятельности. Предполагается повысить доступность социального обслуживания для нуждающихся в социальных услугах пожилых людей, ветеранов, инвалидов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях современных экономических отношений, где практически ничего не дается даром, огромную роль играют средства, помогающие людям удовлетворять круг свои безграничных потребностей. Этими средствами и выступают доходы населения, т.е. сумма натуральных и денежных благ, получаемая населением из разнообразных источников. Величина доходов и их распределение определяют уровень жизни населения.

   Доходы населения могут формироваться различными способами. Основными источниками личных доходов являются трудовая деятельность населения, работающего по найму, предпринимательская и индивидуальная деятельность, а также личные подсобные хозяйства. К доходам от нетрудовой деятельности относятся социальные трансферты, доходы от собственности, проценты по облигациям и другим ценным бумагам, доходы на вложенный капитал в производственную сферу или другие отрасли экономики, а также все виды доходов, полученные от незаконных финансово-хозяйственных операций.

Проанализировав динамику доходов населения за 2006-2011гг., можно сделать вывод о том, что в целом на протяжении рассматриваемых периодов времени наблюдался рост доходов населения. Однако мировой финансово-экономический кризис повлек за собой резкое замедление темпов роста практически всех видов денежных доходов. В Республике Беларусь на протяжении 2007-2009гг. наблюдалась негативная тенденция  снижения предоставляемых населению трансфертов, а  также замедления темпов роста номинальной и реальной заработной платы. В 2010г. продолжилось осуществление мер, направленных на повышение доходов населения и заработной платы, обеспечение их дальнейшего роста, снижение дифференциации уровней доходов, создание условий для защиты социально уязвимых категорий населения. Поскольку, как говорилось выше, основными источниками формирования доходов населения являются оплата труда и социальные трансферты, соответственно наибольший упор делается на рост доходов за счет их повышения. На данный момент увеличилась номинальная заработная плата как по всей Республике Беларусь, так и по отдельным регионам. Однако реальная заработная плата увеличилась не в такой же степени из-за возросших цен на различные товары и услуги, связанных с экономическим кризисом в Республике Беларусь. Рост денежных доходов населения имел место во всех регионах страны, но больше всего в столице и ее области.

Доходы являются основой формирования уровня и повышения качества жизни граждан, и их регулирование является одним из направлений социальной политики государства. Именно поэтому в Республике Беларусь большое внимание уделяется поддержке незащищенных слоев населения путем увеличения трансфертных выплат, сохранению различных социальных гарантий и льгот. Поэтапно повышаются основные показатели уровня жизни населения, такие как минимальная заработная плата и бюджет прожиточного минимума. В действующей в настоящее время в Республике Беларусь системе прогнозирования и регулирования доходов населения большое внимание уделяется глубокой проработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития.

Информация о работе Доходы населения, виды и источники формирования