Доходы населения, виды и источники формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является выяснение природы доходов населения, их видов, источников формирования, а также изучение регулирования доходов в Республике Беларусь.
Достижение названной цели предполагает решение следующих задач:
выяснение сущности доходов, их классификации, а также источников формирования;
анализ динамики денежных доходов в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ИСТОЧНИКИ 8
2 ДИНАМИКА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9
2.1 Динамика денежных доходов населения 9
2.2. Региональная дифференциация доходов населения РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 14
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛРУСЬ 18
3.1. Социальная политика государства и ее влияние на распределение доходов 18
3.2. Прогнозирование и государственное регулирование доходов населения Республики Беларусь 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЕ А Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата за 2006-2010г. по областям Республики Беларусь 26
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Основные показатели социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. ( в сопостовимых ценах, в % к предыдущему году) 27

Работа содержит 1 файл

кУРСОВАЯ .doc

— 568.50 Кб (Скачать)

 

Примечание – Источник [17]

В Министерстве экономики сообщалось о том, что работникам бюджетной сферы будут выплачиваться разовые компенсации, в то время как тарифная ставка первого разряда, по которой рассчитывается заработная плата, останется на прежнем уровне. Своевременно будет проведена также и индексация заработной платы и денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Выплата индексированного дохода осуществляется с месяца, следующего за тем, в котором наступили условия индексации, и производится ежемесячно одновременно с выплатой заработной платы, пособий, стипендий, денежного довольствия. Динамика индексации заработной платы в 2011 году с учетом инфляции представлена в таблице 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3 — Индексация заработной платы в Республике Беларусь с учетом инфляции

Месяц

Размер бюджета прожиточного минимума

Процент индексации зарплаты

Сумма, на которую увеличилась зарплата с учетом индексации

Размер месячной минимальной зарплаты с учетом индексации

Январь

296 870

индексация не производилась

индексация не производилась

индексация не производилась

Февраль

296 870

5,2  %

15 440

индексация не производилась

Март

296 870

5,2  %

17 850

индексация не производилась

Апрель

343 260

11,9  %

40 850

491 920

Май

343 260

26,6 %

91 310

541 350

Июнь

343 260

37,5 %

128 720

577 740

Июль

343 260

37,5 %

165 886

611 730

Август

442 360

55,1 %

243 740

687 370

Сентябрь

442 360

76,2 %

337 080

778 500

 

Примечание – Источник: [22].

В Беларуси утвержден новый бюджет прожиточного минимума (БПМ). С 1 ноября 2011 года до 31 января 2012 года бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения установлен в размере 574 790 рублей. Новый БПМ повысился на 29,9 % к нормативу, который действовал с 1 августа по 31 октября — 442 360 рублей.

Одновременно с индексацией зарплат в Беларуси увеличиваются и некоторые социальные выплаты. С 1 ноября в стране повышены пенсии — в среднем на 22 %. Наряду с трудовыми пенсиями, перерасчету подвергнутся и социальные пенсии, а также надбавки и повышения, установленные к пенсиям отдельных категорий пенсионеров.

По оценке Министерства труда и соцзащиты, средняя пенсия по возрасту в ноябре составит 978 тыс. рублей, пенсия при стаже 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин и индивидуальном коэффициенте заработка пенсионера 4,0 — 1 млн. 504,4 тыс. рублей.

Дополнительные расходы на повышение пенсий составят 435,5 млрд. рублей, а в целом на выплату пенсий с ноября ежемесячно будет направляться около 2,4 трлн. рублей [18].

Для сравнения в 2009 г. средний размер пенсии по возрасту в сравнении с 2008г. увеличился на 10,3 % и составил 429,5 тыс.руб. Среднемесячный размер минимальной пенсии увеличился на 11 % и составил 235,6 тыс.руб., в то время как реальный размер пенсии по возрасту по отношению к прошлому году составил 96,3%.

   В пенсионном обеспечении в 2010г., по сравнению с предыдущим годом, среднемесячный размер пенсии увеличился в 1.4 раза и составил 584,7 тыс. руб. Реальный размер пенсий по возрасту увеличился на 12,7 % при прогнозе 8,5-11 %.

В целом, в 2011г. продолжается осуществление мер, направленных на повышение доходов населения и заработной платы, обеспечение их дальнейшего роста, снижение дифференциации уровней доходов, создание условий для защиты социально уязвимых категорий населения.

Рисунок 2 - Динамика основных показателей реальных доходов населения.

Примечание - Источник:[22]

Основными источниками формирования денежных доходов по-прежнему являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия, и стипендии).

Таким образом, мировой финансово-экономический кризис повлек за собой резкое замедление темпов роста практически всех видов денежных доходов населения. В Республике Беларусь на протяжении 2007-2009гг. наблюдалась негативная тенденция  снижения предоставляемых населению трансфертов, а  также замедления темпов роста номинальной и реальной заработной платы. В 2010г. продолжилось осуществление мер, направленных на повышение доходов населения и заработной платы, обеспечение их дальнейшего роста, снижение дифференциации уровней доходов, создание условий для защиты социально уязвимых категорий населения.

В настоящее время финансовый кризис в Республике Беларусь, включая отсутствие равновесного курса, девальвацию и инфляцию, лишь усугубил его. Государство в лице уполномоченных органов принимает все необходимые меры с целью недопущения падения реальных денежных доходов населения. Продолжается осуществление мер, направленных на повышение доходов населения и заработной платы, обеспечение их дальнейшего роста, снижение дифференциации уровней доходов, создание условий для защиты социально уязвимых категорий населения.

2.2. Региональная дифференциация доходов населения Республике Беларусь

Регионы Республики Беларусь имеют значительные различия в условиях жизнедеятельности населения. Это обусловлено особенностями социально-экономических, природно-географических, демографических и других территориальных факторов. Основополагающим для выявления проблем регионального развития является анализ и оценка показателей уровня жизни. Для оценки уровня жизни населения регионов  используются результаты выборочного обследования домашних хозяйств.

На дифференциацию оплаты труда по областям оказывают влияние два главных фактора:

более высокий уровень оплаты труда на предприятиях, расположенных в столице или близко к ней, что отражается высокими значениями  заработной платы в г. Минске практически по всем отраслям экономики;

расположение производственных мощностей по регионам и соответствующие различия структуры занятости. [10, с. 47]

Минская область находится на первом месте по уровню оплаты труда среди областей республики, что объясняется, во-первых, близостью расположения к столице, во-вторых, в этой области располагаются города с предприятиями, являющимися крупнейшими мировыми производителями («Беларуськалий», «БелАЗ»). Динамика изменения номинальной среднемесячной заработной платы за 2006-2010 г. представлена в приложении А.

Исходя из данных таблицы, соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы в г. Минске и средней по Беларуси составило в 2010г. 1,03 раза. Из областей по оплате труда лидирует Минская –1182097 тыс. руб., за ней следует Гомельская –1152295 тыс. руб., Гродненская –1105195 тыс. руб., Могилевская –1089999 тыс. руб., Витебская –1089989 тыс. руб. Самая низкая оплата труда в Брестской области –1088090 тыс. руб. Из этого следует, что межрегиональная дифференциация номинальной среднемесячной заработной платы населения составила за 2010 г. 1,2 раза. [17]

Что касается 2011 года, то из-за экономического кризиса, номинальные значения заработной платы сильно изменились как по всей республике, так и по областям.

Данные о среднемесячной заработной плате по областям и г. Минску приведены в таблице 4:

 

 

Таблица 4 - Данные о среднемесячной заработной плате по областям и г. Минску

Примечание – Источник: [22]

Вторым по значимости источником доходов населения являются социальные выплаты. Размер назначенных среднемесячных пенсий практически не различается по областям и г. Минску. Но демографическая нагрузка распределена неравномерно. На 1000 человек трудоспособного возраста наименьшее количество лиц нетрудоспособного возраста приходится на г. Минск. Можно сказать, что в силу меньшей демографической нагрузки, высоких теневых доходов столица Республики Беларусь имеет высокий разрыв с регионами. и имеет более высокий уровень доходов в среднем на душу населения.

Рисунок 3 - Денежные доходы в расчете на душу населения по областям и г. Минску в 2010 году (тысяч рублей в месяц)

Примечание – Источник:[22]

Несмотря на то, что в г. Минске самый высокий уровень доходов на душу населения по анализу 2010 года, по отношению к 2009 году наибольший темп роста среднедушевых денежных доходов населения у Могилевской области, и он составляет 118,1%.

Рисунок 4 - Темпы роста реальных среднедушевых денежных доходов населения по областям и г. Минску в 2010 году (в процентах к предыдущему году)

Примечание – Источник: [22]

Еще одним фактором, влияющим на уровень среднедушевых доходов, является экономическая активность населения. В Минске она более высокая по сравнению с другими областями. Это является следствием лучших возможностей для поиска работы по найму. Из этого следует и большая плотность населения в г. Минске и Минской области, т.к. молодежь и трудоспособное население мигрируют в столицу в поиске престижной и высокооплачиваемой работы.

В областях, граничащих со странами Европейского союза, наблюдается высокая предпринимательская активность (Брестская и Гродненская области). В этих областях отмечается также деятельность по ведению личного подсобного хозяйства. Это отражается в более высоких денежных доходах от продажи продукции сельского хозяйства.


Рисунок 5 - Распределение общего объема денежных доходов и среднегодовой численности населения по областям и г. Минску в 2010 году (в процентах)

Примечание – Источник: [22]

Таким образом, проанализировав динамику доходов населения и их региональную дифференциацию, можно сделать вывод о том, что с 2006 по 2011гг. наблюдалась положительная динамика доходов населения. Увеличилась номинальная заработная плата как по всей Республике Беларусь, так и по отдельным регионам. Однако реальная заработная плата, которая более правдиво отражает улучшение благосостояния населения, увеличилась не в такой же степени из-за возросших цен на различные товары и услуги, связанных с экономическим кризисом в Республике Беларусь. Рост денежных доходов населения имел место во всех регионах страны, но больше всего в столице и ее области. Это обусловлено особенностями социально-экономических, природно-географических, демографических и других территориальных факторов.


3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ДОХОДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1. Социальная политика государства и ее влияние на распределение доходов

Социальная политика государства является одним из направлений макроэкономического регулирования, призванным обеспечить общественную стабильность, создать равные  условия для всех граждан страны.

Социальную политику  проводят государственные органы власти. Средствами ее проведения являются установление минимальной заработной платы, уровня пенсий, стипендий, пособий и т.д. Кроме того, сильная социальная политика государства определяется не только наличием средств, но и открытостью, справедливостью ее осуществления. Она должна проводиться в интересах всего общества, поддерживаться большинством населения.

Целями социальной политики любого государства, в том числе и Республики Беларусь, являются:

      повышения уровня жизни и рост благосостояния населения;

      установление границ дифференциации населения по доходным группам;

      обеспечение эффективной занятости населения;

      соблюдение прав граждан в области труда и социальной защиты, получения образования, обеспечения жильем и т.д.;

      улучшение демографической ситуации, увеличение продолжительности жизни населения. [4, с. 125-126]

Главной целью социальной политики Республики Беларусь является повышение качества и уровня жизни населения. Важнейшим показателем благосостояния членов общества является уровень их доходов.

Наибольший удельный вес в денежных доходах населения занимает оплата труда. Основной целью социальной политики в области оплаты труда является превращение заработной платы в надежный источник доходов и повышение ее роли как стимула трудовой активности работников. Важнейшей функцией государства является обеспечение минимальных социальных гарантий в области оплаты труда и регулирование заработной платы работников бюджетной сферы.

Согласно статье 63 ТК формы, системы и размеры оплаты труда работников устанавливаются на основе коллективных договоров. В Республике Беларусь в области оплаты труда работников используется Единая тарифная сетка (ЕТС) – система тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, которая используется для регулирования тарифной части заработной платы. [10, с. 25] Существующая система организации заработной платы имеет недостатки, связанные с тем, что она не позволяет обеспечивать работникам желаемый уровень заработной платы. Как следствие, эта система не дает возможности вести деятельность в желаемых направлениях, и многие квалифицированные специалисты предпочитают работать за границей. Уже существуют предложения со стороны государственных органов, в каких случаях можно устанавливать заработную плату, не основываясь на ЕТС.  Тарифная ставка первого разряда служит для дифференциации оплаты труда по профессионально-квалификационному признаку. Постановлением правительства №1310 с 1 октября 2011г. тарифная ставка первого разряда повышена с Вr118 тыс. до Вr151 тыс. - на 28%. Этим же постановлением с 1 ноября 2011г. для оплаты труда работников бюджетной сферы введены ежемесячные дифференцированные доплаты в диапазоне от Вr240 тыс. до Вr16 тыс. по тарифным разрядам с 1-го по 27-й.

Информация о работе Доходы населения, виды и источники формирования