Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 13:43, курсовая работа
Цель данной работы является изучить теоретические и практические аспекты формирования доходов населения и их равенство.
Задачами данной работы являются:
1. Дать определение доходам населения, описать их виды и источники формироавния.
2. Охарактеризовать распределение доходов и изучить проблему их неравенства.
3. Описать модель М. Лоренца и коэффициент К. Джини.
4. Привести сведения о распределении доходов российских экономических субъектов в текущем и прошедшем годах.
Введение 3
1. Доходы населения: понятие, виды, источники 5
2. Распределение доходов и проблема их неравенства. Модель М. Лоренца и коэффициент К. Джини 11
3. Сведения о распределении доходов российских экономических субъектов в текущем и прошедшем годах 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Тест 25
Разбор экономической ситуации 26
Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества правительство стремиться, однако избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.
Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной имущественной дифференциации общества. С этих позиций приходится признать, что несправедливая экономическая эффективность сегодня имеет объективное преимущество перед неэффективной социальной справедливостью.
Степень неравенства распределения доходов в обществе определяется:
а) индексом цен;
б) индексом потребительских доходов;
в) индексом Джини; +
г) индексом реального дохода на душу населения.
На основании следующих данных постройте кривую Лоренца. Покажите, какие мероприятия государства могли бы сблизить кривую Лоренца с линией абсолютного равенства.
Группы семей (по 20%) |
Доходы, в % |
Низшая |
5 |
Вторая |
10 |
Третья |
16 |
Четвертая |
24 |
Высшая |
45 |
Чтобы получить биссектрису необходимо:
1 группа – 20 %,
2 группа - 1 группа + 20 % = 20 %+20 %= 40 %,
3 группа – 20 %+20 %+20 %=60 %,
4 группа - 20 %+20 %+20 %+20 %=80 %,
5 группа - 20 %+20 %+20 %+20 %+20 %=100 %
В нашем примере в некой стране за 2000 г. были получены данные:
для первой группы – 4,4 %,
для 2 группы – 7,2 %,
3 группа – 9 %,
4 группа – 13,5 %,
пятая группа 65,9 %.
Эти данные говорят о том, что 20 % населения владеет 65,9 % всех доходов домашних хозяйств, а 80 % всего населения владеют только 34,1 % (100 %-65,9 %). Эти данные свидетельствуют о несправедливом распределении доходов всего общества.
После этого построим кривую Лоренца (рис. 5).
Рис.5. Кривая Лоренца
Область между линией, обозначающей абсолютное равенство - представлена биссектрисой, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, или разрыв, тем больше степень неравенства доходов.
Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы, разрыв исчез, а площадь была бы равна 0.
Рыночная экономика неизбежно ведет к дифференциации доходов населения, усилению неравенства проблеме бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики, ставящий на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая должна быть направлена на регулирование отношений основных элементов социальной структуры общества, на согласование долгосрочных интересов социальных групп как друг с другом, так и с обществом.
Среди основных направлений современной социальной политики можно выделить следующие (рис.5).
Рис.5. Направления современной социальной политики
Социальная помощь, как правило, осуществляется по трем основным каналам: государственному социальному страхованию, государственному вспомоществованию, частной системе социального страхования.
Основная часть выплат государственного социального страхования идет на пенсии по старости, инвалидности, на случай смерти кормильца, на медицинскую помощь.
Государственное вспомоществование осуществляется по следующим направлениям:
- программы специальной помощи в денежной форме престарелым, инвалидам, слепым, нуждающимся семьям с детьми;
- пособия в натуральной форме: продовольственные талоны, школьные завтраки и обеды, специальное питание для беременных и матерей с детьми, продовольствие престарелым, медицинское обслуживание, жилищное пособие, ссуды студентам.
В целях поддержания
Кроме того, Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 355-ФЗ «О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» увеличен размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников и введена индексация размера указанной компенсации с учетом прогнозного уровня инфляции.
В целях улучшения качества жизни социально незащищенных групп населения проводилась работа, направленная на модернизацию системы социальной защиты за счет повышения уровня предоставляемых гарантий и адресности социальной помощи.
В этих целях в 2011 году в 17 субъектах Российской Федерации проведен эксперимент по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта (договора о взаимных обязательствах между получателями адресной социальной помощи и органом социальной защиты, направленного на повышение качества жизни указанной группы населения путем более полной реализации трудового потенциала и активизации адаптивных возможностей семьи). Средний размер единовременной выплаты достигает в ряде субъектов Российской Федерации 20-30 тыс. рублей. Средний срок действия контрактов – от 3 до 6 месяцев. С учетом результатов указанного эксперимента в 2011 году начата подготовка соответствующих изменений в законодательство, предусматривающих социальный контракт как один из механизмов предоставления государственной социальной помощи.
В 2011 году Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществлялось софинансирование реализации программ в субъектах Российской Федерации, направленных на профилактику социального сиротства, поддержку семей с детьми-инвалидами, социальную реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей, профилактику безнадзорности и беспризорности детей. Помимо программ Фондом оказывалась финансовая поддержка проектам муниципальных образований, учреждений и организаций, в том числе некоммерческих, реализующих социально значимый опыт работы по поддержке детей и (или) семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленных на активизацию добровольческой и благотворительной деятельности в сфере поддержки детей и (или) семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. На финансирование деятельности Фонда в 2011 году в федеральном бюджете был предусмотрен 1 млрд. рублей.
Дифференциация населения по уровню доходов за 2011 год несколько снизилась и составила 16,3 раза против 16,5 раза за 2010 год. На долю 10% наиболее обеспеченного населения в 2011 году приходилось 30,8% общего объема денежных доходов населения (30,9% – 2010 год), а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 1,9% (1,9% – 2010 год).
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ
(в процентах к предыдущему году)
Реальные денежные
доходы |
Реальная начисленная заработная плата |
Реальный размер назначенных пенсий1) | |||||||||||||
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
1995 |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 | |
Российская Федерация |
83,9 |
113,4 |
111,7 |
101,8 |
104,7 |
72,0 |
120,9 |
112,6 |
96,5 |
105,2 |
87,3 |
131,4 |
112,9 |
124,9 |
112,2 |
Центральный |
108,8 |
105,3 |
104,9 |
117,2 |
96,6 |
105,8 |
113,0 |
124,3 |
113,1 | ||||||
Белгородская область |
83,8 |
107,0 |
112,7 |
99,8 |
111,2 |
71,5 |
117,0 |
111,5 |
93,3 |
105,7 |
88,7 |
131,2 |
111,6 |
125,1 |
113,1 |
Брянская область |
75,5 |
113,0 |
112,8 |
100,5 |
105,3 |
68,1 |
116,2 |
110,9 |
95,1 |
103,2 |
76,5 |
133,9 |
112,1 |
123,2 |
111,2 |
Владимирская область |
76,7 |
106,8 |
106,5 |
101,4 |
107,2 |
77,3 |
121,6 |
112,3 |
96,6 |
103,6 |
82,6 |
139,5 |
112,1 |
124,4 |
112,2 |
Воронежская область |
90,1 |
100,9 |
116,1 |
98,5 |
106,7 |
70,7 |
116,7 |
109,6 |
97,0 |
105,6 |
85,0 |
130,4 |
114,2 |
122,2 |
113,2 |
Ивановская область |
89,0 |
112,9 |
108,0 |
98,5 |
108,4 |
75,8 |
117,5 |
113,2 |
99,4 |
106,0 |
83,2 |
142,5 |
114,5 |
123,9 |
109,8 |
Калужская область |
82,1 |
106,0 |
112,4 |
101,0 |
107,4 |
70,1 |
125,9 |
110,1 |
96,0 |
107,8 |
76,3 |
135,2 |
112,2 |
122,9 |
113,4 |
Костромская область |
85,4 |
113,7 |
114,7 |
98,4 |
108,8 |
77,0 |
110,9 |
113,5 |
96,7 |
100,9 |
80,8 |
133,6 |
114,2 |
124,3 |
111,2 |
Курская область |
77,6 |
107,6 |
108,7 |
95,6 |
106,2 |
69,6 |
111,3 |
100,4 |
94,6 |
104,8 |
80,7 |
131,8 |
115,5 |
123,0 |
111,6 |
Липецкая область |
83,6 |
117,6 |
112,3 |
105,6 |
102,2 |
75,5 |
122,1 |
112,3 |
91,7 |
104,7 |
80,3 |
130,7 |
113,3 |
124,8 |
112,8 |
Московская область |
74,0 |
103,4 |
114,3 |
94,5 |
105,3 |
74,6 |
119,5 |
113,2 |
96,5 |
101,8 |
96,5 |
134,0 |
111,7 |
122,8 |
115,0 |
Орловская область |
76,0 |
106,2 |
109,8 |
96,4 |
110,5 |
69,4 |
122,4 |
110,7 |
94,8 |
104,0 |
84,7 |
136,1 |
114,3 |
124,8 |
112,4 |
Рязанская область |
76,1 |
106,1 |
115,7 |
94,2 |
106,3 |
72,3 |
118,0 |
109,9 |
94,0 |
106,7 |
73,4 |
137,2 |
114,1 |
125,4 |
110,8 |
Смоленская область |
83,0 |
107,8 |
108,9 |
98,2 |
106,8 |
66,4 |
115,9 |
108,3 |
95,2 |
102,5 |
82,8 |
133,2 |
111,9 |
123,0 |
110,3 |
Тамбовская область |
77,0 |
107,4 |
114,6 |
94,7 |
106,5 |
69,5 |
112,2 |
108,3 |
100,1 |
102,9 |
81,6 |
131,8 |
114,9 |
125,5 |
112,2 |
Тверская область |
79,3 |
103,7 |
124,9 |
100,5 |
105,9 |
80,6 |
115,8 |
106,9 |
97,4 |
106,8 |
74,9 |
134,5 |
112,2 |
124,8 |
112,7 |
Тульская область |
82,3 |
107,1 |
109,0 |
103,2 |
107,1 |
80,3 |
121,4 |
108,8 |
97,6 |
101,1 |
87,8 |
132,5 |
112,9 |
123,9 |
111,2 |
Ярославская область |
81,4 |
115,9 |
107,0 |
92,4 |
100,0 |
72,9 |
124,9 |
104,9 |
92,6 |
103,6 |
85,5 |
136,8 |
110,9 |
123,5 |
111,0 |
г. Москва |
77,0 |
108,9 |
106,7 |
113,1 |
103,2 |
53,3 |
110,2 |
121,0 |
97,7 |
106,9 |
80,9 |
131,6 |
112,6 |
124,6 |
112,9 |
Северо-Западный |
114,4 |
104,2 |
105,7 |
111,5 |
96,0 |
105,4 |
112,5 |
124,9 |
111,4 | ||||||
Республика Карелия |
81,2 |
111,0 |
108,6 |
98,2 |
102,5 |
69,8 |
117,1 |
112,9 |
96,8 |
101,6 |
79,5 |
142,2 |
113,1 |
123,7 |
110,6 |
Республика Коми |
89,4 |
117,2 |
107,4 |
96,1 |
102,4 |
82,6 |
124,2 |
109,9 |
101,5 |
104,0 |
77,9 |
130,6 |
112,8 |
124,9 |
111,2 |
Архангельская область |
84,1 |
120,0 |
113,5 |
103,7 |
101,2 |
75,0 |
121,0 |
111,8 |
99,6 |
101,6 |
80,0 |
140,4 |
113,4 |
125,0 |
112,0 |
в том числе
Ненецкий |
… |
137,8 |
92,1 |
89,4 |
99,7 |
… |
138,9 |
104,2 |
94,9 |
102,2 |
… |
<p class="dash041e_0431_044b_ |
Информация о работе Доходы населения: понятие, виды, источники